![]() |
#161
|
|||
|
|||
![]()
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – 20 августа, пятница. – № 160 (776). – Вып.2.– 8 полос. - Источник: http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...usta-1993-goda
Подзаголовок – «Пресс-конференция Президента России» 19 августа-двухлетие несостоявшегося августовского переворота-было ознаменовано двумя важными событиями: бесплатным проездом в столичном метро и встречей Президента с журналистами. Зачитав по бумажке речь, посвященную второй годовщине торжества демократии, Президент перешел к самой сложной и ответственной части мероприятия: ответам на вопросы. Несмотря на то, что во вступительном слове Борис Ельцин пространно говорил о созидательной роли демократических преобразований в России, все последующие его высказывания были по сути дела деструктивными, призывавшими к социальной конфронтации. Суть их сводилась к одному: к устранению с политической арены Верховного Совета. О чем бы не спрашивали журналисты Президента-о судьбе Курил, ожидаем визите в Польшу, Чехию и Словакию, о кандидатуре нового министра безопасности,-ответ Борис Николаевич (подобно небезизвестному римскому сенатору, завершавшему свое каждое выступление в сенате словами «Карфаген должен быть разрушен») заканчивал фразой: Верховный Совет должен быть в кратчайшие сроки заменен двухпалатным федеральным парламентом. Ответы Президента так часто грешили несуразицами, что вскоре присутствующие стали воспринимать это как норму, только иностранные корреспонденты недоуменно взирали на непроницаемые лица своих российских коллег. Но журналисты отечественных изданий из чувства патриотизма старались делать вид, что именно таких ответов они и ждали от не в меру немногословного Президента. Правда, под конец встречи Борис Николаевич все же разговорился. Он сообщил собравшимся распорядок своей рабочей недели и добавил, что по вторникам и субботам он играет в теннис, а в последний вторник сыграл 14 геймов с разгромным счетом для своего соперника. Создавалось впечатление, что в спортивных баталиях Президент столь напорист потому, что применяет нехитрый прием-призвав на помощь воображение, видит в партере по игре Председателя Верховного Совета, которого надо разбить в пух и прах. Президент признался: самой большой ошибкой в ходе реформ он считает затяжку с перевыборами Верховного Совета. А как же падение жизненного уровня народа, свертывание производства, угрожающий рост преступности? Об этом Президент не обмолвился ни словом. Но в подтексте всей пресс-конференции гуляла одна, но очень «глубокая» мысль: вот выберем новый парламент, тогда и заживем. И грустно, и смешно….. Последний раз редактировалось Ольга Кондратьева; 14.02.2022 в 20:53. |
#162
|
||||
|
||||
![]()
«В своем обращении к гражданам России я предупреждал о возможных провокациях против конституционного строя страны. Одна из них была реализована в ходе заседания Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией под председательством Президента РФ и последовавшей затем пресс-конференции некоторых членов этой комиссии. По существу сделана попытка подорвать конституционный статус высших должностных лиц государства-вице-президента РФ и Генерального прокурора РФ. Тем самым положено начало реализации того плана «артподготовки» о котором на днях заявил Президент.
Решительно отвергаю выдвинутые против меня обвинения. С полной ответственностью заявляю, что все так называемые факты о моем соучастии в противозаконных действиях, на которые ссылались участники пресс-конференции, являются ложью и преднамеренной фальсификацией. Как гражданин России предприму в судебном порядке шаги по защите моей чести и достоинства. Хорошо понимаю, что заказная политическая провокация против вице-президента России является одним из симптомов того, что мои действия по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти ощутимо затронули интересы тех, кто хотел бы продолжать безнаказанно грабить и разваливать Россию. Вновь хочу предупредить этих деятелй об ответственности перед народом и страной. |
#163
|
||||
|
||||
![]()
«В последнее время на страницах многих газет, прежде всего «демократической» направленности, появилось большое количество публикаций с главной темой: демократия в опасности, в стране готовится государственный переворот. В частности, именно этот тезис лег в основу статей политолога А.Кивы в «Известиях» (27 июля и 7 августа), в других его статьях и выступлениях. Читая их, нетрудно заметить, что мысли, которые на уме у ряда власть предержащих, включая и Президента России Б.Н.Ельцина, радикальные демократы пытаются настойчиво имплантировать в общественное сознание под видом «обьективного анализа» складывающейся в стране ситуации. Таких публикаций становится все больше по мере обвального развития процесса разрушения экономики и остатков системы управления государством.
Считаю своим долгом прроанализировать некоторые публикации политологов, выполняющих спецзаказ на тему «государственный переворот». Появление этих и других материалов, на мой взгляд, наглядно свидетельствует о том, что в стране действительно наступает «агония правящего режима». Это подтверждает и истерический тип заявлений пресс-секретаря Президента, лидеров «Демократической России». Эти силы утрачивают контроль за ситуацией в стране и видят спасение своих резко пошатнувшихся позиций в новой волне конфронтации в обществе. Каковы же основные причины надвигающейся агонии? Во-первых, это осознание большинством населения пагубных политических и экономических последствий апрельского референдума. Во-вторых, это практическое понимание (в том числе через кошелек и убогий уровень жизни) того, что Президент и его окружение обманули население, раздав десятки обещаний на триллионы рублей, но не выполнив ни одного. Более того, растут цены, усилились инфляционные процессы, продолжается спад производства, разрушается армия, катастрофически падает рождаемость по всей территории России. Рушится социальная сфера: жилье, здравоохранение для многих россиян стали просто недоступными. В-третьих, падает доверие населения и руковоства регионов к нынешнему правительству во главе с Виктором Черномырдиным. Правительству, показавшему свою неспособность даже начать вывод страны из кризиса, но проявившему пропагандисткие способности мистификаторов населения сначала перед референдумом, а затем в ходе Конституционного совещания. Несмотря на убаюкивающие слух заявления высших правительственных чиновников о «замедлении спада» и «стабилизации», на заклинании «дайте заработать», нет никаких поводов для оптимизма. Только падение производства нефти на 14 процентов за первое полугодие говорит само за себя. Нарастает забастовочная волна, звучат политические требования отставки правительства. В-четвертых, высшее российское руководство так и не выработало программу действий в политической, государственно-правовой и экономических сферах. В правительстве и администрации Президента мало практиков. Действующие извне силы по-прежнему удерживают и правительство, и администрацию в состоянии узкосектантского научного кружка со свойственным таким образованиям снобизмом, когда не входящие в него или не являющиеся полными единомышленниками сразу считаются чужими и их предложения отметаются с порога. Именно это испытали на себе сполна ведущие экономисты, политологи, правоведы, хозяйственники, не зараженные бредовыми идеями псевдодемократии. Целые научные коллективы, обладающие огромным запасом интеллектуальных и практических ресурсов, оказались невостребанными. В-пятых, попытка навязать обществу новую президентскую (диктаторскую) Конституцию путем выкручивания рук провалилась. Об этом наглядно свидетельствуют результаты уже первых сессий областных Советов народных депутатов. Утверждение, что «отсутствие новой Конституции мешает уборке хлеба и выпуску промышленной продукции» (эта мысль принадлежит премьер-министру), воспринимается, мягко говоря, с юмором. В-шестых, усиление процессов суверенизации и регионализации наглядно свидетельствует о неспособности центра предложить эффективную модель взаимодействия с регионами и строительства новой Федерации. В-седьмых, Запад продемонстрировал свое стремление не спешить с экономической и финансовой поддержкой, ограничившись лишь символическими суммами, к тому же даваемыми в кредит на не очень выгодных России условиях. Последние действия, в частности Германии, еще раз показывают, что кредит доверия нынешней власти России по существу исчерпан. Поэтому все заявления о «продемонстрированной народом поддержке курса реформ» выглядят теперь фиговым литком, который пытаются прикрыть полный провал этого курса. Именно провал экономической и социальной политики Президента, неудачи во внешней политике, возрастающеее недовольство военнослужащих требуют от нынешнего руководства страны на всю мощь включить пропагандисткую машину для отвлечения населения от жизненно важных проблем путем поиска очередного врага, якобы виновного в провале реформ. Президент и его окруженцы, конечно же, понимают, что уйти от ответственности за все содеянное будет практически невозможно, и потому готовы идти «в свой последний и решающий» бой, проведя предварительно «артподготовку». Но в этой связи возникает вопрос: против кого и во имя чего ее вести, если власть (в широком понимании этого слова) практически всецело принадлежит Президенту и его окружению, правительству и «опричникам»-представителям Президента на местах? Не случайно основу многих публикаций, как я уже подчеркивал, составляет навязчивая идея «заговора»ю Как подчеркивает А.Кива в «Известиях» от 27 июля, «если называть вещи своими именами, то в стране зреет заговор…. против народа. Его воли». Опять вопрос: какого народа? Если того народа, которого «реформы» ограбили и загнали в нищету, который вынужден бежать от бесправия и насилия из так называемого «ближнего зарубежья», народа, сотни тысяч представителей которого стакли жертвами в межнациональных конфликтах, то в отношении него заговор уже реализован в результате действий, которые можно квалифицировать как предательство и прямое игнорирование мнения большинства населения теперь уже бывшего СССР. И навязываемое «мнение россиян» сегодня есть на самом деле мнение пяти процентов жирующего и пирующего за счет остальных девяноста пяти процентов населения. Именно это меньшинство, значительная часть которого есть не что иное, как криминальная публика, сросшаяся с машиной государственной власти, пытается действовать в обход закона, дискредитируя настоящих предпринимателей, стремящихся жить по закону и надеющихся на создание условий для цивилизованного рынка. Уверен, уже скоро придет время, когда жить по проповедуемым сегодня «демократами» принципам вседозволенности дальше нельзя. Сейчас у нас не демократия, а гражданское общество, а государственно-мафиозная диктатура, не желающая осозновать национально-государственных интересов России и россиян. Поэтому требования общественно-политических движений, трудовых коллективов вернуться к четкому исполнению законов, к восстановлению конституционного правопорядка, обеспечить безопасность, справедливость и благополучие ничего общего с «заговором против реформаторов» не имеют. Тезис А.Кивы о заговоре заставляет вспомнить его же мысль (высказанную в другом издании неделей раньше) о том, что «подготовка к гражданской войне всегда начинается с нагнетании ненависти, безотчетного страха…, создания мифов». Вот и получается на практике, что Кива сотоварищи занимаются этим. А как заниматься, если окружение Президента что ни день бросает обществу угрозы, да и сам Президент заявляет о том, что в сентябре-то уж он со всеми разберется. Нагнетание истерии, создание чувства неуверенности у населения-это ли не лучшее свидетельство прямого неуважения власти к собственному народу? Тут идеально подходят слова А.Кивы о том, что это «явно продукт болезненного состояния психики людей, ставших жертвой растерянности, потери социальных ориентиров, нравственных устоев». Могу только согласиться с его мыслью, что сегодня в России мы «имеем дело с серьезной общественной болезнью-политической шизофренией. Весь вопрос в том, как глубоко она затронет общество». Но если заявляется о перевороте, то, естественно, возникает вопрос о его движущих силах и целях. И тут А.Кива неоригинален. Движущая сила по нему-Советы, и прежде всего Верховный Совет России во главе с его председателем. А на подхвате-«экстремисты». При этом стыдливо обходится тот факт, что в этом Совете находятся ближайшие соратники Ельцина, в том числе руководитель Администрации Президента Филатов, его заместители Волков, Красавченко. Умалчивается о том, что попытка собрать подписи для блокирования деятельности Верховного Совета и Сьезда народных депутатов закончилась полным провалом. Но короткая историческая память всегда служила плохую службу. Президент России появился не из морской пены, а в результате деятельности и решений именно этого Верховного Совета России. Так что речь в данном случае идет о том, что кое-кто плюет в колодец, не думая о возможной засухе. Ну и давайте будем руководствоваться элементарной логикой. Если исходить из того, что Советы как орган власти нелигитмны с 1918 года (а именно это следует из выступления Президента на Конституционном совещании), то тогда нелигитимен и нынешний Верховный Совет и Сьезд народных депутатов России, внесший изменения в действующую Конституцию страны и создавший институт президентской власти. Из этого же вытекает, что Президент, пришедший к власти в результате решений нелигитимного органа, неправомочен. Круг замкнулся. Неужели авторы доклада Президента на Конституционном совещании не видели последствий такого подхода? Ведь от внушений Президенту того, что во всем виновата коммунистическая партия, а потом Советы недолго дойти и до заявлений о том, что мешает народ. Да, пожалуй, и его существование в России, если следовать логике Президента, нелигитимно. Вообще, на мой вгляд, рассуждения, что, мол, Верховный Совет и Сьезд отражают «канувшее в Лету соотношение сил в обществе», свидетельствуют лишь о том, что такого рода политологи дальше Москвы сегодня не выбирались. Достаточно вспомнить результаты недавних выборов глав администрации в ряде регионов России, а также довыборов народных депутатов, чтобы понять, какие именно тенденции в политической жизни страны все уверенне пробивают себе дорогу. Забыли, они и о том, что Борис Николаевич исторически связан с «проклятым коммунистическим прошлым» в гораздо большей степени, чем народные депутаты. Тридцать лет верной службы в различных, в том числе и в самых высших, аппаратных структурах КПСС не проходят бесследно. Они и сегодня видны в стиле и методах работы. Кстати, именно тех стиле и методах, которые сыграли роковую роль в самой партии. Заявляется, что Верховный Совет намерен совершить «конституционный переворот». Простите, но если принимаются те или иные решения в полном соответствии с действующей Конституцией и законодательством, то о каком перевороте может идти речь? Это просто безграмотно, особенно учитывая то обстоятельство, что народные депутаты действуют открыто, принимая те или иные решения, а не запугивают народ «...надцатым вариантом». Вопрос здесь в другом. Верховный Совет России, равно как и органы представительной власти на местах, является наиболее серьезным и, самое главное, легитимным (это уже точно) препятствием на пути тех, кто хотел бы еще в больших масштабах грабить страну, кто открыто стремится к ее превращению в сырьевой придаток, кто хочет перечеркнуть и облить грязью прошлое нашего государства. Желая ликвидировать Советы, не кто иной, как Президент и манипулирующие им радикальные демократы ведут дело к изменению общественного и государственного строя России по рецептам извне, не получив на то мандат от собственного народа, а лишь интерпретируя в свою пользу результаты референдума как якобы «всенародное решение о необходимости роспуска и перевыборов парламента». «Готовились различные варианты наших решительных действий, которые обязательно наступят»-подчеркивается Президентом после периода невнятного молчания. Призывая покончить с двоевластием (созданным им же самим в результате интриг окружения), в качестве главной задачи выдвигаются «выборы в новый парламент» (но кто сегодня может сказать, как окончательно он должен выглядеть? Или его структуру также определят президентским декретом?), которые «обязательно должны состояться осенью этого года»(без закона о выборах, но с выделением минимального времени на предвыборную кампанию по образцу президентской в 1991 году). «Если сам парламент не примет об этом решения (но туда с таким вопросом пока никто, в том числе и Президент, официально не обращался), то за него примет решение Президент». Вот такая Стремление решить проблемы России за счет ликвидации представительной власти, идеологических манипуляций и экономических экспериментов говорит только о том, что Президент и его окружение не в состоянии предложить обществу реальную программу выхода из кризиса, имеющую общенациональный характер и пользующуюся реальной поддержкой большинства населения. Поэтому вся логика сводится лишь к одному: «без политической воли со стороны Президента, без принятия им глубоко продуманных, но трудных решений, нам не обойтись». Вот здесь А.Кива действительно прав: нужны решения (и давно нужны), а не демагогия, не популизм. Действительно пора одуматься, так как фундамент российской государственности настолько покрыт трещинами, что в любую минуту из-за неосторожного движения на верхних этажах может похоронить под обломками всех: и левых, и правых, и центристов. А спешка-разогнать Верховный Совет-обьясняется достаточно просто: ввести диктатуру любым путем. Кстати, не надо быть наивным и думать, что за Верховным Советом России не последует и Советы других уровней. Здесь хочу сделать оговорку. Те, кто всеми силами подталкивает Президента к реализации такого сценария, не могут не понимать, что без военной силовой поддержки в этом не обойтись. Но, думаю, эти господа просто не представляют себе, что единство армии и народа не хрестоматийное понятие. Конечно, нельзя исключать наличие тех, кто по разным причинам сможет поднять оружие. Вот именно таким хочу напомнить уроки давней и не слишком старой истории Российского государства и предложить очень хорошо подумать, можно ли хоть чем-нибудь оправдать насилие над собственным народом и позволять ли втягивать себя в игру без правил, победителей и побежденных, за участие в которой всем неизбежно придется платить по самому большому счету. Для чего этим людям нужна диктатура? Ответ прост: легализовать все свои противозаконные действия и награбленное, заткнуть рот общественно-политическим движениям, не согласным с нынешней политикой, а затем и всему народу. И главное, уйти от ответственности за уничтожение державы и развал экономики страны. Вернемся же к «трудным решениям». Оказывается, что, находясь на своем посту вот уже более двух лет. Президент не был способен к этому, а вот сейчас дозрел! Но давайте серьезно задумаемся над сказанным выше: «трудные решения». Трудные для кого? Для Президента, потерявшего контроль над страной, или для народа России? И что означает курс реформ, который ведет не к улучшению жизни населения, а к новым трудностям? Может быть, все же хватит трудностей… В чем же видится радикальным демократам выход из кризиса? Оказывается, не в совершенствовании экономической системы, не в проведении реальных реформ в интересах общества, а в скорейших выборах нового парламента: «нужно добиваться скорейшего переизбрания законодателей. Лучшим вариантом, безусловно, был бы механизм Конституционного совещания». Вот и договорились до того, что предлагается прямо идти по неконституционному пути, не обращая внимание на действующее законодательство и Конституцию. Вдумайтесь в слова А.Кивы: «И тот, кто не в состоянии справиться с надвигающимся хаосом, безвластием, «навести порядок в стране», непременно лишится доверия россиян, даже если при этом получит международную премию «борца-легитимиста». Значит, чтобы сохранить доверие народа, надо идти по пути игнорирования закона. Это уже перевернутая логика. Тогда понятна тяга «навести порядок в стране» любым путем. Не сомневаюсь, что в основу механизма таких действий будет положен опыт действий против первомайской демонстрации в Москве. А что касается премии «борца-легимитиста», то тут у Ельцина шансов совсем нет. Разве что попасть в Книгу рекордов Гиннеса по числу нарушений закона и Конституции, полного игнорирования решений Сьезда народных депутатов, Верховного Совета РФ, Конституционного суда. И хотелось бы спросить у ярых поборников «цивилизованного правового общества», трибунов «Демократической России» «демпрессы»: в каком государстве мира, разумеется, цивилизованном, мог бы позволить себе такое игнорирование решений законодательных и судебных органов, основ Конституции Президент? Не ищите по карте такие страны. Одна-сегодняшняя Россия. Чем обьясняются такие действия? Первое-возможностей у Президента и его окружения идти легитимным путем сегодня уже пратически нет. Их способность к диалогу, к практическому взаимодействию различных политических и общественных сил фактически исчерпана, а на конструктивное мышление и действия в интересах государства способностей уже не хватает. Да и были ли они вообще? Второе-отсутствие механизма спроса в отношении высших должностных лиц за нарушение законов и Конституции. Отсюда и безнаказанность: что хочу, то и ворочу. Нас убеждают: нужна сильная власть. С этим никто не спорит. Но нужна именно сильная власть, опирающаяся на закон, а не власть насилия, опирающаяся на прихоти одного лидера или группки непорядочных и безнравственных людей, стоящих за его спиной. Эти люди забыли, а скорее всего просто не желают знать и руководствоваться принципом – демократия в обществе состоит прежде всего в том, что перед законом все равны и все без исключения должны этот закон выполнять. А.Кива призывает Президента принять все необходимые меры, чтобы «положить конец психологической войне, которую «непримиримая оппозиция» при активном участии руководства Верховного Совета ведет против исполнительной власти». Ну, нарочно не придумаешь. Оказывается, исполнительная власть так подвергается нападкам со стороны средств массовой информации. Что бедные вице-премьеры и министры, идеологи пседодемократических реформ от «Демроссии» не допускаются на радио и телевидение. Да разве не известно, кто и как ведет психологическую войну против собственного народа, превратив телевидение в «вести с фронтов», кто откровенно лжет всей стране, заявляя о правильности выбранного пути, кем и с какой целью покупается телевизионное время, кто и как осуществляет цензуру. «Надо также разьяснить народу, почему туго идет борьба с коррупцией, иными антиобщественными явлениями, кто или что этому мешает»,-подчеркивает А.Кива. Полностью согласен. Но как это сделать, когда государственные чиновники, в отношении действий которых возбуждены уголовные дела, сидят на разного рода совещаниях то по правую, то по левую руку от Президента. Как бороться с преступностью и коррупцией, когда управление охраны Президента, Контрольное управление Администрации Президента, управление МВК по борьбе с преступностью и коррупцией в полном соответствии со словами Бориса Ельцина «порой выискивают компромат на противников, а своих защищают и даже покрывают, более того даже стараются привлечь на свою сторону тех, кто не в ладах с законом, обещая им защиту». При этом не стесняются в выборе средств при выливании помоев на тех, кто не на словах, а на деле взялся бороться с преступностью и коррупцией. И некоторые средства массовой информации вместо оказания помощи в этой борьбе занимаются тиражированием вымыслов и откровенной ложью. Ответ прост: целый ряд «тружеников «пера и экрана» избрал столь «тяжкую» трудовую ниву по одной простой причине-где хорошо воруют, там и хорошо платят. Я уж говорил и повторно сегодня снова, в том числе и для А.Караулова: у этих людей нет совести даже для того, чтоб быть до конца преданными своей подлости. Об узости подхода А.Кивы свидетельствует и его утверждение, что есть только две модели посткоммунистического развития: государственно-капиталистическая. Сводить к такой примитивной схеме все многообразие возможных путей развития такой уникальной страны, как Россия, просто несерьезно. И стремление навязать нашей стране исключительно либерально-демократическую модель, да еще с уклоном в колониально-криминальную «демократию», отнюдь не случайно, ибо в основе этого подхода лежит отказ от исторического опыта нашей страны, от учета российских реалий. Но российский народ никогда не примет проповедь безнравственности, бездуховности, лжи и насилия, проповедь унижения и самоуничтожения. В стране произошло изменение сил в пользу людей трезво мыслящих и патриотически настроенных. И любая попытка изменить это силой, навязать насилие как средство ведения политической борьбы закончится только одним: неизбежным поражением авантюристов и «перевертышей». Выходом из создавшегося социально-экономического тупика и кризиса власти могут быть только выборы и не отдельно парламентские (это только усугубило бы обстановку), а одновременные-и парламентские, и президентские. Надо набраться мужества и все это признать. Безусловно, принятие такого решения должно идти только легитимным путем. Переход к такому решению лежит через незамедлительную разработку и утверждение на Сьезде законов о парламенте, президентской и исполнительной власти необходимо будет заняться Конституцией. Полагаю, что иного пути, позволяющего избежать нарастания разрушительного противостояния в обществе, нам не дано. 19 августа 1991 года люди поверили прежде всего Президенту, поверили в искренность намерений претворить в жизнь принципы демократии, осуществить реформы. А их, безоружных, под дождем и ветром держащих живое кольцо обороны, защищавших первые ростки демократии, попросту обманули. А что касается высказывания Президента в мой адрес: «Мне горько, что активную роль играет в этом (в конфронтации и втягивания общества в борьбу) вице-президент Александр Руцкой», с добавлением об отсутствии намерений «на брань отвечать бранью, на ложь-ложью», то я хотел бы сказать публично (июо аот уже более трех месяцев я не видел и не имел чести говорить с Президентом): Борис Николаевич! Мне не менее горько и обидно, что первый Президент России стал заложником лицемеров и подхалимов, послушных проводником безнравственных чужих идей. Мне горько и обидно за то, что я поверил Вам в июне и августе 1991 года. Я стремился не властвовать, а использовать данные властью возможности для того, чтобы оправдать надежды народа на реальные реформы экономики и изменение условий жизни, быть надежной опорой Президенту, укреплять российскую государственность. И таких, как я, с теми же желаниями и стремлениями, выброшенных впоследствии за борт из-за несогласия с губительным характером политических и экономических экспериментов, именуемых реформами, было немало. Вас поддерживали и верили Вам и некогда дружной президентской команде десятки миллионов россиян. Вы же выбрали себе других, дав им все рычаги власти, доверившись полностью тем, кто в августе 1991 года при каждой информации о возможном штурме Белого дома прятался по подвалам и норам и призывал искать спасение в американском посольстве. Доверились тем, кто за тридцать сребренников готов продать не только Родину, но и Вас вместе с ней. Не сомневаюсь, что скоро Вы в этом убедитесь. |
#164
|
|||
|
|||
![]()
http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...usta-1993-goda
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1993. – 21 августа, суббота. – № 158 (582). – 8 полос. «Вчера в Парламентском центре на Цветном бульваре состоялось Всероссийское совещание общественных сил и движении, выступающих в защиту конституционного строя, парламента и демократии. В работе совещания приняли участие свыше 400 человек, представляющих различные центристские и оппозиционные партии России («Гражданский союз», союз «Обновление», Союз возрождения России, Коммунистичесую партию РФ и другие). «Наше совещание проходит в очень тяжелой обстановке: открыто выражается пренебрежение к конституционному строю, глава исполнительной власти узурпирует право решать, какова будет Конституция»,-заявил в своем выступлении председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов. По мнению Хасбулатова, «Россию ожидает самый худший вариант диктатуры», а Ельцин «действует как большевик первопроходец». Большинство политических деятелей, выступивших на совещании, были вполне солидарны в своих оценках с российским спикером. Ну а лидер Компартии РФ Геннадий Зюганов обвинил Бориса Ельцина в том, что тот стремится уничтожить российское государство. В специальном заявлении, принятом на Всероссийском совещании, говорится, что «действия президента и его окружения не имеют ничего общего с идеями и принципами демократии». На совещании было объявлено, что 25 сентября состоится учредительный съезд Движения в защиту парламентаризма» Последний раз редактировалось Ульпиан; 17.02.2022 в 20:20. |
#165
|
||||
|
||||
![]()
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов – 1993. – 21 августа, суббота. – № 158 (582). – 8 полос.
«Верховный Совет пока никак не прореагировал на выступление Бориса Ельцина перед журналистами в четверг и, похоже, не собирается делать этого вовсе. Обвинения в том, что деятельность парламента стала носить антинародный характер и угрожает безопасности России, проглочены, однако, отравление от них не наступило. Заявление о том, что парламентские выборы состоятся этой осенью, хотя этого и трудно будет добиться, встречено молчанием. Но с большим вниманием в Верховном Совете воспринята уверенность президента в том, что его предложения о досрочных выборах не будут приняты. Впрочем, вчера парламент отреагировал на ту часть выступления г-на Ельцина, в которой тот обвинил депутатов в попытках помешать социальной защите граждан путем утверждения гиперинфляционного бюджета. Президент утверждал, что проект бюджета предложенный правительством в итоге определяет большую заботу о российских людях, чем это утверждено в сильно дефицитном варианте одобренном в Верховном Совете, но не подписанном президентом. Председатель Комиссии ВС по социальной политике Михаил Захаров выступил с опровержением соответствующих тезисов президентской речи, надо сказать, весьма неловко обосновавшей зависимость реальных доходов граждан от уровня инфляции, возрастающего, в частности, и от уровня дефицита бюджета. Г-н Захаров снова говорил о попытках правительства, кстати неудавшихся, сократить отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Верховный Совет поручил г-ну Захарову выступить по первому телевизионному каналу вместе с некоторыми председателями прочих комитетов ВС и обьяснить истинное положение дел. Реакция именно на данную часть президентских заявлений неудивительна – парламент тщательно заботится о своем имидже защитника народных интересов, и все предложения, поступающие депутатам из Комиссии по социальной политике, практически всегда превращаются в законодательные акты. На политическую же часть ельцинской речи Верховный Совет решил ответить конструктивной работой на пользу отечества. Лидеры парламентского большинства полагают, что президентские угрозы о досрочных выборах ничего собой не представляют, тем более что они звучали уже не раз и несколько уже надоели. Руслан Хасбулатов также не затруднил себя никакими комментариями предложений отдельных депутатов о включении вопроса о президентских выступлениях в повестку дня сессии, видимо, посчитав, что он уже все по этому поводу сказал. И действительно, перпалки с президентом уже некоторое время назад признаны Верховным Советом непродуктивными. Для производства адекватных ответов избран другой способ, эффективный и выглядящий благопристойным изменение законодательства, на что у ВС есть все права. Вероятно, что обращение президента Ельцина о досрочных выборах, направленное вчера в ВС, в лучшем случае будет принято к сведению, если вообще не замолчено. Однако 20 августа президент Борис Ельцин обратился к Верховному Совету с обращением. Он заявил: «Согласен, что затянувшийся конституционно-политический кризис, симптомы которого всем очевидны, губительно действует на российскую государственность, резко ограничивает возможности для конструктивно-реформаторской деятельности в России. Вряд ли есть смысл продолжать дискуссию о причинах этого кризиса. В нашем распоряжении есть, на мой взгляд, демократичный и мирный выход из создавшейся ситуации-парламентские выбры. Понимаю, что досрочно сложить полномочия и предстать перед избирателями-непростое решение. Но если мы хотим продолжать тот социально-экономический курс реформ. Но если мы хотим продолжать тот социальный курс реформ, который был поддержан на референдуме 25 апреля 1993 года, если мы действительно озабочены судьбой России больше, чем собственными сиюминтными интересами, то мы просто обязаны предоставить гражданам России возможность безотлагательно сформировать дееспособную власть. У каждого из вас есть право вновь предстать перед избирателями и добиться их доверия. Призываю вас обсудить вопрос об условиях и порядке проведения этих выборов. ГН» Указ президента о создании Совета Федерации может быть подписан в течение недели, заявил вчера заместитель председателя ВС Николай Рябов. Он сообщил, что Борис Ельцин поручил ему и Сергею Филатову заняться проведением консультаций с представителями субъектов РФ для определения круга полномочий и регламента Совета Федерации. По его мнению, большинство краев и областей, которые поначалу с недоверием отнеслись к идее СФ, теперь с нею согласны. Со следующей недели, очевидно, начнутся региональные совещания по этому поводу. Сам г-н Рябов встретился вчера с г-ном Филатовым в Кремле и обсудил с ним эти проблемы. Там, кроме того, обсуждалась идея совместной работы Конституционного совещания и Конституционной комиссии в конце сентября. Николай Рябов полагает, что сьезд 17 ноября вполне способен принять новую Конституцию и закон о парламентских выборах, а последние возможно назначить на февраль или март 1994 года. |
#166
|
||||
|
||||
![]()
«Российская газета» / Издание Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – 21 августа, суббота. – № 161 (777). – Вып.2.– 16 полос. - Источник: http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...usta-1993-goda
«Выступление на Всероссийском совещании» Уважаемые друзья! Всероссийское совещание в защиту конституционного строя, парламентаризма и демократии в России проходит в тревожной обстановке. Резко активизировались разрушительные праворадикальные политические силы, имеющие решающее влияние на исполнительную власть, ее главу. Открыто выражается пренебрежение к действующей Конституции, намерение изменить существующее устройство власти и государственный порядок ликвидировать представительные органы власти – парламент и Советы всех уровней. Действуют неконституционные институты. Планируется создание еще одной неконституционной структуры-Совета Федерации. Обьявляется война всем, кто выступает за строго конституционный путь осуществления политических, экономических, правовых (в том числе конституционной) реформ. Дело дошло до того, что глава исполнительной власти узурпирует право единолично определять, каким должно быть Российское государство, как и по каким правилам должны жить граждане, какое общество нужно строить. Одно лицо, отражая интересы узких политических кругов, хочет решать судьбу всей России. Хотелось бы сказать несколько слов о вчерашней пресс-конференции Президента. Она беспрецедентна по своей циничности, особенно в отношении Верховного Совета. Именно в оценках российского парламента проявились не только непонимание Президентом самой сути современного демократизма, приверженность вождисткому мышлению первопроходцев-большевиков с их излюбленным методом подавления любой нормы инакомыслия. Характерно и отсутствие элементарного такта по отношению к парламенту как высшему законодательному и представительному органу. Ему даются оскорбительные оценки, хотя именно Верховный Совет поддерживал Ельцина, когда он только рождался как государственный политик. Речь идет о том самом парламенте, который создал институт президентства в России и сделал Ельцина первым Президентом. Того парламента, который поддерживал его до тех пор, пока он выступал как выразитель интересов народа и демократических преобразований. Того парламента, который и сейчас протягивает свою руку для соглашения и конструктивного сотрудничества. Оказывается, по словам Президента, главным итогом двух лет после августовских событий 1991 года является то, что якобы общество осознало ненужность этого парламента. Вот вам образчик того, как глава исполнительной власти понимает насущные проблемы нашего общества, как понимает суть демократии и как учитывает настроения нашего народа. Все мы помним, что длва года назад народ воспрянул духом. Реальными казались надежды на улучшение жизни. Думалось, навсегда избавились от тоталитарной власти-неограниченной власти отдельных правителей, вохдей, генсеков и т.д. Надеялись, что постепенно будет утверждаться подлинное народовластие, демократия, свобода личности. Ожидали динамизации экономического развития, усиления стимулов к эффективному труду, повышения уровня благосостояния населения и уж никак не ухудшения его. И, конечно же, все мы стремились к осуществлению глубоких экономических реформ в интересах людей. К сожалению, надежды не оправдались. Слабым росткам демократии угрожает наихудший вид диктатуры – себялюбивой, безграмотной, полукриминальной. Общественному мнению еще более изощренно, чем прежде, внушается одна точка зрения на происходящее. Подавляется инакомыслие, осуществляется подкуп средств массовой информации, особенно телевидения. Насаждаются политическая цензура и политический сыск. Быстро разрушается хозяйство страны и падает производство. Стремительно обогатились в невообразимых размерах спекулятивно-криминальные элементы, ничего полезного не сделавшие страны, за счет обнищаний подавляющего большинства населения. Вместо обещанного преодоления застоя и кризисных явлений страну столкнули в пропасть самого глубокого кризиса, подобного которому не знала наша история. Бездарная политика поставила под угрозу саму жизнь народа, породив множество конфликтов, в том числе кровавых. Агрессивная, конфронтационная политика исполнительной власти и ее главы ставит под угрозу гражданский мир, может вызвать социальный взрыв мощнейшей силы, что было бы катастрофой не только для России, но и всего мира. Августовская победа, таким образом, из-за некомпетентных амбициозных политиков вылилась в трагедию для страны и народа. И сейчас на одно из первых мест вышел вопрос о спасении демократии и свободы в России. Этот вопрос сейчас стоит не менее, а далее более остро, чем в 1991 году. И в немалой степени это связано с тем, что поворот от демократии к новой форме диктатуры совершают те, кто вышел на арену политической жизни и нажил себе капитал на лозунгах демократии и свободы. Жизнь показала, что лозунги демократии и свободы использованы как прикрытие для достижений совершенно других целей. Это обнажилось со всей очевидностью за прошедшее время. Сейчас главный удар, говоря языком Президента, праворадикальные силы наносят по представительным органам власти – Советам всех уровней, и прежде всего по Верховному Совету и Съезду народных депутатов. Причем дело не сводится только к удару по нынешнему составу представительной власти, а имеется в виду вообще избавиться от сильной представительной власти, превратив ее в «карманную власть» Президента. Внимательный анализ обстановки показывает, что в России повторяются точно те же события, которые привели к развалу Советского Союза. И в центре этих событий, как и раньше, находится парламент. Но мы должны, мы обязаны не повторить тех трагических ошибок, которые были допущены ранее. Что следует нам вспомнить из тех горьких уроков прошлого, чтобы не повторить его ошибки? Что здесь главное? Главное в том, что союзный парламент стал игрушкой в руках отдельных, а точнее, отдельного лица. Он слепо выполнял его волю, потерял свое лицо как представитель народа, как орган, защищающий интересы державы, как высшая контрольная инстанция деятельности союзного президента. И мы, изучая этот горький опыт, не должны повторить прошлых ошибок союзного Верховного Совета. Российский Верховный Совет должен демократично, последовательно и твердо отстаивать единство интересолв России, интересы своего народа, и в такой принципиальной постановке вопроса он не допустит ничего подобного, что произошло с Советским Союзом. И никакого ручного парламента в России не будет. И никаких искусственных органов, способных заменить Верховный Совет России, как это произошло на союзном уровне. Стремление приручить представительную власть, сделать ее послушными инструментом в руках Президента направлено против самих основ демократии, народовластия. Ведь парламент как высший орган представительной власти является олицетворением демократизма власти. Парламентаризм, качество и положение парламента, отношение к нему со стороны других ветвей власти и государственных деятелей-один из важнейших критериев демократии. Парламент как институт власти представляет в демократических государствах интересы всех слоев общества, а потому только ему доверено формирование и принятие программ развития общества, определение внутренней и внешней политики государства. Государство без сильного парламента не может даже считаться демократическим. Никакой другой орган не наделяется правом определять пути развития общества, принимать законы и контролировать деятельность всех органов управления государством. Все это азбучные истины, проверенные историей. Следует отметить, что Верховный Совет Российской Федерации за три года своей истории претерпел больше изменения на пути превращения в современный парламент. В ходе постоянной работы сессий, комитетов и комиссий, в их совместной работе с представительными органами власти регионов, общественными движениями, партиями, профсоюзами вырос профессионализм депутатов. В российском парламенте имеется действительная свобода в отстаивании различных точек зрения, активная деятельность фракций, представляющих ведущие партии и движения. В российском парламенте есть и стремление на деле осуществлять контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Это позволило Верховному Совету в сравнительно короткий срок внести необходимые изменения в Конституцию (правда, не во всем бесспорные), принять широкий комплекс законов, создающих благоприятную правовую основу для проведения реформ, отражающих интересы большинства народа. За истешее время рельефно проявила себя тенденция превращения Советов всех уровней в органы подлинного народовластия. Расширились прерогативы и задачи Советов, обновился их состав. Они более полно представляют интересы всех социальных слоев и основных политических сил. В целом на местах эффективнее строится их взаимодействие с органами исполнительной власти, ято создает хороие предпосылки для преодоления трудностей и обновления жизни. Советы заключают в себе огромный созидательный потенциал как подлинные органы народовластия. Стоит вопрос о расширении их полномочий как контрольных органов власти, включая вопросы бюджетной самостоятельности. У нас имеется уже целый пакет законопроектных предложений из республик, краев, областей и округов, которые, безусловно, будут приняты Верховным Советом, реализуя на деле Федеративный договор. Попытки изобразить представительные органы власти как застывшие, неизменные, не способные реформироваться, не отвечающие новым условиям не соответствуют действительности и имеют цель сбить людей с толку, возбудить вражду к Советам. Теперь становится все больше тех, кто видит, что, не будь парламента и Советов, некому было бы защитить интересы большинства, и особенно интересы малоимущих слоев населения. Почему же, несмотря на эти очевидные факты, усиливаются атаки против представительной власти? Дело в том, что именно эти представительные институты выступают главным преятствием на пути установления режима личной власти, безраздельного господства новоявленных нуворишей, введени дикого рынка с безудержным ограблением народа. Именно эти органы являются самыми последовательными защитниками Конституции, законности и порядка в стране. Стараниями разрушителей нашей государственности сформировано нетерпимове для цивилизованного общества отношение к действующей Конституции. Людям внушается, что положения Основного Закона Российской Федерации устарели и утратили силу. По существу, отказался от Конституции Президент. Сведен на нет надзор за соблюдением конституционных норм правоохранительными органами. В результате в обществе сложилось опасное по своей сути негативное отношение к Конституции. Это является основным источником слабости власти, разрушения государственного правопорядка, роста преступности, массового законопослушания-вот где очаги дестабилизации государства, несущие опасность для его целостности, жизни и здровья граждан, расширяюще сферы нарушения прав человека. В президентском окружении все настойчивее повторяют мысль об интернировании руководства парламента, вице-президента и некоторых других лиц. В демократическом государстве, ставящем перед собой строительство правового общества, не может быть терпимо такое отношение к Основному Закону, к конституционной законности, к призывам свержения конституционных органов власти, давления на их руководителей. Издревле действует правило: пока не отменена старая Конституция, в полном обьеме выполняются ее положения. Ссвязанная с совершенствованием Конституции критика ее содержания не имеет юридической силы, не должна вести к ослаблению действующих конституционных установлений. Пока Конституция действует, действия против нее – антиконституционны и подлежат уголовной ответственности, от кого бы они ни исходили. Генеральной прокуратуре, Министерству безопасности следует более решительно выступить против подрывных акций, угрожающих государству, от кого бы они ни исходили, – они призваны защищать Конституцию своей страны, а не обслуживать капризы должностных лиц какие бы посты они ни занимали. Тем более что нынешняя Конституция существенно обновлена и, как подтверждают и отчечественные, и иностранные специалисты, открывают простор для политических, экономических и правовых реформ, обеспечивает защиту прав человека. Мы все должны позаботиться, чтобы конституционный процесс не подрывал силы и авторитет действующей Конституции. Здесь мы уже нагородили немало ошибок, которые дают о себе знать во всей жизни страны. Защита конституционного строя, парламентаризма и демократии-дело не только государственных институтов, но и всего общества, каждого сознательного гражданина. Сейчас растет число людей, партий и движений, которые понимают необходимость этого. Свидетельством чего является и настоящее совещание. Особенно отрадно, что в России зародилось и развивается движение в поддержку парламентаризма. Такие движения существуют во многих странах и играют большую роль в развитии демократии, повышения авторитета представительной власти. Парламенты оказывают им всяческую поддержку. И это понятно, ибо без взаимодействия с широкой общественностью не может идти нормально процесс становления парламентаризма как системы государственного управления. Сильной стороной отечественного движения в поддержку парламентаризма является то, что в него активно включаются представители творческой интеллегенции, ассоциации ученых и деятелей культуры, профсоюзы, рабочее движение и крестьянство. Мы полагаем, что движение в поддержку парламентаризма будет активно сотрудничать с Верховным Советом, его комитетами и комиссиями, Парламентским центром и институтом парламентаризма.Хочу сказать несколько слов об институте парламентаризма. Он создается в нашей стране впервые и призван обобщать опыт российского парламента, разрабатывать проблемы теории, практики и истории парламентаризма в России, творческого использования мирового опыта, развивать международные связи с подобными зарубежными центрами, пропагандировать идеи парламентаризма в обществе. Вы стоите у истоков нового общественного движения, и хочется надеяться, что у него будет большое будущее. |
#167
|
||||
|
||||
![]()
«Московские новости» / Учредитель: «МН» – народная газета. – 1993. – 22 августа, воскресенье. – № 34 (680). – 32 полосы. - Источник: http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...usta-1993-goda
«Две предыдущие попытки Ельцина «закрыть» парламент и съезд (в декабре прошлого года и в марте нынешнего) не увенчались успехом. Он не допускает и мысли о третьем просчете и намерен дать законодателям «последний и решительный бой», на что настроил всю свою команду: администрацию, службу помощников, Президентский совет. Весь август должен уйти на подготовку аналитических бумаг и выработку решений. По данным из заслуживающих источников, работа над планом действий президента в общем виде уже завершена. Идет детализация отдельных положений, юридическая «обкатка», проверка на прочность некоторых людей из правительства, Конституционного суда и парламента. Готовится также форсированная «пропагандисткая артподготовка», которая должна продлиться с середины до конца августа: время «Ч» для «решительных действий», о которых заявил президент, отнесено на последние числа августа или на первые числа сентября. Тезисы, которые должны обосновать упразднение нынешнего состава Верховного Совета и съезда и которые в том или ином виде использует президент, следующие. Первое. Народ не простит только одного – затянувшегося двоевластия. Поэтому всенародно избранному президенту настало время сказать свое решающее и окончательное слово. Второе. Именно народ является единственным источником власти и права. Следовательно, воля народа превыше всего, никто не может помешать народу эту волю выразить, никто не вправе ее игнорировать. Третье. Нынешнее законодательные и распорядительные органы-сьезд и Верховный Совет-являются ограниченно легитимными (другой вариант: не являются в полном смысле легитимными), ибо избраны в период существования СССР как органы власти союзной республики. С возникновением России как полностью независимого государства в декабре 1991 года все органы власти, избранные до этого, получили ущемленную легитимность. Президент преодолел это правовое противоречие через референдум, где получил вотум доверия от граждан. Четвертое. Законодательные органы власти своими решениями ущемляют фундаментальные права и свободы граждан России (прежде всего экономические). Президент остается гарантом прав и свобод российских граждан. Таким образом, президент будет настаивать на том, что его шаги по роспуску парламента и сьезда вляются не только политически целесообразными, но и юридически безупречными. Последующие действия президента до конца не определены. Не решено, в частности, кто и когда будет принимать новую конституцию (варианты: Совет Федерации, Учредительное собрание, новый парламент, референдум). Нет ясности об избирательном законе: ни его текст, ни способ принятия президентской аналитической командой так и не обкатаны. Существует предложение, чтобы выборы проводились на основании президентского «Манифеста», который содержал бы основы «временного конституционного акта». Однако у этого предложения есть и немало противников. До сих пор у кремлевских аналитиков нет окончательного прогноза поведения Конституционного суда и его председателя. Заметно, что в июле сошли на нет попытки организовать в Конституционном суде «дворцовый переворот» и заменить Валерия Зорькина Тамарой Морщаковой. Однако причина отказа от подобной тактики может крыться как в успехе переговоров президентской стороны лично с Зорькиным, так и в осознании невозможности «свалить» Зорькина. Запасной вариант – лишение Конституционного суда кворума и его полный «паралич». И все-таки у части консультантов Ельцина велика надежда привлечь Конституционный суд на свою сторону хотя бы в вопросе «широкой» трактовки права. Последний слабый пункт президентской команды-неуверенность в полной поддержке акции Ельцина со стороны «силовых структур». В то же время тактика действий президента на ближашие два месяца одобрена, с незначительными оговорками, большинством его формальных и неформальных советников. |
#168
|
||||
|
||||
![]()
«Российская газета» / Учредитель: Верховный Совет Российской Федерации – 1993. – 24 августа, вторник. – № 162 (778). – Вып.2.– 8 полос. -
Источник: http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...usta-1993-goda «23 августа в Кремле состоялась пресс-конференция вице-президента Александра Руцкого. В тесном зале собралось около ста пятидесяти журналистов, так что некоторым пришлось сидеть на полу….. Сегодня пропрезидентскими СМИ запущена очередная клевета о том, что-де вице-президент является чуть ли не главным мафиози страны, а Генеральный прокурор – террористом № 1. Все это лишь подтверждает бессилие исполнительной власти, которое пытаются прикрыть надуманной борьбой с надуманными оппонентами. Диктатура компартии сегодня заменена диктатурой радикал-демократов. Продолжается война за диктаторскую Конституцию, навязывается идея несовместимости Советов с демократией. Система представительной власти, может быть, и несовершенна, но это не значит, что надо разрушать само народовластие, отметил А. Руцкой. Налицо нравственная деградация общества и рост коррупции. При этом внимание граждан уводят от истинных виновников развала экономики. Вице-президент решительно отмел обвинения в свой адрес, выдвинутые Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией. Моя собственность, подчеркнул Александр Руцкой,-это квартира и фундамент дачи. Собственности за рубежом у меня разумеется нет. Так называемые сведения о причастности вице-презиньа к счету в швейцарском банке вопреки утверждениям обнародовавших их лиц на самом деле не переданы ни в московскую прокуратуру, ни в Конституционный суд. Это и невозможно, ибо термин «причастность к счету» не имеет юридического смысла, а у внеконституционной межведомственной комиссии нет права подавать какие-либо документы в Конституционный суд. Вице-президент напомнил об отставках министра юстиции Федорова и руководителя контрольного управления Болдырева, боровшихся с коррупцией, привел выдержки из заявления министра Глазьева, в котором открыто говорится о попытке мафиозных структур помешать восстановлению законности в сфере международной торговли. Касаясь отставки еще одного министра, ведавшего борьбой с коррупцией,-Виктора Баранникова, вице-президент привел документ, подтверждающий, что еще 24 июля, т.е. до отставки Баранникова, небезизвестный Макаров говорил об этом как о деле решенном. Так кто же правит страной?-задался вопросом вице-президент. 80 процентов сведений из знаменитых «чемоданов» Руцкого уже подтверждено, подчеркнул вице-президент, работа прокуратуры продолжается. При этом никто из высших руководителей, ни Шумейко, ни Полторанин не явились в прокуратуру для дачи показаний. В стране наступило прозрение, заявил вице-президент. Мы стоим на пороге общероссийской забастовки, акций неповиновения. Президентская власть для России необходима. Однако трудно представить, кто скажет спасибо Президенту за то, что произошло с нашей экономикой, за то, что народ доведен до крайности. Выход существует лишь один: принятие законов о президентской власти, о парламенте, о выборах Президента и высшей представительной власти. А затем – одновременные выборы парламента и Президента. Лишь новый состав исполнительной и представительной властей, избранных народом, правомочен заняться разработкой и принятием новой Конституции». |
#169
|
||||
|
||||
![]()
«Независимая газета» / Учредитель: Московский городской Совет народных депутатов. – 1993. – 25 августа, среда. – №160 (584). – 8 полос.
- Источник: http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...usta-1993-goda «Все готово для очередного съезда народных депутатов» МНЕНИЕ В ПОСЛЕДНЕЕ время почти каждым своим движением президент создает себе дополнительные сложности, а главное все больше раздражает находящихся рядом с ним. Как известно, последняя идея г-на Ельцина, почти навязчивая, – создать Совет Федерации. С его помощью планируется несколько укоротить руки Верховному Совету, а также использовать этот Совет как таран для пробивания то ли сразу новой Конституции, то ли новых парламентских выборов, а затем Конституции, то ли еще для каких-либо надобностей. Таким образом, СФ для президентской власти должен стать своеобразным транквилизатором, однако, вполне возможно, станет слабительным средством. В настоящее время, как известно, идут активные консультации с различными межрегиональными группами. По городам и весям едет заместитель председателя ВС Николай Рябов, тем самым придавая всевозможным совещаниям легкий налет легитимности. Тест указа ожидается если не на этой, то на следующей неделе, но пока предстоит договориться о компетенции, структуре и статусе Совета Федерации. Борис Ельцин надеется, что статус этот будет достаточно высокий, однако субьекты РФ, особенно края и области, соглашающиеся с созданием СФ, все время говорят о его консультативно совещательном характере, по существу повторяя слова Руслана Хасбулатова. Таким образом, Ельцин, видимо, получит при себе еще одну совещательную структуру, чем больше ослабит себя, а не своего политического противника, который будет иметь в СФ влияние в силу существующей «советской вертикали». Президенту же все свои планы придется обкатывать в Совете Федерации, то есть допустить их огласку, всякие утечки информации и тем самым терять оперативность и инициативу. Если все это будет нежелательно, тогда необходимо будет игнорировать СФ, а значит, он скоро развалится. Не станем говорить уже о том, какие споры внутри СФ будут идти по еще так и не решенной проблеме равенства различных субьектов РФ. Вторая трудность, созданная Ельциным его же руками, – это его публичные заявления о невозможности для правительства исполнять принятый Верховным Советом бюджет и изданное по этому поводу распоряжение В последнем президент до окончательного утверждения бюджета велит Кабинету руководствоваться старым вариантом, с учетом поправок правительства, направленных в ВС и там отклоненных. В конце прошлой недели президентское вето на уточненный бюджет в парламент поступило. Повторное рассмотрение законам ожидается в пятницу. Маловероятно, что президентские требования о сокращении дефицита бюджета путем простого уменьшения расходов будуи приняты в полном обьеме. Но Ельцину, согласно Конституции, придется все же подписывать закон, который его не устраивает и который он обещал не подписывать никогда. Как поступит г-н Ельцин в этом случае? Подписать-значит прилюдно отказать в доверии министру финансов Борису Федорову, по чьей инициативе президент и испускал «бюджетные громы». Не подписать-нарушить Конституцию. По некоторым сведениям, хотя зал Большого Кремлевского дворца, где обычно проходят сьезды и разделен на две части, в парламентском центре все дл их проведения подготовлено. Есть информация, что некоторая часть депутатов при поддержке руководства ВС будет настаивать на внеочередном съезде для проведения импичмента, как только указ о создании Совета Федерации в той или иной форме выйдет в свет. Однако для процедуры отрешения президента от должности требуется заключение Конституционного суда, которому в случае искренне совещательного характера СФ трудно будет его вынести» Другое дело – прямое нарушение Конституции, когда Ельцин не подпишет бюджетного закона, здесь КС, даже пропрезидентски настроенный, от своих обязанностей не уклонится. Кроме того, напрасно г-н Ельцин не учитывает того факта, что для каждого отдельного депутата проголосовать за импичмент «по экономическим соображениям» все же легче, чем по основаниям политическим. А уж народные депутаты, приехавшие на чрезвычайный сьезд из провинции, где не платят за зерно, где останавливаются предприятия и прочее, соответствующее настроение будут иметь обязательно. |
#170
|
|||
|
|||
![]()
«Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 10 сентября, пятница. — № 172 (24027). — 8 полос.
«Посудив-погадав о том, что же скрывалось за словами президента, пообещавшего нам «боевой» сентябрь, и толком так и не расшифровав их смысл, пресса успокоилась. Между тем из источников, заслуживающих доверия, редакция получила информацию, которая дает основание предполагать, что сказанное — не обмолвка, не случайно слетевшая с уст реплика, а знак действительной настроенности президента на решительные действия, суть которых он предпочел заранее не раскрывать. Но для начала присмотимся повнимательнее к тому, чем занимался президент, выйдя из отпуска. Межгосударственные отношения. Зарубежные визиты были сведены до минимума-всего 48 часов потратил Ельцин на Варшаву, Прагу, Братиславу. Он предпочел работать дома. Встретился едва ли не со всеми руководителями бывших республик Союза-с Рахмоновым, Шеварнадзе, Снегуром, Акаевым, Назарбаевым, Алиевым, в Массандре-с Кравчуком. Первая тема-урегулирование конфликтов. Вторая-экономика. Цена разрыва традиционных хозяйственных связей оказалась непомерно высокой. Попытки переориентироваться на других экономических партнеров-безуспешными. Результат-падение уровня жизни, нарастание социальной напряженности. Все это подталкивает лидеров этих стран к поиску новых форм интеграции-в виде ли экономического союза, рублевой зоны нового типа и т.д. Только так можно смягчить последствия распада СССР, вырваться из кризиса. Закономерно повышение интереса к СНГ. Всего несколько депутатских голосов не хватило Молдове для вступления в Содружество. Гейдар Алиев решительно отмежевался от курса прежнего руководства республики на самоизоляцию и заявил о намерении Азербайджана вступить в СНГ. Ельцин вместе с главами независимых государств пытается собрать распавшееся после августовского путча, отдавая себе отчет в том, что дело это чрезвычайно трудное, кропотливое, требующее времени. В этих условиях по меньшей мере некорректно обвинять руководителей российской исполнительной власти в том, что они «встревожены тенденциями к интеграции», стремятся им «воспрепятствовать». А именно об этом говорит Хасбулатов в пространной беседе с главным редактором «День» Прохановым. Спикер вздыхает по былому державному величию, кается в том, что «питал иллюзии» в отношении Беловежских соглашений, сожалеет по поводу того, что «СНГ превращается в ничто». При этом «без всякого хвастовства» втолковыает понятливому собеседнику, что он Хасбулатов, «как председатель Межпарламентской ассамблеи стран СНГ-на сегодняшний день самое важное должностное лицо на всем пространстве СНГ, выше любого президента». Для Б.Ельцина лидеры независимых государств-равные партнеры. Он спорит с ними, не соглашается, уступает, торгуется. Стал более жестким, когда речь заходит о геополитических интересах России, защите прав русскоязычного населения. Напрямую связал сроки нахождения 14-й армии в Молдове с предоставлением особого правового статуса Приднестровью. Выступая за территориальную целостность Грузии, напомнил Шеварнадзе об интересах Абхазии и Южной Осетии. Предложение Кравчуку разменять Черноморский флот и его базу в Севастополе на нефть, хотя в гтовность Украины пойти на это верится с трудом,-тоже из этого ряда. Но при этом Ельцин никому не грозит поднять в воздух эскадрилью, оказать силовое давление. Это вызывает уважение партнеров, повышает доверие к российскому президенту, российской политике. Спикер же позвояет себе говорить о «лидерах местных политических элит» оскорбительно-как о «вождях вассальных племен, одетых в звериные шкуры» (из той же беседы с Прохановым). Хотя фамилию спикер упомянул лишь одну-Джохара Дудаева, но, если судить по общему контексту разговора, метил не в него одного. Президент и парламент. Эта тема навязла в зубах. Но, чтобы понять настроение президента, придется кое-что повторить. Парламент — главная арена политических схваток, потрясающих Россию. Стена, о которую разбиваются все замыслы Ельцина. Любое президентское предложение здесь встречается в штыки. Независимо от его содержания. Конфронтация вспыхивает по любому вопросу. Микрофоны знают одно слово — «нет». Конституционное совещание бойкотировано. Петрозаводская инициатива — создать Совет Федерации — парламентом отвергнута. Гиперинфляционный бюджет, на который наложил вето президент, депутатами принят. Приостановлены все указы президента, направленные на развитие приватизации, парламент не скрывает своего намерения законодательно ее похоронить. Не приняты в расчет поправки президента к дополненному парламентом Закону о средствах массовой информации — депутаты благословили воссоздание института цензуры, для начала — на телевидении. На очереди — пресса. Когда выстраиваешь все эти факты в один ряд, понимаешь, что исполнительная власть по существу лишена возможности нормально работать, осуществлять свои конституционные полномочия, проводить ту политику, которая при всех тяготах нынешней жизни была поддержана на апрельском референдуме. А судя по тому, что на выходе новые законодательные акты, обкусывающие со всех сторон правовое поле президента, нас ждет очередной виток конфронтации, грозящей потерей управления. Что в портфеле спикера. Хасбулатов приоткрыл его Проханову. Оказывается, парламенту предлагается принять в ближайшее время три новых нормативных акта-«О механизме вступления закона в действие после преодоления президентского вето», «Об уголовной ответственности высших должностных лиц за невыполнение законов Верховного Совета и постановлений сьездов», «Об уголовной ответственности за невыполнение постановлений Конституционного суда». Добавьте к тому пакет поправок к Конституции, подготовленный одним из лидеров оппозиции председателем Комитета по конституционному законодательству В.Исаковым. В соответствии с ним Верховный Совет утверждает и освобождает не только главу правительства, его заместителей, но и всех ведущих министров. Решает вопрос о недоверии правительству в целом и отдельным его членам простым большинством голосов. Президент не вправе возглавлять исполнительную власть, не руководит деятельностью кабинета. Одним словом, становится фигурой декоративной. Как тут не согласиться с мнением народного депутата России Владимира Фомина, что предложенные поправки, которые, вне всякого сомнения, будут приняты парламентом, по существу «конституционный фугас», заложенный под Кремль и Старую площадь. Кек его разрядить, уберечь уже не себя, а страну от взрыва-вот вопрос, который стоит сегодня перед президентом. Аналитические службы президентской команды не исключают, что загнанный в тупик Ельцин может отважиться на крутые, решительные меры. Двоевластие становится слишком обременительной ношей для страны, народа. Линия раскола с федерального уровня давно устремилась вниз, проникая в толщу всей нашей общественной жизни. У нас теперь всего по два. Местные Советы и администрация. Со своей прессой и телевидением. Две комиссии-Межведомственная и парламентская, ведущие борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти. У каждой-собственные чемоданы компромата. Размежевались творческие союзы. Спикер встречается со своим писателем, президент-со своими. Еще недолго-и появятся два центральных телевидения, две генпрокуратуры, два верховных суда, два правительства. Предпосылки для этого есть. Социологические замеры общественных настроений да и собственный житейский лпыт подтверждают нарастание политической апатии. Люди, особенно в провинции, смотрят на происходящее в верхах с недоумением и брезгливостью. Требует прекращения войны всех против всех, наведения порядка в стране. Причем расчеты непримирымых на то, что именно их призовет народ «спасать державу», явно не оправдались. Нет им веры. Ни одно из их мрачных пророчеств-а обещали-накликали на Россиию и бунты, и социальные взрывы, и голод, и холод-не сбылось. Сила их-на исходе. Среди лидеров грызня. Ряды сторонников редеют. Подтверждение тому-августовские контрмарши этого года. Ничего не вышло из попыток вечно непримиримых расколоть армию. Визит Ельцина в Таманскую и Кантемировскую дивизию убедил президента в том, что армия оправилась от шока и не позволит втянуть себя в политические маневры. В окружении президента дают понять, что вакансии в Министерстве безопасности и в в Министерстве внутренних дел будут заполнены в ближайшие дни. Верными президентскому курсу людьми. Почувствовав, что Ельцин утверждается в решимости не идти на поводу у парламента, Хасбулатов, не отказываясь от намерения поймать президента в конституционную ловушку, в то же время начал усиленно искать с ним контактов. В администрацию президента зачастили депутаты, проговаривая идею встречи президента и спикера. Из заслуживающих доверия источников редакции стало известно, что во время беседы Хасбулатова с Назарбаевым в постпредстве Казахстана спикер тоже затронул тему, рассчитывая на то, что его намерения станут известны президенту. В окружении Ельцина к возможности такой встречи относятся явно скептически, считают, что время упущено, что Хасбулатов сжег споры моста, которые вели к президенту. Что же дальше? Перед Ельциным два пути. Продолжать тяжбу с парламентом, добиваться повышения властных полномочий Совета Федерации, вновь и вновь убеждать политических оппонентов в том, что Россия не может дальше жить по старой Конституции. Без особой надежды на успех. Или попытаться радикально изменить ситуацию. Источники, близкие к президенту, утверждают, что Ельцин склоняется именно к этому. Речь идет о роспуске Верховного Совета и немедленном назначении даты следующих выборов. При этом действия президента будут не только решительными, но и скорыми. Легко предсказать реакцию Верховного Совета на этот шаг президента, если он действительно будет сделан. Значительно сложнее предугадать, как он будет воспринят в обществе. В президентском окружении надеются, что с пониманием. Парламент, избранный в «другой стране», ставшей, по существу, однопартийным, выражающим волю Фронта национального спасения, тащит Россию назад, прочь от реформ. Это становится очевидным для все большего числа людей. А за президентом, его политикой-дважды подтвержденный мандат всенародного доверия. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|