![]() |
#91
|
||||
|
||||
![]()
https://web.archive.org/web/20141223...icle/file/2313
https://web.archive.org/web/20120601...cuments/search РГАНИ, фонд 89, опись 51, док. 27. Рассекречено. Совершенно секретно. Особая папка. Выписка из протокола заседания Политбюро UK КПСС от 4 марта 1968 г. Оказать финансовую помощь: Компартии Испании в размере 120 000 долл. Компартии Дании 90 000 долл. Гватемальской партии труда 65 000 долл. Ливанской компартии 50 000 долл. Союзу народов Кении 50 000 долл. Народному движению за освобождение Анголы 25 000 долл. Социалистической рабоче-крестьянской партии Нигерии 45 000 долл. Всенародному конгрессу Сьерра-Леоне 15 000 ф.ст. Последний раз редактировалось Chugunka; 04.04.2025 в 15:51. |
#92
|
||||
|
||||
![]()
https://web.archive.org/web/20141224...icle/file/2185
https://web.archive.org/web/20120601...cuments/search Товарищи! Годовой план и бюджет мы обсуждаем ка Пленумах ЦК партии практически каждый год. И это понятно - речь идет о документах, которые ложатся в основу всей хозяйственной деятельности страны, определяют развитие экономики, обороны, культуры и благосостояния народа. Но я, наверное, не ошибусь, если скажу, что значение плана и бюджета на будущий год особенно велико. Это определяется во-первых, тем, что 1970 год - последний год текущей пятилетки, и от того, насколько успешно будет развиваться народное хозяйство в наступающем году, во многом будут зависеть итоги пятилетки в целом. Это определяется, во-вторых, тем, что наступающий 1970 год - это год важнейших политических событий жизни нашей партии и страны: столетия со дня рождения В.И.Ленина и очередного съезда партии. В докладах и выступлениях на настоящем Пленуме достаточно подробно говорилось об основных задачах на предстоящий год, отмечались важнейшие итоги развития экономики и культуры страны. Заключая работу Пленума, считаю необходимым остановиться на ряде вопросов, которые становятся особенно актуальными в связи с приближающимся ХХIV съездом партии. Это - предварительные итоги нашей деятельности за последние годы, а также некоторые крупные проблемы, встающие перед нами при составлении планов на будущее, и, в частности, нового пятилетнего плана. Что касается оценки работы за четыре года пятилетки, то в самом сжатом виде ее можно сформулировать следующим образом: - главный экономический итог истекших четырех лет состоит в том, что уже сегодня мы с полным основанием можем сказать: Директивы партии по восьмому пятилетнему плану развития народного хозяйства страны по важнейшим экономическим и социальным показателям будут выполнены; - главный политический итог этих лет состоит в том, что линия нашей партии, выработанная ХХШ съездом, мартовским, сентябрьским (1965г.) и майским (1966г.) Пленумами ЦК КПСС, обеспечила серьезные успехи в укреплении экономического потенциала и обороноспособности нашей страны и повышении жизненного уровня трудящихся. Вместе с тем, мы видим в народном хозяйстве, в своей экономической деятельности немало трудностей, проблем и недостатков. Как же к ним отнестись? Если делать упор только на общие цифры и результаты, только на масштабы наших свершений, а они действительно огромны то может сложиться впечатление, что от всего остального можно и отмахнуться как от «мелочей жизни». Думаю, что это было бы неправильным. Наши недостатки, трудности и проблемы не такие мелкие, чтобы можно было себе позволить закрывать на них глаза. И на этом я остановлюсь подробнее несколько позже. Можно подойти к делу и по-иному, сосредоточив всё внимание только на недостатках и трудностях. Тогда легко прийти к противоположному выводу: что у нас чуть ли не везде дело обстоит из рук вон плохо - и в планировании, и в материально-техническом снабжении, и в обеспечении трудовой и государственной дисциплины. Такой подход еще в меньшей мере отражает подлинное положение вещей, от него по сути дела отдавало бы пренебрежением к той огромной работе, которая проделана партией и народом. Давайте вдумаемся, товарищи, в то, что было сделано за последние четыре года. В развитие народного хозяйства было вложено почти 260 млрд. рублей, или примерно на 25 млрд. рублей больше, чем за всю предыдущую пятилетку. Основные фонды, то есть главное, что определяет производственные мощности всех отраслей народного хозяйства, увеличились на 32,8 процента. Среднегодовой объём валовой продукции сельского хозяйства увеличился за истекшие 4 года на 18 процентов в сравнении с предыдущим четырехлетием. Национальный доход, который мы вправе рассматривать как обобщающий показатель Экономического прогресса, вырос на 31 процент. За четыре года мы построили более четырехсот миллионов квадратных метров общей полезной площади жилищ. На 25,9 процента увеличились реальные доходы в расчете на душу населения. Как никогда прочной стала обороноспособность Советского Союза. Упрочились внешнеполитическое влияние нашей страны, ее международный авторитет. Подводя итоги четырех лет, мы видим, какие гигантские силы за это время были приведены в движение, какой размах получило строительство во всех отраслях народного хозяйства нашей необъятной страны, какие поистине грандиозные задачи решает партия и советский народ. И то, что было достигнуто за эти 4 года, должно вызывать у всех нас законную гордость. Значит, оценку своей работе надо давать уравновешенную и всестороннюю, видеть в ней как хорошее, так и плохое. Позвольте теперь остановиться на имеющихся трудностях, недостатках и проблемах. О них также надо сказать откровенно, ибо многие из них, хотя они возникли и не сегодня, могут разрастись в такие отрицательные тенденции, которые будут дорого нам стоить. За один следующий год мы всех проблем, конечно, не решим. Но если не приступать к их решению уже сейчас, это может серьезно затруднить нашу работу в будущем. Это особенно важно иметь в виду в год, когда мы приступаем к подготовке очередного съезда." Хотел бы для начала назвать только некоторые из наших трудностей - наиболее крупные. У нас наметилась тенденция к замедлению темпов экономического роста. Большие недостатки имеются в капитальном строительстве. Слишком медленно увеличивается производительность труда, эффективность общественного производства. Эти и другие моменты вызывают серьезное напряжение при реализации народнохозяйственных планов и мер по повышению жизненного уровня советских людей. Но дело не только в том, чтобы назвать трудности. В.И.Ленин подчеркивал, что: "нам надо вести речь не просто о том, что было за отчетный период, но о том какие за отчетный период получились политические уроки - основные, коренные, чтобы свою политику на ближайший год определить верно, чтобы кое-чему за год научиться". А для этого надо не только указать ка недостатки и трудности, но и правильно определить и проанализировать их причины. Многие из них, как все мы хорошо понимаем являются объективными. Их было немало. Известно, в частности, что истекшие годы принесли целый ряд осложнений в международной обстановке. Это - агрессия США во Вьетнаме, война на Ближнем Востоке, обострение отношений с Китаем, серьезные трудности, с которыми столкнулся социализм в Чехословакии. Вы знаете, что все эти события были не только политическим испытанием для нашей страны, но и возложили немалую и к тому же, конечно, не предусмотренную планами дополнительную нагрузку на советскую экономику. Все вы понимаете, товарищи, что уклониться от такого рода расходов мы не могли - и не только потому, что это значило бы уклониться от выполнения своего революционного интернационального долга. Все это также дела, непосредственно затрагивающие государственные интересы нашей страны, национальные интересы советского народа. Если бы мы не помогли дать отпор проискам империализма в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, это вдохновило бы американцев и их союзников ка новые агрессивные акции уже где-то поближе к нашим границам. Если бы мы не приняли меры для укрепления своих восточных рубежей, китайские деятели шли бы все дальше по пути вооруженных провокаций. Если бы мы не сорвали планы контрреволюции в Чехословакии, войска НАТО скоро оказались бы непосредственно у наших западных границ. Уверен, что Пленум ЦК КПСС ясно представляет себе эти проблемы. Не баловали нас в последние два года и климатические условия. Убытки, которые мы понесли из-за капризов погоды и стихийных бедствий, весьма значительны. Но мне бы не хотелось подробно останавливаться на этой, очевидной для всех нас, стороне дела. Перейду ко второй категории причин наших трудностей, связанной по существу с самим нашим ростом, с тем, что мы вступили на такой этап развития, который уже не позволяет работать по-старому, требует новых методов и новых решений. Эти проблемы возникли объективно и их, естественно, одним махом не решишь. Прошлый опыт здесь плохой советчик, а до нового приходится дорабатываться упорными и терпеливыми усилиями, нелегкими поисками, как говорят, собственным горбом. Если вдуматься в опыт последних лет, то они как раз и были заполнены такими усилиями и поисками. В этой связи мне хотелось бы остановиться на принципиальных вопросах нашей хозяйственной политики, которые имеют отношение не только к текущему плану, но и представляют собой узловые проблемы развития советской экономики на длительную перспективу. В.И.Ленин учил нас при решении сложных задач искать главное, основное звено, ухватившись за которое, можно, образно говоря, вытащить всю цепь, весь комплекс взаимосвязанных проблем. Такой подход особенно важен сейчас, поскольку мы вступили на путь создания качественно более высокой и сложной экономической системы. Нам необходимо было выделить решающее стратегическое направление хозяйственного развития, чтобы сосредоточить на нем основное внимание и силы партии, всего советского народа. Такое главное направление наша партия определила-и определила правильно. Уже несколько лет назад мы пришли к выводу, что решительное повышение эффективности общественного производства является стержневой проблемой развития нашей экономики. Поискам путей решения этой задачи были посвящены несколько Пленумов ЦК КПСС. Пленумы ЦК КПСС приняли важные решения о мерах подъема сельского хозяйства и экономической реформе. Этому были посвящены многие решения ЦК КПСС и Советского правительства. Эти меры дали в общем хороший результат. Но, естественно, что они еще не смогли решить проблему повышения эффективности что они еще не смогли решить проблему повышения эффективности экономики в ее полном объеме. Тем более, что жизнь постоянно выдвигает много новых задач, требующих серьезного обсуждения и разработки крупных решений. Повышение эффективности народного хозяйства стало поистине ключевой проблемой прежде всего по той причине, что изменились главные факторы нашего экономического роста. Раньше мы еще могли развивать народное хозяйство главным образом за счет количественных факторов, то есть увеличения численности рабочих и высоких темпов наращивания капитальных вложений. Период такого - как его называют, экстенсивного - развития по существу подходит к концу. Сейчас у нас из каждых десяти человек трудоспособного населения девять уже работают или учатся. И при этом повсеместна ощущается острый недостаток рабочей силы. Имеет свои пределы и такой источник роста как наращивание темпов капиталовложении в развитие производительных сил. У нас, в сравнении с другими странами, эти темпы и так высоки. Любое увеличение доли накоплений, естественно, может происходить только за счет доли потребления. А мы на это не можем пойти, если хотим и впредь вести курс на подъем жизненного уровня трудящихся. Значит впредь нам приходится рассчитывать прежде всего на качественные факторы экономического роста, на повышение эффективности, интенсивности народного хозяйства, речь идет о том, чтобы наращивать производство и улучшать качество продукции не только за счет новых капитальных вложений и роста численности работников, но и все в большей мере за счет полного и рационального использования уже имеющихся производственных мощностей, внедрения достижений современной науки и техники, а также за счет рачительного отношения к каждой минуте рабочего времени, к каждой машине и механизму, к каждому грамму сырья и топлива. Речь идет о том, чтобы постоянно соизмерять затраты полученные результатами, добиваться, чтобы каждый вновь вложенный рубль давал максимальную отдачу. Это становится не только главным, но и единственно возможным путем развития нашей экономики и решения таких коренных социально-политических задач, как построение материально-технической базы коммунизма, повышение благосостояния трудящихся, победа в экономическом соревновании двух мировых систем. Основная задача перспективного развития нашей экономики состоит таким образом, в том, чтобы добиться резкого (примерно в 2-2,5 раза) повышения эффективности использования имеющихся трудовых и материальных ресурсов, а также новых накоплений. Другого пути у нас нет. Нам, товарищи, надо хорошо понять, насколько ответственные задачи выдвигают в этом плане современные условия. Возьмите хотя бы вопрос о соревновании с капитализмом. Это соревнование имеет разные формы. С задачей догнать и перегнать капиталистические страны по производству отдельных видов продукции мы во многих случаях справляемся успешно. Вот, например, сталь - мы уже преодолели заветный рубеж в 100 млн.тонн. Наверняка не составит такой уж сложной проблемы и достичь нынешних американских показателей - 120-125 миллионов. Неплохо обстоит дело и по некоторым другим видам продукции. Но конечный результат соревнования с капитализмом определяется иным показателем. Коренной вопрос это не только сколько ты произвел, но и какой ценой, то есть какими затратами общественно необходимого труда. В.И.Ленин подчеркивал, что именно этим определяется, в конечном счете, экономическое превосходство той или иной системы хозяйства, победа нового общественного строя. Именно в этой области находится центр тяжести соревнования двух систем. Все это - вещи очевидные. Вопрос в том, как добиться решения этих больших и сложных задач, поставленных в повестку дня всем ходом нашего развития. На Пленуме ЦК КПСС мы говорили в этой связи о необходимости ускорения научно-технического прогресса, широкого и своевременного внедрения его достижений в производство. Мы ведем подготовку к Пленум ЦК КПСС, который специально рассмотрит вопросы ускорения научно-технического прогресса. Поэтому я не буду подробно развивать эту тему. Сегодня мне хотелось бы остановиться ка другом важном вопросе - необходимости решительного совершенствования организации и управления народным хозяйством. Думаю, что нет особой нужды доказывать значение этого дела - без хорошего управления и совершенной организации не дадут должного эффекта ни капиталовложения, ни новая техника, ни самоотверженный труд рабочих а колхозников. Да и сам такой труд немыслим без высокой организованности, обеспечивающей строгую дисциплину, правильную оценку труда каждого работника и отдельных коллективов, соединение усилий миллионов и миллионов тружеников в единую и целеустремленную силу. Мы хорошо знаем, что чем сложнее задачи нашего развития, чем выше научно-технический уровень производства, тем чувствительнее становится экономика к любым управленческим и организационным неполадкам. Это делает задачу совершенствования планового управления крайне актуальной. Она остро стоит прежде всего перед теми ведомствами, которые занимают ключевое место в нашем хозяйственном аппарате. Одно из решающих звеньев этого аппарата - министерства. Мы их восстановили, так как без четкого руководства отраслями нельзя хорошо руководить экономикой. Задача теперь состоит в том, чтобы министерства возможно скорее овладели научно обоснованными методами управления, действенного и гибкого руководства соответствующими отраслями, стали главными организаторами борьбы за научно-технический прогресс, рост эффективности производства и капитального строительства. Важным делом становится разработка механизма всемерного стимулирования выпуска новой прогрессивной техники. Этими проблемами надо заняться всерьез причем срочно. В кашей экономике огромная ответственность ложится на Госплан СССР и весь планирующий аппарат. В его адрес раздается серьезная критика. В частности, при обсуждении проекта плана на 1970 год отмечалось, что Госплан слабо работает над главными пропорциями в развитии нашей экономики и комплексным развитием отдельных экономических районов страны, недостаточно глубоко анализирует сложившуюся обстановку, главные тенденции и перспективы хозяйственного развития. В этом правильно видят одну из причин того, что в народном хозяйстве до сих пор не устранены многие межотраслевые и внутриотраслевые диспропорции, особенно в развитии таких важных комплексов, как металлургия и машиностроение, топливная промышленность и энергетика, транспорт и объем перевозок, а также диспропорции между доходами населения и производством товаров народного потреблении. Серьезные критические замечания в адрес Госплана были высказаны, наконец, и в связи с известными недостатками в планировании капитального строительства. К этой критике следует прислушаться и сделать из нее правильные выводы. Хотел бы в этой связи обратить внимание товарищей из Госплана и на другой, как представляется, особенно важный вопрос. Объемы и масштабы наших хозяйственных задач требуют уже новых, более высоких уровня и методов планирования. Госплан должен ими полностью овладеть. Это поможет устранению многих из имеющихся недостатков и, кстати говоря, будет способствовать дальнейшему развитию экономической реформы. В настоящее время по новой системе работает 36 тысяч промышленных предприятий, они производят более 83 процентов всей промышленной продукции и 91 процент прибыли. В ближайшее время мы переводим на новую систему управления и капитальное строительство. Теперь дело за тем, чтобы выработать четкую долгосрочную программу дальнейшего осуществления реформы. Новую экономическую систему управления предстоит превратить в единый взаимосвязанный комплекс, т.е. в систему в полном смысле этого слова. Товарищи! В связи с ростом масштабов и усложнением экономики сейчас во всех развитых странах происходят крупные изменения в методах, в самой системе управления. В современных условиях даже опытным и талантливым организаторам становится не под силу руководить по старинке, полагаясь только на чутье и здравый смысл. Управление превращается в науку и этой наукой надо возможно быстрее и возможно глубже овладеть, упорно учиться даже тем, кто занимает в управлении высокие командные должности. На основе этой науки вносятся серьезные изменения в системы управлений. Совершенствуется, в частности, вся работа, связанная со сбором, быстрой обработкой и анализом информации. Кстати, товарищи, уместно напомнить, какое исключительно большое значение придавал В.И. Ленин этой работе. Он считал, что правильные решения можно принимать только на основе достоверной информации. "Чтобы центр мог не только советовать, убеждать, спорить (как это делалось до сих пор), а действительно дирижировать оркестром, для этого необходимо, чтобы было в точности известно, кто, где и какую скрипку ведет, где и как, какому инструменту обучался и обучается, кто, где и нечему фальшивит и кого, как и куда надо для исправления диссонанса перевести" (т.7, стр.22). Ныне в мире создается настоящая "индустрия информации", которую обслуживает сложная электронно-вычислительная и организационная техника, она опирается на серьезный математический аппарат и теоретическую базу. Ускорению темпов развития системы управления, информации и электронно-вычислительной техники мы придаем сейчас большое значение. Здесь многое предстоит сделать нашим специалистам - техникам, математикам, инженерам и другим специалистам, связанным с этим делом. Информация - это основа для управленческой деятельности. Но современная наука дает нам в этой области и другие-важные инструменты. К ним относится разработка научно обоснованных методов принятия решений, способы всесторонней оценки различных вариантов решений с точки зрения их эффективности, существенные поправки вносятся в структуру управления, что позволяет строить ее более рационально, избавляясь от ненужных звеньев, устанавливая правильное соотношение прав и обязанностей, власти и ответственности на всех уровнях. Хотел бы вместе с тем подчеркнуть и другую сторону вопроса Какие бы совершенные системы информации и управления ни были созданы специалистами, - это, хотя и важные, но лишь вспомогательные средства для решения управленческих задач. Самое главное - принятие решений, выработка марксистско-ленинской линии в хозяйстве, в социальной, идеологической и других областях - остается важнейшей функцией нашей партии и нашего государства. Проблемы управления - это в первую очередь политические, а не технические проблемы. Но сейчас нам следует обратить серьезное внимание и на техническую и организационную сторону дела. Если критически взглянуть на то, что в этой области у нас делается, то мы обнаружим много недостатков и слабых мест. Нередко на пути к решению стоит много лишних инстанций, которые только замедляют дело, ведут к затяжкам без всяких на тс оснований. Нередко приходится сталкиваться со стремлением уходить от решения порученных вопросов, переправлять их "наверх" - туда, где в силу загруженности другими, может быть более крупными делами решение вопроса может затянуться. Товарищи, которые прибегают к такой практике, пытаются снять с себя ответственность за недостатки в развитии руководимых ими участков и переложить ее на плечи других органов. Большие излишества допускаются по части всевозможных "согласований" и коллегиальных обсуждений, что также позволяет уходить от личной ответственности за принятие решений. Далее для решения мелкого вопроса часто требуется собрать десятки виз во многих инстанциях. С другой стороны, в министерствах и ведомствах есть еще хозяйственные руководители, которые не доверяют предприятиям и все вопросы норовят, так сказать, подгрести под себя. Им надо перестроиться - современной экономикой руководить такими методами трудно и почти невозможно. Наши хозяйственные кадры, наши партийные и государственные работники накопили немалый опыт руководства экономикой. Этот опыт представляет значительную ценность. Но современный этап развития народного хозяйства не позволяет довольствоваться старым опытом. Встает задача - поднять уровень всей работы по управлению, привести его в соответствие с современными требованиями . Я позволил себе столь подробно остановиться на проблемах управления потому, что это - проблемы огромного значения для развития экономики. Надо правильно понять, что принятие решений, управление - есть не привилегия, а сложная и ответственная общественная функция. Нет сомнения, что совершенствование управления - это один из главных резервов нашего роста. Товарищи! До сих пор я говорил о тех наших экономических проблемах, которые связаны с объективными трудностями, а также являются по существу проблемами нашего быстрого роста. Позвольте теперь перейти к другим вопросам - неприятным и тем не менее очень важным. Речь идет о недостатках в деятельности отдельных работников, недостатках, которые надо остро критиковать и возможно скорее преодолевать. И здесь будет уместно прежде всего сказать о потере некоторыми товарищами чувства ответственности и нарушениях дисциплины фактах, к которым многие, к сожалению, относятся недостаточно принципиально. Эти факты по-разному проявляются на разных уровнях. В повышении чувства ответственности и дисциплинированности нуждаются и многие рядовые работники, и многие руководители. Я не хочу здесь приводить случаев прямых злоупотреблений и нарушений законов - это, в конце концов, случаи исключительные. Пожалуй, еще опаснее такие проявления недобросовестности и недисциплинированности, которые становятся как бы узаконенными, превращаются в распространенную практику. Это прежде всего, мягко говоря, легкое отношение к выполнению государственных планов. У нас есть целые отрасли, которые из года в год не выполняют плановых заданий. Так, систематически не выполняются планы по наращиванию новых мощностей. В 1968 году, например, план ввода новых мощностей по выплавке стали был выполнен всего на 20%, по производству готового проката - на 15%, химических волокон - на 55, по добыче угля - на 61 процент. Не намного лучше обстоит дело и в нынешнем году. Распространенным явлением стало превышение - и не по мелочи, а в полтора-два раза - сметных ассигнований на строительство и ввод в строй новых объектов. В результате только за четыре года текущей пятилетки сметная стоимость строек производственного назначения возросла на 23 млрд.рублей. Многие наши руководящие товарищи смирились с тем, что подведомственные им учреждения не выполняют план по такому важнейшему показателю, как освоение новой техники. Например, Министерство лесной промышленности план внедрения новой техники выполняло в 1936—1968 гг. на 32-54 процента, Министерство бумажной промышленности - на 58, Миниефтехимпром - на 52-79 процентов. Конечно, как только заговоришь о выполнении, а точнее невыполнении планов, г ответ посыплются доводы о том, что и план-де был составлен нереально, и снабженцы подвели, и что были другие объективные причины. Думаю, что во всех таких случаях надо разобраться конкретно и выявлять все же конкретных виновников. Но сейчас хотелось бы указать на такие явления, которые не оправдаешь никакими объективными обстоятельствами. Если область не выполняет план - это, конечно, плохо, но на то могут еще быть причины, не зависящие от областного руководства. Но если на промышленных предприятиях области не растет рентабельность, если сельском хозяйстве не повышается урожайность, если сокращается поголовье скота, падает его продуктивность, а руководители области молча это созерцают, то есть все основания сказать об утрате чувства ответственности. Если предприятие не выполняет отдельные плановые задания, можно еще думать, что для этого имеются объективные причины. Но если не возрастает реализация продукции, если растут хозяйственные потери, если падает эффективность, если оборудование годами лежит и не монтируется, ржавеет под дождем и снегом, то никакими ссылками на объективные обстоятельства это не оправдаешь. Если в той или иной отрасли народного хозяйства зарплата растет быстрее производительности труда, медленно повышается рентабельность и эффективность, если не осваивается новая техника, а министр не замечает этого, молчит - значит он успокоился на достигнутом, значит у него притупилось чувство ответственности. А как можно спокойно относиться к такому, к сожалению, широко распространенному явлению, как занижение министерствами плановых заданий своим предприятиям по производству продукции в первые кварталы года? Вот как выглядит это явление в масштабах страны. В целом по СССР объем реализации промышленной продукции на первый квартал 1969 г. был определен на 5,9 млрд.рублей, или на 7,9 процента меньше фактически реализованного объема продукции в 1У квартале 1968 года. Ни для кого не секрет, ради чего это делается. В этой связи хочу сказать еще об одном вопросе, речь идет о том, что многие хозяйственные руководители, не умея наладить ритмичную планомерную работу, стараются выполнить план ценой больших злоупотреблений сверхурочными работами, которые в последнее время непомерно растут и вызывают справедливые жалобы со стороны рабочих. С такой практикой надо бороться. Профсоюзы должны усилить контроль за этим делом. И таких фактов много. Я уже приводил некоторые из них на совещании секретарей обкомов, председателей облисполкомов, секретарей ЦК компартий и председателей Советов Министров союзных республик, которое состоялось после завершения III Всесоюзного съезда колхозников. Мы считаем необходимым снова вернуться к этим фактам, сделать их достоянием всех членов Центрального Комитета партии. Товарищи, которые будут в связи с этим упомянуты вторично, не должны обижаться хотя бы потому, что мы говорим о деле. Начну с той серьезной проблемы, которой стало сейчас развитие животноводства. Все трудности в этой сфере мы относили прежде всего за счет недостатка кормов. Как же обстояло дело в последние годы? Урожаи зерновых мы снимали за последние годы разные. Но количество зерна, оставляемого на внутрихозяйственные нужды колхозов и совхозов, в том числе и на фураж, все время увеличивалось. Так, в 1966 г. из собранных 171 млн. тонн оставили зерна в колхозах и хозяйствах свыше 95 млн. тонн, в 1967 г. собрали только 147,9 млн. тонн, а оставили все же около 90, в 1968 г. из 169,5 млн. тонн оставили в деревне около 100 млн., а в 1969 г. из 160,5 млн. - более 100 млн. тонн. | Государство, таким образом, было достаточно щедрым. А чем ему ответили? Последний раз редактировалось Chugunka; Вчера в 14:31. |
#93
|
||||
|
||||
![]()
Огонек № 28 !1569) 7 июля 1957 года
![]() |
#94
|
||||
|
||||
![]() ![]() |
#95
|
||||
|
||||
![]() ![]() |
#96
|
||||
|
||||
![]()
https://www.kommersant.ru/doc/265331
Журнал "Коммерсантъ Власть" 22.04.1991, 00:00 Но без царя еще бы хуже было: Народ бы нас каменьями побил. гр. А. К. Толстой "Смерть Иоанна Грозного", акт I. Пленум ЦК И ЦКК КПСС, состоявшийся 24-25 апреля, стал первым в истории КПСС собранием, когда лидер партии подвергся столь резкой критике и все же сохранил свой пост. Критикуя Михаила Сергеевича, его противники не требовали открыто отставки. В отставку 25 апреля подал он сам. Подавляющим большинством голосов Пленум ее отклонил. Судя по всему, большинство членов ЦК, имея веские причины для недовольства генсеком, придерживаются мнения, что Горбачев - последняя надежда для КПСС сохранить единство и власть. Поскольку его уход с поста партийного лидера означает, что КПСС перестает быть правящей партией. В Горбачеве коммунисты разочаровались. И дали бои на прошедшем 24 - 25 апреля объединенном Пленуме ЦК и ЦКК КПСС. Бою предшествовала продолжительная артподготовка: пленумы различных партийных организаций от Ленинградского обкома до ЦК КП Белоруссии подвергли нынешнее руководство партии резкой критике. Всяко лыко ставилось в строку: развал страны, армии и органов правопорядка, экономический кризис, разнузданность печати, активизация антисоциалистических сил. Персонально Горбачев обвинялся в стремлении к единовластию: он не советуется с ближайшими товарищами по партии. С 20 по 21 апреля в Ленинграде состоялся второй съезд движения "Коммунистическая инициатива", на который съехались делегаты - представители около 3 млн наиболее ортодоксальных коммунистов страны. Выступая на съезде, некоторые ораторы прямо обвинили партийное руководство в том, что оно скатилось на антикоммунистические позиции. Как сообщил корреспонденту "Ъ" один из активистов движения "Коммунистическая инициатива", в кулуарах ленинградского съезда обсуждался предполагаемый вариант развития событий на предстоящем Пленуме. Ожидалось, что большинство членов ЦК выразят недоверие политической линии руководства и примут решение о созыве внеочередного съезда или всесоюзной партконференции. В их ходе Горбачев будет либо смещен со своего поста вовсе, либо переведен на какую-либо почетную должность, лишенную властных полномочий (например, ему могли предложить пост председателя партии, созданный специально для этой цели). Но, по мнению наблюдателей, коммунисты по убеждению переоценили революционную страсть коммунистов по должности: в начале Пленума большинством голосов было решено не включать в повестку отчет Горбачева, и стало ясно, что отставки требовать не будут. Противники генсека, правда, отводили душу посредством сильных выражений: на этом Пленуме Горбачев был подвергнут самой резкой критике с момента своего вступления на пост генсека. Атмосфера особо накалилась на второй день, после выступления лидера российских коммунистов Ивана Полозкова. "Я не могу понять, Михаил Сергеевич, как, взявшись за такое большое, доброе и ответственное дело перестройки, вы могли выпустить штурвал из рук. Огромное, сложное государство осталось без управления", - говорил Иван Кузьмич. Полозков выразил убеждение, что в нынешней ситуации нормальное функционирование власти "можно осуществить только особыми мерами". "Под градом упреков Горбачев сидел какой-то съеженный, он ежился все больше и больше и наконец не выдержал", - рассказал корреспонденту "Ъ" один из очевидцев. Перед самым перерывом генсек выступил с заявлением, что так как он в сложный момент истории страны занимает ответственный пост, требующий доверия, а доверия ему не оказывают, он предлагает Пленуму рассмотреть вопрос о своей отставке. После этого Горбачев быстро вышел из зала. Как сообщил в беседе с корреспондентом "Ъ" один из членов ЦК, пожелавший остаться неизвестным, он думает, что у Горбачева произошел сердечный приступ. "Это была чисто эмоциональная реакция на критический прессинг, которому подвергли генсека", - заявил корреспонденту "Ъ" член ЦК, один из лидеров движения "Марксистская платформа" Алексей Пригарин. "Горбачев просто. обиделся", - такое мнение в разговорах с корреспондентом "Ъ" выражали присутствовавшие на Пленуме и "ортодоксы" и "демократы". Собранное во время перерыва Политбюро порекомендовало Пленуму снять вопрос об отставке Горбачева с повестки дня. Подавляющим большинством голосов (322 - "за", 14 - "против", и 13 воздержалось) Пленум последовал этой рекомендации. Горбачев вернулся в зал. Судя по всему, несмотря на то что подавляющее большинство партийных функционеров весьма недовольны стилем руководства Михаила Горбачева и особенно той программой, которую он реализует, его отставки не хочет никто. Выбирать им не приходится. Сейчас Горбачев не только олицетворяет собой центр, но и обладает - на фоне коллег-коммунистов - хотя бы какой-то репутацией реформатора. Любой преемник Горбачева, даже если его позиция будет в точности совпадать с политической линией прежнего генсека, не будет иметь достаточного авторитета для того, чтобы удержать в повиновении всю партию. Разбившись на множества соперничающих политических группировок, КПСС потеряет свое последнее преимущество перед демократами - преимущество макропартии (многочисленность, партийная собственность). И самое главное - генеральный секретарь партии по совместительству еще и президент СССР. Именно он после отмены статьи в Конституции является последним живым воплощением "руководящей и направляющей роли КПСС". А это означает, что без Горбачева КПСС перестанет быть правящей и уйдет в политическое небытие еще быстрее, чем с Горбачевым. В 1564 г. Иоанн ГУ отказался от царства и уехал в Александрову слободу. Бояре испугались и умолили его вернуться. В 1918 г. Владимир Ульянов-Ленин пригрозил выйти из Совнаркома. Большевики-ленинцы, испугались и подписали Брестский мир. |
#97
|
||||
|
||||
![]()
https://www.kommersant.ru/doc/625
Журнал "Коммерсантъ Власть" 02.09.1991, 00:00 С 26 по 28 августа состоялись чрезвычайные пленумы ряда республиканских парторганизаций, на которых было принято решение о выходе из КПСС. Пока руководство КПСС бездействует, коммунисты-демократы ищут для партии новые формы существования. 24 августа группа членов ЦК КПСС предложила преобразовать компартию в партию левых сил. После событий 19--21 августа компартия осталась без имущества, изданий и значительной части своих членов. К настоящему времени о своем выходе из КПСС уже объявили республиканские парторганизации Армении, Грузии, всех 5 республик Средней Азии. В РСФСР, Казахстане, Белоруссии, на Украине решением республиканских властей национализировано имущество партии коммунистов. На территориях трех республик (РСФСР, Украины, Белоруссии) деятельность партии коммунистов временно приостановлена, а в Грузии, Молдове и республиках Прибалтики запрещена вовсе. До сих пор руководство КПСС не попыталось оспорить правомерность мер, предпринятых против партии. После 21 августа не было ни одного заседания Секретариата ЦК КПСС или Политбюро. Заместитель Горбачева Владимир Ивашко, который после отставки генсека должен был бы принять на себя руководство партией, в основном занят, как сообщили корреспонденту "Ъ" в московской мэрии, передачей российским властям имущества коммунистов. Как заявил на пресс-конференции председатель Научно-промышленного союза Аркадий Вольский, теперь в стране без работы останутся 150 тысяч коммунистов. В Москве около двух тысяч человек стало безработными после закрытия зданий ЦК на Старой площади: 700 человек обслуживающего персонала и более 1200 работников аппарата. Еще несколько тысяч человек потеряли работу после закрытия столичных райкомов. Я просто не знаю, что теперь делать, -заявил корреспонденту Ъ член ЦК КПСС Сергей Горюшкин, — в понедельник придется идти на биржу труда. Но постепенно партия оправляется от шока. По неофициальной информации из кругов, близких к партийному руководству, сейчас ряд членов ЦК КПСС пытается связаться друг с другом и создать нечто вроде инициативной группы для защиты КПСС и ее имущества. Сразу после сессии ВС СССР предполагается подать протесты на антиконституционные действия союзного и российского президентов в российские и союзные инстанции, а также в международные арбитражные суды. Сейчас партийное руководство ведет переговоры с российскими властями и московской мэрией о предоставлении КПСС помещения для проведения внеочередного пленума. В Ленинграде мэрия уже отказалась предоставить городским коммунистам помещение для той же цели. В ответ лидер ленинградских коммунистов Борис Гидаспов в сердцах пригрозил, что коммунисты уйдут в леса и проведут пленум там. Очевидно, демократы опасаются, что коммунисты на пленум соберутся, а решение о самороспуске не примут. "27 августа мы разрешили партактиву Москвы собраться в Доме политпросвета, а они и не подумали распускаться", -пожаловался корреспонденту "Ъ" префект Центрального округа Москвы Александр Музыкантский. На пресс-конференции 30 августа Музыкантский заявил, что если коммунисты самораспустятся, мэрия им окажет содействие в устройстве на новую работу и в выплате временных пособий, а если нет — таки нет. |
#98
|
|||
|
|||
![]()
https://www.kommersant.ru/doc/629
Журнал "Коммерсантъ Власть" 02.09.1991, 00:00 На прошедшей неделе в СССР убили себя несколько коммунистов: управделами ЦК КПСС Николай Кручина, советник президента СССР маршал Сергей Ахромеев и секретарь Курганинского райкома КПСС Зоя Боровикова. Арестованные члены ГКЧП живы, но переведены со спецдачи в общие камеры обычного следственного изолятора. Н.Е.Кручина. 1928 г. р. Выпускник Азово-Черноморского с/х института. С 1953 по 1983 г. — секретарь Новочеркасского обкома комсомола, замзавотделом с/х и пищевой промышленности ЦК КПСС, с 1983 г.— управляющий делами ЦК. С.Ф.Ахромеев. 1923 г.р. До 1988 г. — начальник Генштаба ВС СССР. Перед смертью — военный советник президента СССР. З.Боровикова. В 1985-1990 г. — первый секретарь Курганинского райкома КПСС, председатель Курганинского райсовета, член ЦК КПСС. Неоднократно ставилась в пример другим коммунистам Краснодара Иваном Полозковым. Коммунисты выбрали разные способы самоубийства. 24 августа в 10 утра маршал Ахромеев повесился в своем кремлевском кабинете и провисел до 21.00, когда был найден и вынут из петли сотрудниками Кремля. 24 августа секретарь райкома Боровикова утопилась в реке Лабе, остановив машину по дороге из Краснодара в Курганинск и скрывшись из поля зрения водителя. 26 августа в 5 утра управделами Кручина выпрыгнул из окна своей квартиры N 16 на 5 этаже цековского дома N 13 по Плотникову переулку (позади здания МИД СССР) и расшибся насмерть. Прокуратура России не подталкивала партийцев к самоубийству ни вызовами, на даже звонками, заявил корреспонденту "Ъ" генеральный прокурор России Валентин Степанков. "Хотя, — добавил он, — у нас были к ним вопросы". В Прокуратуре России корреспонденту "Ъ" сообщили, что расследование обстоятельств переворота коснется самоубийства высокопоставленных коммунистов, однако сейчас это не главное. Следствию ясно, что все они убили себя сами. Милиция отрабатывала версию об убийстве секретаря райкома, но лишь до 29 августа, когда в реке Лабе всплыло тело утопленницы. К тому же в предсмертной записке Боровикова настаивала на своем самоубийстве по политическим мотивам. Умер за идеи и маршал Ахромеев. В нескольких предсмертных записках сходного содержания он объяснил, что "...рушится все то, строительству чего я посвятил всю свою жизнь". Наименее исследованы причины смерти управделами. В предсмертной записке Николай Кручина написал, что жизнь прожил честно и преступником себя не считает, но робеет перед грядущими испытаниями. В заключение он сообщил о своей преданности Михаилу Горбачеву. Эту версию в интервью "Ъ" подтвердил и сосед покойного по цековскому дому Эдуард Шеварднадзе. То, что произошло с партией, — рассказал он корреспонденту Ъ после поминок Николая Кручины, — это травма для многих. Не все одинаково это воспринимают... Шеварднадзе не исключает, что среди партийного руководства могут быть новые самоубийства. Шеварднадзе знал Кручину давно, "еще до Москвы". "Всегда считал его человеком очень порядочным, человеком слова. Когда он был назначен в ЦК управляющим делами, я, будучи членом Политбюро, всегда был спокоен: там оборот средств очень большой, и сидит человек порядочный". "Конечно, — сказал Шеварднадзе, — у него было очень высокое положение в партии... Но я никогда не мог допустить и сейчас не допускаю, что он замешан в каких-то грязных делах... Кручина мог единолично распоряжаться командировками, расходами, допустим, по финансированию делегаций — это все в его пределах. Но крупные решения принимал Секретариат, все крупные суммы -только через Секретариат". Поэтому, по мнению Шеварднадзе, никаких денежных тайн КПСС Кручина унести с собой в могилу не мог. Но не все сторонники путча покончили с собой на этой неделе. Члены ГКЧП, например, по утверждению генпрокурора России Степанкова, были переведены с одной из ведомственных дач в обычный СИЗО (место скрывается от журналистов). Путчисты разместились в многоместных камерах с рядовыми заключенными, но к ним была приставлена дополнительная охрана. В остальном, сказал Степанков корреспонденту "Ъ", они не имеют привилегий по сравнению с уголовниками: у них общий подъем-отбой, еда, прогулки. Их переодели соответственно новому статусу (Язова брали в парадной форме), но разрешили передачи. Павлов уже попросил теплую куртку и спортивную шапочку для прогулок. Валентин Степанков поделился своими впечатлениями от арестов путчистов: "Они вели себя как обычные люди в такой ситуации, только Язов держался с достоинством. Солдат все-таки: лишь спросил, куда пройти. А остальных можно понять: тяжело так падать, да с такой высоты..." Прокурора поразил кабинет Крючкова: "Это суперпедант. Там все тщательно продумано и приспособлено для работы. И он очень много работал, во все вникал лично. К тому же давно вел огромную картотеку о событиях в мире". На столе же Янаева прокурор нашел беспорядок, а на подписанных бумагах — никаких пометок, словно Янаев подмахивал не глядя. Степанков пожелал стране "поменьше бы таких работников в руководстве". На пресс-конференции в парламенте России 29 августа прокурор Степанков заявил журналистам, что рано говорить даже о предварительных результатах расследования. Арестованных по-прежнему лишь 13. И несмотря на согласие ВС СССР на арест Лукьянова Степанков считает, что нет оснований для его ареста, пока идут допросы гэкачепистов. Тем более что на очные ставки бывший председатель ВС СССР ходит исправно. |
#99
|
||||
|
||||
![]()
https://www.kommersant.ru/doc/667
Журнал "Коммерсантъ Власть" 02.09.1991, 00:00 Вся собственность КПСС на территории России национализирована указом президента РСФСР от 25 августа и передана на баланс Госкомитета РСФСР по управлению государственным имуществом. Однако в настоящий момент самым актуальным является вовсе не вопрос о дальнейшем использовании бывшей партсобственности: прежде всего эту собственность надо учесть, чем и занимаются сейчас исполнительные власти всех уровней. Тем не менее часть бывшей собственности КПСС — та, которая была видна невооруженным глазом, — уже распределена. Отдельная проблема — коммерческие структуры с участием КПСС. Им, по-видимому, предстоит смена владельца, и не более того. Уже определены новые владельцы многих освободившихся от КПСС зданий. Согласно указу президента РСФСР N 90 от 25 августа, Общественно-политический центр МГК и МК КПСС на Цветном бульваре оказался в распоряжении Президиума ВС РСФСР. Президент СССР собственным указом от 27 августа поселил свой аппарат на Ленинградском проспекте, 21. Здание представляет собой пятизвездочную гостиницу на 390 мест с ресторанами, бассейнами и конференц-залами. Одновременно продолжается учет основной части партийного имущества. При этом имущество ЦК учитывает Госкомимущества РСФСР, а имущество местных парторганизаций — местные же исполкомы. По сообщению префекта Центрального округа Москвы Александр Музыкантского, в Москве этим занимается специально созданная общественная комиссия, которая должна все учесть до конца сентября. Комиссия работает под началом Комитета по приватизации муниципальной собственности Москвы, который возглавляет Елена Котова. Данные предоставляет, в частности, Бюро технической инвентаризации исполкома. По предварительным подсчетам, недвижимость КПСС в Москве составляет около 1 млн кв. м. Один комплекс зданий на Старой площади (174 тыс. кв. м) оценен приблизительно в 1 млрд руб. Механизм принятия решений по распределению освободившихся зданий должна выработать 2 сентября на своем заседании Московская столичная коллегия, которая занимается взаимодействием правительства Москвы с высшими органами власти РСФСР и СССР. В Ленинграде эти вопросы находятся в ведении Фонда имущества города (Ленгосфонда). Пока совершенно неясно, будет ли какая-либо часть коммунистической собственности приватизирована. В принципе российские структуры исполнительной власти могут поделить между собой все бывшее партимущество, так как они полномочны решать вопрос о том, что подлежит приватизации, а что нет. Однако если учесть то обстоятельство, что содержание недвижимости потребует больших государственных расходов, какая-то часть ее будет видимо, приватизирована, а какая-то по крайней мере сдана в аренду. По-видимому, все средства со счетов КПСС будут прямо зачислены в доход государства. Что касается созданных с ее участием фирм, то доля организаций КПСС в этих фирмах автоматически переписывается на соответствующие местные власти. Так, на деятельности совместных и малых предприятий и других коммерческих структур, созданных с участием средств КПСС в Ленинграде, перемена совладельца пока никак не отразилась. По заявлению ленинградских властей, эти фирмы сохранят свое существование, если продолжат работу в интересах города. |
#100
|
||||
|
||||
![]()
http://magzdb.elibrary.keenetic.pro/...%2007(176).pdf
Аргументы и факты 14 февраля 1984 года № 7 (176) ![]() |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|