![]() |
#11
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pravda.ru/society/fashion...-opolchenie-0/
04 ноя 2012 в 10:00 ![]() Общество » Наследие » Россия Гарнизон польских интервентов, засевший в московском Кремле в октябре (по старому стилю) 1612 года, капитулировал под натиском народного ополчения и казаков. Ратниками руководил триумвират — князь Дмитрий Трубецкой, князь Дмитрий Пожарский и мещанин Кузьма Минин. На Красной площади поставили памятник только двоим — фактическим руководителям победы. Как и двести лет спустя "собачились" между собой Багратион и Барклай-де-Толли, так и в период Смуты не могли военачальники образовать единого командования. Трубецкой, который по совету старцев Троицко-Сергиевой лавры организовал перенесение из Казани чудотворного образа Казанской Богоматери, никогда не взойдет на постамент. Во время коронации Михаила Федоровича Романова Трубецкой держал царский скипетр, а Пожарский — яблоко и державу. Но мать царя, великая государыня старица Марфа Ивановна навсегда сохранила подозрительное отношение к боярину Дмитрию Трубецкому. Не питал к нему симпатий и отец царя, патриарх Московский Филарет. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой принадлежал к знатному роду князей Гедиминовичей, которые перешли на службу к Ивану Третьему в 1500 году. Дмитрий еще отроком сделал неплохую карьеру, став стольником при дворе царевича Федора Борисовича, но свержение Годуновых все изменило. При Лжедмитрии I и при Василии Шуйском он продолжал оставаться в этом невысоком придворном чине. И лишь в Тушинском лагере Лжедмитрия II он стал боярином и возглавил Стрелецкий приказ. Тушинскому вору он служил не за страх, а за совесть и за своим государем последовал даже тогда, когда тот бежал в Калугу. После гибели второго самозванца Дмитрий Тимофеевич остался при Марине Мнишек и ее сыне Иване. Однако Сигизмунду III присягать он отказался. В феврале 1611 года Трубецкой вместе с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым и донским атаманом Иваном Заруцким организуют Первое земское ополчение для освобождения Москвы. После гибели Ляпунова и бегства Заруцкого Трубецкой решает связаться с руководителями Нижегородского (Второго) ополчения. Когда войска Второго ополчения подошли к Москве, то отношения между его командирами с Трубецким сразу же не заладились. Пожарский и Минин не пригласили родовитого князя на военный совет, чем оскорбили Дмитрия Тимофеевича. Раздор между военачальниками не замедлил сказаться на боевых действиях. 22 августа 1612 года ратники Пожарского в течение нескольких часов дрались в одиночку, сдерживая воинов Яна Кароля Ходкевича у Чертольских ворот, и безуспешно просил боярина Трубецкого ударить со стороны Крымского моста. Казаки Первого ополчения, увидев, что на выручку Ходкевичу спешит засевший в Кремле польский гарнизон, не выдержали и без приказа бросились в атаку. "Из-за вашей нелюбви Московскому государству и всем ратным людям грозит погибель", — крикнули они боярину. Иерархи православной церкви тоже призывали двух князей к единению: "О благочестивые князи Дмитрие Тимофеевич и Дмитрие Михайлович! Сотворите любови над всею Российскою землею, призовите в любовь к себе всех любовию своею". Через два дня князья дрались уже сообща и наголову разбили Ходкевича. При содействии москвичей пушкари оборудовали три позиции: у Пушечного двора, на Ивановском лужку в Кулишках и возле Девичьего монастыря на Дмитровке. Оттуда они вели методичный обстрел Кремля и ворота Китай-города. В начале сентября Пожарский вежливо предложил осажденным сдаться, иначе их ждет смерть от голода. "Всему рыцарству князь Дмитрий Пожарский челом бьет!" — так начиналось послание. Шляхтичи ответили надменно: "Впредь не обращайся к нам со своими московскими сумасбродствами, а лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей, пусть холоп по-прежнему возделывает землю, поп знает церковь, Кузьма пусть занимается своей торговлей!" Рядовых земских ратников засевшие в Кремле полковники называли трусливыми ослами и сурками, прячущимися в норы. Они забыли как недавно войска Второго и остатки Первого ополчений нанесли поражение сильной армии польского магната Ходкевича, показав ему "день сурка" в Замоскворечье. К началу сентября 1612 года костлявая рука голода сжала горло кремлевских сидельцев. Заложниками голодной смерти стало русское население, насильно удерживаемое шляхтичами, гайдуками и немцами-наемниками. В начале октября выпал снег и кое-где оставшаяся трава и коренья остались под снежными сугробами. За дохлую ворону платили около рубля. Полковники приказали забить насмерть пленных и отдать их мясо на съедение гайдукам. Лиха беда начало. Сожрав сначала пленных, солдаты стали убивать друг друга. В записках одного из командиров осажденного гарнизона написано: "пехота сама себя съела и ела других, ловя людей". Спустя два месяца из трех тысяч гарнизона осталось не более полутора тысяч голодных. Однако шляхетская спесь не унималась и на безоговорочную сдачу Кремля не шла, надеясь на скорое прибытие королевских войск. Первыми не выдержали казаки Трубецкого. Летописец свидетельствует: "некий человек кликнул казаков, стоявших на Кулишках у храма всех Святых на Ивановском лужку". По приставным лестницам казаки во многих местах поднялись на крепостные стены и так яростно ударили по наемникам, что те бежали. Три дня потом земские воеводы вели переговоры с боярским правительством. Русские договаривались с русскими. Вот вам, и День народного единства. Боярская дума, как высший орган монархии, получив гарантию сохранения за боярами наследственных земель, аннулировала присягу, данную королевичу Владиславу, и порвала всякие отношения с его отцом, королем польским и великим князем литовским Сигизмундом III. Пожарский дал княжеское слово обеспечить, выходящим из Кремля боярам, безопасность. 27 октября капитулировал вражеский гарнизон. На улицах лежали трупы, в чанах и кадках засоленное человеческое мясо, деревянные постройки сожжены, церкви загажены. В честь победы был устроен парад. Земская рать проследовала торжественным маршем с Арбата в Китай-город, отряды Трубецкого от Покровских ворот вступили в Кремль с другой стороны. Обе рати соединились на площади возле Лобного места, откуда двинулись через Спасские ворота в Кремль. Древняя столица Русского государства была очищена от иноземцев. |
#12
|
||||
|
||||
![]()
http://rusplt.ru/wins/otbit-moskvu-polyakov-29381.html
13 марта 2017, 17:45 Русские победы, История Отбить Москву у поляков и литвы ![]() Прокопий Ляпунов «Истым представителем» «удалого полустепного дворянства» назвал Прокопия Ляпунова историк Василий Ключевский: «городовой рязанский дворянин, человек решительный, заносчивый и порывистый», Ляпунов был из числа тех, кого в периоды смуты выдвигает сама история, — из числа тех, кто, не имея возможности проявить талант своей кипучей натуры в спокойные времена политической стабильности, делали для себя «моментом истины» эпоху нестроений. «Он раньше других чуял, как поворачивает ветер, но его рука хваталась за дело прежде, чем успевала подумать о том голова», — характеризовал Ляпунова Ключевский, подобную характеристику давал другой русский историк, Сергей Соловьев, который писал, что Ляпунов «выдвинутый смутами бурного времени из толпы» страстно стремился к первенству и «ненавидел людей, которые загораживали ему дорогу». Звезда Прокопия Ляпунова, рязанского дворянина и царского воеводы в Рязани, взошла в декабре 1610 года после смерти самозванца Лжедмитрия II, когда истерзанная Смутой и разобщенная Русь получила шанс консолидировать самые разнородные силы, противостоящие польской оккупации. Духовным главой русского сопротивления стал непреклонный патриарх Гермоген, который не только отказался сотрудничать с интервентами, но и всячески побуждал русский народ к борьбе с ними, к защите Православия и Отечества. С декабря 1610 года он начал рассылать по городам свои грамоты с призывом подняться против «литовских людей», и таким образом всенародная война против польских захватчиков приобрела в глазах народа легитимный, законный характер. Восприняв призыв архипастыря, на спасение родной земли от иноземного завоевания встала, без различия сословий, сама «Земля»: по всей стране стало складываться земское освободительное движение; в городах, на местах, формировались ратные силы, призванные освободить от поляков столицу Русского государства — Москву. Высшей формой освободительного народного движения в Смутное время стало стихийно возникающее земское ополчение. Воодушевленный грамотами патриарха Гермогена, Прокопий Ляпунов стал рассылать по русским городам и свои собственные грамоты, в которых призывал ополченцев идти к Москве «по благословению» патриарха Гермогена и «по совету» всей земли. Так устанавливалась тесная связь возглавляемой Ляпуновым Рязани с другими центрами национального сопротивления, а в городах стихийно создавались земские рати. Коалиция земских ратей, которые, собравшись из разных городов, сосредоточились под Москвой весной 1611 года и объединились в новое военно-политическое образование, получила название первого, или Рязанского, ополчения. Оно возникло после того, как осажденная поляками Рязань, воеводой которой был Прокопий Петрович Ляпунов, была освобождена от осады князем Пожарским. Ляпунов и Пожарский и возглавили «первое ополчение». В начале марта 1611 года основные силы земских ополчений собрались в трех сборных пунктах — Рязани, Серпухове и Коломне. Наиболее организованным было Рязанское ополчение под командованием Ляпунова — настоящее войско, вооруженное многочисленными пушками («нарядом») и передвижной крепостью — так называемым «гуляй-городом». 3 (13) марта 1611 года ополчение выступило из Коломны к Москве. Кроме Рязанского ополчения, под Москву шли отряды из Владимира, Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Переяславля-Залесского, Углича, Суздаля, Вологды, Галича, Костромы и Романова. Первое ополчение, несмотря на присущий ему энтузиазм, поначалу, однако, было лишено прочного единства, необходимого для успешного ведения освободительной войны с поляками. Разногласия в среде ополченцев, порожденные пестрым составом самого земского движения, выражались даже и в том, что когда через месяц, в начале апреля, земские воины пришли освобождать сожженную врагом столицу, у ее стен они расположились в нескольких, враждебно настроенных по отношению друг к другу лагерях — «таборах». Вскоре, однако, пришло понимание того, что для консолидированной борьбы с врагами в условиях паралича государственной власти необходимо создать такой орган управления, который был бы способен взять на себя функции центрального правительства. Им в «первом ополчении», в ходе его битвы за Москву, стал так называемый «Совет всей земли» — своего рода земское правительство, единый руководящий центр освободительного движения в стране. Одним из его правителей стал Прокопий Петрович Ляпунов, который вместе с князьями Заруцким и Трубецким составил своего рода триумвират этого центрального органа гражданской и военной власти ополченцев. Уставом «Совета» стал так называемый «Приговор», датированный июнем 1611 года и предполагавший создание общеземского правительства, представленного делегатами всех двадцати пяти городов, которые участвовали в формировании народного ополчения. Энергичный и властный Ляпунов, опираясь на поддержку большинства ополченцев, пытался объединить действия русских, которые вели борьбу с поляками за освобождение Москвы, однако вскоре его постигла печальная участь большинства пассионариев и энтузиастов. Входившие в состав ополчения казаки, боровшие за первенство в ополчении и за свои собственные интересы, 22 июля 1611 года зарубили Ляпунова саблями, распространив ложные слухи о его измене. Созданное его усилиями ополчение распалось, однако его традиции не забылись. Опыт создания «советов всей земли», представленных служилыми, посадскими и уездными людьми, был востребован позже, когда сформировалось «второе», Нижегородское ополчение Минина и Пожарского, благодаря которому Смута была одолена, а государственный порядок на Руси восстановлен. |
#13
|
||||
|
||||
![]()
http://rusplt.ru/wins/moskvichi-polyakov-29483.html
29 марта 2017, 13:00 Русские победы, История ![]() Василий Нестеренко «Избавление от Смуты» (фрагмент) 29 марта 1611 года москвичи подняли восстание против польского гарнизона, стоявшего в столице В Москву поляки и литовцы вошли после заключения «Семибоярщины» предательского договора с гетманом Станиславом Жолкевским, согласно которому на русский престол должен был взойти царевич Владислав, сын польского короля Сигизмунда III. В конце 1610 года в Москве находилось около семи тысяч поляков, литовцев и европейских наемников. При военном гарнизоне присутствовали и гражданские лица – прислуга и женщины «с пониженной социальной ответственностью». Гарнизоном командовал Александр Гонсевский. Интервенты вели себя бесцеремонно по отношению к горожанам и московским святыням, известен случай, когда пьяный польский часовой стрелял в икону Никольских ворот Кремля. Для москвичей ввели комендантский час, запретили ночью перемещаться по городу и запретили носить оружие. Сложившееся положение было совершенно неприемлемо, духовный лидер нации патриарх Гермоген с декабря 1610 года активно рассылал воззвания к сынам России, в которых призывал встать на защиту Отечества и Православия. Призыв Патриарха был услышан, под Рязанью воевода Прокопий Ляпунов стал собирать ополчение. В ряды Первого ополчения входили представители всех сословий: бояре и дворяне, стрельцы и казаки, горожане и крепостные крестьяне. Собирая все силы для освобождения занятой врагом русской столицы, Ляпунов стремился подготовить антипольское восстание в самой Москве, успех которого, в случае поддержки земскими полками, привел бы к очищению столицы от врага. В дневниковых записях поляка Мартына Стадницкого сохранились наблюдения о событиях того времени: «В столицу сходились из деревень и местечек люди, под предлогом искания защиты, тайно принося с собой оружие; приходили и солдаты Ляпунова, тайно переодевшись в городское платье; их никто не узнавал, так как они смешивались с городской чернью». По свидетельству того же очевидца, узнав о планах Ляпунова, москвичи «стали искать поводов к ссоре с польским гарнизоном». И повод вскоре был найден. Вот как об этих событиях пишет историк Сергей Соловьев: «…Вторник начался тихо, москвичи ничего не предпринимали, купцы спокойно отперли лавки в Китае-городе и торговали. В это время Николай Казаковский на рынке начал принуждать извозчиков, чтобы шли помогать полякам тащить пушки на башню. Извозчики не согласились и начали спор, крик; тогда осьмитысячный отряд немецкий, пришедший при Клушине к полякам и находившийся теперь в Кремле, думая, что началось народное восстание, ринулся на толпу и стал бить русских; поляки последовали примеру немцев, и началась страшная резня безоружного народа…» Жестокость интервентов не знала предела. Предатели бояре помогали врагу советом и делом. Михаил Салтыков руководил боем с повстанцами в том месте, где располагалось его подворье. Когда москвичи стали одолевать, боярин велел холопам сжечь дом, чтобы нажитое им богатство не досталось никому. Вслед за Салтыковым Гонсевский велел поджечь весь город. В течение трех дней Москва полностью выгорела, множество людей погибло в огне, оставшиеся в живых оказались без крова, на морозе, что также стало причиной гибели тысяч людей. Общее количество погибших москвичей составило 6-7 тысяч человек. Восстание в столице было преждевременным. Передовые силы Земского ополчения уже прибыли в окрестности столицы. Им пришлось вступить в бой до подхода главных сил, и они были разбиты поляками. Поход Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым не имел желаемого результата, но создал условия для дальнейших мер, которые через малое время последовали за событиями 1611 года. В Новгороде уже собиралось Второе Народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским, которое впоследствии закончит дело освобождения России. |
#14
|
||||
|
||||
![]()
http://rusplt.ru/wins/ljedmitriy-sve...iya-25335.html
26 мая 2016, 00:00 Русские победы, История Свержение ложного царя ![]() «Убийство Лжедмитрия». Художник — Константин Маковский К маю 1606 года в России уже почти год восседал на троне монарх, официально именовавшийся «царь Дмитрий Иоаннович». В реальности человек, объявивший себя младшим сыном Ивана Грозного, был самозванцем — в русскую историю он войдет под именем Лжедмитрия I. Большинство историков склоняются к версии, что самозванцем стал беглый монах Григорий Отрепьев, решивший выдать себя за чудом спасшегося русского царевича. Кем бы ни был в реальности Лжедмитрий, к власти он пришел на волне смуты в русском государстве, вызванной прекращением прежней династии Рюриковичей, неурожаями из-за природных катаклизмов и вмешательством поляков во внутренние дела нашего государства. Московские бояре, стремившиеся устранить с трона ненавистную им династию Годуновых, также способствовали появлению Лжедмитрия с польским отрядом у стен Кремля. Путь к трону Лжедмитрию обеспечила неожиданная смерть правившего в России царя Бориса Годунова. В условиях смуты и безвластия многие войска и бояре присягнули тому, кто выдавал себя за последнего представителя легитимной династии. Однако менее чем за год самозванец сумел вызвать в народных массах неприкрытое отвращение нарушением православных обычаев и потворством иностранцам. В 1605 и начале 1606 года в Москве казнили немало людей, открыто обвинявших «Дмитрия Иоанновича» в самозванстве. Чашу народного терпения переполнила запланированная Лжедмитрием I свадьба с Мариной Мнишек, дочерью одного из крупнейших магнатов Польши. В ближайшем окружении «царя» и на высших должностях в государстве оказалось слишком много поляков, чуждых православной религии русских. В конце апреля 1606 года в Москву на запланированную свадьбу «Дмитрия Иоанновича» с Мариной Мнишек прибыло почти две тысячи гостей из Польши. На тот момент население русской столицы составляло около 100 тысяч человек, и несколько тысяч «понаехавших» поляков, к тому же отличавшихся надменным и развязным поведением, слишком бросались в глаза и раздражали москвичей. Злили русских людей и огромные по стоимости, слишком похожие на замаскированную дань свадебные подарки Лжедмитрия I польским родичам и гостям — свыше 800 тысяч рублей золотом, почти все доходы российской казны за год. Премьера нового сериала. Впервые на экране! Смотри сериал "Сын" на канале AMC в МТС ТВ. Захватывающая семейная сага повествует о трансформации одного мужчины от добродушного простака до жестокого и не знающего преград на пути к своей цели человека. Не пропусти новинку сезона! Свадьба Лжедмитрия I и Марины Мнишек вопреки православным обычаям была устроена на Николин день, 22 мая. Несколько дней подряд тысячи пьяных польских «гостей» буквально оккупировали центр Москвы, грабили прохожих, врывались в дома и оскорбляли женщин. На рассвете 27 мая (17 по старому стилю) 1606 года раздался набат с колокольни храма Илии Пророка «у двора Гостинаго», на улице, и ныне называемой Ильинка. Еще не зная, в чем дело, тревожный набат подхватили и колокола других церквей и храмов Москвы. Жители русской столицы стали атаковать разгулявшихся иноземцев — позднее подсчитали, что в ходе московского восстания были убиты 524 поляка. Народным бунтом умело воспользовались русские бояре, недовольные засильем иностранцев. Несколько сотен сторонников князя Василия Шуйского, родственника прежней династии Рюриковичей, ворвались в Кремль, призывая толпу восставших «идти на злого еретика». Пытаясь спастись, самозванец неудачно выпрыгнул в окно, был схвачен и после допроса застрелен воеводой Григорием Валуевым. «Что толковать с еретиком, — кричал воевода перед выстрелом, — вот я благословляю польского свистуна!». Через несколько суток тело Лжедмитрия сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел, — в сторону Польши. Московское восстание в мае 1606 года на время ликвидировало иноземное влияние в России. Однако ставший новым царем князь Василий Шуйский не смог надолго удержать власть, через несколько лет Смута охватила всю страну, а Москву вновь заняли поляки. Для прекращения Смуты потребовались еще шесть лет, народное ополчение Минина и Пожарского и Земский собор, избравший для России общепризнанного монарха. Среди тех, кто в самом начале присягнул царю Михаилу Федоровичу из новой династии Романовых, был и воевода Григорий Леонтьевич Валуев, когда-то застреливший первого Лжедмитрия. |
#15
|
||||
|
||||
![]()
1612 г.
Разгром вторым ополчением, возглавляемым Д. Пожарским и К. Мининым, польских войск гетмана Ходкевича под Москвой. ![]() Фото. Репродукция картины Михаила Скотти «Минин и Пожарский». |
#16
|
||||
|
||||
![]()
https://histrf.ru/biblioteka/book/kr...itva-za-moskvu
1 сентября 2017 1 сентября (22 августа по ст. с.) 1612 года началась Московская битва – главный эпизод Русско-польской войны 1610–1612 годов времён Смуты. Первая неудача ![]() Осенью 1610 года польско-литовский гарнизон занял Московский кремль. В стране царила неразбериха, часть влиятельного московского боярства даже призывала русских людей присягать на верность польскому королевичу Владиславу. Но в конце концов засилье захватчиков в России вызвало подъём национального самосознания и привело к созданию первого народного ополчения в 1611 году. Однако оно потерпело неудачу из-за плохого оснащения, небольшого опыта ведения боевых действий и разногласий между командирами. Тогда в Нижнем Новгороде было создано второе народное (или земское) ополчение. Возглавили его князь Дмитрий Пожарский – участник первого ополчения, лечившийся в нижегородском имении от ран, и купец, нижегородский посадский староста – Кузьма Минин. Долой разногласия ![]() К 1 сентября 1612 года кремль уже был осаждён войсками второго народного ополчения. Их численность не превышала восьми тысяч человек, а ударное ядро было представлено четырьмя тысячами казаков и тысячей стрельцов. Но помимо Минина и Пожарского ополчением командовал князь Дмитрий Трубецкой, также участник первого ополчения, возглавлявший отряд из 2500 казаков. Предводители второго ополчения не доверяли Трубецкому, и это чувство было взаимным. Лишь после того, как накануне Московской битвы войска Пожарского и Трубецкого принесли друг другу присягу, разногласия были забыты. Съели даже крыс ![]() Пока Пожарский и Трубецкой искали общий язык, на помощь польско-литовскому гарнизону в кремле подоспел литовский гетман Ходкевич с войском в 12 тысяч человек. Помимо людского подкрепления, он вёз осаждённым продовольствие. Ополченцы вступили в ожесточённый бой, не снимая осады кремля, стремясь не пропустить Ходкевича к своим. По воспоминаниям Дмитрия Пожарского, войска гетмана шли «жестоким обычаем, надеясь на множество людей», но благодаря мужеству и умелому командованию ополченцев литовцы потеряли лучшую часть своей немногочисленной пехоты. Ходкевичу, потерявшему столь необходимые для действий внутри Земляного города (внешняя оборонительная стена Московского кремля, ныне – Садовое кольцо) силы, пришлось перегруппировывать войска. Но в этот момент ополчение перешло в контрнаступление и вынудило гетмана отступить. Осада кремля продолжалась до 25 октября. Солдаты польско-литовского гарнизона съели всех коней, кошек, собак, крыс и даже выкапывали и потребляли в пищу полуразложившиеся трупы… Наконец измождённые оккупанты были вынуждены с позором сдаться. Победа в Московской битве стала поворотным моментом Смутного времени, в её честь на Красной площади, возле Никольских ворот, построен собор Казанской иконы Божией Матери. ![]() |
#17
|
||||
|
||||
![]() ![]() 1 сент. 1612 сражение ополчения Пожарского с войском гетмана Ходкевича под Москвой |
#18
|
||||
|
||||
![]()
http://www.istpravda.ru/chronograph/3440/
Еще накануне Василий Шуйский собрал верных ему купцов и служилых людей, вместе с которыми составил план ответных действий полякам — отметили дома, в которых они живут, и решили в субботу ударить в набат и призвать народ под предлогом защиты царя к бунту. 15 мая об этом донесли Дмитрию, целиком занятому приготовлениями к свадьбе с мсариной Мнишек, но тот легкомысленно отмахнулся от предостережения – ему казалось, что вся Россия давно уже покорена и усмирена. На следующий день был дан бал в новом царском дворце, во время которого играл оркестр из сорока музыкантов, а царь вместе с придворными танцевал и веселился. Той же ночью Шуйский именем царя уменьшил немецкую охрану во дворце от 100 до 30 человек, приказал открыть тюрьмы и выдал оружие толпе. 17 мая 1606 года на рассвете по приказу Шуйского ударили в набат на Ильинке, другие пономари также принялись звонить, ещё не зная, в чем дело. Шуйские, Голицын, Татищев въехали на Красную площадь в сопровождении около 200 человек, вооруженных саблями, бердышами и рогатинами. Шуйский кричал, что «литва» пытается убить царя, и требовал, чтобы горожане поднялись в его защиту. Хитрость сделала свое дело, возбужденные москвичи кинулись бить и грабить поляков. В это время в Москве был Станислав Немоевский, который в своих записках привёл поимённый список попавших под молот московского бунта; было похоронено 524 поляка. Шуйский въехал в Кремль через Спасские ворота, с мечом в одной руке и крестом в другой. Спешившись возле Успенского собора, он приложился к образу Владимирской Божьей матери, и далее приказал толпе «идти на злого еретика». Разбуженный колокольным звоном Дмитрий, кинулся в свой дворец, где Дмитрий Шуйский сказал ему, что Москва горит. Дмитрий попытался вернуться к жене, чтобы успокоить её и затем ехать на пожар, но толпа уже ломилась в двери, сметая немецких алебардщиков. Басманов, последним оставшийся с царем, открыл окно, потребовал ответа, и услышал: «Отдай нам твоего вора, тогда поговоришь с нами». Далее, как рассказывали очевидцы, в суматохе не обнаружив своего меча, Дмитрий вырвал алебарду у одного из стражников и подступил к дверям с криком: «Прочь! Я вам не Борис!». Басманов спустился на крыльцо и попытался уговорить толпу разойтись, но Татищев ударил его ножом в сердце. Дмитрий запер дверь, когда заговорщики стали ломать её, бросился бежать по коридору и выбрался в окно, пытаясь спуститься по лесам, чтобы скрыться в толпе, но оступился и упал с высоты 15 саженей в житный двор, где его подобрали нёсшие караул стрельцы. Царь был без сознания, с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Стрельцы облили его водой, и когда он пришел в себя, то просил защиты от заговорщиков, обещая им поместья и имущество мятежных бояр, а также семьи мятежников — в холопство. Стрельцы внесли на руках в опустошённый и ограбленный дворец, где попытались защитить от заговорщиков, рвавшихся довершить начатое. В ответ приспешники Татищева и Шуйского стали грозить стрельцам убить их жен и детей, если те не отдадут «вора». Стрельцы заколебавшись, потребовали, чтобы царица Марфа ещё раз подтвердила, что Дмитрий — ее сын, в противном случае — «Бог в нем волен». Вернувшийся гонец, князь Иван Васильевич Голицын, крикнул, что Марфа ответила, будто ее сын убит в Угличе, после чего Дмитрия добили мечами и алебардами. Тела убитого царя и Басманова приволокли через Фроловские (Спасские) ворота на Красную площадь подвергли т. н. «торговой казни». Три дня длились надругательства москвичей над телом — его посыпали песком, мазали дегтем и «всякой мерзостью». Среди москвичей цареубийство вызвало неоднозначную реакцию, многие плакали, глядя на поругание. Чтобы пресечь любую жалость к «расстриге» было объявлено, что маска у него на груди есть идол, «харя», которой он поклонялся при жизни. В итоге Басманова похоронили у церкви Николы Мокрого, а Дмитрия — в т. н. «убогом доме», кладбище для упившихся или замёрзших, за Серпуховскими воротами. Через некоторое время тело Дмитрия выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел — в сторону Польши. ![]() |
#19
|
||||
|
||||
![]()
http://www.istpravda.ru/chronograph/1160/
В этот день в 1610 году под Калугой убит бежавший туда из-под Москвы самозванец Лжедмитрий II (15??-1610), или, как его часто называли, "Тушинский вор". Незадолго перед этим по его приказу убили и сбросили в Оку татарского царька из Касымова (город в среднем течении Оки) Ураз-Мухамеда, оговоренного собственным сыном. Когда самозванец после обеда, как обычно, с обильными возлияниями выехал на санях на прогулку, князь Петр Урусов из отряда касымовских татар, нанятых в качестве личной охраны, выстрелил в Лжедмитрия в упор из пистолета, а затем отсек ему голову. |
#20
|
||||
|
||||
![]() ![]() 26 окт. 1604 во главе польско-литовских отрядов в Россию вторгся Лжедмитрий I – под видом сына Ивана Грозного |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|