![]() |
#2641
|
||||
|
||||
![]() |
#2642
|
||||
|
||||
![]()
http://www.ng.ru/dayhist/2017-01-23/12_6909_day.html
23.01.2017 00:01:00 ![]() В естествознании теоретик и экспериментатор – это разные амплуа, даже, наверное, разные профессии, хотя и в одной и той же научной дисциплине. Эрнст Карл Аббе (1840–1905), немецкий физик и астроном, составил здесь исключение. Сначала он изучал экспериментаторскую практику и написал работу «О закономерностях в распределении ошибок при серийных наблюдениях». А потом, в сотрудничестве с оптической мастерской Карла Цейсса, поставлявшей Йенскому университету микроскопы и телескопы, поставил изготовление стекол для них на основу строгого расчета. После смерти Цейсса Аббе стал фактическим владельцем фирмы. Многие приборы в оптике носят имя Аббе. И кратер на Луне назван в его честь. Памятник Эрнсту Аббе напротив планетария в Йене, Германия. Фото Даниэля Митчена ![]() Родившийся 23 января 1832 года французский художник Эдуар Мане (ум. 1883) был одним из родоначальников импрессионизма, обновителем живописи. Но вот забавная деталь: учился он в мастерской у завзятого академиста Тома Кутюра. Хочется скаламбурить: художник от Кутюра. Но не от кутюр (высокой моды). Жизнь на полотне – прозаическая. Мгновения городов, индустриальной эпохи. Эдуар Мане. Железная дорога. 1872. Национальная галерея искусств, Вашингтон ![]() 23 января 1579 года был сделан шаг к освобождению Нидерландов от испанского владычества. Северные провинции заключили в Утрехте унию – военно-политический союз. Причем направлена была эта уния не только против Испании, но и против южных нидерландских провинций. А 13-я статья ее устанавливала свободу вероисповедания для каждого человека. Место подписания Утрехтской унии (в 1579 году – часть Утрехтского собора, в наше время – актовый зал Утрехтского университета). ![]() Самый глубокий на нашей планете желоб на океанском дне – Марианская впадина: по современным измерениям – 10 994 м. 23 января 1960 года подводный аппарат, сконструированный швейцарским ученым Огюстом Пиккаром – батискаф «Триест», – достиг этого дна. Находились на этом батискафе, принадлежавшем американскому военно-морскому флоту, два человека: Жак Пиккар, сын Огюста, и американец Дон Уолш. Точка, на которую опустился «Триест», была на глубине 10 919 м. До акванавтов-людей там уже освоились некоторые рыбы, и Пиккар с Уолшем их видели. Расстались надолго: третьим человеком на том дне стал в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон. Фото из архива Национального управления океанических и атмосферных исследований США. 1960 |
#2643
|
||||
|
||||
![]()
https://eadaily.com/ru/news/2017/01/...enie-czyaczina
23 января 2017 09:53 ![]() 23 января 1556 года в Китае произошло самое смертоносное землетрясение в истории человечества, в результате которого погибли 830 тысяч человек. Катастрофа произошла в период нахождения у власти императора Цзяцзина, поэтому в китайской традиции её называют великое землетрясение Цзяцзина. Землетрясение затронуло более 97 округов в китайских провинциях Шэньси, Шаньси, Хэнань, Ганьсу, Хэбэй, Шаньдун, Хубэй, Хунань, Цзянсу и Аньхой. Его эпицентр находился в долине реки Вэйхэ (правый приток реки Хуанхэ) в провинции Шэньси, недалеко от городов Хуасянь, Вэйнань и Хуаинь. В этой местности равнины, образованные рыхлыми осадочными породами, чередуются с низкими холмами, сложенными из лёссового материала, который обладает пористой структурой, с повышенной размокаемостью и размываемостью. Во время землетрясения происходило поднятие и опускание значительных территорий, разжижение грунта. Оно спровоцировало обвалы и оползни, сравняло горы, изменило русла рек, что привело к массовым наводнениям. В эпицентре землетрясения появились 20-ти метровые провалы и трещины. Частные дома, общественные здания, храмы и стены городов были разрушены или сильно повреждены. Возникли пожары. В городе Хуасяне разрушились все постройки, погибло более половины населения. От подземного удара здания стали погружаться в разжиженный сейсмическими колебаниями грунт, похоронив под собой многих людей. Аналогичная ситуация сложилась в Вэйнане и Хуаине. Разрушения затронули территории, отстоящие от эпицентра на 500 километров. Население двух провинций (Шэньси и соседней Шаньси) сократилось примерно на 60%, а некоторые районы полностью обезлюдили. О мощности землетрясения свидетельствуют уцелевшие древние стены 45-метрового здания Малой пагоды диких гусей в Сиане, построенного для размещения буддистских рукописей индийского происхождения. Они местами осели в почву на два метра. После землетрясения, повторные толчки продолжались примерно 3−5 раз в месяц на протяжении полугода, в течение трех лет ощущались более легкие колебания почвы. Окончательно все успокоилось только пять лет спустя. Современные исследования, базирующиеся на данных геологии, позволяют оценить магнитуду землетрясения примерно в 8 по шкале определения магнитуды и в XI по шкале Меркалли. По количеству погибших — это третья катастрофа за всю письменную историю человечества, а из землетрясений — сильнейшее в истории по количеству жертв. Столь огромное количество погибших объясняется несколькими причинами. Во-первых, территория Китая исторически всегда была плотно заселена. К примеру, к 1851 году 40% населения Земли проживало именно здесь, а к 2000 году около 30%. Во-вторых, основное число людей жило в нестойких к подземным ударам домах и вырытых прямо в склонах холмов пещерах. Из-за расположения города Сиань на берегу реки Хуанхэ дома возводились на рыхлых сильно обводненных грунтах. От подземного удара здания начали погружаться в разжиженный сейсмическими колебаниями грунт, а тысячи вырытых в рыхлых холмах пещер мгновенно обрушились или оказались затопленными селевыми потоками, Сотни тысяч человек оказались погребенными под толстым слоем земли и развалинами своих домов. В-третьих, землетрясение произошло в 5 часов утра, когда большинство людей еще находились в своих жилищах. Непрочность построек и невозможность уловить признаки приближающегося землетрясения привели к тому, что почти никто не смог заблаговременно покинуть помещение. |
#2644
|
||||
|
||||
![]()
К сожалению, этот день не был озарен рождением человека, который удостоился почетного звания лауреата Нобелевской премии.
Скончались: 1965 – Уинстон Черчилль Нобелевская премия по литературе 1953 года |
#2645
|
||||
|
||||
![]()
1828 год
Фердинанд Кон 1872 год Моррис Трэверс 1786 год Август Монферран 1916 год Рафаэль Кальдера 1891 год Вальтер Модель 1749 год Чарльз Фокс 1968 год Мэри-Лу Реттон |
#2646
|
||||
|
||||
![]()
1903 год
США и Канада создали комиссию для определения границ Аляски 1999 год американец Ашрита Фурман за сутки совершил 130 тысяч прыжков на скакалке (мировой рекорд) 1568 год испанский герцог Альба объявил герцога Вильгельма Оранского вне закона 1924 год Муссолини запретил все нефашистские профсоюзы 1848 год американский пионер врачебной анестезии Г. Уэллс совершил самоубийство 1986 год американский корабль «Вояджер-2» стал первым искусственным объектом, прибывшим на Уран |
#2647
|
||||
|
||||
![]()
http://www.ng.ru/dayhist/2017-01-24/16_6910_day.html
24.01.2017 00:01:00 ![]() Родившийся 24 января 1776 года Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман (ум. 1822), великий романтик немецкой литературы, умел видеть и чувствовать соседство страшного с нашей обыденной жизнью. Вручили на Рождество подарки детям в его пьесе-сказке, и вот у них на глазах куклы сражаются с семиголовым Мышиным королем... Петер Карл Гайсслер. Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 1840 ![]() Иллюстрация из книги «Дело Христиана фон Вольфа». Галле, 2015 Христиан фон Вольф, немецкий философ, юрист и математик, родился 24 января 1679 года (ум. 1754), был знакомцем и корреспондентом Лейбница, фактически его учеником. И вклад в немецкую философию он внес не абы какой, а как основоположник ее языка, его разработчик, как сказали бы в наши дни. Аналогичное положение было у фон Вольфа в правовой науке, в тогдашней юриспруденции. К этому надо добавить изданный им «Математический лексикон». И вокруг трудов фон Вольфа, столь проблемных по своей сути, вспыхивали острые споры. Иллюстрация из книги «Дело Христиана фон Вольфа». Галле, 2015 Последний раз редактировалось Ульпиан; 18.05.2022 в 21:41. |
#2648
|
||||
|
||||
![]() |
#2649
|
||||
|
||||
![]()
https://eadaily.com/ru/news/2017/01/...banochnoe-pivo
24 января 2017 09:12 ![]() 24 января 1935 года в американском городе Ричмонд (штат Виргиния) поступила в продажу первая партия баночного пива под названием «Сливочный эль Крюгера» («Krueger Cream Ale»). Технология консервирования пива существовала до 1935 года, но она была в экспериментальной стадии. Некоторые свидетельства проводимых экспериментов относятся еще к концу 1910-х годов, но именно в это время в США был введен закон о полном запрете на производство, продажу, транспортировку и потребление всех спиртных напитков. Он действовал в Штатах с 1920 года по 5 декабря 1933 года. Запрещение пива не давало возможности легально заниматься вопросами его упаковки. Как только запрет был снят, «American Can Company» возобновила усилия по продвижению среди пивоваров идеи упаковки их продукта в банки. Первой откликнувшейся компанией была средних размеров пивоварня в Ньюарке, штат Нью-Джерси — «Gottfried Kreuger Brewing Company». Пробная партия была запущена в 1933 году в количестве 2000 единиц, не предназначенных для продажи. На этикетке было написано «Krueger's Special Beer». Позже дизайн и название изменили в пользу «Krueger's Finest Beer» и «Krueger Finest Beer». Первая тестовая продажа была назначена в Ричмонде (штат Виргиния). 24 января 1935 года два брэнда «Krueger's Finest Beer» и «Krueger's Cream Ale» начали успешно продаваться. После того, как американская компания «Krueger Brewing Co» выпустила первую партию баночного пива под названием «Сливочный эль Крюгера» в городе Ричмонде, перспективность новой тары ни у кого не вызывала сомнений. Новшество настолько пришлось по вкусу населению, что уже через полгода сбыт пива в металлических банках в пять с половиной раз превзошел обычные продажи. Пиво пили все, спрос все возрастал. Через год на новые технологии упаковки пива перешли еще двадцать три завода США. Поначалу банка открывалась как обычная консервная. Затем был придуман специальный нож (как современная открывашка), которым можно было проколоть дырку в крышке. Инструкция располагалась прямо на банке — прочитал, открыл и выпил. Сами банки изготавливались из стали. Пиво в них быстро портилось и открыть такую банку было не просто. После Второй мировой войны банки стали длиннее, металл более тонким и другого состава. Такая форма была названа Keglined. Алюминий для изготовления банок первыми стали использовать гавайцы в 1958 году. А когда пивоваренная компания «Pittsburgh Brewing Co» совместно с упаковочной фирмой «Alcon» предложили любителям эля попробовать пиво в алюминиевых банках с клапанным открыванием — это вызвало настоящий фурор. 1975 году Эрмалом Фрейзом была изобретена та банка, к которой мы все привыкли сегодня, ее конструкция называется stay-on tab, что можно перевести на русский как «остаться на банке». Для изготовления пивных банок используется алюминиевый лист двойной прокатки. Толщина стенок банки и, соответственно, ее вес, постоянно снижается благодаря стараниям инженеров и развитию технологий, уменьшая издержки производителей пива. Современные банки имеют различный объем, дизайн и конструкцию. Наиболее распространенными в мире являются пивные банки объемом 330, 500 и 568 миллилитров (последний размер составляет пинту), однако встречаются банки от 150 до 1000 миллилитров. Большие банки достаточно популярны в России. Доля баночного пива постоянно растет, достигая в некоторых странах более 50% от общего объема продаж пива. Таким образом, в перспективе, алюминиевая пивная банка может и вовсе вытеснить стеклянную и пластиковую тару с прилавков. |
#2650
|
||||
|
||||
![]()
https://russian.rt.com/science/artic...-zoloto-lainer
25 января 2017, 11:58 Ровно 100 лет назад — 25 января 1917 года — у берегов Ирландии был потоплен вспомогательный крейсер «Лаурентик», являвшийся во время своей гражданской жизни одним из лучших английских лайнеров. Но британское правительство больше всего интересовали не технические характеристики корабля, а его груз. «Лаурентик» пошёл ко дну с огромным количеством золота — массой 43 тонны. Его нынешняя стоимость составляет около £300 млн (более 22 млрд рублей). О том, как произошла трагедия, — в материале RT. ![]() «Лаурентик» © Walter Thomas/Wikimedia Commons Из «Альберты» в «Лаурентик» Новый, роскошный, оснащённый по последнему слову техники пассажирский трансатлантический лайнер «Лаурентик» отправился в своё первое плавание 29 апреля 1909 года. Он был заложен компанией Dominion Line и носил имя «Альберта», но перешёл к крупнейшей британской судостроительной фирме White Star Line, создавшей «Титаник». Основной характеристикой корабля, переименованного новыми хозяевами в «Лаурентик», была быстроходность — 172-метровое судно передвигалось со скоростью 18,5 узла (около 34 км/ч). Новый корабль обгонял даже немецкие подводные лодки, что стало причиной его поспешного перевода в разряд военных судов в 1914 году. Неприятности у «Лаурентика» начались задолго до Первой мировой войны. 22 января 1910 года корабль попал в сильнейший шторм, который выбил часть иллюминаторов на верхних палубах, затопил некоторые помещения и лишил судно связи. Однако в тот день команда смогла справиться с бедствием, и корабль вернулся в порт. На страже правопорядка Через полгода «Лаурентик» стал участником необычного события, принёсшего кораблю известность. В середине 1910-го общественность взбудоражила история об убийстве Коры Криппен. Кора была посредственной оперной певицей с завышенной самооценкой и весьма властным характером. Её мужа, доктора Криппена, такая домашняя атмосфера не устраивала, и он решил устранить проблему радикальным путём — убить жену и сбежать с любовницей. Убийство произошло довольно шумно: соседи слышали мольбы о помощи и нечто похожее на выстрел. Обманывал доктор не слишком убедительно: всё время путался в историях для друзей и тут же поселил любовницу в дом под видом племянницы жены. В конце концов пара решила бежать из Англии в Америку через Канаду. И им бы это удалось, если бы капитан выбранного судна не увлекался детективными романами. Он быстро заметил неестественное поведение пары, выдававшей себя за отца и сына, и сообщил о своих наблюдениях на сушу. Инспектор Скотленд-Ярда смог догнать корабль благодаря быстроходности «Лаурентика». На нём же незадачливые преступники вернулись в Англию — на скамью подсудимых. 21 апреля 1912 года «Лаурентик» прошёл мимо места гибели «Титаника», затонувшего в ночь с 14 на 15 апреля. Капитан сообщил, что не обнаружил никаких следов крушения, хотя тщательно осмотрел участок. Сам «Лаурентик» менее чем через пять лет тоже стремительно пошёл ко дну, во время его крушения люди также не смогли попасть на шлюпки и погибли в ледяной воде. К слову, в свой последний рейс лайнер, превратившийся во вспомогательный крейсер, отправился уже с другим капитаном — Рейджинальдом Нортоном. Последняя миссия «Лаурентика» Во время войны у «Лаурентика» были самые разные задачи. Сначала он служил транспортным судном — перевозил спасающихся или, напротив, доставлял в Англию военнопленных. Затем его оборудовали семью пушками, что позволило новоиспечённому крейсеру служить защитой для торговых и транспортных судов. Но в свой последний рейс «Лаурентик» отправился как грузовой корабль. Более 3 тыс. слитков золота в его трюмах должны были доехать до Канады в качестве платы за материальную помощь от союзников. На борту «Лаурентика» находились 475 человек, большинство из них — морские офицеры. Судьбу судна, возможно, решил случай. Корабль отправился в свой последний путь из Ливерпуля 23 января 1917 года, но через два дня капитан Рейджинальд Нортон заметил у пяти моряков признаки жёлтой лихорадки. Опасаясь распространения вируса, он решил высадить заболевших в ирландском порту Банкрана, где в итоге вся команда провела большую часть дня. Отплыли вечером. «Лаурентик» должен был дождаться вспомогательного эсминца, но сильный мороз в ту ночь заставил капитана принять роковое решение — плыть в одиночку. Он знал, что из-за вьюги придётся идти практически вслепую и что в этих водах есть немецкие подводные лодки, но всё равно отдал приказ стартовать. Мина ждала корабль в считаных километрах от берега, прямо на выходе из фьорда Лох-Суилли в открытое море. Она уничтожила машинное отделение, лишив судно источников энергии и возможности послать сигнал бедствия. Экипаж остался в полной темноте, что значительно усложняло спуск шлюпок. Вторая мина, находившаяся поблизости, стала для корабля роковой: «Лаурентику» хватило всего нескольких минут, чтобы опуститься на морское дно. ![]() © www.isaa.info Людям, которые всё-таки смогли спуститься в воду на шлюпках, опять же не повезло. Температура воздуха упала до -13 °C, поэтому очень многие просто замёрзли. Живым до берега добрался только 121 человек из 475, в том числе капитан. А волны ещё несколько недель приносили к берегам тела людей, погибших на «Лаурентике». Поскольку Великобритания должна была вернуть свой долг, работы по поиску и подъёму золота начались сразу после трагедии. Корабль затонул на глубине всего 30—40 метров, но именно поверхностные течения усложняли задачу. Кроме того, тяжёлые слитки золота постепенно проваливались всё ниже и ниже, поэтому водолазы были вынуждены буквально терзать корабль, чтобы добраться до них. Вступление Америки в Первую мировую войну остановило падение фунта стерлингов, поэтому завершение поисковой операции решили отложить до окончания боевых действий. В итоге поиски закончились в 1924 году. Из 3210 золотых слитков не удалось обнаружить только 22. Сам же корабль во время поисковых работ был разрушен: водолазам пришлось даже применить взрывчатку, чтобы добраться до сокровищ. Сейчас обломки крейсера разбросаны по довольно большой территории, но желающие их увидеть всё равно находятся. В 2017 году процедура посещения «Лаурентика» может усложниться, поскольку корабль получит статус 100-летнего исторического объекта, для ныряния к которому нужна лицензия. |
![]() |
Метки |
день истории |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|