Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Страницы истории > Мировая история

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #291  
Старый 23.02.2022, 18:52
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,883
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Фавн

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BD
Фавн
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Фавн
Faun merse.jpg
Пол самец
Дети Латин
В иных культурах сатир
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Фавн (лат. Faunus) — одно из древнейших национальных божеств Италии. Многие чисто италийские особенности его характера и культа сгладились вследствие отождествления его с греческим Паном[1][2].
Содержание

1 Этимология
2 Образ жизни
3 Культ Фавна
4 См. также
5 Примечания
6 Литература

Этимология

Фавн — добрый, милостивый бог (от лат. favere — быть благосклонным, отсюда же происходят имена Faustus, Faustulus, Favonius). В образе Фавна древние италийцы почитали доброго духа гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума и родоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальной культуры. При этом, наряду с единым личным божеством, верили в существование многих однородных и одноимённых с ним демонов, в которых были воплощены атрибуты самого Фавна.
Образ жизни

Подобно Сильвану, Фавн, как лесной бог, живёт в чащах, уединённых пещерах или близ шумящих источников, где он предсказывает будущее, ловит птиц и преследует нимф. С человеком он общается или во сне, или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами. Он же внушает так называемый «панический страх» как путникам, так иногда во время войны и неприятелям. Он бродит в лесах невидимым духом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видеть духов, была посвящена Фавну. Являясь человеку во сне, Фавн нередко мучит его кошмаром: против этого употреблялись особые корни и мази, особенно корень лесного пиона. Особенно береглись фавнов женщины, которых бог преследовал своей любовью, отсюда эпитет его — «Incubus».

Особым покровительством Фавна пользовались стада: он способствовал их размножению и оберегал их от волков. В этом смысле он назывался Lupercus — именем, с которым связано и название справлявшегося в Риме в честь Фавна праздника Lupercalia. Кроме Луперкалий, в честь Фавна были установлены два праздника: весенние Фавналии (Faunalia), приходившиеся на 13 февраля, и зимние Фавналии, справлявшиеся 5 декабря. В деревнях в честь Фавна совершались ежемесячно жертвоприношения.

Как вещий бог, Фавн давал свои предсказания во сне: в этом смысле он называется Fatuus или Fatuelus. Оракулы Фавна были приурочены к рощам. Судя по описанию, которое даёт Овидий (Fasti, IV, 644 и следующие), Нума, желая получить прорицание Фавна и предварительно очистив себя воздержанием, отправляется в рощу и здесь закалывает двух овец — одну Фавну, другую богу сна. Затем, дважды окропив себе голову водой из источника, сплетя два венка из буковых листьев и помолившись, он ложится на растянутые шкуры жертвенных животных и ночью во сне получает желанное откровение. Подобные же сведения сообщает и Вергилий в VII книге «Энеиды» (79 − 95). Как бог предсказаний, Фавн считался родоначальником песни, отчего и самый размер древнейших римских стихотворений называется Сатурновым или Фавновым.
Культ Фавна
Я. Коссирс, «Фавн в гостях у крестьян»
Национальная картинная галерея Армении

В Лации Фавн почитался как царь аборигинов, внук Сатурна, сын Пика, отец Латина (от нимфы Марики)[3], также отец Тарквита[4] и Акида[5]. мудрый и справедливый правитель. Правление его предшествовало царскому периоду и составляло первую эпоху распространения культуры в стране. В этом сказании отразилось воспоминание о тех временах, когда Италия изобиловала лесами и первобытные племена её населяли лесные просеки.

Другие авторы называют Фавна либо потомком Марса, который принял аркадцев Евандра и выделил им землю для поселения[6]; либо сыном Ареса, который выдал свою дочь Лавинию замуж за Энея[7].

На древность культа Фавна указывает тот факт, что местами этого культа были не столько храмы, сколько поля, пещеры и рощи. Фавн почитался в образе не идолов, а тотемов растительного и животного царства.

Антропоморфические изображения Фавна принадлежат позднейшему времени и заимствованы у греков: Фавн представляется либо в образе Пана, либо в образе Силена или Марсия, Фавны же — в образе Панисков. Согласно Диодору, его называли также Гермесом[8]. Кроме луперкальского святилища, в Риме существовали два храма Фавна: один на Авентине, другой на Тибрском острове.

Фавна, дочь (или жена) Фавна, представляет собой женскую ипостась названного бога. Подобно ему, она была вещей богиней и называлась Фатуей. В то же время она принадлежала к числу богинь женского производительного начала и, как таковая, отождествлялась с Майей или Доброй богиней (Bona dea).

В поэме Нонна «Деяния Диониса» Фавн — сын Посейдона и Кирки, из Тирсениды. Участник индийского похода Диониса[9]. Состязался на колесницах в играх по Офельту[10].
См. также

Индигеты
Пан
Дом Фавна
Сатир

Примечания

Мифы народов мира, 1988.
Любкер, 1885.
Вергилий. Энеида, VII, 46-48.
Вергилий. Энеида, X, 550.
Овидий. Метаморфозы, XIII, 750.
Дионисий Галикарнасский. Римские древности, I, 31, 2.
Аппиан. Римская история, I, 1.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, VI, фр. 5.
Нонн. Деяния Диониса, XIII, 326.

Нонн. Деяния Диониса, XXXVII, 165.

Литература

Фавн // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 555—556.
Faunus // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
Ответить с цитированием
  #292  
Старый 24.02.2022, 20:18
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Салация (Салакия), богиня источников

https://drevniebogi.ru/salatsiya-sal...a-istochnikov/
20 апреля 2014


Салация (Салакия), лат. — римская боги*ня источников, супруга Нептуна.

Когда под влиянием греческой мифоло*гии Нептун из бога вод был возведен в ранг бога моря и отождествлен с Посейдоном, Салация уступила свое место его греческой суп*руге Амфитрите и стала одной из рядовых морских богинь.
Ответить с цитированием
  #293  
Старый 25.02.2022, 18:33
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,883
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Салация (мифология)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Салация_(мифология)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Салация.
Салация
Herculaneum Neptune And Amphitrite.jpg
Мифология древнеримская религия
Сфера влияния минерализованная вода, море и родник
Пол женский
Супруг Нептун
Дети Тритон
В иных культурах Амфитрита
Салация (лат. Salacia, от salum, «морская пена» ?) — в древнеримской мифологии божество соленой воды (моря) либо источников. Спутница (супруга) Нептуна.

Позднее стала отождествляться с древнегреческими богинями Амфитритой, Фетидой и Афродитой (как возникшая из морской пены).

Салация почиталась римскими гетерами.

У римлян - мать Тритона [1].

Примечания
Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I 144
Дракон
Это заготовка статьи по мифологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Ответить с цитированием
  #294  
Старый 26.02.2022, 19:35
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Янус, бог начала, дверей и ворот

https://drevniebogi.ru/yanus-bog-nac...verey-i-vorot/
24 апреля 2014

Янус, лат. — римский бог начала всех вещей, охранитель дверей и ворот (его имя происходит от латинского слова «януа», т. е. «дверь, вход, начало»).

Как рассказывают легенды, первоначально Янус был царем в Лации, основавшим город на одном из семи холмов, на которых впоследствии вырос Рим. Этот холм стал называться в его честь Яникулом (его нынешнее итальянское название — Джаниколо). Имя его матери будто бы было Яна, ничего больше о его родителях не известно. Первоначальные божеские функции Януса тоже неясны. Возможно, в древней римской религии он был богом света и солнца, солнечного круговорота: утром он отпирал небесные ворота, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их за ним. Прежде чем стать богом всякого начала, Янус, скорее всего, был охранителем дверей домов. Несомненно лишь то, что Янус принадлежал к числу древнейших римских богов.

К людям Янус относился благосклонно; его символом были ворота и ключ. Римляне посвятили ему начала всех вещей в самом широком смысле слова, в том числе начало дня, первый день месяца (календы) и первый месяц года (январь). Главный праздник Януса приходился на Новый год, когда люди празднично одевались в его честь, поздравляли друг друга и обменивались подарками. Первая молитва в начале любого общественного или частного дела или мероприятия была обращена к Янусу.

Римляне изображали Януса с двумя лицами, так как любое начало знаменует конец чего-то предшествующего, поэтому Янус одновременно смотрел в будущее и в прошлое. (Отсюда пошло выражение «двуликий Янус», т. е. лицемер, двурушник, — по отношению к самому Янусу оно явно несправедливо и не имеет с его сутью ничего общего.)

Впервые мы встречаем его изображение на литых римских монетах — бронзовых ассах 4 в. до н. э. Сохранилось мало статуй Януса, и их художественный уровень невысок. Самый известный из римских храмов Януса выглядел как двое ворот, соединенных боковыми стенами. Эти ворота были одновременно и входом, и выходом; их торжественно отпирали в начале всякой войны, выпуская римское войско, отправлявшееся в поход, и запирали только по окончании войны, после того как войско, возвращаясь, проходило через эти ворота. В мирное время ворота оставались запертыми, но римлянам вечно приходилось где-то с кем-то воевать, поэтому в течение почти тысячелетнего существования римского государства ворота Януса были заперты всего семь раз, в том числе трижды — при императоре Августе. Скорее всего, этот храм находился в северо-восточной части Форума. Так называемый «Янус Квадригенс», четырехчастная арка на Виа дель Велабро (между Палатином и Палатинским мостом) — вовсе не храм Янусу, как ошибочно считают многие, а триумфальная арка, воздвигнутая во времена Константина Великого, т. е. в начале 4 в. н. э. Это одно из последних монументальных сооружений в античном Риме.

HuntressJanus

На фото: группа «Huntress» и ее вокалистка Джилл Джанус (Jill Janus)

Последний раз редактировалось Ульпиан; 03.03.2022 в 19:04.
Ответить с цитированием
  #295  
Старый 28.02.2022, 19:20
Romanpeace.ru Romanpeace.ru вне форума
Новичок
 
Регистрация: 03.12.2020
Сообщений: 5
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Romanpeace.ru на пути к лучшему
По умолчанию Янус - двухголовый римский бог ворот, дверей и новых начал

http://romanpeace.ru/drevnii-rim/bog...yh-nachal.html

Древний РИМ - Боги Рима

янус - двухголовый римский бог ворот, дверей и новых начал

В римской мифологии Янус был богом ворот, дверей, дверных проемов, начала, и окончания. Его самый очевидный остаток в современной культуре - его тезка, месяц январь. Хотя он обычно изображался с двумя лицами, смотрящими в противоположных направлениях (Janus Geminus (близнецы Янусы) или бифронтальный Янус), в некоторых местах он был Janus Quadrifrons (с четырьмя лицами). Римляне связали Януса с этрусской богиней Ани. Янус часто использовался, чтобы символизировать изменение и переходы, такие как прогрессия прошлого к будущему, одного условия к другому, одного видения к другому, и одной вселенной к другой. Следовательно, Янусу поклонялись в начале урожая и в начале каких-либо действий, так же как браки и рождения также входили в его сферу поклонения. Также он представлял переход между варварством и цивилизацией, сельской страной и городами, и молодостью и взрослой жизнью.

Янус, как предполагалось, приехал из Фессалии в Греции и поделился королевством с Камисой в Лацио. У них было много детей, включая Тиберинуса (Tiberinus). Янус и его более поздняя жена, Ютурна (Juturna), были родителями Фортуна (Fontus). Другую его жену звали Яна (Jana). Исторически, однако, он был одним из немногих римских богов, у которого не было готовой греческой копии, или аналогичной мифологии. Как единственный правитель Лацио, Янус объявил Золотой Век, вводя деньги, законы и сельское хозяйство (факты, сделавшие его героем культуры). Когда Ромул и его люди похитили женщин Сабин (Sabines), Янус заставил горячий источник прорваться, заставляя потенциальных нападавших сбежать. В честь этого события двери в его храмы были сохранены открытыми во время войны так, чтобы он мог легко вмешаться. Двери и ворота были закрыты во время мира.

Скульптурно Януса изображают с двумя лицами. Первоначально одно лицо было всегда бородато, а другое чисто выбритое; первоначально Янус представлял собой солнце и луну. Он обычно изображался с ключом. Одно предложенное происхождение названия итальянского города Генуи - происхождение от слова Янус (Janus). Храм Януса в Риме был расположен на улице по имени Argiletum, важная дорога, которая соединяла римский Форум и жилые области на северо-востоке. Это был маленький, деревянный храм, и строительный материал предполагает, что культ Януса имел почтенную старость. Это подтверждено несколькими фактами. Самые старые списки богов обычно начинались с его имени; он был окружен divom deus, очень древней формой латыни, означающей бог бога ; и его портрет может быть найден на самых старых римских монетах.

Перед принесением каждой жертвы его призывали и проводили процедуру возлияния. Но это не означает, что современные ученые действительно понимают культ бога дверей (ianuae) и начала. Во время господства императора Августа (27 г. до н.э. – 14 г. до н.э.), римляне начали соединять такие вещи с культом Януса, которые первоначально не имели никакого отношения к нему. К сожалению, у нас нет текстов, предшествующих этому периоду, которые лишают возможности восстанавливать оригинальный культ. Храм в Аргилетуме (Argiletum) состоял из двух ворот; культовая статуя была между ними. Это была очень древняя статуя; автор Плиний Старший упоминает это как доказательство, что искусство скульптора существовало в Италии в самые древние времена. У Януса также был храм в Риме с двупольными дверями, которые назывались воротами войны; поскольку храм всегда стоит открытый во время войны, но закрыт, когда мир прибыл. Последний был трудным вопросом, и это редко случалось, так как царство было всегда занято в небольшой войне, поскольку ее увеличивающийся размер принес войну с варварскими нациями. Но во время Августа двери были закрыто, после того, как он сверг Марка Антония.

Храм Аргилетум с Воротами войны не был единственным местом, где римляне поклонялись Янусу. С другой стороны Тибра, алтарь был посвящен этому богу на 'холме Янус' (Ianiculum). Второй алтарь был установлен на холме Оппиус (Oppius), который играл роль на церемониях, когда мальчик становился мужчиной. Консул Маркус Дуиллиус построил храм на Овощном рынке (Форум Голиториум), после своей военно-морской победы (260 г. до н.э.). Этот храм был восстановлен императором Тибериусом. В этом храме, двенадцать алтарей были установлены и посвящены двенадцати месяцам (одного из них, января, возможно, назвали в честь бога Януса). Наконец, была Арка Януса с четырьмя лицами, Janus Quadrifons, в Велабруме.
Ответить с цитированием
  #296  
Старый 01.03.2022, 09:50
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,883
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Янус

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF...82%D0%B5%D0%B9
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации
Перейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Янус (значения).
Янус
Janus-Vatican.JPG
Мифология древнеримская религия и римская мифология
Сфера влияния Посев, начало[d], ворота, transition[d], время, дуализм, Коридор и дверной портал[d]
Пол мужской
Отец Сатурн[1] или Целус
Мать Энтория[1] или Геката
Братья и сёстры Hymnus[d][1], Феликс[d][1] и Faustus[d][1]
Супруга Ютурна и Венилия[d]
Дети Канента и Fontus[d]
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Я́нус (лат. Ianus) — двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей. В имперскую эпоху Януса представляли как легендарного первого царя области Лаций, основавшего город на холме Яникул.

Первый месяц года юлианского календаря, январь, назван в честь этого бога. 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи, так как первые пожелания, согласно древним верованиям, имели наибольшие шансы воплотиться в жизнь. Именно в его храм, храм бога всех начинаний, люди несли сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.

Во время правления полулегендарного царя Нумы Помпилия (715—673/672 гг. до н. э.) в Риме был построен храм Януса. Его должны были открывать на время войны и закрывать по заключении мира. За всё время его существования, учитывая особенности истории Древнего Рима, храм закрывали менее десяти раз.
Содержание

1 Представления
2 Этимология
3 Культ
3.1 Почитание
3.2 Храм Януса
3.3 Эпитеты
4 Мифы
4.1 Первый царь аборигенов Лация
4.2 Спасение Рима от уничтожения сабинами
4.3 Янус и Карна
5 Изображения
5.1 На монетах Древнего Рима
5.2 В Новое время
6 Примечания
7 Источники и литература
7.1 Античные источники
7.2 Литература

Представления

В течение более чем тысячелетней истории Рима до принятия христианства религиозные представления римлян видоизменялись. Представления римлян времён начала существования республики отличались от таковых при Диоклетиане[2].

Янус, как один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой занимал заметное место в римском пантеоне[3]. Древнейшая древнеримская коллегия жрецов-салиев в своей песне называла Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его отождествляли с «миром» (лат. mundus), первобытным хаосом. Согласно религиозным представлениям древних римлян, именно из хаоса возник упорядоченный космос, а Янус из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось[3]. По своей сути это являлось отголоском мифа о том, что вначале огонь, вода, земля и воздух были одним веществом. Впоследствии они разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. В этом виде он предстаёт в качестве бога-демиурга[4][5]. Ж. Капдевилль считал связь Януса с греческой концепцией хаоса придуманной впоследствии, так как «изначальной» функции Януса было бы достаточно, чтобы объяснить его место у истоков времени. Капдевилль приводит слова Марка Мессала в изложении Макробия в Сатурналиях, I, 9, 14: «Он всё создаёт и им же управляет. Он связал тяжёлую и стремящуюся в глубину, распадающуюся сущность и природу воды и земли и лёгкую, бегущую в бездонную высь [сущность и природу] огня и воздуха, расположив вокруг [них] небо. Эта величайшая сила неба соединила две несхожие сущности»[6].

До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата[7]. Для римлян, как и других народов Италии, в доме священными являлись очаг и двери. Закрытые двери защищали, отделяли человека от внешнего мира, открытые — соединяли римлянина с обществом и окружающим миром. Будучи божеством дверей, Янус стал также ответственным за начинание какого-либо дела и его завершение, включая войну[8]. Янус был также патроном дорог и путников и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли[9].

Затем он уступил своё место Юпитеру, заняв место владыки всех начал и начинаний во времени[5].Вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим в виде мужчины с двумя лицами, одно из которых направлено в будущее, а другое — в прошлое. Это подчёркивало его знание об уже произошедших и будущих событиях[5]. Он был покровителем не только каждого дня, но и любого отрезка времени, как то: год, месяц, время года. Начало каждого месяца, календы, посвящали Янусу. Январь, первый месяц года юлианского календаря, назван в честь этого бога. Январское начало года определялось зимним солнцеворотом. День зимнего солнцестояния является и последним, и первым днём в году, и естественно, что это явление находилось в ведении Януса[10].
Фреска Паоло Фаринати 1550-х годов. Двуликий Янус со своими основными атрибутами — ключами и посохом

К IV веку нашей эры роль Януса нивелируется до «сторожа»[11]. В качестве атрибутов Янус, как и обычный сторож, имел ключ и посох, чтобы отгонять непрошеных гостей[5].

С Янусом тесно связаны Матер Матута — богиня раннего утра, Портун — божество ключей и ворот, Венилия — богиня источников и др.[12]
Этимология

Древними учёными предлагались три этимологии имени бога, каждая из которых опиралась на рассуждение о его природе[13].

Первая этимология основывается на определении «хаоса», данном Павлом Диаконом, и гласит: от слова hiantem, hiarе («быть открытым») имя Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие «хаоса» определяет исконную природу бога. Капдевилль также упоминает мысль Варрона в изложении Августина[14], который использует слово hiatus, чтобы объяснить слияние Януса с миром: «Они говорят, что статуя имеет два лица, спереди и сзади, потому что внутренняя полость нашего рта, когда мы его открываем, представляется похожей на мир (потому, дескать, греки и называют нёбо ουρανόν (ouranón), и некоторые из латинских поэтов небо называли palatum „нёбо“); от этой полости (hiatus) рта есть один выход наружу по направлению к зубам, а другой — внутрь по направлению к глотке»[6].

Другая этимология была предложена Публием Фигулом и дошла до сегодняшнего дня в пересказе Макробия[15]: Янус — это римский Аполлон, а Диана — Яна, с добавлением Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Дж. Фрэзером. Оно согласуется со всеми последующими уподоблениями Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает, что раньше это имя звучало как «Дианус», образованное от «диа» (dy-eð2) — из индоевропейского корня «дей», означающего «сияние». В латыни этот корень представлен словами dies («день»), Diovis и Iuppiter. Кук предлагает два параллельных ряда: *Divianus, *Dianus, Ianus и Diviana[16], Diana, Iana[17]. Слабое место этой интерпретации — трудности с произношением долгого i в слове Dīāna[18].

Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на третьей этимологии, указанной Цицероном, Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глагола ire («проходить, идти»)[19][20][21]. Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (ср. санскр. «yana-», авестийское yah, лат. i- и греч. ei-)[22]. В этом случае Iānus — обозначение действия, выражающее идею движения, прохождения и образованное от корня *yā- < *y-eð2-, или от корня ey «идти», от которого происходят слова eō, ειμι. Аргументы А. Мейе и А. Эрну в поддержку этой версии этимологии были отвергнуты большинством французских исследователей: Э. Бенвенистом, Р. Шиллингом[en], Ж. Дюмезилем и Г. Капдевиллем. Превращение корня ey в ya хорошо представлено в западноевропейских языках, например, в ирландском āth, yā-tu-s. На основании сходных функций и этимологии даже делают предположение о наличии у Януса соответствия в индуистском пантеоне — Варуны[23].

Другие современные исследователи признают индоевропейскую этимологию либо от имени «Дианус», либо от корня yā[24].
Культ
Почитание

О некогда главенствующей роли Януса в римском пантеоне свидетельствует тот факт, что главным жрецом его культа был «священный царь» (лат. rex sacrorum), второй по значимости после великого понтифика служитель культа в Древнем Риме, заменивший царя. Даже жрец Юпитера (лат. flamen Dialis) имел относительно него второстепенное положение[25].

Поскольку Янус был старейшим из божеств римского пантеона, то именно с него начинали посвящённые нескольким богам молитвы. Ему первому совершали приношения даров, так как только после умилостивления бога всех входов можно было рассчитывать на благосклонность других высших сил[26]. В праздник Януса 1 января все желали друг другу успехов и процветания, так как первые пожелания имеют больше шансов воплотиться в жизнь. В этот день люди несли в его храм сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым[27][28][5].

Янусу были также посвящены празднества агоналии, отмечавшиеся 9 января, 20 мая и 10 декабря[29].

После падения Римской империи «двуликий Янус» превратился в «символ двуличности», став воплощением неискренности и лицемерия[30]. В Риме сохранилась арка, построенная в начале IV столетия. Название арка Януса закрепилось за ней в Средние века, хотя никакого отношения к данному божеству она не имеет[31].
Храм Януса
Картина Рубенса «Храм Януса» 1635 года. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Основная статья: Храм Януса

Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием[32] и представлял собой две соединённые стенами арки. Здание соответственно имело два входа и два выхода. В центре находилась статуя двуликого бога с ключом в руках. На пальцах рук Януса, бога времени, были написаны «CCC» (300) и «LXV» (65) по числу дней в году[33]. Когда принималось решение объявить войну, царь, консул или император отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога, а в редких случаях всеобщего мира храм вновь запирался на ключ[34].

В поэме «Фасты» Овидий так объясняет смысл и суть данного обычая[35]:

Чтобы открыт был возврат народу, пошедшему в битвы,
Сняты запоры, моя настежь отворена дверь!
В мирное время я дверь запираю, чтоб мир не умчался;

Следует отметить, что состояние, при котором Древний Рим не вёл войн, было скорее исключением из правил. За всё время существования античной римской цивилизации храм Януса закрывали:

при полулегендарном царе Нуме Помпилии, который за время своего правления не вёл ни одной войны;
во время консульства Тита Манлия Торквата в 235 году;
трижды при Октавиане Августе[36], в том числе после сражения при Акции;
при Нероне в 65 году н. э.[37];
при Веспасиане после победы в Первой Иудейской войне в 71 году[38].

Эпитеты

В императорскую эпоху Янус имел эпитет Квирина. Первоначально Квирина почитали, как бога народного собрания, одну из ипостасей Марса. Когда его почитание было оттеснено культами Юпитера и Марса, он слился с таковым Януса, как бога ведающего войной и миром[39][40].

Другими эпитетами Януса были:

Patulcius («открывающий») и Clusivius («закрывающий»), связанные с властью отпирать и закрывать двери войны, потоки вод[41][25];
Consevius, Consivius — от глагола «делать целым», что согласуется с представлением об Янусе как божестве, превращающем хаос в упорядоченный космос[25];
Pater, Matutinus, Iunonius отображает его роль «отца богов», умножителя человеческого рода, ответственного за наступление каждого дня[42][43][25];
Geminus — двуликий[44].

Мифы
Первый царь аборигенов Лация

Первоначально Янус был богом-демиургом, возникшим из мирового хаоса. Впоследствии, когда он уступил место верховного божества Юпитеру, Януса стали изображать в качестве первого царя населявших Лаций людей, так называемых аборигенов Лация[45]. Самая ранняя информация о Янусе как прародителе римского народа содержится в «Энеиде» Вергилия[46][47]. Эту же версию детально описывают Овидий, Плутарх и другие древнеримские писатели и историки[48]. Римский историк IV столетия Секст Аврелий Виктор представляет Януса сыном Аполлона и Креусы, который, возмужав, отправился в Италию и основал город Яникул на одноимённом холме[49]. В произведениях Овидия и Макробия он поселяется на холме Яникул, получившем от него своё название[45]. Плутарх и вовсе называет легендарного первого римского царя эллином из Перребия[50]. Янус многому научил людей, в том числе почитать богов[3][51], возделывать землю, а также ввёл государственный порядок[52]. Богиня источников Венилия родила ему дочь Каненту[45].
Приём Сатурна Янусом. Палаццо Веккьо, Флоренция

Когда Юпитер сверг своего отца Сатурна, то последний нашёл у Януса гостеприимный приём. Местные жители предпочли Сатурна Янусу и признали своим царём. В благодарность за приют Сатурн наделил двуликого бога способностью знать всё прошлое и предвидеть будущее[51][53][54].

Современные историки видят в этом мифе отражение смутных народных воспоминаний о прибытии в Италию морским путём переселенцев с Балкан пеласгов[55]. В книге раннехристианского богослова Арнобия «Против язычников» Янус уже предстаёт, согласно верованиям древних римлян-язычников, сыном Неба и Гекаты, мужем Ютурны, отцом Фонтуса[en] и тестем Вультурна[56].
Спасение Рима от уничтожения сабинами

Согласно поэту Овидию, Янус спас Рим от уничтожения сабинами. В то время, когда царь Тит Таций со своим войском, благодаря предательству Тарпеи, проник в крепость на Капитолийском холме, двуликий бог открыл устья источников. Вода перекрыла сабинам путь к спящим воинам Ромула. Таким образом римляне получили возможность приготовиться к предстоящей битве, закончившейся примирением сторон[57][25].
Янус и Карна

Нимфа Карна своею красотою привлекала многих молодых людей, которые были ей неинтересны. Когда ей досаждал очередной поклонник, нимфа притворно соглашалась разделить с ним ложе и приглашала в пещеру. Пока юноша пробирался вглубь тёмной пещеры, Карна пряталась в густом кустарнике. Янус, воспылав страстью к красивой нимфе, получил такой же ответ. Однако нимфа не учла, что Янус может видеть и вперёд, и назад, и после того, как Карна спряталась, он легко её настиг. После того, как ей пришлось уступить двуликому богу, Янус сделал Карну богиней дверных петель и подарил белый колючий цветок, с помощью которого она могла отвращать от жилища беды и неприятности[58].
Изображения
На монетах Древнего Рима
Изображение Януса на древнеримском ассе
Дидрахма с изображением Януса
Сестерций Нерона с закрытым храмом Януса

Изображение Януса помещали на монетах (преимущественно самых ранних) для того, чтобы он покровительствовал любому делу, совершаемому при посредстве этих денег[5]. Основным номиналом с Янусом на аверсе во времена римской республики до Первой Пунической войны был асс[59]. Половина базовой денежной единицы семис содержала профиль Юпитера, 1⁄3 асса триенс — Минервы, ¼ асса квадранс — Геркулеса, 1⁄6 асса секстанс — Меркурия, 1⁄12 асса унции — Беллоны[60]. Этот перечень богов, по мнению британского нумизмата Г. Мэттингли, весьма понятен. Янус — первый бог, божество всех начал; Юпитер следует за ним по значимости; Меркурий, как бог торговли, не мог не быть запечатлённым на деньгах; Геркулес здесь олицетворяет скорее прибыль и успех, а не физическую силу; боги войны, как Минерва и Беллона, отображают роль военных действий в жизни древних римлян[61].

По мере роста государства и завоевания греческих городов последние, в качестве признания верховной римской власти, стали помещать изображения римских богов, в том числе и Януса, на свои монеты[62].

В императорскую эпоху тематика, связанная с Янусом, на монетах встречается редко. По завершении войны с парфянами при Нероне в 65 году нашей эры за контроль над Арменией «всеобщий мир» нашёл отображение в чеканке серии монет с закрытым храмом Януса. Легенда «PACE P R TERRA MARIQ PARTA IANVM CLVSIT» в переводе обозначает «Доставив римскому народу мир на суше и на море, закрыл храм Януса»[63]. Их выпустили после коронации Нероном прибывшего в Рим царя Трдата I[64]. Кроме неронианских, Януса эпизодически помещали на денарии Траяна (98—117)[65], ауреусы Адриана (117—138)[66], ассы[67] и сестерции[68] Антонина Пия (138—161), ассы[69], сестерции[70] и ауреусы[71] Коммода (177—192), денарии Пертинакса (193)[72] и Геты (209—211)[73], а также ауреусы Галлиена (253—268)[74][62]. Отдельно следует упомянуть ассы Адриана с четырёхликим Янусом[75][76].
В Новое время
Джордано. Янус и мойры. Фрагмент из Палаццо Медичи-Риккарди. 1682—1685

Светское искусство Нового времени наследовало античную иконографию: Януса продолжали изображать двуликим. Его голова по традиции увенчивалась древнеримским «термином» (лат. terminus — «предел, граница»), то есть колонной, отмечавшей границы земельных участков. Аллегорически он обозначал январь, кроме того, принимал участие в сотворении мира. В эпоху Ренессанса два его лица считались символами прошлого и будущего в аллегориях, касающихся Времени (например, на Танце под музыку времени Пуссена). В работе Джордано (Палаццо Медичи-Риккарди) Янус поставлен в начале пространной аллегории человеческой жизни, где он даёт шерсть трем мойрам (см. справа). Атрибутом бога является змея, свернувшаяся кольцом, — античный символ вечности[77].
Примечания
↑ Показывать компактно

Vollmer C. G. W. Entoria // Dr. Vollmer’s Wörterbuch der Mythologie aller Völker (нем.) — Stg: 1874. — S. 188.
Циркин, 2000, "Римские боги", с. 119.
Мифы народов мира, 1990, "Янус", с. 1138—1139.
Овидий. Фасты. Книга I. 100—120
Циркин, 2000, "Янус", с. 122.
Capdeville, 1973, p. 399—400.
Овидий. Фасты. Книга I. 125—126
Циркин, 2000, "Янус", с. 119—120.
Нейхардт, 1990, с. 495.
Циркин, 2000, "Янус", с. 120—122.
Арнобий. Против язычников. Книга шестая. 25
Циркин, 2000, "Янус", с. 122—123.
Capdeville, 1973.
Августин. О граде Божьем VII 8
Макробий, Сатурналии, I, 9, 8.
Варрон. О латинском языке. V. 68
Варрон. Сельское хозяйство. I 37, 3
Radke G[de]. Die Götter Altitaliens. — Münster: Aschendorff, 1965. — Col. 147 — 350 S.
Макробий. Сатурналии. Книга первая. 9. 11
Овидий. Фасты. I. 126—127
Цицерон. О природе богов. II. 67
Taylor, 2000, p. 1.
Майданов, 2003, p. 16.
A. Ernout et A. Meillet. Ianus // Dictionnaire étymologique de la langue latine. — Paris : Klincksieck, 1932. — 1108 p.; Ernout A. Consus, Ianus, Sancus // Philologica II. — Paris : C. Klincksieck, 1957. — P. 175. — 253 p. — (Études et Commentaires, n° 26).: Ernout takes into consideration the legends of the Thessalic origin of Janus too.
Штаерман, 1987, с. 55.
Овидий. Фасты. Книга I. 172—174
Макробий. Сатурналии. Книга первая. 9. 3
Овидий. Фасты. Книга I. 63—90
Любкер, 2005, "Агоналия".
Калинин А. Двуликий Янус // Наука и жизнь. — 2007. — № 5.
Ferris I. Reimagining the City // The Arch of Constantine. — Gloucestershire: Amberley Publishing[en], 2013. — ISBN 9781445635446.
Плутарх. Нума. 20
Нейхардт, 1990, с. 493—495.
Platner Samuel Ball[en]. Janus Geminus // Topography of Ancient Rome. — London: Oxford University Press, 1929. — P. 278—280.
Овидий. Фасты. Книга I. 279—282
Максимова М. И. Глава 12. Города юго-восточного Причерноморья в эпоху Римской империи. Роль Синопы, Амиса и Трапезунта в римской восточной политике // Античные города юго-восточного Причерноморья. — Москва • Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1956. — С. 306.
Светоний. Нерон 13
Ростовцев М. И. Глава IV. Правление Флавиев и Просвещенная монархия Антонинов // Общество и хозяйство в Римской империи. — СПб.: Наука, 2000. — Т. 1. — 400 с. — ISBN 5-02-026813-5.
Мифы народов мира, 1990, "Квирин", с. 518.
Штаерман, 1987, с. 68.
Макробий. Сатурналии. Книга первая. 9. 15
Макробий. Сатурналии. Книга первая. 9. 16
Макробий. Сатурналии. Книга первая. 15. 18
Штаерман, 1987, с. 56.
Овидий. Метаморфозы. Книга XIV. 331—338
Вергилий. Энеида. Книга VIII. 355—358
Грешных, 2009, с. 6.
Грешных, 2009, с. 7—11.
Секст Аврелий Виктор. Происхождение римского народа. II. 1
Плутарх. Римские вопросы. 22
Циркин, 2000, с. 174—175.
Грешных, 2009, с. 7—8.
Овидий. Фасты. Книга I. 233—246
Макробий. Сатурналии. Книга первая. 7. 19—24
Грешных, 2009, с. 6, 8.
Арнобий. Против язычников. III. 29
Овидий. Фасты. Книга I. 269—276
Циркин, 2000, "Янус и Карна", с. 411.
Мэттингли, 2005, с. 51.
Мэттингли, 2005, с. 51—52.
Мэттингли, 2005, с. 52.
DRC, 1889, "Janus", p. 471.
Nomos 2, Lot: 174 (англ.). cngcoins.com. Classical Numismatic Group (17 мая 2010). Дата обращения: 14 ноября 2018.
Абрамзон, 1995, с. 180—181.
RIC II Trajan 765. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC II Hadrian 62. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC III Antoninus Pius 693A. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC III Antoninus Pius 644. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC III Commodus 479. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC III Commodus 460. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC III Commodus 141. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RRIC IV Pertinax 3. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC IV Geta 79. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC V Gallienus 45. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
RIC II Hadrian 662. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018.
DRC, 1889, "Jan.", p. 473.

Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6.

Источники и литература
Античные источники

Медиафайлы на Викискладе

Секст Аврелий Виктор. Происхождение римского народа // Римские историки IV века. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1997.
Арнобий. Против язычников / В русском переводе, с введением и указателем имён и предметов Н. М. Дроздова. Под редакцией А. Д. Пантелеева. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. — («Ver Sacrum»). — ISBN 978-5-288-04692-6.
Макробий. Сатурналии / пер. с лат. и греч., прим. и словарь В. Т. Звиревича. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. — 372 с. — ISBN 978-5-7996-0491-2.
Овидий. Фасты. Книга I // Элегии и малые поэмы. — М.: Художественная литература, 1973.
Марк Туллий Цицерон. О природе богов. Книга II. // Философские трактаты / Перевод с латинского (в т. ч. и стихов, кроме особо оговоренных случаев) и комментарии М. И. Рижского. Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров. — М.: Наука, 1985.

Литература

Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. — М.: Российская Академия наук. Институт археологии, 1995. — 656 с. — ISBN 5-7114-0063-0.
Грешных А. Н. Предание о царе Янусе в античной традиции // Новый исторический вестник. — 2009. — С. 5—13. — ISSN 2072-9286.
Любкер, Фридрих. Агоналия // Иллюстрированный словарь античности / И. Пименова. — М.: Эксмо, 2005. — 1344 с. — ISBN 5-699-14296-7.
Майданов А. С. Некоторые парадигмы и приёмы мифологического мышления // Философия науки / ответственный редактор д. ф. н. А. С. Майданов. — М.: ИФ РАН, 2003. — Вып. 9. Эволюция творческого мышления. — С. 7—42. — ISBN 5-201-02120-4.
Мэттингли, Гарольд. Монеты Рима с древнейших времён до падения Западной империи. — Collector`s Books, 2005. — ISBN 1-932525-37-8.
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А. А. Нейхардт. — М.: Правда, 1990. — 576 с. — ISBN 5-253-00083-6.
Обнорский Н. П. Янус, римский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — 560 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-003989-1.
Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / ответственный редактор д. и. н. Е. С. Голубцова. — М.: Наука, 1987. — 22 000 экз.
Штаерман Е. М. Янус // Мифы народов мира / главный редактор С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 1138—1139.
Stevenson S. W., Smith C. R., Madden F. W. Janus // A Dictionary of Roman Coins. — London: George Bell & Sons[en], 1889. — P. 471—472.
Capdeville Gérard. Les épithètes cultuelles de Janus (фр.) // Mélanges de l'école française de Rome. — 1973. — Vol. 85, no 2. — P. 395—436.
Taylor, Rabun. Watching the Skies: Janus, Auspication, and the Shrine in the Roman Forum // Memoirs of the American Academy in Rome. — 2000. — Vol. 45. — P. 1—40.
Ответить с цитированием
  #297  
Старый 01.03.2022, 20:53
24СМИ 24СМИ вне форума
Новичок
 
Регистрация: 07.11.2019
Сообщений: 8
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
24СМИ на пути к лучшему
По умолчанию Янус

https://24smi.org/person/2668-ianus.html
История персонажа

Пантеон древних богов символичен и разнообразен. Каждая эпоха привносила в культуру наших предков обычаи, традиции и верования, дошедшие до людей XXI века в виде мифов и легенд. Греческая мифология отличается от римской. Римские божества располагают двойниками в греческих преданиях. Бог Янус дублирует функции сразу нескольких представителей Олимпа. Чем же был необычен Янус, какими способностями обладал?
История появления

Многоликий Янус – герой римской мифологии. Персонаж являлся правителем Лациума, располагавшегося на территории древней Италии, там, где сегодня стоит Рим. Миф гласит, что бог жил во дворце на холме под названием Яникуле, на правом берегу реки Тибр. Януса сместил Юпитер, чьи полномочия в римской мифологии схожи с функционалом греческого бога Зевса.

По легенде, Сатурн потерял трон и добирался до Лациума на корабле. Янус приветливо и дружелюбно встретил его, сумев угодить незваному гостю. Всемогущий Сатурн наделил подопечного даром, который позволял богу направлять взор одновременно в будущее и прошлое.
Скульптура "Янус"
Скульптура "Янус"

Легендарный персонаж считался покровителем времени, властителем всевозможных входов и выходов, а, соответственно, начала и конца. Одно из толкований имени Януса – бог Хаоса. Понятие Хаос в этом варианте этимологии проявляет изначальную природу бога.

Римский бог не славился подвигами или особенными делами, но в его власти было время и дневное солнцестояние. Имя Янус переводится с латинского как «дверь». Мифического персонажа часто изображали в образе ключника, держащего в руке отпирающий двери ключ.
Двуликий бог

Януса изображают с двумя лицами, которые направлены в противоположные стороны. В народе двуликого бога называли двулобым, многоликим. Лицо, направленное в сторону будущего, было молодым, а то, что оглядывалось в прошлое, – взрослым. Янус объединяет, помимо прошлого и будущего, два других начала: плохое и хорошее, поэтому изображение двух лиц подходит для характеристики образа в нескольких направлениях.
Янус
Янус

Ученые задавались вопросом, почему Янус изображается всего с двумя лицами, ведь без внимания остается третья категория – настоящее. Со временем исследователи пришли к выводу, что текущий момент в конкретную секунду нельзя запечатлеть. Передать его визуально невозможно, поэтому третьего лика Януса не видно.

Бог покровительствовал римлянам в нескольких сферах. Он помогал воинам, поэтому в честь Януса на территории нынешнего Рима построили храм, доступный для посещения только во время войны. Римская империя постоянно вела какие-либо военные действия, поэтому воротам храма случалось быть закрытыми три раза за историю существования. Янус способствовал своим подопечным в кораблестроении, благоволил к земледельцам, аграриям и тем, кто занимался вычислениями. Кроме того, бог располагал склонностью к ясновидению, что было актуальным из-за взаимоотношений с материей времени.
Арка Януса
Арка Януса

Внимательный человек, знакомясь с изображением бога Януса, заметит, что на правой руке у него римскими цифрами изображена надпись 300, а на левой – 65. Считается, что это цифры, имеющие отношение к исчислению времени. Янус тесно связан с летоисчислением, которым мы пользуемся сегодня. В его честь назван месяц январь, по латыни – януарий. Девятого января римляне справляли праздник Агоний, посвященный любимому божеству.

Персонаж не располагал специфическими качествами, присущими богам. Он не отличался красотой или особыми силами. Власть его несравнима со способностями верховных богов пантеона. Уважение среди людей божеству помогла завоевать способность управлять природными явлениями. По утрам Янус отпирал небесные врата, выпуская солнце на горизонт, а по вечерам закрывал, заводя светило восвояси и предоставляя небосвод в распоряжение звезд и луны.
РЕКЛАМА
Реклама
Реклама
Интересные факты

Сегодня «двуликий Янус» – фразеологизм, который используют при описании лицемерного человека, демонстрирующего двуличие и неискренность. В римской мифологии характеристика бога не носила отрицательной окраски, но люди воспринимали изображение дословно и выстроили ассоциативный ряд. Янус совмещал в одной личности два начала: хорошее и плохое, настоящее и прошлое. Противоположности определили восприятие потомками.

Скульптура Януса
Скульптура Януса

Мифология всегда вдохновляла скульпторов и художников. Статуи, воплощающие облик Януса, расположены в Ватикане, на Бычьем форуме в Риме. Картины, описывающие античные сюжеты, принадлежат кисти Николы Пуссена и других живописцев.
Когда Петр Великий повелел изменить русский календарь и перенес празднование Нового года на первое января, недовольство бояр было спровоцировано не нововведением, а тем, что праздник символизировал торжество в честь языческого божества.
Титан Эпиметей, взявший в жены Пандору, присланную ему Зевсом, не пересекается в мифах с Янусом. Но эти мифологические персонажи встретились в астрономии – их именами назвали два спутника планеты Сатурн, расположенных всего в 50 километрах друг от друга.

Автор: Александр Неверов
Ответить с цитированием
  #298  
Старый 02.03.2022, 19:40
Mifolog Mifolog вне форума
Новичок
 
Регистрация: 19.08.2021
Сообщений: 2
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Mifolog на пути к лучшему
По умолчанию Янус

http://mifolog.ru/mythology/item/f00...13/index.shtml
Мифология: Римская мифология

Предмет статьи: бог

Янус (Janus, от ianua - "двери", "ворота") - в римской мифологии - двуликий бог времени, ведущий счет дням, месяцам и годам, а токже бог дверей, входов и выходов, любого начала.
Ответить с цитированием
  #299  
Старый 03.03.2022, 19:11
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Юнона, верховная римская богиня, жена Юпитера

https://drevniebogi.ru/yunona-verhov...hena-yupitera/
25 апреля 2014

Юнона, лат., греч. Гера — супруга верховного римского бога Юпитера.

Первоначально Юнона была женским аналогом духа — охранителя мужчин, т. е. Гения, — у каждой женщины была своя Юнона; однако уже в ранних первоисточниках мы встречаемся с Юноной как богиней-охранительницей всех римских женщин.

Под влиянием этрусских представлений, где соответствующая богиня Уни входила в триаду (троицу) высших богов, а также под влиянием греческих культов и мифов Юнона со временем стали считать сестрой и супругой Юпитера (греческого Зевса) и дочерью Сатурна и Опс (Кроноса и Реи).

Так как римляне считали себя потомками троянцев, к которым Гера (Юнона) относилась враждебно, они умиротворили ее жертвоприношениями (согласно Вергилию, так поступил еще Эней). В конечном счете, ее провозгласили покровительницей Рима и римского государства, однако сохранили за ней древнюю функцию охранительницы женщин.

Как супругу Юпитера и покровительницу Рима и государства римляне называли ее Юнона Капитолина (по месту проживания Юноны в ее храме на Капитолии), как защитницу, предупреждающую об опасностях, угрожающих Риму, ее звали Юнона Монета (советница, предостерегающая — так как она предупредила римлян о землетрясении) — отсюда пошло слово «монета», поскольку при храме Юнона Монеты чеканились металлические деньги. В функции покровительницы женщин она называлась Юнона Виргиниенсис (Девственная — покровительница девушек), Юнона Пронуба или Домидука (Врачующая или Вводящая в дом — как покровительница брака), Юнона Луцина (Светлая, выводящая ребенка на свет, родовспомогательница), Юнона Матрона (покровительница замужних женщин).

Государственный культ Юноны сливался с культом Юпитера; 1 марта женщины отмечали праздник Матроналий и по этому случаю получали подарки от супругов и родственников. Римляне посвятили Юноне все календы, т. е. первые дни всех месяцев (поэтому она называлась также Юнона Календария — богиня начала каждого месяца) и шестой месяц года (июнь). Священные животные, символы и атрибуты у Юноны были те же, что у греческой Геры. Кроме того, римляне посвятили ей гуся — в память о том, что во время осады Рима галлами в 390 г. до н. э. капитолийские гуси, содержавшиеся при ее храме на Капитолии, своим гоготанием дали знать о ночном нападении врагов (ср. у Крылова в басне «Гуси» (1811); «Да наши предки Рим спасли!»).

Культ Юноны имел как официальный, так и частный характер и уже в древние времена распространился по всей Италии, а затем и в римских провинциях, где Юнона сливалась с аналогичными богинями (например, в Северной Африке с пунической богиней луны Танит). О Юноне в искусстве см. статью «Гера».

Последний раз редактировалось Ульпиан; 06.03.2022 в 19:55.
Ответить с цитированием
  #300  
Старый 05.03.2022, 18:43
Аватар для Издательство «ЛИЦЕЙ»
Издательство «ЛИЦЕЙ» Издательство «ЛИЦЕЙ» вне форума
Новичок
 
Регистрация: 28.08.2018
Сообщений: 8
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Издательство «ЛИЦЕЙ» на пути к лучшему
По умолчанию Место Юноны среди богов

https://licey.net/free/3-mify_narodo...edi_bogov.html

Юнона и Юпитер. Женой Юпитера у римлян считалась богиня Юнона, которую римляне уподобляли греческой Гере. Подобно Юпитеру, она владела молнией и была повелительницей Вселенной; в этом качестве ее называли Юнона Регина («Царица»). Небесную супругу Юпитера чтили вместе с ним в его храме на Капитолии, поэтому она называлась и Юнона Капитолийская. Жена фламина Юпитера была жрицей Юноны, и при обращениях к богам имена небесных супругов назывались рядом.

Предупреждения об опасности. Юнона заботилась о благополучии и величии римского государства, помогала собирать войско в поход (в этом случае она называлась Юнона Популония), предупреждала об угрожающих Риму опасностях. Рассказывали, что однажды она предупредила римлян о грозящем им стихийном бедствии — землетрясении. Эту Юнону, предупреждающую об опасности и дающую добрые советы, называли Юнона Монета («Советчица»). Во дворе ее храма римляне чеканили деньги, поэтому впоследствии слово «монета» стало употребляться как их название.

Покровительница девушек и женщин. Но у Юноны были не только обязанности, связанные с заботой о Риме и его величии — ведь она была еще и женщина, и жена верховного бога. Поэтому ее заботой было все, что относилось к женщинам и семейной жизни. Она называлась и Юнона Виргиниенсис («Девственная») и была покровительницей девушек, готовящихся вступить в брак; как Юнона Пронуба («Брачующая») она покровительствовала брачным обрядам, а как Юнона Домидука («Вводящая в дом») вводила новобрачную в дом мужа и помогала ей благополучно переступить его порог — если бы она споткнулась о него, это считалось бы дурной приметой. Затем Юнона Луцина («Светлая») помогала рождению ребенка, выводила его на свет, а Юнона Румина («Кормилица») помогала кормить его материнским молоком.
Римская богиня Юнона
Богиня Юнона

Покровительницей всех матрон (замужних женщин) была Юнона Матрона. В ее честь первого марта справлялся праздник Матроналии. В этот день рано утром римские женщины в красивых белых одеждах и с гирляндами цветов в руках шли в храм Юноны Матроны и приносили ей эти цветы в жертву, моля богиню о даровании счастливой семейной жизни. В этот день в Риме мужья дарили своим женам подарки. [Так что римские Матроналии немного похожи на наш праздник Восьмого марта.]

Календы и месяц Юноны. Как Юпитеру была посвящена середина каждого месяца, так Юноне принадлежали его первые дни. Начало месяца у римлян называлось календы, поэтому Юнону называли Юнона Календария (от этого же слова происходит наше слово «календарь»). Кроме того, ей был посвящен целый месяц, который до сих пор носит ее имя — июнь, месяц Юноны.
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 20:56. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS