![]() |
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.stoletie.ru/territoriya_i...signal_701.htm
![]() «Варяг» подает сигнал Подвиг легендарного крейсера сегодня снова будоражит умы Галина Рыжова 17.01.2014 Накануне 110-летия боя "Варяга" и "Корейца" - двоих против 14, - всё более широкую поддержку получает идея подъема корпуса крейсера, с глубины 6-8 м у берегов Шотландии. Главное внимание всегда привлекал подвиг моряков, а что нам известно о дальнейшей судьбе крейсера после того, как команда открыла кингстоны и клапаны затопления, и он погрузился в воду залива у порта Чемульпо (ныне Инчхон) с развевающимся на мачте простреленным Андреевским флагом? Полтора года японцы поднимали крейсер, затратив около одного миллиона иен, и после двух лет ремонта под названием "Сойя" он был зачислен в состав японского военного флота, причём на корме оставили надпись "Варяг" из уважения к храбрости русских моряков (хотя и под иероглифами). Девять лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. И каждую новую команду кадетов выстраивали на палубе и объявляли, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой. Следуя самурайской логике, правительство Японии после войны награждает капитана крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца и создает в Сеуле мемориальный музей героев "Варяга". Впоследствии прах погибших в бою моряков "Варяга", захороненных в Корее, переносят на Морское кладбище Владивостока. За четыре миллиона иен русское правительство выкупает "Варяг" в 1916 году, и 21 марта он входит в бухту Золотой Рог. С тех пор "Варяг" комплектуется только гвардейскими экипажами. Зачисленный в состав флотилии Северного Ледовитого океана, он совершает переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск), после чего отправляется на ремонт в Великобританию, увы, в роковое время - феврале 1917 года... Согласно условиям ремонт обошелся бы в 300 тыс. фунтов стерлингов, но большевики платить были не намерены. Далее следует такое развитие событий: разоружение крейсера союзнической Англией, конфискация и продажа на слом германским фирмам. Попав в сильный шторм при буксировке (1925 г.), корабль застревает в скалах в Ирландском море у берегов Шотландии, возле поселка Лэнделфут. Позже корпус крейсера попросту взрывают, дабы не мешал местным кораблям. Чтобы поддержать героические традиции, все живые в 1954 году члены команды "Варяга" к дате 50-летия подвига награждаются советской медалью "За отвагу". Выходит на экраны художественный фильм "Крейсер "Варяг" (1946), памятники Рудневу торжественно открываются на его родине в Туле (1956) и в селе Савино (1992). Был открыт и музей в деревне Русятино (1984). Вот почему орловский писатель Валентин Рассохин свой очерк о "Варяге", написанный к 100-летию подвига, с полным правом назвал «"Варяг" жив!». Об этом свидетельствует и замечательный фильм Алексея Денисова (ВГТРК), который рассказал о подвиге современникам, а главное – нынешнему «рыночному» поколению молодежи. Съёмочная группа продемонстрировала затопленную часть корпуса крейсера в Ирландском море и доказала, что это именно "Варяг", засняв под водой табличку изготовителя - американской фирмы, на обороте которой видны иероглифы японской верфи, где крейсер ремонтировали в 1907 году. Русские предприниматели создают Благотворительный фонд «Крейсер "Варяг"» (глава М.В. Слипенчук). Усилиями фонда в море над затопленным корпусом крейсера устанавливается буй с Андреевским флагом, на шотландском берегу - мемориальная доска, а затем и памятник - трехметровый бронзовый крест (2007) . У него удивительная история. В объявленном фондом конкурсе принимали участие сотни энтузиастов, профессиональных художников, скульпторов, а победил макет, представленный тремя нахимовцами, - по нему и выполнен памятник. В ходе официального визита в Сеул в ноябре 2010 г. президенту Д.А. Медведеву торжественно вручили флаг крейсера, который как священную реликвию более века сохраняли в Корее. Выступая на церемонии, президент России, в частности, сказал: "Принимая сегодня гюйс с крейсера "Варяг", мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад". Создаётся впечатление, что "Варяг" постоянно напоминает о себе, подавая нам сигналы, чтобы мы не забыли о нем, не бросили у чужих берегов… Весной 2008 года представитель Круглого Стола потомков дворянских родов Российской империи С.С. Зуев высказал идею подъёма частей корпуса и организации музея. Длительная упорная работа в этом направлении проделана им за несколько лет переписки с учреждениями и инстанциями. На его инициативу откликнулась региональная общественная организация "Клуб адмиралов", высоко оценив значение проекта и предложив поднятые кормовую и носовую части установить в новый корпус с необходимой длиной - 115 м, заказать который можно прямо в Шотландии. Определена группа адмиралов во главе с адмиралом флота И.М. Капитанцем, которая будет решать от имени клуба консультативные и технические вопросы реализации проекта. Разработана концепция экспозиции, где будут представлены флаги, портреты, личные вещи, фотографии членов экипажа, документы, картины морского боя. Председатель "Клуба адмиралов" адмирал флота В.И. Куроедов пишет: "После ремонта частей корпуса крейсера и реставрационных работ станет возможным создать в морской столице России в городе Санкт-Петербурге на реке Неве у Дворцового моста напротив памятника Петру I "Музей-крейсер "Варяг". Создание мемориала подвигу его экипажа станет важным и вдохновляющим стимулом воспитания граждан России на патриотических примерах героического служения Отечеству военных моряков". Вот что пишет по этому поводу врио начальника НИИ спасания и подводных технологий доктор технических наук, капитан 1 ранга А. Крамаренко: "При подъеме корпуса крейсера "Варяг" специалисты НИИ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" могут участвовать на всех этапах выполнения работ, в том числе и в составе формируемой экспедиции подводных работ особого назначения, как это было при подъеме линкора "Новороссийск", подводных лодок С-80 и "Курск", радиоактивного опытного судна "Кит" и других сложных для подъема объектов". Обойтись в данном деле без проработки международно-правовых аспектов невозможно, и она полностью выполнена МИД России. Предпринят комплекс мер, направленных на установление статуса останков "Варяга", выяснение требований британского законодательства в части получения разрешений на проведение работ по подъему останков крейсера и их вывозу в Россию. Получена нота МИД Германии, информирующая об отсутствии у германской стороны документальных подтверждений наличия у ФРГ прав собственности на остатки крейсера "Варяг". Посол России в Великобритании А. Яковенко сообщает: "В контакте с британскими властями продолжаем проработку вопроса о прояснении права собственности на останки крейсера "Варяг". Поступили ответы Агентства "Хисторик Скотланд" и Агентства "Марине Скотланд" о возможности поднятия останков крейсера, а также распечатка с интернет-форума британских дайверов, которая может представлять интерес в плане принятия решения о подъеме корабля". Заместитель директора Правового департамента МИД России Д. Гончар констатирует, что проработка международно-правовых аспектов подъема частей крейсера "Варяг" по линии МИД России завершена. Не может не радовать и то, что даже в Шотландии этот замысел находит отклик. Андреевский флаг для них тоже свят: Святой Андрей является покровителем не только Руси, славян, моряков, но и Шотландии. Дайверы приносят детали, снятые ими ранее с корпуса "Варяга", поскольку не забыли ещё о совместной работе по созданию на Темзе в центре Лондона "Музея-крейсера "Белфаст", участвовавшего в 1941-1942 гг. в Северных конвоях. Тогда определённые денежные средства для этого музея были безвозмездно переданы министерством обороны России, возглавляемым в то время С.Б. Ивановым. Так что народ отнюдь не "безмолвствует", а поддерживает делом священные традиции. Как это ни парадоксально, но через 110 лет детали подвига не забылись, а напротив, всё более проясняются. История расставляет все по своим местам. К примеру, прежде было популярным мнение, что "Варяг" не мог бросить тихоходную канонерскую лодку "Кореец", а теперь пишут, что на самом деле все было ровно наоборот. Так, до сих пор не является общеизвестным тот факт, что двигательная установка крейсера была подорвана еще в ходе испытаний в Филадельфии, где он был построен. Корабельный руль был почти вдвое меньше, чем у других кораблей такого водоизмещения, что сказалось на манёвренности (она была недостаточной). Сэкономили американцы в затратах на бронзу и другие дорогостоящие металлы. На крейсере не было орудийных башен или хотя бы щитов. Был установлен бракованный радиотелеграф. Плюс ошибка американских инженеров в расчете парораспределения. Ещё в Филадельфии разорвало цилиндр паровой динамо-машины, а люки топочных котлов и чугунные заслонки раскалялись докрасна. Температура в котельном отделении переваливала за 70 градусов по Цельсию, и в 1901 году из-за перегрева в машинном отделении вспыхнул пожар в центральном угольном бункере, но благодаря умелым действиям экипажа обошлось без человеческих жертв. Удалось выяснить и то, что известная песня "Раскинулось море широко" написана именно на "Варяге". Жутковато читать, сколько было других инженерных ошибок: занижен метацентр, корабль не имел требуемой остойчивости, что крайне опасно при шторме. Неисправные машины все время подводили, постоянно требовался ремонт, а скорость была почти на десять узлов меньше расчетной, т.е. не превышала 14 узлов (некоторые источники пишут 9). А скорость "Корейца" - 13 узлов. Удивительно, что подвиг "Корейца" , как получается, - недооценен, сведения о его командире и команде скудны. Общество с нетерпением ждет, когда обещанный телеканал "История" заработает в полную силу и расскажет нам подробнее о капитане 2 ранга Григории Павловиче Беляеве. А пока мы знаем, что этот умный и смелый командир, сын морского офицера, родился в Кронштадте, а его экипаж был умелым и слаженным. Когда 26 января 1904 года канонерскую лодку направляют в Порт-Артур, японская эскадра из шести крейсеров, восьми миноносцев и одного посыльного судна уже выстроилась на внешнем рейде залива двумя колоннами, блокируя выход из порта. Попав между ними «в клещи», но продолжая движение, "Кореец" подвергается минной атаке японских кораблей, на которых все орудия расчехлены и все стволы направлены на канонерку. Капитан на провокацию не поддается и лодка, уходя от торпед, которыми японские миноносцы её атакуют до объявления войны, удачным манёвром, - как пишут моряки, - загоняет миноносец "Цубаме" на мель, останавливает двумя предупредительными выстрелами "Такачихо" и, совершая разворот на полном ходу, чтобы вернуться в порт Чемульпо, идет на таран миноносца "Хатэ", который сворачивает в сторону. 27 января после часового боя двоих против 14, когда "Варяг" получил 5 подводных пробоин и с перебитым рулевым управлением потерял большую часть своей боеспособности, "Кореец", прикрывая огнем отход "Варяга" и отвлекая на себя часть японских сил, несколькими выстрелами потопил японский миноносец, обстрелял крейсер "Такачихо" (который затонул позже), полностью вывел из строя броненосец "Асама" (толщина его брони составляла 6 дюймов, а 8-дюймовое орудие было только на "Корейце") и сохранил канонерку в полной боевой готовности. На "Корейце" нет повреждений, нет убитых и раненых, поскольку накануне капитан приказал укоротить мачты, сбросить в море деревянные рангоуты, стеньги, что предотвратило пожар на судне и помешало японским артиллеристам точно определять расстояние и корректировать огонь. Кроме того, "Кореец" стрелял снарядами с дымным порохом и после каждого выстрела окутывался густыми клубами дыма. Несмотря на то, что о подвиге пишут более ста лет, именно в наше время небезынтересно узнать, что три четверти команды "Варяга" были из Волынской губернии (Малороссия). А нынешний "Варяг", флагман Тихоокеанского флота, до роспуска Советского Союза назывался "Червона Украина". Когда в ноябре 2010 г. он прибыл в Республику Корея, на улицах Инчхона и Сеула российских моряков встречали аплодисментами, ибо в Корее сохранилась память о сражении двоих против 14 в начале прошлого века. На пресс-конференции (Интерфакс) режиссер А.Г. Денисов сообщил журналистам, что во время съемок фильма "Варяг" в США, Республике Корея, Японии, Франции, Великобритании неожиданно были обнаружены уникальные реликвии, документы, фотоматериалы по истории "Варяга", которые никогда не публиковались и не демонстрировались в России. Мало кому известно, что Сергей Сергеевич Зуев, на редкость энергичный в свои 87, хотя скромно называет себя координатором движения за подъем крейсера "Варяг", начал и возглавляет эту кампанию. Не перевелись еще патриоты на земле русской! Кстати, шведы в 1963 г. подняли свой галеон ХVII века "Васа", хотя он еще ничего не успел сделать, а только вышел в море первый раз. Королевский флагман четырехпалубный, для его изготовления использовали тысячи дубов. Его достали с глубины 32 м, и теперь он красуется в центре Стокгольма на о. Юргорден. Круглый год открыт в Осло, на полуострове Бюгдей, музей, где норвежцы хранят плот "Кон-Тики", на котором Тур Хейердал переплыл Тихий океан, папирусную лодку "Ра" и камышовую "Тигрис". Еще одно примечательное новшество: в интернете подробно разбирают события тех дней, вплоть до маневров кораблей; моряки, писатели, журналисты, историки, военспецы анализируют ситуацию с точки зрения конкретных цифровых данных; версии различаются полярно, авторы рьяно спорят, критикуют друг друга, и всё это говорит лишь об одном: "Варяг" жив! Специально для Столетия Последний раз редактировалось Chugunka; 14.12.2024 в 12:15. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.chaskor.ru/article/bronen...oj_sudby_18145
понедельник, 27 июня 2011 года, 09.00 27 июня 1905 года, восставшие матросы овладели броненосцем «Потёмкин» и подняли над ним красный флаг революции В 1905 году прогрессивно настроенные русские люди из разных сословий увлечённо боролись словом и делом против царского самодержавия. В обществе, раздражённом неудачами и чудовищными ошибками царя и его министров, господствовали оппозиционные настроения. Очистительной революционной бури жаждали не только пролетарии, которым нечего было терять, но и многие представители имущей образованной верхушки. При этом никто не мог тогда представить, чем обернётся желанная революция для русского народа. Одним из судьбоносных революционных подвигов того времени стало восстание на броненосце «Потёмкин». Когда речь заходит о Цусиме и упоминают вице-адмирала Зиновия Рожественского, то, как правило, возникает краткая, но ёмкая характеристика: «адмирал-дебил», человек, погубивший эскадру. Никто не думает, что дебил не смог бы организовать практически кругосветку, не потеряв ни одного корабля (многие из которых годились лишь на металлолом) и своевременно обеспечивая их топливом. А Зиновий Рожественский смог. Последний парад для адмирала Российское государство со времён Петра I успешно проходило сквозь самые тяжкие испытания, опираясь на двух верных союзников — армию и флот. Надёжность этих главных опор государства стала стремительно разрушаться после восстания на «Потёмкине», создавшего исторически значимый прецедент неподчинения нижних чинов требованиям присяги и приказам отцов-командиров. Прогрессивная общественность аплодировала безумству храбрых. Кляча-история ускоряла бег, увлекая Россию к провалу 1917 года. Подняв красный флаг над броненосцем, мятежная матросская масса проявила незаурядную способность к самоорганизации, выдвинула из своей среды вожаков, способных управлять боевым кораблём в походных условиях, принимать ответственные политические решения. Кто был никем в глазах господ офицеров, тот стал всем на революционном корабле. Мятежная республика на стальном островке, отколовшемся от Российской Империи, просуществовавшая лишь одиннадцать дней, стала своего рода прообразом будущей Советской России. Голгофа русского флота Как известно, все началось с червячков в матросском борще. Но то был лишь повод для возмущения, которое в иных условиях могло заглохнуть, не выходя за пределы матросских кубриков. Эпизоды с червивым мясом, гнилыми сухарями, непригодными для стрельбы патронами — рутинный элемент бытия российских вооруженных сил на всём протяжении их истории. Солдат или матрос, призываемый на срочную военную службу, принуждён терпеть подобные и даже худшие чудеса. Ибо он временно лишён обычных человеческих прав, отдан под неограниченную власть командиров, и только полная покорность всем вышестоящим открывает ему возможность благополучно дождаться дембеля. Такой порядок службы был установлен еще в XIX веке, на закате крепостнической эпохи, и по существу не слишком изменился к нашему времени. На самом деле ситуация была готова взорваться и без испорченного борща. Критическое положение в тот момент сложилось не только на броненосце «Потёмкин», но и на всем российском флоте — на том, что от этого флота осталось после гибели двух самых мощных эскадр в боях с японцами. Перед началом и в ходе войны с Японией царское правительство и высшее военное командование действовали так, будто сознательно стремились к поражению. Дальневосточная группировка российских вооруженных сил значительно уступала противнику по всем параметрам боевой мощи. При этом лучшие войска и основная часть флота были дислоцированы в отдалённом от России Порт-Артуре, который в самом начале войны был блокирован, а затем захвачен японцами. Потеряв в порт-артурской западне почти весь Тихоокеанский флот, российские стратеги затем обескровили и Балтийский флот, отправив его ударную броненосную эскадру в Тихий океан, где она полностью погибла при Цусиме в сражении с противником, имевшим как минимум четырёхкратное превосходство по совокупной мощи артиллерийского залпа. Что это было? Поголовный кретинизм или измена в высших кругах военно-политического руководства? Вполне могло быть и то и другое в гармоничном сочетании. К такому предположению подводит сопоставление особенностей той злосчастной войны со сравнительно недавней и столь же злосчастной Первой чеченской кампанией 1994—1996 гг. Охватившее Черноморский флот (не участвовавший в войне) возмущение бессмысленной гибелью многих тысяч тихоокеанских и балтийских братков создало богатейшие возможности для агитации, которую вели агенты нелегальных политических партий, проникавшие в замкнутую флотскую среду. А с берега приходили будоражащие известия: революция широко шагала по России. Командиры кораблей и офицерский состав сохраняли верность опозорившемуся государю, но теряли контроль над экипажами, в которых возникали мятежно настроенные группы неформальных вожаков, способных вести за собой матросскую массу. Революционное подполье Севастополя, готовившее восстание на флоте, намечало его на осень. Эти замыслы были в какой-то мере нарушены преждевременным мятежом команды «Потёмкина». Так что пресловутый борщ из червивого мяса, можно сказать, спас командование Черноморского флота от самого худшего — внезапного перехода флота на сторону революции. К моменту, когда разразилось общее военно-морское восстание в Севастополе, командование флота успело основательно подготовиться. В город подтянули надёжные войска, экипажи почистили от ненадёжных элементов и на всякий случай сняли с корабельных орудий ударники. Обезоруженный таким образом крейсер «Очаков», ставший 15 ноября 1905 года флагманом революционного флота, был в тот же день расстрелян и подожжён огнем береговых батарей. Тех дней немеркнущую славу подытожил известный поэт-ёрник Саша Чёрный: «Флота российского нет, остались одни адмиралы». Опыт унтер-офицерского главнокомандования Последний военный мятеж классического типа случился на Руси в декабре 1825 года, когда солдаты вышли на Сенатскую площадь по инициативе и под командованием своих офицеров. Восстание на «Потёмкине» развивалось по принципиально иной схеме: это была настоящая социальная революция в масштабах отдельно взятого корабля. 27 июня 1905 года команда «Потёмкина» расправилась с самыми ненавистными начальниками, включая командира, старшего офицера и судового врача. Остальных офицеров заперли по каютам, а потом высадили на берег. Но стихийный мятеж не вылился при этом в оргию дикого безначалия: свергнутую офицерскую верхушку заменила «контрэлитарная» группа, уже сложившаяся к тому времени в экипаже вокруг авторитетного унтер-офицера Григория Вакуленчука. Его случайная гибель в завязавшейся схватке ничего не изменила, поскольку нашёлся еще один толковый унтер, Афанасий Матюшенко, который фактически возглавил судовую комиссию, избранную восставшими. Этот импровизированный орган управления весьма эффективно поддерживал порядок и командовал кораблём, оказавшимся в сложном положении. Таким унтерам, как Вакуленчук, Матюшенко и их товарищи из самозваной судовой комиссии, добрым мореходам с организаторской хваткой и политическим чутьём, цены бы не было в России Петра I, когда приказано было знатность по годности считать. Иных бы служебная Фортуна и в адмиралы вывела. В застойной России Николая II они не могли подняться выше унтер-офицерских чинов и становились опасными врагами империи, которой могли бы служить по своим природным талантам не хуже, чем благородные господа. Не найдя источников получения угля, пресной воды и продовольствия, восставший корабль продержался сколько мог на старых запасах, маневрируя вдоль берегов, плотно прикрытых царскими войсками. Потёмкинцы одержали бескровную победу в противостоянии с мощной эскадрой, посланной для захвата или потопления мятежного броненосца. При этом к восстанию временно присоединился экипаж броненосца «Георгий Победоносец» (вскоре, однако, вернувшийся под контроль своих командиров). Мятежники сделали несколько орудийных выстрелов по охваченной беспорядками Одессе, дабы таким образом поддержать революционные силы в городе. В Феодосии потёмкинцы напугали обывателей и местное начальство угрозой бомбардировки и высадки десанта. Но главным образом они демонстрировали свой победоносный красный флаг, ставший символом надежды на окончательную победу революции. Когда продолжение плавания стало невозможным, потёмкинцы сошли на берег в румынской Констанце, получив там статус политэмигрантов. Власти дружественной страны, получившей когда-то независимость благодаря России, обрадовались доставшемуся им даром кораблю. Но когда выяснилось, что броненосец придётся вернуть законным владельцам, его беззастенчиво разграбили. Примерно так же спустя неполных полтора десятилетия бросились грабить достояние обрушенной Российской Империи её бывшие друзья и недруги, ближние и дальние. Продолжение легенды Одиннадцатидневная эпопея мятежного броненосца «Потёмкин» легла в основу одного из популярнейших мифов русской революции, гениально воспроизведённого во всемирно прославленном фильме Эйзенштейна. Естественным продолжением прекрасного мифа стали восстания на кораблях и морских базах, прокатившиеся в 1905—1906 гг. от Свеаборга до Владивостока. Легендированные воспоминания об этих событиях формировали политическую ментальность новых матросских призывов в эпоху относительного спокойствия между двумя революциями. Задача возрождения флота вошла в план неотложных преобразований, начатых правительством Столыпина. И за немногие годы, остававшиеся до начала Первой мировой войны, очень многое удалось сделать. Консервативные реформы Столыпина за несколько лет увеличили общую площадь крестьянских земель примерно на треть. Сельское хозяйство и вся экономика страны получили мощный стимулирующий импульс. Однако революционная пропаганда и либеральная публицистика постарались укоренить в массовом сознании мнение о провале столыпинских реформ. Их автора чаще всего представляли в образе царского сатрапа, вешателя и т. п. Герой несбывшейся России Россия обзавелась кораблями, построенными по самым передовым технологиям, в том числе грозными линейными броненосцами класса «дредноут». Появился подводный флот. Совершенствовались системы артиллерийского, минного и торпедного вооружения. Удалось даже сократить масштабы злоупотреблений в интендантской службе. Но остался неизменным классовый антагонизм кубрика и кают-компании, обострённый революционными потрясениями. И, дождавшись своего часа, матросская масса в 1917 г. сбросила офицерское иго, отдавшись под власть самозваных советов и комитетов, в считаные месяцы разложивших флот. Новая командирская корпорация на красном флоте первоначально формировалась из лиц, обладавших en masse лишь унтер-офицерским (или чуть более высоким) уровнем профессиональной подготовки, но безупречно верных новым, большевистским самодержцам. И так было не только на флоте. После радикальной зачистки страны от эксплуататорских классов и их интеллектуальной обслуги ключевые места во всех сферах государственного управления доставались, как правило, полуинтеллигентным, но весьма амбициозным недопрофессионалам. Последствия мы расхлёбываем до сих пор. 99 |
#3
|
||||
|
||||
![]() |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://www.aif.ru/society/history/is...avili_geroyami
00:04 09/02/2014 Командир русского крейсера был удостоен японского ордена. ![]() Крейсер Варяг © / Public Domain Знаменитый бой крейсера «Варяг» с японской эскадрой стал настоящей легендой, хотя это, по мнению многих, противоречит логике и здравому смыслу. В истории русского флота было много славных побед, а в случае с «Варягом» речь идёт о проигранном сражении бесславно проигранной войны. Так что же такое заключено в истории «Варяга», что заставляет и в XXI веке учащённо биться сердца россиян? Русский крейсер «Варяг» в начале 1904 года выполнял отнюдь не военную миссию. В корейском порту Чемульпо крейсер и канонерская лодка «Кореец» находились в распоряжении российского посольства в Сеуле. Разумеется, моряки знали о сложившейся обстановке, грозившей в любой момент разразиться войной, однако нападения 9 февраля 1904 года они не ждали. ![]() «Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 года. Фото: Public Domain Конфликт двух империй В начале XX века на Дальнем Востоке столкнулись интересы двух активно развивавшихся империй – Российской и Японской. Стороны боролись за влияние в Китае и Корее, японская сторона открыто претендовала также на принадлежащие России территории, а в долгосрочной перспективе и вовсе надеялась полностью вытеснить Россию с Дальнего Востока. К началу 1904 года Япония закончила перевооружение армии и флота, в котором не последнюю роль играли европейские державы, в частности, Великобритания, и была готова решить конфликт с Россией силовыми методами. В России же, наоборот, к японской агрессии были явно не готовы. Оснащение армии оставляло желать лучшего, неразвитость транспортных коммуникаций исключала возможность быстрой переброски дополнительных сил на Дальний Восток. При этом присутствовала и явная недооценка противника правящими кругами России — слишком многие не принимали японские притязания всерьёз. В ночь на 4 февраля 1905 года на заседании тайного совета и правительства Японии было принято решение о начале войны с Россией, а спустя сутки вышло распоряжение об атаке русской эскадры в Порт-Артуре и высадке десанта в Корее. 6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Тем не менее, русское командование не ожидало от японцев решительных военных действий. ![]() Бронепалубный крейсер Варяг и фотография его капитана Всеволода Руднева. Фото: Public Domain Ловушка в Чемульпо В ночь на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре, выведя из строя два броненосца и один крейсер. Одновременно японская эскадра в составе шести крейсеров и восьми миноносцев блокировала «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо. Так как Чемульпо считался нейтральным портом, в нём находились корабли нескольких держав, включая японский крейсер «Чиода», который в ночь на 9 февраля вышел в открытое море, как потом выяснилось, на соединение с основными японскими силами. К этому моменту российское посольство в Сеуле и командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев находились фактически в информационной изоляции из-за непоступления телеграмм, задерживаемых японскими агентами, которые контролировали передающие станции в Корее. О том, что Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, Руднев узнал от капитанов иностранных судов. В этих условиях решено было отправить «Кореец» с донесениями в Порт-Артур. Но в ночь на 9 февраля «Кореец», вышедший из порта, подвергся торпедной атаке японских судов и был вынужден вернуться на рейд. По международным законам, японская эскадра не имела права атаковать русские суда в нейтральном порту, поскольку это ставило под угрозу корабли других государств. С другой стороны, моряки «Варяга» не могли предпринять ответных действий, когда с японских транспортных судов утром 9 февраля началась высадка десанта. ![]() Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт. Фото: Public Domain Русские не сдаются Стало очевидно — война началась. После переговоров с участием капитанов судов нейтральных держав командующий японской эскадрой адмирал Сотокити Уриу предъявил ультиматум: до 12:00 9 февраля русские корабли должны покинуть порт, иначе они будут атакованы непосредственно в нём. Капитан «Варяга» Всеволод Руднев принял решение выйти в море и принять бой, предприняв попытку прорваться в Порт-Артур. При данном соотношении сил шансов на успех практически не было, однако решение капитана было поддержано экипажем. Когда «Варяг» и «Кореец» выходили из порта, на кораблях нейтральных держав стали исполнять гимн Российской империи в знак уважения к мужеству русских моряков, идущих на верную смерть. После выхода русских кораблей из порта адмирал Уриу велел передать «Варягу» и «Корейцу»: предлагаем сдаться и спустить флаг. Русские моряки ответили отказом, после чего завязался бой. Сражение длилось около часа. Японские корабли обладали лучшим оснащением, манёвренностью и более высокой скоростью хода. При подавляющем количественном перевесе это, фактически, не оставляло русским шансов. Огонь японцев причинил «Варягу» серьёзные разрушения, в том числе, из строя было выведено большинство орудий корабля. Кроме того, из-за их попадания в подводную часть, судно дало крен на левый борт. Имелись большие разрушения на корме, некоторые попадания вызвали пожары, осколками в боевой рубке были убиты несколько человек и контужен капитан. В бою погибли 1 офицер и 22 матроса «Варяга», ещё десять умерли от ран, десятки человек получили тяжёлые ранения. «Кореец», чье участие в бою было ограниченным, потерь в экипаже не имел. О японских потерях говорить сложно. Согласно рапорту капитана Руднева, один японский миноносец был потоплен, серьёзные повреждения получил как минимум один японский крейсер. Японские источники сообщают, что корабли адмирала Уриу не понесли вообще никаких потерь, и ни один снаряд «Варяга» не достиг цели. ![]() Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. Фото: www.russianlook.com Награды за поражение После возвращения в порт перед капитаном Рудневым встал вопрос: как поступить дальше? Изначально он предполагал возобновить бой после устранения повреждений, однако быстро стало очевидно, что возможности для этого нет. В результате было принято решение об уничтожении кораблей во избежание их попадания в руки противника. Раненые моряки были переправлены на нейтральные суда, вслед за этим экипажи покинули «Варяг» и «Кореец». «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. После переговоров с японской стороной было достигнуто соглашение о том, что русские моряки не будут считаться военнопленными, а получат право вернуться на родину при условии обязательства не участвовать в дальнейших боевых действиях. В России моряков «Варяга» встретили как героев, хотя многие из экипажа ждали совсем иной реакции: ведь бой был проигран, а корабли потеряны. Вопреки этим ожиданиям, экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приёма у Николая II, а все участники сражения удостоены наград. Это и по сей день вызывает у многих недоумение: за что? Японская эскадра разгромила русских в пух и прах. Мало того, затопленный «Варяг» был вскоре поднят японцами и включен в состав флота под названием «Соя». Лишь в 1916 году «Варяг» был выкуплен и возвращён в Россию. ![]() Крейсер «Соя». Фото: Public Domain Стоять до последнего Самое удивительное, что поступок русских моряков считали героическим и их противники – японцы. Больше того, в 1907 году капитан Всеволод Руднев японским императором был награждён орденом Восходящего солнца в знак признания героизма русских моряков. Молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца». Логики во всём этом нет, только если рассуждать прагматично. Но в том-то и дело, что не всё в нашей жизни может быть измерено подобной логикой. Долг перед Родиной и честь моряка порой стоят дороже собственной жизни. Принимая неравный и безнадежный бой, моряки «Варяга» показывали противнику, что лёгкой победы в войне с Россией не будет, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит до последнего. Именно стойкостью, мужеством и готовностью к самопожертвованию советские солдаты заставили сломаться отлаженную машину гитлеровского вермахта. Для многих из героев Великой Отечественной примером был именно подвиг «Варяга». В 1954 году, уже в Советском Союзе, широко отмечали 50-летие боя у Чемульпо. Оставшимся в живых морякам «Варяга» были назначены персональные пенсии, а 15 из них получили медали «За отвагу» из рук главкома ВМФ СССР адмирала Кузнецова. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
http://rusplt.ru/wins/vragu-ne-sdaet...yag-21179.html
08 февраля 2016, 00:00 Русские победы, История ![]() Крейсер «Варяг». Фото: wikipedia.org 9 февраля 1904 года состоялся неравный бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой К началу Русско-японской войны бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в качестве «стационаров» в корейском порту Чемульпо (ныне морской пригород Сеула, столицы Южной Кореи). «Стационарами» тогда именовались военные суда, стоявшие в иностранных гаванях для поддержки своих дипломатических представительств. В Корее уже долгое время шла пока еще политическая борьба России и Японии за влияние. Корейский король, опасаясь японцев, прятался в доме русского посла. Крейсер «Варяг» и канлодка «Кореец» в этих условиях гарантировали силовую поддержку нашего посольства в случае каких-либо провокаций. В то время это была распространенная практика: в порту Чемульпо рядом с нашими кораблями стояли военные корабли-«стационары» Англии, Франции, США и Италии, защищавшие свои посольства. 6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Через двое суток канонерская лодка «Кореец», вышедшая из Чемульпо, чтобы доставить в Порт-Артур донесение из посольства, была атакована японскими миноносцами. Они выпустили по ней две торпеды, но промахнулись. «Кореец» вернулся в нейтральный порт с известием о приближении вражеской эскадры. Русские корабли стали готовиться к бою с превосходящими силами противника. Капитан «Варяга» Всеволод Федорович Руднев принял решение прорываться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. Капитан обратился к команде: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь». 9 февраля 1904 года в 11 часов утра русские корабли вышли из порта навстречу врагу. В полдень на «Варяге» пробили тревогу и подняли боевой флаг. Нашим морякам противостояли превосходящие силы противника — 6 крейсеров и 8 миноносцев. Позднее военные специалисты и историки подсчитали, что вес залпа (вес снарядов, выпущенных разом всеми орудиями корабля) японских крейсеров почти в 4 раза превосходил вес залпа «Варяга» и «Корейца». К тому же часть японских крейсеров имела лучшую броню и скорость, а старые орудия тихоходного «Корейца» имели меньшую дальность и скорострельность по сравнению с орудиями аналогичного калибра на японских кораблях. В 12 часов 20 минут японцы открыли огонь по нашим кораблям. Через 2 минуты ответный огонь открыли «Варяг» и «Кореец». Всего наши суда имели 21 орудие калибром от 75 мм против 90 японских аналогичных калибров. ![]() «Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904. Фото: wikipedia.org Превосходство в силах сразу же сказалось на ходе боя. Японцы буквально забросали «Варяг» тяжелыми снарядами. Уже через 18 минут после открытия огня 152-миллиметровый снаряд с броненосного крейсера «Асама», попав в правое крыло переднего мостика «Варяга», уничтожил передний дальномер и вызвал пожар. Потеря дальномера резко снизила возможности русского крейсера по ведению прицельного огня. Расстояние между противниками составляло менее 5 км. Всего за 25 минут боя русский крейсер получил целую серию попаданий: один 203-миллиметровый снаряд поразил его между носовым мостиком и трубой, 5–6 152-миллиметровых снарядов попало в носовую и центральную часть корабля. Последним стало попадание 203-миллиметрового снаряда в кормовую часть «Варяга». Как выяснилось уже после боя, вызванные попаданиями вражеских снарядов пожары повредили шестую часть корабля. Из 570 человек команды «Варяга» непосредственно в ходе боя погибли 1 офицер и 22 матроса. После боя в течение нескольких дней от ран скончались еще 10 человек. Тяжело ранены были 27 человек, «ранены менее серьезно» — сам командир крейсера Руднев, два офицера и 55 матросов. Еще свыше сотни человек получили легкие ранения мелкими осколками. Поскольку японцы значительно превосходили русские силы в ходе боя, их потери и повреждения были куда меньше. В ходе боя с «Варяга» наблюдали попадание и пожар на крейсере «Асама», флагмане японской эскадры. И в ходе войны, и после японцы упорно отрицали какие-либо потери в бою у Чемульпо, хотя по возвращении их кораблей на базу в Сасебо с них снесли около 30 мертвых тел. Поврежденный «Варяг» и канлодка «Кореец» отступили в порт Чемульпо. Здесь капитан Руднев, получивший в ходе боя ранение в голову и контузию, но не покидавший свой пост, принял решение уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику. В 16 часов 5 минут 9 февраля 1904 года канонерская лодка «Кореец» была взорвана командой и затонула. На «Варяге» после эвакуации раненых и экипажа открыли кингстоны: в 18 часов 10 минут, имея на корме все еще продолжающийся пожар, крейсер опрокинулся на левый борт и ушел ко дну. Оставшиеся в живых офицеры и матросы с «Варяга» и «Корейца» через нейтральные страны вернулись в Россию. Останки погибших в том бою русских моряков были в 1911 году перенесены во Владивосток и захоронены в братской могиле на Морском кладбище города. Бой «Варяга» с превосходящими силами японской эскадры позднее по-разному оценивался военными специалистами, не раз выдвигались умозрительные теории, что противнику можно было нанести больший урон. Но общественное мнение не только в России, но и в европейских странах сразу очень высоко оценило подвиг русских моряков, смело двинувшихся в безнадежный бой. Так, австрийский поэт Рудольф Грейнц, ранее далекий и от России, и тем более от Дальнего Востока, вскоре после того как узнал о героическом бое русского крейсера, под впечатлением храбрости команды «Варяга» написал песню, сразу ставшую, как сказали бы сегодня, «хитом» и «шлягером»: Auf Deck, Kameraden, all' auf Deck! Heraus zur letzten Parade! Der stolze Warjag ergibt sich nicht, Wir brauchen keine Gnade! Уже в апреле 1904 года Der Warjag перевели на русский язык, и поныне эти слова известны почти всем в нашей стране: Наверх, о товарищи, все по местам! Последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает! |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|