#71
|
||||
|
||||
85 лет назад был разрушен храм Христа Спасителя
https://russian.rt.com/foto/338796-r...sta-spasitelya
5 декабря 2016, 09:36 Ровно 85 лет назад, 5 декабря 1931 года, в Москве был взорван храм Христа Спасителя — главный собор России, который отстроили заново лишь по прошествии более 60 лет. После разрушения святыни мрамором из храма отделали ближайшие станции метро — «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а скамейки из него появились на станции «Новокузнецкая». |
#72
|
||||
|
||||
13 Декабря 1930 - постановлением Политбюро ВКП (б) зафиксировано более 30 категорий "лишенцев"
http://www.istpravda.ru/chronograph/1214/
"Лишенцы" - это бывшие землевладельцы, торговцы, кулаки, дворяне, полицейские, царские чиновники, владельцы частных предприятий, служители культа, монахи, монахини, члены оппозиционных политических партий, белые офицеры и т.д. В 1932 году они составляли вместе с членами семей 4 процента взрослого населения страны - около 7 миллионов человек. Их дискриминация не ограничивалась лишением избирательных прав: в 1929-30 годах их лишили права на жилье, медицинское обслуживание, на получение высшего образования и на продуктовые карточки. |
#73
|
||||
|
||||
С Днём рождения, товарищ джугашвили!
Первыми, как всегда, поздравляли самые близкие...
|
#74
|
||||
|
||||
Джугашвили о Довженко
http://kommari.livejournal.com/2910112.html
И.В. Джугашвили "Об антиленинских ошибках и националистических извращениях в киноповести Довженко "Украина в огне"". Доклад на заседании Политбюро. 31 января 1944. "Тов. Довженко написал киноповесть под названием «Украина в огне». В этой киноповести, мягко выражаясь, ревизуется ленинизм, ревизуется политика нашей партии по основным, коренным вопросам. Киноповесть Довженко, содержащая грубейшие ошибки антиленинского характера,— это откровенный выпад против политики партии. Что это действительно так, в этом может убедиться всякий, кто прочтет повесть Довженко «Украина в огне». Довженко предпослал своей киноповести небольшое, но весьма показательное предисловие. В этом предисловии имеются такие строки: «Если в силу остроты моих переживаний, сомнений или заблуждений сердца какие-либо суждения мои окажутся несвоевременными, или слишком горькими, или недостаточно уравновешенными другими суждениями, то это, возможно, так и есть». Нетрудно видеть, с какой целью написано это предисловие. Как видно, Довженко прекрасно понимает, что в его киноповести с политической точки зрения далеко не все благополучно. Очевидно, что этой никчемной отговоркой он пытается застраховать себя на тот случай, если его ревизионистское, националистическое произведение будет разоблачено. Прежде всего весьма странно то, что в киноповести Довженко «Украина в огне», которая должна была бы показать полное торжество ленинизма, под знаменем которого Красная Армия успешно освобождает ныне Украину от немецких захватчиков, нет ни одного слова о нашем учителе великом Ленине. И это не случайно. Не случайно это потому, что Довженко ревизует политику и критикует работу партии по разгрому классовых врагов советского народа. А как известно, эта работа была проведена партией в духе ленинизма, в полном согласии с бессмертным учением Ленина. Герой киноповести Довженко Запорожец говорит партизанам, собирающимся судить его за работу старостой при немцах: «Попривыкали к классовой борьбе, как пьяницы к самогону! Ой, приведет она нас к погибели! Убивайте, прошу вас. Убивайте, ну! Доставьте радость полковнику Краузу. Соблюдайте чистоту линии!» «Стараемся перехитрить друг друга, да все железною метлою, да каленым железом, да выкорчевываем все один другого на смех и глум врагам. Лишь бы линия была чиста, хоть и земля пуста! Ну, потешьте немцев, перевыполняйте задачу нашего самогубства! — Бейте его, гада! — Помолчи, дурка! ...Я не знаю сегодня классовой борьбы и знать не хочу. Я знаю отечество! Народ гибнет! Я раб немецких рабочих и крестьян! — грозно закричал вдруг Запорожец.— И дочь моя рабыня! Стреляй, классовая чистеха! Ну, чего ж ты стал?» Итак, Довженко выступает здесь против классовой борьбы, он пытается опорочить политику и всю практическую деятельность партии по ликвидации кулачества как класса. Довженко позволяет себе глумиться над такими священными для каждого коммуниста и подлинно советского человека понятиями, как классовая борьба против эксплуататоров и чистота линии партии. Довженко невдомек та простая и очевидная для всех советских людей истина, что без ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране наш народ, наша армия, наше государство не были бы столь могущественны, боеспособны и едины, каким оказались они в нынешней тяжелой войне против германских империалистов. Довженко не понимает того, что нынешняя Отечественная война есть также война классовая, ибо самые разбойнические и хищнические империалисты напали на нашу социалистическую страну с целью ее покорения, уничтожения советского строя, порабощения и истребления нашего народа. Именно это, а не какое-либо другое обстоятельство привело к тому, что остатки разбитых эксплуататорских классов, враждебных рабочим и крестьянам, в ходе войны оказались в одном лагере с нашим лютым врагом — немецкими захватчиками. Кому-кому, а Довженко должны быть известны факты выступлений петлюровцев и других украинских националистов на стороне немецких захватчиков против украинского и всего советского народа. Эти подлые изменники родины, предатели советского народа не отстают от гитлеровцев, убивая наших детей, женщин, стариков, разоряя наши города и села. Они целиком перешли на сторону немецких злодеев, стали палачами украинского народа и активно борются против советской власти, против нашей Красной Армии. Если бы Довженко задался целью написать правдивое произведение,— он должен был бы в своей киноповести заклеймить этих изменников. Но Довженко, видимо, не в ладах с правдой. Иначе как понять, что Довженко в своей киноповести не разоблачил этих презренных предателей украинского народа? Они отсутствуют в киноповести Довженко, как будто не существуют. У Довженко не хватило духа, не нашлось слов, чтобы пригвоздить их к позорному столбу. Довженко осмеливается, далее, критиковать политику и практические мероприятия большевистской партии и советского правительства, направленные на подготовку советского народа, Красной Армии и нашего государства к нынешней войне. В киноповести Довженко колхозник Куприян Хуторной, обращаясь к своим сыновьям-дезертирам, говорит: «— Царя защищал, не бежал! Кому ты присягал? — обернулся он к Павлу. — Теперь бога нет! — крикнул один дезертир. — Брешете, есть! Отечество! — Так про это же разговор не был. Обучали классам. Опять же все побежали,— оправдывался Павло. — Не пущу! Я царя защищал, не отступал, а вы свою власть отстоять не можете. — Броня тонка, тато!» «Броня тонка» — это выражение повторяется в киноповести Довженко несколько раз. Оно — это выражение — придумано Довженко для того, чтобы сказать: «Советское государство не подготовилось к войне, и советский народ оказался безоружным». Довженко не понимает той простой и очевидной истины, что немецкие империалисты, поставившие своей целью захватить чужие земли и поработить другие народы,— исподволь, задолго до войны, всесторонне подготовляли свое хозяйство и армию к захватнической войне, перевели всю свою промышленность на военные рельсы за несколько лет до начала войны. Наше социалистическое государство не готовилось и не могло готовиться к захвату чужих земель, к покорению других народов, не готовилось и не могло готовиться к захватнической войне. Надо же уметь видеть эту разницу, и при честном отношении к делу ее нетрудно увидеть. Однако советское государство вовсе не оказалось безоружным перед неожиданным и вероломным нападением гитлеровской Германии. Это объясняется тем, что и здесь мы следовали заветам Ленина, который предупреждал нашу партию, наш народ, что рано или поздно империалистические государства нападут на нашу социалистическую страну и что поэтому мы должны быть готовы к серьезной войне за сохранение свободы и независимости нашего отечества. И мы к такой оборонительной войне готовились. Понятно, что, готовясь к этой оборонительной войне, мы не могли подготовиться к ней так и в такой мере, как и в какой мере подготовилась к ней гитлеровская Германия, строившая свою армию и промышленность в расчете на завоевание всех европейских, да и не только европейских, государств. Развивая вооруженные силы нашего государства и народное хозяйство, наша партия, советское правительство были настолько дальновидными, что сумели подготовить советское государство, советских людей к тому, чтобы в первый период войны выдержать один на один всю силу ударов военной машины германского империализма, остановить наступление многомиллионной, хорошо вооруженной захватнической армии врага, а затем, мобилизовав силы народа и перестроив хозяйство на военный лад, успешно бить оккупантов и гнать их с нашей земли. Уроки Отечественной войны, которая идет уже более двух с половиной лет, говорят о том, что из всех народов, не ставящих себе захватнических целей, наша страна, наш народ оказались наиболее подготовленными к войне против германского империализма даже по сравнению с такими мощными государствами, как Англия и Соединенные Штаты Америки. Такова правда. Если бы Довженко ставил своей целью писать правдивое произведение, он должен был бы об этом сказать в своей киноповести. Но Довженко, оказывается, не в ладах с правдой. Ленин, далее, предупреждал нас, что Советская республика должна быть готова к тому, что на нее нападет блок империалистических государств. Ленин как вождь и учитель партии, как мудрый человек нашего народа и знаток законов развития общества и взаимоотношений государств готовил партию и страну к наиболее худшему и тяжелому варианту будущих отношений нашего государства с другими странами во время войны. В результате сложившихся исторических обстоятельств и, разумеется, прежде всего в результате правильной политики партии и правительства нам удалось вовремя сорвать намечавшийся военный блок империалистических государств, направленный против СССР, нейтрализовать в нынешней войне Японию, Турцию, Болгарию, а такие государства, как Англия и Соединенные Штаты Америки, оказались не во враждебном нам лагере, как это, могло случиться, а выступают ныне вместе с нами в военном союзе против германского империализма. Известно, что германский империализм — самый разбойничий, коварный, террористический, худший вид империализма. Капиталисты Англии и Соединенных Штатов Америки увидели в разбойничьем грабительском характере германского империализма явную и большую опасность для своих стран. Это обстоятельство правильно учла наша партия и своей умелой внешней политикой обеспечила создание мощного антигитлеровского блока государств. Англия и США стали в один лагерь с нами против немцев. Таким образом, ленинская политика нашей партии и здесь восторжествовала. Если бы Довженко захотел написать правду, он должен был бы написать и об этом. Но правда, к сожалению, не является особенностью творчества Довженко. Поэтому он предпочитает скрыть эту правду, более того, — он предпочитает критиковать политику нашей партии и нашего правительства. В своей киноповести Довженко критикует политику партии в области колхозного строительства. Он изображает дело так, будто бы колхозный строй убил в людях человеческое достоинство и чувство национальной гордости, ослабил силу и стойкость советского народа. В киноповести Довженко колхозница Христя, ставшая наложницей итальянского офицера, говорит перед партизанским судом: «Я знаю, что мне не выйти отсюда живой. Что-то мне здесь, — она прижала руку к сердцу, — говорит, что пришла моя смерть, что совершила я что-то запретное, злое и незаконное, что нет у меня ни этой, что вы говорили, национальной гордости, ни чести, ни достоинства. Так скажите мне хоть перед смертью, почему этого нет у меня? А где же оно, людоньки! Род же наш честный... Почему я выросла негордая, недостойная и негодная. Почему в нашем районе до войны вы измеряли девичью нашу добродетель главным образом на трудодни и на центнеры? Националистка я? Какая?» Здесь Довженко отрицает ту простую и очевидную истину, что колхозный строй укрепил советское государство как экономически, так и морально-политически, что без колхозов мы не могли бы успешно вести войну. Представьте себе, что у нас в деревне сохранился кулак, а колхозы отсутствуют. Каждому понятно, что хлеб и сельскохозяйственное сырье для промышленности в значительной мере находились бы у кулака. Он диктовал бы нам любые спекулятивные цены на продукты и сырье и оставил бы армию и рабочие центры без хлеба, без продовольствия. Кулак постарался бы задушить народ голодом и ударил бы советскую власть в спину. И если всего этого не случилось, то только потому, что кулаков, к которым, видимо, Довженко испытывает такое сильное тяготение, мы ликвидировали как класс и успешно построили колхозы. Довженко не понимает и не хочет понять, что только колхозы по-настоящему раскрепостили советскую женщину. Советская женщина почувствовала себя настоящей хозяйкой, свободным, полноправным гражданином социалистического государства только благодаря колхозам. Трудодень, над которым измывается Довженко, позволил женщине стать настоящим человеком. Благодаря трудодню колхозница перестала быть экономически зависимой от семьи, от мужа. Зарабатывая большое количество трудодней, колхозница стала экономически самостоятельным человеком. Это и есть настоящая эмансипация женщины, а не болтовня об эмансипации, которой столь усердно занимались и занимаются буржуазные политики. Далее, националистическая пелена настолько застлала сознание Довженко, что он перестал видеть ту для всех очевидную огромную воспитательную работу, которую проделала наша партия в народе по развитию его политического самосознания и повышению его культуры. Только человек, рассматривающий с предвзятых, антиленинских позиций великую созидательную, прогрессивную работу нашей партии и нашего государства, может не заметить того огромного роста сплоченности, политической активности, сознания и культурности советского народа, который стал возможным на почве наших общих успехов. Довженко пишет: «Привыкшие к типичной безответственности, не ведающие торжественности запрета и призыва, вялые натуры их не поднялись к высотам понимания хода истории, призывающей их к гигантскому бою, к необычайному. И никто не стал им в пример — ни славные прадеды истории их, великие воины, ибо не знали они истории,— ни близкие, родные герои революции, ибо не умели чтить их память в селе. Среди первых ударов судьбы потеряли они присягу свою, так как слово «священная» не говорило им почти ничего. Они были духовно безоружными, наивными и близорукими». Словами врага, немецкого офицера Довженко так оценивает советский народ: «У этого народа есть ничем и никогда не прикрытая ахиллесова пята. Эти люди абсолютно лишены умения прощать друг другу разногласия даже во имя интересов общих, высоких. У них нет государственного инстинкта... Ты знаешь, они не изучают историю. Удивительно. Они уже двадцать пять лет живут негативными лозунгами отрицания бога, собственности, семьи, дружбы! У них от слова нация осталось только прилагательное. У них нет вечных истин. Поэтому среди них так много изменников... Вот ключ к ларцу, где спрятана их гибель. Нам незачем уничтожать их всех. Ты знаешь, если мы с тобой будем умны, они сами уничтожат друг друга». А затем Довженко немало потрудился в своей киноповести, чтобы доказать и подтвердить правильность этой оценки. Как мог Довженко докатиться до такой чудовищной клеветы на советский народ? Критикуя работу нашей партии и правительства по воспитанию народа, Довженко не останавливается перед извращением истории Украины с целью оклеветать национальную политику советской власти. В киноповести Довженко украинские крестьяне, запряженные немцами в ярмо, говорят между собой: «— Да, когда-то в истории, говорят, тоже запрягали нашего брата не раз. — Кто? — Богдан Хмельницкий! — О, большой злодюга был! В музее в Чернигове сабля его висела перед войной. Там надпись большая написана: «Сабля известного палача украинского народа Богдана Хмельницкого, который, Богдан, придушил народную революцию в тысяча шестьсот каком-то там году». Там сабля под стеклом, а двенадцать его портретов в подвале заперты. Никому не показывали. Говорили, что портреты те туман наводят на людей! О!» Герой киноповести Запорожец говорит: «Плохие мы были историки? Прощать не умели друг другу? Национальная гордость не блистала в наших книгах классовой борьбы?» Стоит ли говорить о том, что все это есть наглая издевка над правдой. Для всех очевидно, что именно советская власть и большевистская партия свято хранят исторические традиции и богатое культурное наследство украинского народа и всех народов СССР и высоко подняли их национальное самосознание. Клевещет Довженко и на наш партийный, советский актив и командные кадры Красной Армии, изображая их карьеристами, шкурниками и тупыми людьми, оторванными от народа. Довженко пишет о наших кадрах: «Много среди них было и никчемных людей, лишенных понимания народной трагедии. Недоразвитость обычных человеческих отношений, скука формализма, ведомственное безразличие или просто отсутствие человеческого воображения и тупой эгоизм проносили их мимо раненых на государственных резиновых колесах. — Товарищи, пожалейте!..— просили раненые. — Стой, застрелю! — кричал раненый Роман Запорожец.— Стой! — Ах, что ж оно делается? Скажи мне, почему мы такие поганые? — плакался раненый юноша с перебитой ногой.— Товарищ командир, программа какая! Самая высшая в мире. А мы вот какие, гляньте! Подвезите раненых, растуды вашу мать, нехай! — заплакал. Пролетали машины, как осенний лист». О командных кадрах Красной Армии: « А у нас, тату, генерал пропал! Застрелился, бодай его, сыра-земля не приняла! Растерялись мы. — Идите к полковнику! — Не знаем, где он. Черт бы его забрал нехай! — Идите догоняйте. — Мосты, тату, взорваны. Плавать не умеем». О советских работниках: «Он был большим любителем разных секретных бумаг, секретных дел, секретных инструкций, постановлений, решений. Это возвышало его в глазах граждан города и придавало ему долгие годы особую респектабельность. Он засекретил ими свою провинциальную глупость и глубокое равнодушие к человеку. Он был лишен воображения, как и всякий человек с сонным, вялым сердцем. Он привык к своему посту. Ему ни разу не приходило в голову, что, по сути говоря, единственное, что он засекречивал, это была засекреченная таким образом его собственная глупость». «У него не было любви к людям. Он любил себя и инструкции». Довженко говорит, что после освобождения захваченной немцами советской земли у нас «...не будет уже, верно, ни учителей, ни техников, ни агрономов. Вытолчет война. Одни только следователи да судьи и останутся. Да здоровые, как медведи, да напрактикованные вернутся!» Довженко не видит и не хочет видеть той очевидной и простой истины, что наши партийные, советские и военные кадры — плоть от плоти, кровь от крови советского народа, что они стоят в первых рядах борцов против фашистских захватчиков, самоотверженно, героически борются в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах. Довженко и здесь не в ладах с правдой. А правда состоит в том, что советский народ доверяет нашим офицерам и генералам, партийным и советским работникам и любит их, ибо они его лучшие люди. В этом, между прочим, один из важных источников силы и незыблемости нашего советского строя. Довженко в своей киноповести выступает против военной политики советского правительства, клевещет на наши кадры, критикует основы советского строя и колхозы — он критикует также основные положения ленинской теории. Довженко пишет: «Всех же учили, чтоб тихие были да смирные... Все добивались трусости. Не бейся, не возражай! Одно было оружие — писание доносов друг на друга, трясця его матери нехай! Да ни бога тебе, ни черта — все течет, все меняется. Вот и потекли. А судьи впереди». Откуда Довженко набрался такой смелости и нахальства, а может быть, и того, и другого, чтобы говорить подобные вещи? Довженко должен шапку снимать в знак уважения, когда речь идет о ленинизме, о теории нашей партии, а он, как кулацкий подголосок и откровенный националист, позволяет себе делать выпады против нашего мировоззрения, ревизовать его. Довженко в своей киноповести клевещет на украинский народ. В самом деле, с давних пор известно, и об этом, между прочим, говорит вся русская и украинская литература, насколько чист, поэтичен и благороден характер украинской девушки. А как изобразил Довженко украинскую девушку? Украинская девушка Олеся обращается с такими словами к встреченному ею на дороге незнакомому танкисту: «— Слушай,— сказала Олеся,— переночуй со мной. Уже наступает ночь. Если можно, слышишь? Она поставила ведро и подошла к нему. — Я дивчина. Я знаю, придут немцы завтра или послезавтра, замучат меня, надругаются надо мной. Я так боюсь этого. Прошу тебя... пусть будешь ты... Переночуй со мной...» Где Довженко видел на Украине таких девушек? Разве неясно, что это оголтелая клевета на украинский народ, на украинских женщин. Нетерпимой и неприемлемой для советских людей является откровенно националистическая идеология, явно выраженная в киноповести Довженко. Так, Довженко пишет: «Помните, на каких бы фронтах мы сегодня ни бились, куда бы ни послал нас Сталин — на север, на юг, на запад, на все четыре стороны света,— мы бьемся за Украину! Вот она дымится перед нами в пожарах, наша мученица, родная земля!» «Мы бьемся за то, чему нет цены в мире,— за Украину! — За Украину! — тихо вздохнули бойцы. — За Украину! — за честный украинский народ! За единственный сорокамиллионный народ, не нашедший себе в столетиях Европы человеческой жизни на своей земле. За народ растерзанный, расщепленный! — Кравчина на мгновенье умолк и словно не сказал дальше, а подумал вслух: — Скажите, можем ли мы, сыны украинского народа, не презирать Европу за все эти столетия?» Ясно, насколько несостоятельны и неправильны такого рода взгляды. Если бы Довженко хотел сказать правду, он должен был бы сказать: куда ни пошлет вас Советское правительство — на север, на юг, на запад, на восток — помните, что вы бьетесь и отстаиваете вместе со всеми братскими советскими народами, в содружестве с ними наш Советский Союз, нашу общую Родину, ибо отстоять Союз Советских Социалистических Республик значит отстоять и защитить и Советскую Украину. Украина, как самостоятельное государство, сохранится, Окрепнет и будет расцветать только при наличии Советского Союза в целом. Довженко не в ладах с правдой, поэтому он все поставил с ног на голову. Однако свет клином не сошелся,— то, чего не понимает Довженко, прекрасно понимают трудящиеся Украины. Украинцы героически бьются с врагом на всех участках нашего большого фронта. Они хорошо борются с врагом, и они понимают, что бороться за Советский Союз означает бороться за их родную Украину. Они понимают то, чего не понял Довженко, а именно: все народы Советского Союза борются за Украину. В ходе этой борьбы те области Украины, которые были захвачены врагом в первый период войны, теперь освобождены. Это оказалось возможным благодаря боевому содружеству русских и украинцев, грузин и белорусов, армян и азербайджанцев, казахов и молдаван, туркмен и узбеков,— всех народов Советского Союза. Если судить о войне по киноповести Довженко, то в Отечественной войне не участвуют представители всех народов СССР, в ней участвуют только украинцы. Значит, и здесь Довженко опять не в ладах с правдой. Его киноповесть является антисоветской, ярким проявлением национализма, узкой национальной ограниченности. Киноповесть Довженко «Украина в огне» является платформой узкого, ограниченного украинского национализма, враждебного ленинизму, враждебного политике нашей партии и интересам украинского и всего советского народа. Довженко пытается со своих националистических позиций критиковать и поучать нашу партию. Но откуда у Довженко такие претензии? Что он имеет за душой, чтобы выступать против политики нашей партии, против ленинизма, против интересов всего советского народа? С ним не согласимся мы, не согласится с ним и украинский народ. Стоило бы только напечатать киноповесть Довженко и дать прочесть народу, чтобы все советские люди отвернулись от него, разделали бы Довженко так, что от него осталось бы одно мокрое место. И это потому, что националистическая идеология Довженко рассчитана на ослабление наших сил, на разоружение советских людей, а ленинизм, то есть идеология большевиков, которую позволяет себе критиковать Довженко, рассчитана на дальнейшее упрочение наших позиций в борьбе с врагом, на нашу победу над злейшим врагом всех народов Советского Союза — немецкими империалистами". |
#75
|
||||
|
||||
Нет никаких различий между ленинским и сталинским террором
http://www.ng.ru/ng_politics/2016-12...77_terror.html
06.12.2016 00:01:05 Комментарий к последней инициативе «Мемориала» Автор: доктор философских наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН. Жажда террора и репрессий была присуща всем вождям большевизма. Фото Reuters Публикация на сайте «Мемориала» списка работников НКВД времен «большого террора» 1935–1939 годов вызвала у меня смешанные чувства. Очень хорошо, что в новой посткрымской России, в которой появилось так много борцов с «очернительством советской истории», в которой активисты из «Союза коммунистической молодежи России» у входа в музей ГУЛАГа вывешивают чучело орденоносца Великой Отечественной войны Александра Солженицына с надписью «Предатель», сохранился «Мемориал». Что есть общественная организация, которая своим существованием и названием напоминает о терроре советской эпохи, пытается довести до населения современной России правду о страданиях и муках миллионов невинных, приговоренных к смерти своей собственной властью. Сама традиция молебна со свечами у «Соловецкого камня», под окнами Лубянки, говорит о том, что наша душа со своим состраданием к мукам и болям жертв насилия еще жива. Правда, скажу сразу о том, что послужило основным мотивом к написанию этого текста. Сам факт, что символом репрессий большевистской власти против своего народа стал камень из Соловков, свидетельствует о том, что все же сначала был чекистский террор, террор Ленина и его так называемой «ленинской гвардии», а уже потом то, что создатели «Мемориала» называют «большим террором». Одним из главных препятствий на пути декоммунизации как раз и является идущая от шестидесятников традиция отрывать террор Сталина от террора ленинцев и рассматривать его обособленно от общей трагедии русского ХХ века. И поэтому, на мой взгляд, идеологи «Мемориала» часто теряют общий исторический смысл и оставляют без внимания истоки большевистского террора в целом. До сих пор, несмотря на отчаянные попытки некоторых историков, к примеру Леонида Млечина, показать, что террористические страсти Сталина ничем не отличаются от «истребительных» страстей Ленина, что жажда террора была присуща всем вождям большевизма, включая Николая Бухарина, мы никак не можем соединить сталинскую эпоху с ленинской. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что чекистский террор времен революции – начала 20-х по своим садистским наклонностям существенно отличался от террора сталинского НКВД? Кстати, не забывайте, на первых порах активное участие в организации «большого террора» и его проведении в жизнь принимали как раз ветераны ЧК. И когда они полностью передали подрастающему поколению из НКВД свой опыт, их и истребили. И здесь я уже о причине моих претензий к нынешним идеологам «Мемориала», к тому же члену его правления, автору проекта «Справочник о чекистах «большого террора» Яну Рачинскому. А почему бы вместо того, чтобы, как он говорит в своем интервью «МК» от 30 ноября 2016 года, переходить от рассказа о жертвах сталинских репрессий конца 30-х к рассказу о палачах НКВД этого периода, наконец не перейти к рассказу о жертвах предшествующих репрессий советской власти? Ведь нам прежде всего важно создать общую картину жертв большевистской власти. Кстати, мы до сих пор очень мало делаем для обнародования расстрельной деятельности ЧК после Гражданской войны, в начале 20-х. Речь идет о расстрелах так называемых реакционных буржуа и реакционных православных священников. Ведь только тогда, когда мы свяжем воедино все репрессии большевистской власти, которые закончились только после трагедии в Новочеркасске в 1962 году, мы будем в состоянии осознать природу и истоки этой страшной трагедии. У меня складывается впечатление, по крайней мере после последнего проекта Яна Рагинского, что сами идеологи «Мемориала» не очень погружены душой в эту страшную русскую трагедию ХХ века. И я согласен с историком Сергеем Мироненко, что на самом деле фамилии работников НКВД времен «большого террора» ни о чем не говорят. И здесь ничего не произойдет, если вместо Иванова в этом списке будут Петровы и Сидоровы. И действительно, на мой взгляд, ничего не говорят ни об истоках, ни о подлинных виновниках русской трагедии ХХ века, речь идет о большевистском терроре, фамилии и имена тех шоферов «воронков», которые отвозили арестованных на очередной допрос. На мой взгляд, для истории даже не важно, был ли знаменитый палач Блохин исключением или, как он, многие стремились перевыполнить норму по расстрелу приговоренных к смерти. Кстати, немцы в 1941 году опубликовали архивы Смоленского НКВД, где были телефонограммы из Центра, обещающие повышение в должности и награды местному руководству, если они к такому-то сроку приговорят к смерти не указанное в приказе количество в 10 тыс. человек, а больше. И понятно, что если бы эти руководители Смоленского НКВД не выполнили указания Центра, то они бы сами оказались среди «антисоветских элементов». И, на мой взгляд, эту страшную трагедию террора в тоталитарном государстве не понимают авторы проекта «Чекисты времен «большого террора». В конце концов в наше время, когда так много людей так быстро теряют способность мыслить, хотя бы противники Сталина должны осознавать, что развитие таких палаческих талантов, какие были у работника НКВД Блохина, возможны только тогда, когда существует запрос на подобные таланты, когда существует палаческая власть, как называл большевиков Николай Бердяев, существует система, создающая уникальный запрос на людей, способных от природы не только к доносительству на ближнего, но и способных его убить. Убить только потому, что власть сказала, что твоя жертва принадлежит к «врагам народа» или к «отжившим классам». Нельзя судить о вине и ответственности палачей, исполняющих работу по умерщвлению невинно осужденных, не учитывая, что все это происходит в особом государстве, которого никогда в истории не было, в государстве-тюрьме, государстве-ГУЛАГе. Франция эпохи якобинства была куда свободнее, чем Россия времен Ленина и Сталина. Но никому никогда не приходило в голову в какой-то степени переносить вину Робеспьера и его Конвента на палачей, которые опускали гильотину на шею осужденных. Для средневекового мира палач – это такая же специальность, как мясник, башмачник. А наши попытки как-то сблизить и в какой-то мере отождествить апокалипсическую вину Сталина, вообще большевиков, с виной тех, кто приводил их приговоры в действие, на мой взгляд, несут в себе что-то противоестественное, аморальное. Все-таки не надо быть христианином, верующим человеком, чтобы понимать, что понятия «грех», «вина» неотделимы от права на выбор. Или ты, или тебя А трагедия состоит в том, что у всех этих людей, и самое страшное, даже у членов сталинского Политбюро, был только один выход: или следовать указаниям Сталина, или самим погибнуть. Нельзя же требовать от людей того, чтобы они, во имя сохранения чистоты своей души, сами сознательно шли на смерть. Геройство митрополита Филиппа, восставшего против опричнины Ивана Грозного, потому и геройство, что оно является уникальным поступком, примером для других. И у меня складывается ощущение, дай бог, чтобы я был не прав и кто-то меня в этом разубедил, что сама эта идея Яна Рачинского переходить от составления списка жертв сталинского «большого террора» к списку тех, кто его приводил в жизнь, идет от нежелания понять, что на самом деле нет никакого различия между ленинским и сталинским террором. Есть что-то в этом решении от шестидесятнической веры, что все, что связано с Лениным, окрашено «светлыми идеалами революции», а все, что связано со Сталиным, несет в себе отпечаток его ренегатства и больной души. Кстати, если уж говорить о репрессиях сталинского периода, то, наверное, нам нужен список жертв и его насильственной коллективизации, и его голодомора. Среди почти миллиона так называемых кулаков и их детей, отправленных зимой в неотапливаемых товарняках в Сибирь, в конце концов в живых осталось меньше половины. А детей погибло после болезни две трети. Если уж составлять список палачей сталинской эпохи, то к ним надо присовокупить и несчастных красноармейцев, которые по приказу расстреливали голодных крестьян, рвущихся в города. В моей родной Одессе, как рассказывала мне мама, красноармейцы, выставившие заслон голодным, идущим в город, на уровне Ближних мельниц, расстреляли сотни и сотни несчастных крестьян. Так это было. Поэтому, повторяю, концентрация внимания «Мемориала» только на жертвах репрессий, только на жертвах 1937–1938 годов, вольно или невольно мешает нам осознать масштаб трагедии, связанной с именем Сталина. А послевоенный голод на Украине, унесший сотни тысяч людей?! «Эстетика» палачества «Соловецкий камень» был специально доставлен и установлен на Лубянской площади обществом «Мемориал» из Соловецкого режимного лагеря особого назначения. Теперь день открытия памятника – 30 октября (1990 г.) – считается Днем памяти жертв политических репрессий. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото) Я убежден, что список работников ЧК времен Гражданской войны и начала 1920-х куда бы больше дал для понимания истоков русской трагедии ХХ века, чем список работников НКВД второй половины 1930-х. Вологодские крестьянские парни, любившие во время репрессий говорить, что их конвой «шутить не любит», пришедшие в НКВД по зову партии, в силу своего невежества и недообразованности ничего, абсолютно ничего не могут сказать нам сегодня о сути большевистского террора. Но фамилии и социальное происхождение палачей времен Гражданской войны, фамилии сотрудников ЧК времен Феликса Дзержинского, которые в отличие от парней из вологодского конвоя добровольно, по зову ума и сердца пришли к большевикам убивать врагов революции, могут очень многое рассказать об истоках русской драмы ХХ века. Ведь среди работников ЧК времен Дзержинского было много представителей дореволюционной российской интеллигенции, доучившихся и недоучившихся студентов престижных университетов. Кстати, среди них было, как я точно знаю, и много ницшеанцев. Эти люди приходили к большевикам, как честно признался в одном из своих интервью Пятаков, чтобы совершить невозможное, перейти различие между добром и злом. И садизм этих палачей, желавших совершить невозможное, отличался от примитивного садизма их последователей в НКВД. Они создали свою «эстетику» палачества. По этой причине они раздевали догола приговоренных к смерти, они стреляли в свои жертвы с близкого расстояния, смотря им в глаза, и т.д. Тут мы имеем дело с каким-то почти религиозным пристрастием к смерти, имеем дело с жаждой созерцания смерти. Яков Блюмкин со своим другом Сергеем Есениным уже в начале 20-х очень любили после ужина приходить в подвалы ЧК на Лубянке и через специальные отверстия в стене созерцать пытки над врагами революции. Репрессии – во имя? И самое важное. Когда мы осуждаем национал-социализм и его преступления, то отдаем себе отчет, что в основе всего лежала человеконенавистническая идеология расизма, настаивающая на преимуществе арийской расы и праве ее представителей уничтожать другие народы. Но почему-то, когда мы осуждаем сталинский или даже большевистский террор, мы не хотим отдавать себе отчет, что и в данном случае все вытекало из человеконенавистнической идеологии. Ведь именно марксистское учение об «отживших классах», марксистское учение о революции, которое учило истреблять представителей «отживших классов» точно такими методами, как якобинцы уничтожали представителей аристократии и даже мещанства, оправдывало террор большевиков. Правда о мотивах репрессий чекистов потому и важна, что они не скрывали свою приверженность к философии марксизма. Если Карл Маркс оправдывал «плебейский террор» как главное условие «сокращения мук рождения нового общества», то почему они, марксисты, не должны следовать его заветам? Якобинский террор привел к гибели чуть больше 4 тыс. человек. А большевистский террор, в основе которого лежало марксистское учение о «реакционных, отживших классах», привел уже к гибели миллионов людей. На самом деле Иосиф Сталин со своим учением о «неизбежности обострения классовой борьбы по мере успехов социалистического строительства», которое было идеологией «большого террора», просто следовал заветам Ленина. Ленин уже после окончания Гражданской войны, кстати, в условиях существования Конституции РСФСР 1921 года, в начале 1922 года предлагал заместителю председателя ВЦИК И. Уншлихту «усилить быстроту и силу репрессий, ускорить внимание ЦК к этому» во имя укрепления позиций победившей революции. Для Ленина как подлинного марксиста было очевидно, что чем меньше после победы большевиков останется людей, отягощенных враждебными коммунизму взглядами, тем меньше условий для контрреволюции. Особую опасность для дела революции, считал Ленин, представляет реакционное «духовенство», которое в отличие от «обновленцев» не приняло душой советскую власть. И поэтому Владимир Ленин настаивал на необходимости использовать начатую по инициативе Льва Троцкого кампанию по изъятию церковных ценностей в качестве повода для физического истребления как можно большего количества представителей православного духовенства. В марте 1922 года, в разгар этой кампании по изъятию церковных ценностей, Ленин, как всегда, строго приказывает: «…изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства нам удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше». Конечно масштабы сталинских репрессий 1930-х, начиная с насильственной коллективизации, несопоставимы с ленинскими репрессиями эпохи нэпа. По вине Сталина в целом погибли по меньшей мере 10 млн людей, включая тех, кто погиб от голода и болезней в ГУЛАГе. Но тем, кто у нас в России занимается историей советских репрессий против собственного народа, надо знать, что на самом деле у друга и соратника Владимира Ленина – Григория Зиновьева были такие же широкие планы по уничтожению антисоветских элементов, как и потом у Сталина. «Те 10 миллионов из 100, населяющих советскую Россию, – говорил в сентябре 1918 года Григорий Зиновьев, – с которыми нельзя говорить… надо уничтожить». Вот почему, на мой взгляд, есть что-то мелкотравчатое в нынешних попытках «Мемориала» подменить свою главную задачу созданием списка работников НКВД второй половины 1930-х. Пора, наконец, сказать правду, что, кстати, я уже пытался сделать во время перестройки в цикле своих статей «Истоки сталинизма», опубликованных в журнале «Наука и жизнь» в конце 1988 – начале 1989 года, еще в условиях советской власти. Пора сказать, что за ленинским и сталинским террором стояло, по сути, человеконенавистническое учение о пролетарской революции, которая призывала физически уничтожать остатки реакционных классов во имя полной и окончательной победы социализма. Нет проблемы Сталина как отдельной проблемы, есть проблема марксистской идеологии и большевиков, которые ее воплощали в жизнь. По крайней мере очевидно, что на самом деле учение Карла Маркса о революционном терроре представляет для человечества такую же опасность, как учение Гитлера о превосходстве арийской расы. Это первое. Дальше очевидно, что если мы действительно хотим осудить преступления всей советской эпохи, то ни в коем случае нельзя отрывать преступления НКВД от преступлений ЧК времен Гражданской войны и особенно начала 1920-х. Как я пытался показать, Ленин, призывая уже в 1922 году, после Гражданской войны, истребить как можно большее количество представителей реакционной буржуазии и реакционного православного духовенства, тоже, как и Сталин, нарушал правовые основы вновь созданного государства. Хотя надо понимать, что сам тезис о руководящей роли коммунистической партии, который был во всех советских конституциях, содержал в своей основе отрицание какого-либо права. Ведь руководящая роль КПСС означала приоритет ценностей марксизма-ленинизма над правом, означала право применять насилие во имя достижения коммунистических целей. Поэтому, на мой взгляд, повторяю, если вы хотите судить Сталина, то судите и Ленина. И последнее, что я хочу сказать в связи с инициативой «Мемориала». Конечно, никакого суда над Сталиным и Лениным, над советской властью у нас в ближайшее время не будет. На самом деле декоммунизация у нас в стране, по существу, так и не начиналась. Но пока есть возможность и никто этому не мешает, можно ведь под руководством «Мемориала» историкам, волонтерам создать список основных преступлений большевизма, приведших к гибели миллионов людей. Ведь еще совсем недавно Владимир Путин в своей речи на Бутовском полигоне говорил, что советская власть во имя пустых коммунистических идеалов уничтожила сотни тысяч, миллионы самых одаренных, талантливых людей. Конечно, как я уже сказал, сегодня нет в России политической силы, способной довести до конца начатую во время перестройки декоммунизацию страны. Патриотическая интеллигенция, верящая в особую историческую миссию России, никогда не согласится с тем, что на самом деле мы, русские, потеряли свой ХХ век. Для этих людей, которым сегодня в стране принадлежит идеологическая инициатива, признание преступного характера большевизма равносильно утрате смысла своего существования. В условиях нынешней углубляющейся русской бедности растет ностальгия о советской эпохе, когда все обладали равным скромным достатком. Поэтому многие люди воспринимают сегодня критику советской эпохи как посягательство на что-то святое. А как показывает история с последней инициативой «Мемориала», наша прозападная интеллигенция не в состоянии использовать свои ценности гуманизма и прав личности применительно к досталинской эпохе. И я, честно говоря, не знаю, что этому мешает. Отсюда и нынешний тупик. Никто на самом деле в России, за исключением нескольких интеллектуалов, не хочет принять в свою душу всю страшную правду о русском ХХ веке. |
#76
|
||||
|
||||
Почему в цивилизованном мире нацизм и коммунизм ставят на одну доску
http://www.kasparov.ru/material.php?id=5881A20210B10
20-01-2017 (09:14) ! Орфография и стилистика автора сохранены 20 января исполняется 75 лет однодневной "конференции в Ванзее" (или "конференции статс-секретарей"). Её протокол - в приложении. Речь идет о совещании заместителей руководителей основных нацистских ведомств, посвященном "окончательному решению еврейского вопроса", которое состоялось в 1942 году на уютной вилле на берегу красивого озера Ванзее под Берлином [аналог - пансионат "Петрово-Дальнее"]. Принципиальное решение истребить или изгнать из Европы всех евреев было принято еще в июле 1941 года, когда начальника Главного управления имперской безопасности (РСХА) Рейнхарда Гейдриха [полный аналог НКВД после 1937 года] назначили ответственным куратором данного направления, а главным организатором - подполковника СС (а больше в чинах и не вырос) Отто Адольфа Эйхмана, начальника "еврейского отдела" гестапо [аналог должности Абакумова в МГБ после войны]. Замминистры старательно обсудили все политические, дипломатические, финансово-экономические и логистические проблемы, связанные с уничтожением ВСЕХ европейских евреев. Протокол совещания вёл Эйхман, в качестве секретаря. Приняли решение, что поскольку евреев не удалось ни выдавить в британскую Палестину, невозможно этапировать на французский Мадагаскар, а Сталин евреев принять отказался, то для исполнения категорического решения фюрера о ликвидации "юдентума" (еврейства, еврейской цивилизационной общности) остается только вариант физического уничтожения. Причем, на первом этапе должно было происходить уничтожение евреев в западной части СССР (с опорой на местные кадры) и перемещение евреев из Западной Европы в Восточную (преимущественно в бывшую Польшу и в Прибалтику, часть - в город-гетто Терезин в северной Чехии), в гетто и концлагеря. На втором этапе все евреи из гетто и концлагерей должны были быть уничтожены в спеццентрах - лагерях смерти. Это уничтожение евреев вошло в историю как Холокост (по-гречески "всесожжение жертв на алтаре") или Катастрофа (на иврите - Шоа) европейских евреев. Однако, уважая уникальность Холокоста как грандиозного антисемитского преступления, ставшего кульминацией ксенофобии западной цивилизации (соединились традиции пятнадцативековой тщательно культивируемой церковью и интеллектуалами ненависти, достижения химии и транспортной логистики, и достижения массовой пропаганды, оказавшейся способной с исторической точки зрения почти мгновенно отменить два века просвещения и гуманизма), в историографический оборот вошел и термин "холокост", который я, вслед за Акуниным в его "Аристономии", где он обозначал грядущий социальный террор революционеров, буду писать как "холокауст". И вот понятие "холокауста" относят к уничтожению нацистами нескольких социальных и этнических групп. Кроме евреев, это народы синти и рома (кочевые цыгане), немцы - геи и неизлечимо больные (психиатрия и генетические заболевания). Причем "окончательное решение" в отношении больных началось осенью 1941 года и рассматривалось как "тренировка" персонала перед геноцидом на востоке. И здесь, вновь используя смысловые нюансы синонимов в русском языке, я различу холокаусты и геноцид. Я определяю геноцид только как истребление населения, создающего демографическую проблему, а холокауст - как истребление носителей определенных социокультурных кодов. Османская империя истребляла армян и греков в качестве профилактики, говоря сегодняшним языком, "этнического сепаратизма", и как потенциальную опору для врагов. К христианам вражды не было - ни православным палестинцам и сирийцам, ни несторианам Месопотамии ничего не угрожало. Геноцидная резня обрушилась на армян и понтийских греков, поскольку Российская империя, а потом и Греция не скрывали, что будет опираться на них при планируемой оккупации Малой Азии (клин до Средиземноморского побережья) и Истамбула/Константинополя. Причем синхронно с армянским геноцидом российская армия провела этническую чистку еврейского населения в прифронтовой полосе, поскольку считалось, что на "одноязычных" евреев будут опираться быстро наступающие австро-германские войска. Та же причина запугивания и "прореживания" населения имела место при геноциде конголезских племен наемниками бельгийского короля, племени гереро в германской Юго-Западной Африке, корейцев и китайцев японской армией в 30-40-е годы. Холокауст же был обрушен на евреев как на носителей идей (сейчас бы сказали "дискурса") Просвещения в Центральной Европе, поскольку (еврейское просвещение "Гаскала" XVIII-XIX веков иногда даже опережало процессы модернизации среди немцев) нацисты считали эти идеи прогресса и гуманизма смертельной угрозой для своего проекта утопическо-средневековой реставрации. Цыгане, несмотря на то, что являются самым арийский этносом Европы, стали жертвой холокауста, потому что нацистская догма рассматривала в качестве угрозы любой "неукорененный народ". В смягченном виде эту концепцию разделяют отечественные "культурные почвенники", делящие народы на "воздушные" (американцы и евреи) и "земные" (немцы, русские). Геи стали жертвой нацистской доктрины биологизации этноса, исключительно "зоологической" нормативности. Кроме того, сама идея плюрализма любви рассматривалась как разрушительная вследствие общей вражды к плюрализму. Больные же стали жертвой не только "ветеринарского" подхода к нации, но и того, что их внутренний мир отличался от психологии носителей немудрящего представления, что "в здоровом теме - здоровый дух", а психиатрические отклонения дают потенциал и ярким творческим прорывам. В 2005 году ООН почему-то объявила днем памяти жертв нацистского геноцида 27 января (день входа частей Красной Армии в Освенцим в 1945 году). Впрочем, почему - понятно: что бы "затенить" и 20 января (день Ванзее), и День памяти героев еврейского Сопротивления и жертв Катастрофы, который в Израиле и в США отмечается в апреле [из-за еврейского календаря даты смещаются] - в годовщину начала восстания в Варшавском гетто в 1943 году. Но конец января ознаменован еще двумя датами "холокаустов". 24 января 1919 года предсовнаркома Ленин подписал Декрет "О расказачивании". На этом основании Директива большевистского Оргбюро Центрального комитета о расказачивании от 29 января 1919 года. Вот ее текст: Цитата:
Жертвами этого антиказачьего холокауста в первые же месяцы стали сотни тысяч, а итоге до 1921 года казачье население сократилось в разы. Затем, через 13 лет, он был продолжен сталинским Голодомором. 30 января 1930 года вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации". Вот его текст: Цитата:
Но уничтожение социокультурной группы ядра крестьянства, носителей, как бы сказали сейчас, основ народных культур, тогда для большинства этносов почти сплошь крестьянских, было продолжено Голодомором 1932-33 годов. И еще - почти все чудом оставшиеся в живых после этих геноцидных акций советского режима были расстреляны или погибли в ГУЛАГе на основании "Оперативного приказа народного комиссара внутренних дел СССР № 00447 [Н.И.Ежова] "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов" от 30 июля 1937 года. Этот приказ был издан 3 июля 1937 года. Сталин направил Ежову, региональному партийному руководству и представителям НКВД телеграмму по решению Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/94 "Об антисоветских элементах" от 2 июля - о начале общегосударственной кампании преследования раскулаченных лиц и "преступников". Согласно телеграмме, от местных властей требовалось в пятидневный срок провести всю необходимую подготовку: в зависимости от степени угрозы, разделить целевые группы на две категории и зарегистрировать на местном уровне. К первой категории следовало записать "наиболее враждебных" кулаков и преступников, которые должны были быть приговорены к расстрелу. К второй категории следовало записать "менее активных, но враждебных", они подлежали депортации [этим словом обозначалась отправка в ГУЛАГ]. "Для суда над указанными лицами следует создать "тройки" [первый секретарь обкома или рескома, прокурор и начальник управления НКВД]. ?В заданные сроки отправить уведомление в Москву, как о количестве взятых на учёт лиц по обеим категориям, так и личный состав троек". Считается, что именно эти июльские директивы послужили началом тому самому Большому террору - с его "повышенными обязательствами" по репрессиям местных коммунистических боссов, с миллионами расстрелянных по приговорам троек или уже в лагерях; с миллионами заключенных, умерших от голода и непосильного труда в лагерях как раз во время войны, и лукаво спрятанные социологией среди ее жертв (к солдатам, павшим на поле боя, их приписать было сложно, поэтому получилось, что их приписали к жертвам оккупантов). Это я к тому, чтобы было понятно, почему в цивилизованном мире нацизм и коммунизм ставят на одну доску. Приложение Цитата:
|
#77
|
||||
|
||||
73 года назад
http://www1.kasparov.org/material.php?id=58B024A593922
24-02-2017 (15:29) Людей не оповещали - просто входили в дома и увозили, не давая времени на сборы ! Орфография и стилистика автора сохранены По поводу депортации чеченцев в 1944 у меня есть один рассказ, не мой, конечно, мамин. Мама была школьницей, они буквально несколько месяцев как вышли с оккупированных территорий на Северном Кавказе, где скрывались под фальшивыми документами под видом армянок (на которых и моя мама, и бабушка всегда очень были похожи). Я даже не помню, в каком городе они в результате оказались и в какой класс пошла мама. Главное, что 23 или 24 февраля всех школьников старших классов собрали и, ничего не объясняя, повезли на грузовиках в окрестности Грозного. Мол, надо походить по домам и проверить, все ли в порядке. Вот так мама с подружками и оказалась в каком-то селении, каком, уже не узнать, да и не важно. Вошли в один дом - пусто, все вещи на местах, все очень аккуратно, на столе недоеденная еда, чашки с чаем, на плите - ещё тёплый чайник (плита остывает долго). Вещи висят так, как висят вещи, ждущие руки хозяина. Все оставлено на пять минут, подождите, дорогие, я на секундочку, сейчас вернусь. Никакой паники среди вещей, никакого беспорядка от спешки. Людей не оповещали о том, что с ними будет, просто входили в дома и увозили, не давая времени на сборы. Мама этого не знала, она вообще ничего не знала о депортации. Им просто сказали, надо проверить, не остался ли кто? Кто, почему? Они так ходили из дома в дом и кто с ужасом, кто с деланным смехом наблюдали примерно похожие сцены последнего акта "Ревизора": только вместо застывших чиновников, были застывшие вещи, временно покинутые хозяевами. Вот так они и бродили с подружками, пока мама не отстала, не умея оторваться от быта во льду мгновения, застывшей на полпути жизни, что-то разглядывая и боясь притронуться. Хозяева, казалось, вот-вот вернуться, как три медведя, и заорут: кто лежал на моей кровати, кто ел из моей тарелки моей ложкой? Никто не возвращался, но ужас не рассеивался, а концентрировался, как туман, превращаясь в мираж. Глубокий обморок вещей. Короче, мама отстала от группы, а когда спохватилась, то с ужасом осознала, что все уехали, а ее забыли. Подружки, скорее всего, звали новенькую, а потом решили, что она села в другую полуторку и перестали беспокоиться. Мама осталась одна. Она брела по улицам мертвого селения, уже не заходя в дома и боясь от страха кричать, она вспоминала, что ей говорили о страшных людях, преступниках, которые могут поджидать за каждым углом. И молча, индевея душой, шла вперёд, сама не зная, куда. Кончился посёлок, начался лес, она шла по тропинке, потом потеряв дорогу, через какие-то заросли. Стемнело, ей казалось, что иногда она слышит шум машин, она бежала на мрачный рокот моторов, но он рассеивался в крепкой заварке вечера. Вокруг молча стояли осуждающие тени. И когда показалось, что она потерялась окончательно, какая-то тень вышла из-за ели и грозно спросила: кто идёт? Я, сказала мама. Это был патруль, один из сотен, тысяч патрулей, которые были расставлены как ловушки на всех путях-дорогах, на которых могли появиться несчастные чеченцы, ингуши, избежавшие общей облавы. Через пять минут мама уже сидела в ночном грузовике, шарившем фарами по лесной, а потом и просёлочной дороге и иллюстрациям кустов по бокам. Мама вернулась, но впечатление спрессованного ужаса от увиденного осталось навсегда: вещи ли висели на вешалках, души стояли ли в углах, но соприкосновение с откровенной, прибранной, чистой в своём бесстыдстве и какой-то мгновенной бедой осталось, как старая, слежавшаяся обертка от конфеты в кармане. Можно потрогать, можно ощупать поверх ткани, но съесть, проглотить нельзя, съедено уже. |
#78
|
||||
|
||||
17 марта 1937 в СССР приняли закон, лишивший крестьян свободы передвижения
Была введена паспортная система, которая не распространялась на крестьян. Паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселений, новостроек и совхозов.
Закон действовал до середины 70-х годов прошлого века. До 1953 года в Советском Союзе режимными было признано 340 городов, местностей и железнодорожных узлов. Кому выдавать паспорта и прописывать в режимных зонах решали соответствующие органы власти. Так же и кого причислять к неблагонадежным категориям людей, которые после этого становились бесправными. Крестьяне, как и во времена крепостного права, оказались намертво привязанными к месту своего проживания. Они должны были наполнять закрома социалистической Родины за так называемые трудодни и фактически бесплатно, поскольку другого выбора у них просто не было. В колхоз добровольно-принудительно записывали с 16 лет всех, кто жил на его территории. Ненормальность ситуации с паспортами на селе верхушка СССР изменять не решалась. После смерти Сталина некоторое облегчение крестьяне все же получили, но паспорта им так и не разрешали получать вплоть до середины 70-х годов. |
#79
|
||||
|
||||
Сучья балка: массовое захоронение жертв НКВД в Луганске
В 30-е гг здесь расстреливали "врагов народа". До 60-х место преступления превратили в скотомогильник. В 90-е память восстановили и провели расследование. В 2000-е забыли, а 18 декабря 2015 в Луганске появился бюст Сталину — его установила делегация российских коммунистов во главе с Казбеком Тайсаевым, депутатом Государственной думы.
«Сучья балка» — это лесопосадка недалеко от городского авторынка. Здесь в 1990 году решили построить гаражный кооператив, и при рытье фундамента ковш экскаватора зацепил целый пласт человеческих костей. Луганский историк Валерий Снегирев работал на том месте вместе с другими активистами организации «Мемориал». В «Сучьей балке» обнаружили братскую могилу 30-40-х годов прошлого века. В этом овраге палачи НКВД расстреливали и потом хоронили тысячи жителей довоенного Ворошиловграда. «По самым скромным оценкам , — рассказывает историк, — там было казнено с 1938 до 1942 года от 5 до 10 тысяч наших с вами земляков. В 1938 году Луганск становится областным центром, и у него по статусу появляется свой расстрельный полигон. Вот им и становится «Сучья балка». Петр Шевченко, соб.корр.газеты «Комсомольское знамя» в статье от 14 сентября 1990 г. писал: «...Я там был, когда только вскрыли срез...стратиграфия там очень показательная.... там скотомогильник и мощные слои в костях животных человеческих костей и черепов...мужских и женских...В большинстве черепов одна-две небольшие дырочки...мелкокалиберные...я не мерил штангелем... но похоже 5,6—6,2 мм...черепов там не десяток...насчет только того, что я видел — не менее нескольких сотен...вещей мало... в основном обрывки одежды...слои человеческих костей вповалку...пересыпаны слоями чем-то белым... говорили, что вроде это известь для более быстрого разложения...видно по кромке траншеи...ширина траншей порядка 3—5 метров...смотрелось страшно...копать нам дальше запретили сотрудники санэпидстанции...мемориальцев тогда собрали на 1 этаже бывшего дома Политпросвета (сейчас облсуд) и говорили, что там, в скотомогильнике, есть захоронения сибирской язвы...копать дальше нельзя...Мемориалец Юрий Ененко якобы даже руку себе резал и сыпал туда землей с могилы, чтобы доказать, что это вранье...но работы свернули...» Концы в хлорку Открытие массового захоронения жертв сталинских репрессий в Луганске вызвало всесоюзный скандал. Но в КГБ сделали все возможное и невозможное, чтобы скрыть масштабы преступлений советской машины террора. О том, как Госбезопасность в 1990 году пыталась спрятать концы в воду, нам стало известно благодаря Службе безопасности Украины, которая предоставила свободный доступ к советским архивам. «В так называемой «Сучьей балке» раскрыто неизвестное массовое захоронение с признаками насильственной смерти. По оперативным данным и предварительным выводам, указанное место может быть одним из захоронений жертв репрессий периода 30-40 лет», — говорится в документе. Дело передали в прокуратуру, которая должна была заниматься поиском уголовных дел в отношении репрессированных и сотрудников НКВД, которые совершали расстрелы. Выяснилось, что в управлении кадров КГБ УССР нет штатных расстановок НКВД в Ворошиловградской области! Подобные захоронения нашли также в других крупных городах Украины — в Киевской Быковыне, Харькове, Сумах и Донецке. В прессе появилась информация о лагере пленных поляков в Старобельске, расстрелянных позже в Катыни и под Харьковом. В это время из центра начинают поступать директивы, призывают КГБистов работать над уменьшением ажиотажа вокруг мест массовых расстрелов: «Совершенно секретно. Директива начальникам УКГБ УССР. В связи с вниманием общественности к увековечению памяти репрессированных в тридцатые годы проявляется повышенный интерес к установлению мест их захоронения. Отдельные лица пытаются использовать данные для публикаций в прессе. Необходимо отслеживать подобные явления, принимать соответствующие меры». Сучья Балка В финале своего так называемого расследования КГБ запретило проводить эксгумацию в «Сучьей Балке»: «Выявлено большое количество останков трупов людей и животных. Как оказалось, это место является закрытым в 1960 году скотомогильников, где проводилось захоронение животных, умерших от сибирской язвы». Постановили — работы по излечению человеческих останков прекратить, место забетонировать. «Этот ров не просто щебнем засыпали — смолой и битумом закатали! — свидетельствует Валерий Снегирев. — Прошелся каток не один раз. Даже если и были обнаружены какие-то останки, и в карманах что-то было, их так утрамбовали, что сейчас это все спрессовано в однородную массу. Уже ничего невозможно определить, даже если в будущем вы раскроете и проведете эксгумационные работы». Общественность возмутилась, в июне 1990 года в «Литературной газете» даже появилась статья «Концы в хлорку», где чекистов прямо обвиняли, что причиной столь поспешного закрытия места захоронений в том, что там среди прочих вещей расстрелянных нашли остатки шинелей иностранного производства — в «Сучьей балке» могли расстреливать польских офицеров из Старобельского лагеря. Это грозило луганскому КГБ международным скандалом, рассказывает Валерий Снегирев, автор книги «Это было в Старобельске»: Сучья Балка «Первыми из Старобельского лагеря начали выдергивать польских военных священников — капелланов, их было 12 человек, и следы их теряются. По одной версии, их чуть ли не к Берии отправляли. Но я не думаю, чтобы нарком внутренних дел вопросами теологии занимался — скорее всего, в «Сучьей балке» они и похоронены», — рассказывает историк. Добровольцы установили на месте расстрела покаянный крест и арку. Памятный знак стоит здесь до сих пор, но мало кто из жителей города знает о том, что происходило в «Сучьей балке» в 30-х годах. Форматирование «донбасского сознания» Далее перестроечная волна сошла на нет, луганчане с головой окунулись в грозовые 90-е — стало не до исторической памяти. Распался и луганский «Мемориал». А уже в двухтысячных годах местные элиты, закончив передел шахт и заводов, стали манипулировать историей в своих интересах. Массовые захоронения жертв сталинских репрессий есть еще в двух местах Луганска: на Гусиновском и старом Гусиновском кладбищах, которые городские власти регулярно пытаются использовать его под коммерческое строительство. Сейчас здесь распологается городской парк Дружбы народов и сквер Памяти. Активисты общественных организаций «Сквер Памяти», «Мемориал», «Просвіта», «Луганск — мой дом», «Народный Фронт Луганщины», а также религиозные организации города, включая католическую и иудейскую общины в 2007 году добились отмены строительства торгово-развлекательного комплекса. Протоиерей Павел Ботарчуков отстоял это место для строительства храма Святых мучеников Гурия, Самона и Авива и по сей день держит «оборону» от посягательства предпринимателей, готовых строить на захоронениях. Прямо "на костях", в частности, располагается детская площадка. В 2010 году в Луганск приезжает депутат Государственной думы Российской Федерации Константин Затулин. Вместе с Александром Ефремовым и другими выдающимися регионалами он открывает в центре Луганска памятник жертвам ОУН-УПА! На табличке — всего 18 фамилий. Некоторые повторяются дважды. Памятник становится частью регионального мифа, сюда ежегодно возлагали цветы мэры, депутаты облсовета, а теперь и верхушка руководства ЛНР. А тысячи убитых чекистами в «Сучьей балке» остаются безымянными до сих пор. «Я бы сказал, что в Луганске очень четко прослеживают идею товарища Ленина, что «памятники — это монументальная пропаганда». И вот они этими памятниками формировали то, что мы называем донбасским характером и донбасским сознанием», — говорит историк Валерий Снегирев. Сегодня эстафету от Затулина и Партии регионов по форматированию донбасского сознания приняли российские депутаты из КПРФ. Памятник великому вождю в Луганске — лишь продолжение большого сталинского ренессанса на подконтрольных Кремлю территориях. Точно такие же бюсты установлены коммунистами в 2015 году в Липецке, Пензе, Ярославской области и Ставрополе. Те луганчане, что остались жить в городе под властью ЛНР, подарок русских товарищей принимают без протеста, говорят, Сталин — человек был хороший: — Хорошая мысль, хороший человек! — Он же много хорошего тоже сделал, война которая была, он все это вместе с нами пережил. — Я не против любых памятников, я против, когда памятники сносят. А за то, чтобы их ставили — пожалуйста. Я против, когда историю изменяют, а когда ее поддерживают, все правильно. Проблема в том, что Луганск десятилетиями живет с историей, успешно измененной советской пропагандой. В этой истории, за которую теперь взялись и российские пропагандисты, сейчас есть место хорошему Сталину, но нет места тысячам расстрелянных в «Сучьей балке» луганчан. По материалам: http://realgazeta.com.ua/stalin-vozv...sya-v-donbass/ http://karta.psmb.ru/karta/articlesi...eno-zapomnite/ |
#80
|
||||
|
||||
Массовые убийства в Виннице
http://foto-history.livejournal.com/10737547.html
23rd-Apr-2017 12:03 pm Крест святого Георгия 9439 тел в 95 могилах обнаружили в Виннице во время раскопок, организованных немецкой оккупационной властью с 24 мая по 3 октября 1943-го. Расстрелянных местный НКВД в 1937–1938 годах хоронил в Центральном парке города, Фруктовом саду на бывшей улице Подлесной и на кладбище недалеко от Хмельницкого шоссе. Приговоры исполняли во дворе тюрьмы Слухи о массовых расстрелах поползли по Виннице осенью 1937-го. В области в 1937–1938 годах НКВД арестовал 40 тыс. людей. Почти 60% из них осудили к наивысшей мере наказания. Утверждали списки репрессированных по предоставленному сверху "лимиту" и рассматривали дела внесудебные органы — "тройки". В них входили секретарь обкома, начальник облуправления НКВД и областной прокурор. Для расстрела во дворе НКВД заключённых, под предлогом транспортировки в место ссылки, вместе с их пожитками (чтобы не вызвать подозрение у тюремного персонала) доставляли из городской тюрьмы. Расстреливали из пистолетов. Затем тела вывозили и тайно хоронили в городе. При захоронениях вещи расстрелянных сбрасывались в яму, на трупы. Участки для массовых захоронений среди кладбищенских памятников, деревьев и кустов, закрывали высокими и плотными деревянными заборами. Гаражи во дворе НКВД где происходили расстрелы. С первых дней а немецкой оккупации Винницы горожанам стало известно о массовых расстрелах, произведенных в городской тюрьме в 1941 году при отступлении советских войск (жертвами были главным образом арестанты НКВД — как местные, так и пригнанные из Западной Украины). Зная об этом, люди начали обращаться к новым властям с просьбами выяснить ситуацию в городе по поводу тайных захоронений НКВД. В апреле 1943 года международные комиссии экспертов обследовали места массовых захоронений расстрелянных НКВД СССР польских военнопленных в Катынском лесу под Смоленском. Были начаты раскопки и в Виннице. Глава имперской безопасности Третьего рейха Эрнст Кальтенбруннер сразу разрешил создать и отправить в Винницу группу криминалистов. С 24 мая по 3 октября 1943 года в городе работали три немецкие и одна международная комиссии (в нее входили лучшие судебные медики и паталогоанатомы из Бельгии, Болгарии, Финляндии, Франции, Италии, Хорватии, Голландии, Румынии, Швеции, Словакии, Венгрии) по обследованию мест массовых захоронений. Немецкие офицеры и украинская переводчица наблюдают за работой судмедэкспертов. Винница, июль 1943 года. Первая следственная комиссия под председательством немецкого профессора Герхарда Шрадера состояла преимущественно из немецких патологоанатомов и медиков, но в ней также участвовали два врача из СССР - врач Дорошенко и профессор судебной медицины из Краснодарского университета Малинин. Именно эта комиссия была ответственна за эксгумацию тел, которая проводилась до середины июня. Позже, под руководством заместителя Герхарда, профессора Кармера эта комиссия также установила и описала состояние тел и вещественных доказательств найденных в могилах. Предварительные выводы комиссии дали основание пригласить международную комиссию, в которую вошли судебно-медицинские эксперты из 11 стран Европы. Одна из открытых могил с жертвами НКВД. Кроме того, вместе с международными экспертами в Винницу также прибыла еще и другая немецкая комиссия, которая состояла из 13 судебно-медицинских экспертов из разных немецких университетов. Эти комиссии на основании вещественных доказательств и эксгумированных тел провели свои собственные расследования. Международная комиссия опубликовала свои результаты 15 июля 1943, а немецкая 29 июля. Оба комиссии в основном пришли к одинаковым выводам относительно медицинских фактов и обстоятельств казней. На основании отчетов медицинских комиссий немцы начали еще и уголовное расследование. Было создано две криминальных комиссии, которые начали допросы свидетелей среди местного населения. Показания давали родственники погибших, секретари и уборщицы в здании НКВД, а также те, кто видел или знал какие-то факты о захоронениях в городе. Весной и летом 1943 года в Виннице, под наблюдением международной комиссии, в разных местах города (парке имени Горького, на Литинском шляху, старом кладбище) были раскопаны захоронения жертв Винницкого НКВД. Для связывания рук во всех случаях применялась фабричная веревка из конопляного волокна 6-8 миллиметров в диаметре и 1.20 - 1.30 метров длиной. Техника связывания рук была следующая: руки жертвы викручували назад ладонями в разные стороны, затем связывали в запястьях двойной обводкой и оба конца веревки, один сверху, а второй снизу, еще раз перетягивали между руками и сильно завязывали, так что каждая рука была в отдельной петле. Освободить руки с такой петлей было невозможно. Было вскрыто 95 могил с останками 9439 человек, расстрелянных как «враги народа». Почва везде оказалась сухой, поэтому трупы относительно хорошо сохранились. Убитые были в большинстве одеты только в рубахи и брюки, руки их, как правило, связаны за спиной, у большей части кляпы во рту. На телах многих убитых видны следы пыток. Их лица, из-за давления (трупы сваливались в кучу), были изуродованы. Часть жертв была брошена в могилы ещё живыми и погибла, зажатая между мёртвыми, от удушья. Среди убитых было 169 женщин. Эксперты однозначно установили время захоронений — 1937—1939 и частично более поздние годы. Одно из самых страшных зверств НКВД в Виннице - на фото обнаженные тела изнасилованных женщин. В одном из изданий помещено фото: «Самое ужасное: голые трупы изнасилованных женщин». В немецком «Отчете судебно-медицинской экспертизы» сказано политкорректно: «Привлекло внимание, что многие женские тела из всех трех участков были совсем голые. В таком виде найдено 49 из 169 женских тел. Это, согласно исследованию, преимущественно женщины младшего или среднего возраста, тогда как все одетые женские трупы были старше». Одна из жертв НКВД в Виннице опознана по вышиванке. Погибшие покоились в глубоких траншеях в основном беспорядочно переплетенные друг с другом, некоторые были повреждены известью и химическими процессами в могилах. Осмотр трупов также установил, что некоторые из них имели следы пыток - выбитые зубы, сломанные кости. Сверху на них беспорядочной грудой были навалены одежда, котелки, посуда, мешки с остатками съестных продуктов и прочие личные вещи. В карманах одежды большинства убитых были обнаружены разные предметы и документы (протоколы обысков, удостоверения, фотографии, кошельки, очки и т.д.), давшие возможность установить личность многих жертв. Одна из открытых могил с жертвами НКВД. Извлечение трупов натолкнулось на ряд трудностей. Во многочисленных могилах, в основном в саду, между слоем одежды и трупов был еще слой негашеной извести. Ею, посыпали трупы во время закапывания, чтобы убить трупный смрад, когда тела начнут разлагаться. После нескольких лет в земле, известь и верхние трупы смешались в одну сплошную массу. Но и в других могилах, которые не были засыпаны известью, откопка трупов не была легкой. В большинстве трупы были сброшены в ямы кувырком, и там они лежали в большом беспорядке, взаимно сплетенные. Ко всему прочему, под собственной тяжестью и под тяжестью двухметрового слоя земли, они спрессовались вместе. Их можно было извлекать только очень бережно, чтобы не нанести им еще и искусственных повреждений. Лишь в одной большой могиле в первом месте раскопок, в саду, трупы были сложены рядом в большом порядке. Что принудило палачей к этому порядку, тяжело было догадаться. Возможно, что это была первая могила - и тогда они еще не применяли кувырковую «систему». Одна из открытых могил с жертвами НКВД. Винница. 1943 год. В местах захоронений никого не расстреливали, за исключением нескольких человек, которые, вероятно, занимались забрасыванием ям с трупами землёй. Это предположение возникло в связи с тем, что некоторые трупы находились на значительно меньшей глубине, чем основная масса захороненных, а пустые гильзы встречались при раскопках редко. Немецкий офицер возле тел жертв НКВД. Кошмар для родственников. О раскопках широко оповестили население Винничины и всей Украины. Родственники приглашались для опознания «врагов народа», о которых в свое время сообщалось, что они осуждены на 10 лет «без права переписки». Отовсюду шли люди, стояли около массовых захоронений при открытии могил, с ужасом узнавали своих убитых НКВД мужей, родителей, детей по вещам, найденным документам. Очевидец событий киевлянин Н.Пушкарский рассказывает: «На месте раскопок и у витрин выставок разыгрывались душераздирающие сцены, когда какая-нибудь женщина, опознав в трупе своего «сосланного» мужа, начинала громко рыдать. Ее плач передавался десяткам других, таких же несчастных, пришибленных горем людей, тут же присутствующих. В эти дни над территориями «военного строительства» и «Парка культуры и отдыха» стоял сплошной вопль» Опознание тел родными и близкими погибших. На проводах развешена одежда для опознания. Около разрытых могил на деревьях была натянута проволока, на которой развешивались личные вещи убитых. Женщины ищут одежду своих мужей и отцов для дальнейшего опознания. Нередко рядом с останками находили документы НКВД. Фотографии и документы выставляли в центре города (как говорят очевидцы, в окнах гостиниц, в самой следственной комиссии, т. е. в здании гестапо, ныне СБУ, а также в редакции газеты «Вінницькі вісті»). Родственники погибших пытаются опознать тела своих близких по найденным в могилах документам и предметам. По характерным элементам одежды, местными женщинами было распознано 468 тел их мужей и сыновей. Еще треть жертв - 202 тела были идентифицированы благодаря найденным у них документам. Очевидцы до сих пор вспоминают смрад, повисший над этим районом города. Рыдающие родственники, считавшие своих близких пропавшими без вести, преодолевая тошноту, бродили по этой ужасной выставке, пытаясь по лишь им знакомым приметам найти хоть кого-то. — Я дважды была там, — вспоминает 83-летняя Мария Шевченко из села Соболивка Теплицкого района. — Впервые — в июне, как только начались раскопки, во второй раз — в начале октября, когда сбежала к родственникам в Винницу, чтобы не забрали на работу в Германию. Впервые ездила с подругой Галей Головко — ее не стало четыре года назад. Мне тогда было 18, а Гале — 17. Искали ее отца. Он был слесарем на сахарном заводе. В 1937-м и 1938-м из работников сахарозавода расстреляли 57 человек, а всего из села — почти 100. Вещи которые находили в захоронениях Продолжение здесь: http://holocaustrevisionism.blogspot...Vinnytsia.html Последний раз редактировалось Chugunka; 05.05.2017 в 06:02. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|