Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Страницы истории > Мировая история

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #5411  
Старый 29.03.2019, 06:45
Аватар для ТАСС
ТАСС ТАСС вне форума
Пользователь
 
Регистрация: 26.06.2016
Сообщений: 62
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 8
ТАСС на пути к лучшему
По умолчанию Сообщение ТАСС о пребывании В.М. Молотова в Берлине

13.11.1940

Вечером 12 ноября министр иностранных дел Германии Риббентроп устроил прием в честь Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и Народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова.

На приеме присутствовали руководящие деятели германских правительственных органов, национал-социалистической партии, представители высшего командования германской армии, а также лица, сопровождающие т. В.М. Молотова, полпред СССР в Берлине т. Шкварцев и ответственные работники полпредства СССР.

Г-н Риббентроп и т. В.М. Молотов обменялись речами.

Сегодня в 10 часов утра Председатель Совета Народных Комиссаров СССР и Народный комиссар иностранных дел т. В.М. Молотов нанес визит рейхсмаршалу Герингу.

Вслед за этим т. В.М. Молотов посетил г-на Гесса — заместителя Гитлера по руководству национал-социалистической партии.

Сегодня в 14 часов дня по берлинскому времени рейхсканцлер Германии Гитлер устроил завтрак в честь Председателя Совнаркома СССР и Народного комиссара иностранных дел т. В.М. Молотова.

Тов. В.М. Молотов выехал в 13 ч. 45 м. из дворца Бельвю в имперскую канцелярию в сопровождении заведующего протокольным отделом германского министерства иностранных дел г. Дернберга. Части германской армии и отряды личной охраны Гитлера, выстроенные у подъезда имперской канцелярии, оказали т. Молотову воинские почести.

Вместе с т. Молотовым на завтраке присутствовали Народный комиссар черной металлургии т. Тевосян, заместитель Народного комиссара иностранных дел т. Деканозов, заместитель Народного комиссара внутренних дел т. Меркулов, заместитель Народного комиссара внешней торговли т. Крутиков, заместители Народного комиссара авиационной промышленности тт. Баландин и Яковлев, заведующий протокольным отделом НКИД т. Барков, полпред СССР в Германии т. Шкварцев, первый секретарь полпредства т. Павлов.

С германской стороны присутствовали:

министр иностранных дел г-н Риббентроп, руководитель верховного командования вооруженных сил Германии генерал-фельдмаршал Кейтель, имперский министр доктор Геббельс, руководитель германского трудового фронта доктор Лей, начальник отдела печати Германского правительства доктор Дитрих, видный деятель национал-социалистической партии Борман, начальник личной канцелярии Гитлера доктор Мейсснер, германский посол в Москве г-н Шуленбург, начальник личной охраны Гитлера г-н Дитрих, адъютант Гитлера Штауб1 и полковник Шмундт, посланник Зевель2, советник германского посольства в Москве Хильгер.

Сегодня в 7 часов вечера в полпредстве СССР в Берлине был дан ужин в честь Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и Наркома иностранных дел т. В.М. Молотова. На ужине присутствовали т. В.М. Молотов, заместитель Народного комиссара иностранных дел т. Деканозов, полпред СССР в Германии т. Шкварцев, Народный комиссар черной металлургии т. Тевосян, заместитель Народного комиссара внутренних дел т. Крутиков, заместители Народного комиссара авиационной промышленности тт. Баландин и Яковлев, заведующий протокольным отделом НКИД т. Барков и другие сопровождающие т. В.М. Молотова лица, а также сотрудники полпредства и торгпредства СССР в Берлине.

С германской стороны на ужине присутствовали: министр иностранных дел г-н Риббентроп, начальник германской полиции г-н Гиммлер, рейхсминистр г-н Ламмерс, министр вооружений и боеприпасов г-н Тодт, руководитель германского трудового фронта г-н Лей, начальник отдела печати Германского правительства доктор Дитрих, посланник Шмидт.

Известия. 13 ноября 1940 г.
Ответить с цитированием
  #5412  
Старый 29.03.2019, 08:05
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,884
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию 14 ноября 1940 года (четверг). 437-й день войны

13 ноября 1940 года (среда). 436-й день войны
Ответить с цитированием
  #5413  
Старый 29.03.2019, 08:06
Аватар для Франц Гальдер
Франц Гальдер Франц Гальдер вне форума
Местный
 
Регистрация: 22.07.2018
Сообщений: 617
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 6
Франц Гальдер на пути к лучшему
По умолчанию 14 ноября 1940 года

С утра — работа над материалами, представленными 5-м обер-квартирмейстером, и над докладом по радио о военно-научной деятельности в сухопутных войсках во время войны. Доклад 5-го обер-квартирмейстера снова отражает разрыв между теоретической направленностью военно-научной мысли и практическим характером работы командования.

Хойзингер и Гелен: Доклад об основах плана Юго-Восточной операции. Директива № 18 ставит задачей: 3-ю танковую дивизию держать в готовности для отправки в Ливию. Для Юго-Восточной операции намечается около 10 дивизий{532}. Подготовительная мера: усиление немецких войск в Румынии.

Гёпнер [доложил] о состоянии вверенных ему соединений: 60-я дивизия сдала свои автомашины; 6-я танковая дивизия — в порядке; 1-я танковая дивизия скоро будет приведена в порядок.

Трудности: Доставка запасных частей идет слишком медленными темпами. Нет техников, каптенармусов и вообще не хватает технического персонала. Отсутствуют запасные автопокрышки.

Войска перегружены работой по строительству навесов и жилых помещений (работы будут закончены не ранее 1.12). Частая перемена квартир сильно задерживает окончание работ, — Хойзингер:

а. Командование ВВС (Геринг) отклонило предложение о проведении воздушного десанта на островах Зеленого Мыса, на Канарских и Азорских островах. Фюрер отклонил требование Геринга о самостоятельности Рихтгофена в Испании{533}, который согласно этому требованию должен был осуществлять верховное руководство. Предложение Геринга фюреру относительно воздушнодесантного корпуса.

б. Гелен [докладывает] о Румынии. Бернут:

а. О письме командования группы армий «Б» по вопросу использования учебной дивизии для подготовки командиров рот (фон Зальмут).

б. Зимняя программа работ для генерал-инспекторов,

в. Обобщение боевого опыта Западной кампании. Терке: Вопрос о перевозках угля разрешается. На Востоке очень большая потребность в рабочей силе для строительства и очень большая нагрузка на железные дороги. Перевозки угля на Западе в общем происходят удовлетворительно. Затруднения с перевозками в Западной Германии. С поставками сырья дело обстоит плохо. Причины еще не ясны. Эшелоны с грузами для промышленности передвигаются на правах воинских,

4-й обер-квартирмейстер: О ходе переговоров с Молотовым. Никакого взаимосвязывающего соглашения не будет. Фюрер не проявляет недовольства. Вопрос о Тройственном пакте. Россия согласна с пактом, но не намерена к нему присоединяться. Предложение о привлечении к переговорам Италии и Японии пока отклонено{534}.

Молотов: Что означает понятие «Великоазиатский район»?

Как относится Германия к вопросу о предоставлении Россией гарантий Болгарии? (Румыния обратилась к нам за помощью.). Предложено выработать новый статут о Дарданеллах (привилегии), но без опорных пунктов; мы об этом вопрос не ставили.

На вопрос о заключении пакта о ненападении с Японией был дан уклончивый ответ{535}.

Россия энергично требует поставок машин. Осуществимо!

Фюрер, по-видимому, договорился с Россией относительно Финляндии{536}.

План переговоров:.

18.11 — встреча Риббентропа с Чиано и Суньером{537}.

1.8.11 — встреча фюрера с королем Леопольдом{538}.

20.11 — встреча с Чаки (в Вене){539}.

22–23.11 — визит Антонеску в Берлине{540}.

25–26.11 — встреча фюрера с царем Борисом в резиденции фюрера в Альпах{541}.

(?) — Встреча с Тукой. (Тисо?){542}.

Присоединение к Тройственному пакту: Румыния и Венгрия — наверняка; Болгария — возможно.

Греция: Ищут виновников конфликта в Италии и у нас{543}.
Ответить с цитированием
  #5414  
Старый 29.03.2019, 08:09
Аватар для Хронос
Хронос Хронос вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.06.2014
Сообщений: 721
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 11
Хронос на пути к лучшему
По умолчанию 1940.11.14

Во время бомбежки немецкой авиацией Ковентри в Центральной Англии гибнут 568 человек, разрушена центральная часть города и собор и нанесен серьезный урон промышленным предприятиям (16 ноября английские самолеты наносят ответный бомбовый удар по Гамбургу).
Ответить с цитированием
  #5415  
Старый 29.03.2019, 08:13
Аватар для Наталия Кулишенко
Наталия Кулишенко Наталия Кулишенко вне форума
Новичок
 
Регистрация: 29.03.2019
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Наталия Кулишенко на пути к лучшему
По умолчанию "Лунная соната" для Ковентри

http://hrono.ru/statii/2010/kulish_luna.php
Стать королевой
Биография Елизаветы. Сталинградская история английской королевы

[IMG][/IMG]
Леди Годива - главный символ Ковентри.

К тому времени, когда вторая Мировая война в Великобритании длилась уже больше года, ковентрийцы - жители промышленного центра - успели привыкнуть к налётам фашистской авиации. И когда в очередной раз завыла сирена, не все даже покинули свои жилища, чтобы спуститься в бомбоубежище. Тогда они не знали, что немецкое командование решило, пустив в ход тактику тотального террора, сровнять их город с землёй, и вызвать тем самым панику среди рабочих оборонной промышленности.

Смертоносный рейд под кодовым названием "Лунная соната" начался в ночь с 14 на 15 ноября 1940 г. 509 бомбардировщиков "Хейнкель" волна за волной сбрасывали свой разрушительный груз. На город было обрушено тридцать тысяч зажигательных и одна тысяча фугасных бомб, 127 мин замедленного действия.

За одну ночь город с 1000-летней историей был разрушен. Общее количество зданий до бомбёжки составляло около 65 тыс., 4062 из них оказалось уничтожено и 50233 повреждено. От двенадцати авиационных предприятий остались одни обломки. Разрушен был знаменитый своими архитектурными памятниками 14-15 вв. Центр.



Пепелище Ковентри после налёта 14 ноября 1940 г.

Количество людских жертв Ковентри достигало 500 человек. И, по разным оценкам, от тысячи и более ранено. Через день после трагедии 16 ноября поддержать ковентрийцев, выявить требуемую населению помощь прибыли король Георга VI и королева Елизавета. На жителей города этот визит оказал неизгладимое впечатление и укрепил их мужество.



Осмотр разрушений Ковентри Георгом VI и Елизаветой. 1940 г.

Гитлеровцы так и не достигли своей цели: вместо паники, взрослое население города уже на следующий день возобновили производство на уцелевших военных заводах, расположенных на окраине. А со временем количество пиратов в небе со свастикой на крыльях уменьшилось, т. к. вермахт переключил своё внимание на СССР.

О горечи Елизаветы при увиденных разрушениях и человеческом горе можно узнать из её писем: «Злость непередаваемая при виде того, как прекрасные, милые сердцу здания лежат в руинах. Мысль о том, что окружающая нас красота может быть принесена в жертву чьим-то амбициям, пугает. Разрушения ужасны. А люди так прекрасны! Они достойны лучшего мира».

Но не всё так прозрачно с "Лунной сонатой" Ковентри. Привожу предположения исследователя А. Кейв-Брауна, который одним из первых ознакомился в 70-х г. с правительственными архивами британской разведки после их частичного рассекречивания и предал их огласке. По его выводам, глава военного правительства Великобритании У. Черчилль знал о намечавшейся бомбёжке Ковентри за два дня до налёта. Якобы, его предупредили об этом эксперты по дешифровке из секретного центра в Лондоне. Но правительством не было предпринято никаких мер по усилению обороны города и эвакуации населения, чтобы не вызвать сомнений у немцев в надёжности их кодов.

Обвинение в адрес премьер-министра вызвало бурную полемику в прессе. Но позже репутация Черчилля была восстановлена официальной историей британской разведки. Авторы утверждали, что об операции "Лунная соната" действительно было известно за несколько дней. Но эксперты не смогли выяснить ни даты, ни местности, куда намечался налёт.

В наши дни во время встречи с лорд-мэром Ковентри Дж. Харрисоном я задала ему вопрос: действительно ли военный премьер знал о надвигающейся атаке? Английский градоначальник подтвердил данный факт и объяснил мне необходимость для военного правительства того драматичного шага. В далёком 1940-м секретные службы Британии с большим трудом расшифровали немецкий код, что в дальнейшем должно было принести ощутимые результаты в борьбе с фашизмом. И, чтобы усыпить бдительность врага, пришлось ради будущей окончательной победы, принести в жертву Ковентри.

В 1942 г., когда защитники Сталинграда прилагали титанические усилия, чтобы сдержать натиск врага, ковентрийцы жадно ловили новости с Восточного фронта. Всем было понятно, где решался исход второй Мировой войны.

23 августа 1942 г. вражеская авиация подвергла Сталинград варварской бомбардировке, совершив 2000 самолёто-вылетов. Горело небо, пылала земля, полыхала Волга. Город превратился в руины. Но его защитники не сдавались, легенды об их подвигах докатились и до Ковентри. Это было так похоже на то, что ранее пришлось пережить им.



Мэр Ковентри Р. Гриндлэй 1942 г.

16 сентября 1942 г. мэр Ковентри А. Р. Гриндлей отправил в Сталинград телеграмму:

"Ковентри, наиболее пострадавший от войны город Британии: с глубоким восхищением приветствует защитников героического города Сталинграда, чей пример вдохновляет каждого честного человека подняться против общего врага.

Жители Ковентри никогда не забудут жертв, принесённых Сталинградом, и выражают вам, сталинградцам, чувство особой симпатии и восхищения вашим великолепным мужеством и железной решимостью бороться до победы".

С этого пожелтевшего от времени листка и начинается история партнёрства двух городов. Присланное в том же году послание рабочих Ковентри свидетельствует об их чувстве вины перед сталинградцами за своё вынужденное бездействие:

«Мы очень хорошо понимаем, что ваше сопротивление фашистскому зверю, бесчисленные жертвы… спасли нас от ужасов, которые нам пришлось только предчувствовать в ноябре 1940 г. во время налётов на наш город… Мы посылаем делегата в парламент… чтобы требовать выполнения наших обязательств по отношению к вам. Сравнение усилий России в войне и мире с нашими собственными должно устыдить нас, и потому мы должны действовать быстро и решительно».



Современный Ковентри.

Именно в Ковентри, в разрушенном Кафедральном соборе, был экспонирован Почётный меч Георга VI – подарок защитникам Сталинграда. По словам мэра города, для ковентрийцев этот меч символизировал героизм и победу. В Ковентри было собрано около 20 тыс. фунтов на закупку медикаментов для Советского Союза, часть которых была направлена в Сталинград. Так в 1944 г. сложились все предпосылки для учреждения комитета породнения двух городов. И впервые движение городов-побратимов зародилось с дружбы Сталинграда и Ковентри и в дальнейшем получило продолжение по всему миру.



Лорд-мэр Ковентри Дж.Харрисон и автор Наталия Кулишенко.
Ответить с цитированием
  #5416  
Старый 29.03.2019, 08:20
Аватар для Русская семерка
Русская семерка Русская семерка вне форума
Новичок
 
Регистрация: 28.08.2016
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Русская семерка на пути к лучшему
По умолчанию Ковентри

https://russian7.ru/post/5-gorodov/
5 городов, разрушенных бомбардировкой во Вторую мировую

Тотальные авианалеты Второй мировой войны со всей убедительностью показали бескомпромиссность средств участников конфликта. Массированные бомбовые удары по городам разрушали коммуникации и заводы, приводили к гибели тысяч ни в чем не повинных людей.

Бомбардировка английского города Ковентри до сих пор является одним из самых обсуждаемых событий Второй мировой войны. Существует точка зрения, высказанная, в том числе британским писателем Робертом Харрисом в книге "Энигма", что Черчилль знал о планируемой бомбардировке Ковентри, но не стал усиливать ПВО, поскольку опасался, что немцы поймут, что их шифры разгаданы.

Однако сегодня уже можно говорить о том, что о планруемой операции Черчилль действительно знал, но не знал, что целью станет город Ковентри. Британское правительство 11 ноября 1940 года знало, что немцы планируют провести крупную операцию под названием "Лунная соната", и она будет предпринята в следующее полнолуние, которое приходилось на 15 ноября. О цели же немцев англичане не знали. Даже если бы цели были известны, они вряд ли бы смогли принять должные меры. Кроме того, правительство в вопросе ПВО полагалось на действие электронных контрмер (Cold Water), которые, как известно, не сработали.

Бомбардировка Ковентри началась 14 ноября 1940 года. В авианалете приняли участие до 437 самолётов, бомбардировка продолжалась больше 11 часов, в течение которых на город было сброшено 56 тонн зажигательных бомб, 394 тонны фугасных бомб и 127 парашютных мин. В Ковентри в общей сложности погибло больше 1200 человек. В городе было фактически выведено из строя водо и газоснабжение, разрушена железная дорога и 12 авиационных заводов, что сказалось на обороноспособности Великобритании самым негативным образом - на 20% снизилась производительность самолетостроения.

Именно бомбардировка Ковентри открыла новую эпоху тотальных воздушных налетов, которые позже получат название "ковровых бомбардировок", а также послужила поводом для ответных бомбардировок немецких городов в конце войны.

Немцы не оставили Ковентри после первого налета. Летом 1941 года ими были совершены новые бомбардировки города. Всего же немцы бомбили Ковентри 41 раз. Последняя бомбардировка была проведена в августе 1942 года.



Гамбург


Для войск антигитлеровской коалиции Гамбург являлся стратегическим объектом, там располагались нефтеперерабатывающие предприятия, военно-промышленные заводы, Гамбург был крупнейшим портом и транспортным узлом. 27 мая 1943 года командующий Королевских ВВС Артур Харрис подписал приказ Bomber Command Order No. 173 об операции под кодовым названием "Гоморра". Это название было выбрано не случайно, оно отсылало к библейскому тексту "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба". При бомбардировке Гамбурга британская авиация впервые применила новое средство для создания помех немецким радарам, получившее название Window: с самолетов сбрасывались полосы алюминиевой фольги.

Благодаря Window, силам союзников удалось максимально сократить число потерь, британская авиация потеряла всего 12 самолетов. Авианалеты на Гамбург продолжались с 25 июля по 3 августа 1943 года , около миллиона жителей были вынуждены покинуть город. Число жертв по различным источникам разнятся, но составляют не менее 45000 жителей. Наибольшее число жертв было 29 июля. Из-за климатических условий и массированной бомбардировки в городе образовывались огненные смерчи, буквально засасывающие людей в огонь, горел асфальт, плавились стены, дома горели как свечи. Ещё три дня после завершения авианалетов невозможно было проводить спасательные и восстановительные работы. Люди ждали, пока остынут превратившиеся в угли обломки.
Ответить с цитированием
  #5417  
Старый 29.03.2019, 08:27
Fishki.net Fishki.net вне форума
Новичок
 
Регистрация: 29.03.2019
Сообщений: 3
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Fishki.net на пути к лучшему
По умолчанию Бомбардировка Ковентри 14 ноября 1940 года

https://fishki.net/2135729-bombardir...1940-goda.html
Автор:
stabskapitan

14 ноября 2016 12:21

В 1940 году 500 немецких бомбардировщиков совершили налет на английский город Ковентри и сбросили на него 600 тонн бомб большой взрывной силы и тысячи зажигательных бомб. Погибли 586 жителей, были разрушены около 60 тысяч зданий, в том числе старинный собор. Германский рейд был частично спровоцирован английской бомбежкой Мюнхена 8 ноября того же года. Воздушный налет на Ковентри породил в немецком языке новое слово - "ковентрировать", т.е. уничтожать дотла

Бомбардировка английского города Ковентри до сих пор является одним из самых обсуждаемых событий Второй мировой войны. Существует точка зрения, высказанная, в том числе британским писателем Робертом Харрисом в книге "Энигма", что Черчилль знал о планируемой бомбардировке Ковентри, но не стал усиливать ПВО, поскольку опасался, что немцы поймут, что их шифры разгаданы.

Однако сегодня уже можно говорить о том, что о планруемой операции Черчилль действительно знал, но не знал, что целью станет город Ковентри. Британское правительство 11 ноября 1940 года знало, что немцы планируют провести крупную операцию под названием "Лунная соната", и она будет предпринята в следующее полнолуние, которое приходилось на 15 ноября. О цели же немцев англичане не знали. Даже если бы цели были известны, они вряд ли бы смогли принять должные меры. Кроме того, правительство в вопросе ПВО полагалось на действие электронных контрмер (Cold Water), которые, как известно, не сработали.

Бомбардировка Ковентри началась 14 ноября 1940 года. В авианалете приняли участие до 437 самолётов, бомбардировка продолжалась больше 11 часов, в течение которых на город было сброшено 56 тонн зажигательных бомб, 394 тонны фугасных бомб и 127 парашютных мин. В Ковентри в общей сложности погибло больше 1200 человек. В городе было фактически выведено из строя водо и газоснабжение, разрушена железная дорога и 12 авиационных заводов, что сказалось на обороноспособности Великобритании самым негативным образом - на 20% снизилась производительность самолетостроения.

Бомбардировка Ковентри ознаменовала собой начало новой эры тотальных воздушных налетов. Немецкие военные лётчики ввели новый термин: «ковентрийские налеты», что означало бомбардировки, приводившие к полному уничтожению объекта. Впоследствии американцы назовут подобные бомбардировки «ковровыми». В этот раз немцы впервые попытались нанести удар в центр экономической системы Великобритании путём тотальных ночных бомбардировок. Такая тактика оказалась самой опасной для противника по тем причинам, что у англичан практически не было истребителей, приспособленных для ночных боев, и их беззащитные в ночное время с воздуха города защищали лишь войска противовоздушной обороны. Поскольку ночью самолеты летали с небольшой скоростью и на относительно малых высотах, их бомбовая нагрузка увеличивалась по сравнению с самолётами, участвовавшими в дневных налетах.

С другой стороны, таким путем, без единоборства в воздухе, немцам невозможно было завоевать господство в воздухе. Ещё одна серьёзная проблема, с которой столкнулись гитлеровцы — это невысокая точность ночных бомбометаний. Её лишь частично удавалось решать с помощью ракет, сбрасываемых на парашютах, и зажигательных снарядов. Вывести из строя военную промышленность Великобритании немцам в ходе Второй Мировой войны так и не удалось.





Главной достопримечательностью города является собор Св. Михаила, разрушенный во время налёта немецкой авиации во Вторую мировую войну. От собора уцелели только внешние стены и шпиль
https://youtu.be/_CkXYq5lJpM
Источник: https://fishki.net/2135729-bombardir...1940-goda.html © Fishki.net

Последний раз редактировалось Ульпиан; 29.04.2022 в 16:09.
Ответить с цитированием
  #5418  
Старый 29.03.2019, 08:30
Аватар для BBC.Русская служба
BBC.Русская служба BBC.Русская служба вне форума
Новичок
 
Регистрация: 02.02.2014
Сообщений: 27
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
BBC.Русская служба на пути к лучшему
По умолчанию Как Вторая мировая стала войной бомб против городов

https://www.bbc.com/russian/features-41818969
Павел Аксенов
Русская служба Би-би-си
10 ноября 2017


Правообладатель иллюстрацииHULTON ARCHIVE
Image caption
Американские и британские бомбардировки стоили Германии сотен тысяч жизней, но приблизили ли они победу?
"Бомбардировщик прорвётся всегда", - эта одна из самых известных цитат в истории британских парламентских речей.

Эти слова были сказаны 85 лет назад, 10 ноября 1932 года Стэнли Болдуином, лидером Консервативной партии, к тому моменту уже дважды побывавшим в кресле премьер-министра и впоследствии занявшим этот пост в третий раз.

За семь лет до начала самой страшной войны в истории Болдуин смог очень точно и емко описать тот ужас, который испытали на себе жители европейских и азиатских городов во время бомбардировок, ту решительную жестокость, с которой военные всех стран направляли свои самолеты против мирных жителей.

"Единственная оборона - это нападение, что означает, что вам надо убивать женщин и детей больше и быстрее, чем враг, если вы хотите спасти себя. Я говорю это с тем, чтобы люди могли понять, что их ждет, когда начнется следующая война", - сказал политик.

Фото: американские летчики - участники битвы за Британию
"Спитфайр" против "Мессера": 70 лет Битве за Британию
Болдуин вовсе не призывал к превентивным ударам по городам, он даже не пытался кликушествовать перед парламентариями - главным посылом этой вполне пацифистской речи было предложение придумать что-то, чтобы избавиться от страха перед смертью с неба, о чем тогда говорилось так много и вне стен парламента.

Единственная оборона - это нападение, что означает, что вам надо убивать женщин и детей больше и быстрее, чем враг, если вы хотите спасти себя
Стэнли Болдуин, Лидер Консервативной партии Британии
Именно этот страх перед бомбардировками политик считал главной причиной возможного начала войны. Опасаясь удара, слишком велико искушение нанести его самому, говорил он.

Сам он при этом не имел четкого плана действий. Предложения Болдуина были довольно неубедительными и наивными - договориться об интернационализации мировой авиации, сделать участником этого процесса Германию.

Никаких радикальных и эффективных мер он не предложил, горько посетовав в той же речи: "Вряд ли получится ограничить бомбардировки законами - технологии развиваются слишком быстро, и в любом случае все конвенции быстро развалятся во время войны".

То, о чем Болдуин говорил в парламенте, началось менее чем через пять лет: 26 апреля 1937 года во время гражданской войны в Испании самолеты германского "Легиона Кондор" разрушили город Гернику. Под бомбами и в результате пожаров погибли несколько десятков человек.

Этот налет стал предвестником катастрофических бомбардировок Второй мировой войны - Варшавы, Роттердама, Ковентри, Лондона, Хельсинки, Сталинграда, Дрездена, Кенигсберга, Токио, Хиросимы и Нагасаки. Общее число жертв этих налетов идет уже на сотни тысяч.

Чудо-оружие

Речь Болдуина довольно точно отражала настроения перед началом войны. С одной стороны, военные и правда всерьез опасались того, что враг может нанести удар в любой точке их страны. При этом они сами были буквально заворожены возможностями, которые открывали перед ними авиаконструкторы.

Тяжелые бомбардировщики, появившиеся еще во время Первой мировой войны, к 1930-м годам стали совершенным оружием. Технологии в авиастроении развивались столь быстро, что за несколько лет в отдельных областях военной авиации сменялось целое поколение, оставляя позади другие области.

К середине 1930-х годов, например, тяжелый бомбардировщик мог летать на большой скорости, на высоте в несколько километров, там, где его было почти невозможно перехватить истребителем или сбить при помощи зенитного оружия.

Нет ничего удивительного в том, что эти впечатляющие технологии вдохновили военных на создание новых доктрин и концепций. Самой известной, пожалуй, является доктрина применения стратегической авиации, разработанная итальянским военным теоретиком Джулио Дуэ. В 1921 году он выпустил книгу под названием "Господство в воздухе". В этом революционном труде итальянский военный теоретик рассматривал самые разные аспекты будущих войн в свете появления нового вида вооружений - авиации.

Концепция бомбардировок крупных городов с целью оказать деморализующее влияние на противника занимала лишь некоторую часть его теории, но запомнился Дуэ именно этим - он впервые заговорил о мирных жителях как о возможных объектах целенаправленной атаки военных самолетов.

В той или иной форме идеи итальянского генерала были восприняты во многих странах, а его доктрина переведена на многие языки (советский "Воениздат" опубликовал ее в 1936 году).

В США эти идеи разделяла группа высокопоставленных военных, которых прозвали "Бомбардировочная мафия" (bomber mafia). Энтузиасты развития военной авиации и реформы вооруженных сил, члены "мафии" оказали серьезное влияние на строительство американской армии.

Переделывать авиалайнер в бомбардировщик было не лучшей идеей, но выхода у Германии не было
Они также считали, что бомбардировщик может оказать решительное влияние на исход войны. Правда, они полагали, что бомбить необходимо не густонаселенные города, а уничтожать объекты промышленности и другие стратегические цели, подрывая экономический потенциал противника.

В конце концов, именно влияние "мафии" определило американскую программу строительства тяжелых бомбардировщиков накануне войны. Среди участников этой группы был Карл Спаатц - будущий командующий 8-й воздушной армией, которая в основном занималась бомбардировками в Европе, а в 1944 году возглавивший стратегические воздушные силы США на континенте.

Единомышленники Дуэ были и в Германии. Прежде всего - видный деятель германской военной авиации, первый начальник генерального штаба Люфтваффе Вальтер Вефер. Он возглавлял штаб с февраля 1935 года до гибели в авиакатастрофе в июне 1936. Совсем немного времени даже по меркам тех лет, когда за несколько лет полностью менялся облик авиации.

Вефер также разделял идею стратегических бомбардировок объектов промышленности и прочих ключевых точек, критически важных для обороны страны. Именно по его инициативе германские фирмы Junkers и Dornier стали разрабатывать дальние тяжелые бомбардировщики. Цель этой программы, запущенной в самом начале 1930-х годов, и практически свернутой после его смерти, легко угадать по ее названию - Ural bomber.

Гонка вооружений

О существовании в СССР видных апологетов стратегических бомбардировок известно довольно мало, но едва ли они были нужны - советское командование и без них проявляло живой интерес к тяжелым машинам, а авиаконструктор Андрей Туполев и его коллеги - Сергей Ильюшин, Владимир Ермолаев и другие - этот интерес воплощали в жизнь.

В результате в 1932 году у СССР было нечто более убедительное, чем теоретические разработки - в том году началось серийное производство настоящих тяжелых бомбардировщиков Тб-3. С гофрированной обшивкой, неубирающимися стойками шасси, со слабым вооружением уже к середине 1930-х годов эти гиганты выглядели настоящим анахронизмом, но все-таки это были тяжелые, дальние, а главное - многочисленные машины.

Несколько советских Тб-3 в 1934 году совершили пропагандистское турне по европейским столицам, посетив Вену, Париж, Варшаву, Прагу, Рим. Эта наглядная демонстрация еще больше подхлестнула европейских политиков в стремлении обзавестись собственным воздушным флотом тяжелых бомбардировщиков - ведь у одного из будущих вероятных участников войны они уже были.

И неважно, что уже на тот момент Тб-3 безнадежно устарел, и впоследствии во время Второй мировой войны серьезной роли уже не играл. Конвейер был запущен. С 1930 года в СССР создавался новый, вполне современный бомбардировщик Тб-7. Он поднимался на высоту девять километров, был отлично вооружен и поднимал несколько тонн бомб (при полетах на небольшое расстояние - до пяти тонн).

Правда, СССР в результате не хватило ни времени, ни сил. Советская авиационная промышленность так и не смогла довести бомбардировочный флот до приемлемого состояния, а с началом войны Советскому Союзу стало уже не до дорогих стратегических бомбардировщиков - хватало бы сил на штурмовики для фронта. Всего было построено около 90 Тб-7 (впоследствии названных Пе-8) - крайне мало по сравнению с флотами западных союзников.

Short Stirling был довольно неудачным бомбардировщиком, но именно он стал основной ударной силой Королевских ВВС во время налетов на Германию в первые месяцы войны
В Великобритании техническое задание B.12/36 на тяжелый четырехмоторный бомбардировщик министерство авиации выпустило в 1936 году, а созданный в его рамках самолет Short Stirling был готов к 1940-му. В рамках второго техзадания (P.13/36) должны были быть построены двухмоторные машины, но в результате различных доработок и директив министерства получились еще два полноценных тяжелых бомбардировщика, ставших впоследствии ядром Бомбардировочного командования - Avro Lancaster и Handley Page Halifax. Долго запрягавшая Великобритания в результате поехала с большой скоростью - "Стирлингов" было построено более 2 тысяч единиц, "Ланкастеров" - более 7 тысяч, "Галифаксов" - более 6 тысяч машин.

США приступили к разработке своей легендарной "Летающей крепости" также перед самой войной в 1934 году. Скорости разработки самолетов в то время были настолько велики, что первый прототип поднялся в воздух уже в 1935 году. В марте 1939 года американская армия объявила тендер на второй тяжелый бомбардировщик, будущий B-24 Liberator, а первый полет его прототип совершил уже в декабре того же года.

Свои программы были и у Италии (Piaggio P.108) и Франции (Bloch MB.162), но, как и в случае с СССР, создать надежную современную машину и успеть построить ее больших количествах там так и не удалось.

История стратегической бомбардировочной авиации Германии сложилась самым странным образом - уже имея в 1937 году два летающих прототипа тяжелых бомбардировщиков Ju-89 и Do-19, последователь Вальтера Вефера на посту главы генштаба Люфтваффе Альберт Кессельринг потерял интерес к программе тяжелых бомбардировщиков.

В конечном счете это привело к тому, что Германия начала Вторую мировую с довольно удачными, но все-таки менее боеспособными двухмоторными He-111. Люфтваффе не спасла программа срочной перестройки пассажирского авиалайнера FW-200 в бомбардировщик - пассажирские самолеты редко оказывались хорошими боевыми машинами, и он не стал исключением. Впоследствии Германия попыталась наверстать упущенное, но из-за ошибок в техзадании созданный четырехмоторный бомбардировщик He-177 (довольно причудливой схемы с двумя двойными двигателями) так и не получилось довести до ума до конца войны.

Разумеется, дело было не только в личных пристрастиях Кессельринга, эти настроения разделяли многие в командовании Люфтваффе. Как бы то ни было, к началу Битвы за Британию Германия подошла без тяжелого многомоторного бомбардировщика, а Британия к началу бомбардировок германских городов, наоборот, имела в распоряжении тяжелые машины.

Буква закона

Стэнли Болдуин произносил свою речь о страхе перед будущей войной за несколько лет до начала этой сумасшедшей гонки вооружений. При этом нельзя сказать, что в мире никто не понимал той опасности, о которой говорил британский политик.

Более того, мировое сообщество обладало на тот момент определенным набором юридических документов, который регулировал применение бомбардировочной авиации вовремя войны. Прежде всего, речь идет о Гаагской конвенции 1907 года, три статьи которой вполне могли быть применены к новым условиям войны:

Статья 25. Нападение или бомбардировка [в 1907 году имелся в виду скорее артиллерийский обстрел - Би-би-си] любыми способами незащищенных городов, деревень, жилищ или зданий, запрещено.

Статья 26. Командир атакующей стороны обязан перед началом бомбардировки, исключая случаи открытой атаки, сделать все, что в его силах, чтобы предупредить власти [неприятельского города - Би-би-си].

Статья 27. В случае осады или бомбардировки должны быть предприняты все необходимые шаги, чтобы избежать, насколько возможно, ударов по храмам, зданиям, служащим целям науки, искусств и благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам, где находятся больные и раненые, при условии, что эти здания и места не служат одновременно военным целям.

В июне 1938 года премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен утвердил для созданного в 1936 году Бомбардировочного командования Королевских военно-воздушных сил правила, которых следовало придерживаться при планировании стратегических бомбардировок. В них, в частности, говорилось, что "бомбардировка гражданских лиц как таковых, равно как и преднамеренное нападение на гражданское население является нарушением международного законодательства".

В первый день войны 1 сентября 1939 года президент нейтральной на тот момент страны США Франклин Рузвельт обратился к главам всех участников новой войны (Великоборитании, Франции, Германии и Польши) с призывом "ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не предпринимать бомбардировки с воздуха гражданского населения или неукрепленных городов, с пониманием того, что эти правила ведения войны будут неукоснительно соблюдаться всеми их противниками".

Эти благие намерения, отраженные в форме призывов, деклараций, даже приказов и правил исходили от политиков, которые в конечном счете держали ответ перед своим народом. Вряд ли кому-то хотелось бы предстать в образе сторонника преднамеренного убийства мирных жителей. Однако воплотить в жизнь эти намерения было непросто, если не сказать невозможно.

С началом войны карточный домик, сложенный из деклараций и призывов, рухнул в одночасье.

Цель размером с город

Было два обстоятельства, которые перечеркивали все декларации, правила и законы.

Во-первых, запрет преднамеренной бомбардировки незащищенных городов, в которых отсутствовали военные цели, отменял тот факт, что практически в любом большом городе существовали такие цели - оборонные предприятия, казармы и воинские части. Кроме того, наличие зенитной артиллерии любого калибра автоматически переводило город из разряда незащищенного в защищенный, который становился легитимной целью для авиации.

Бомбардировка Варшавы стала первым налетом на крупный город во Второй мировой войне
Во-вторых, бомбардировщики того времени просто не могли наносить удары по целям, которые размером были меньше, чем город. Статья 27 Гаагской конвенции, запрещавшая наносить удары по отдельным зданиям, была просто невыполнима.

Уже после того как Бомбардировочное командование Королевских ВВС приступило к бомбардировкам целей в Германии, выяснилось, что лишь один из пяти бомбардировщиков смог попасть бомбами в район цели в пределах восьми километров от нее.

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. 8 сентября начался штурм польской столицы. Город держал оборону до 28 сентября, когда был подписан акт о его сдаче.

К тому моменту Люфтваффе совершило множество налетов на Варшаву. Первые удары начались еще 8 сентября, но наиболее известна бомбардировка, которая произошла 25 сентября. В этой первой масштабной воздушной войне против большого европейского города проявилось всё несовершенство законов, которые были призваны защитить мирных жителей.

До сих пор не утихают споры о том, являлась ли осажденная Варшава, на окраинах которой шли тяжелые бои, легитимной военной целью. Точное число погибших мирных жителей также не установлено - город находился в осаде, его активно обстреливала артиллерия. Счет жертв идет на десятки тысяч. Город имел довольно слабую противовоздушную оборону, а его население еще не привыкло к тому, что бомбардировка представляет собой смертельную опасность для всех. Корреспондент Times, находившийся в Варшаве, писал, что во время первого налета, услышав сирену, люди буквально высыпали на улицу, чтобы посмотреть на самолеты в небе.

Именно после бомбардировки Варшавы Рузвельт распространил обращение к главам государств-участниц войны с призывом не бомбить мирных жителей.

Роттердам был разрушен Люфтваффе во время германского штурма
В то время Германия старалась, по крайней мере на словах, соблюдать правила ведения воздушной войны. Следующей жертвой Люфтваффе стал голландский город Роттердам.

Вторжение в Голландию началось 10 мая 1940 года, и в тот же день германский воздушный десант сумел закрепиться на позициях в районе Роттердама. Однако даже после того, как к городу подошли подкрепления, захватить его оказалось непросто. 13 мая командующий германскими войсками генерал Ханс Шмидт выдвинул ультиматум, в котором предупредил, что на следующий день город будет разрушен с воздуха.

Командующий голландскими силами, оборонявшими город, полковник Питер Вильхельмюс Схарро медлил с ответом, но в конце концов - 14 мая - принял ультиматум. Однако к тому моменту бомбардировщики Люфтваффе уже вылетели на задание. Остановить их не получилось (о причинах до сих пор спорят историки), центр города, в основном, жилые кварталы, был сильно разрушен, а под бомбами погибли, по самым приблизительным подсчетам, около тысячи человек.

Роттердам был взят, а угроза дальнейших бомбардировок принудила голландское правительство к капитуляции.

Бомбардировка Варшавы, как и Роттердама, отличалась от разрушительных рейдов против больших германских городов в последующие годы войны. Варшава и Роттердам находились практически на линии фронта, и воздушные налеты привели к их сдаче. Спустя два года, 23 августа 1942 года Люфтваффе точно так же перед началом решительного штурма разрушит советский город Сталинград.

Цепная реакция

Великобритания объявила войну Германии 3 сентября 1939 года. Первые месяцы боевые действия протекали вяло: стороны ограничивались редкими воздушными ударами по военно-морским целям, стараясь не провоцировать друг друга на серьезные налеты. С началом активных боевых действий между французскими и германскими войсками в начале мая 1940 года активность бомбардировщиков усилилась, но больших разрушительных налетов на крупные города ни одна из сторон не предпринимала.

После бомбардировки Роттердама события стали развиваться все быстрее и быстрее. Голландский город подвергся разрушению 14 мая. На следующий день Королевским ВВС было дано разрешение на бомбардировку Рура - индустриального центра Германии. Однако и это не было еще началом масштабной кампании, о которой предупреждал Стэнли Болдуин.

Первый ночной налет состоялся в ночь с 15 на 16 мая. В дальнейшем, после нескольких крайне неудачных дневных налетов, британская авиация переключилась на ночные - слабое вооружение британских бомбардировщиков было их ахиллесовой пятой, и чтобы избежать атак истребителей, им пришлось перейти на ночные налеты. В первой половине июня 1940 года Люфтваффе также начало налеты на британские промышленные районы.

В британском военном и политическом истеблишменте не утихали споры между сторонниками более жесткой стратегии бомбардировок и теми, кто считал удары по городам неприемлемыми. В начале мая премьер-министром Великобритании стал Уинстон Черчилль, убежденный сторонник воздушной войны с Германией. По его мнению, единственным, что могло остановить Гитлера, были "абсолютно разрушительные, опустошительные удары очень тяжелых бомбардировщиков с нашей территории по землям нацистов".

Город Ковентри самолеты Люфтваффе бомбили десятки раз

Летом 1940 года британцам было что останавливать - началась Битва за Британию. Силы Люфтваффе развернули широкомасштабную операцию по завоеванию господства в воздухе, чтобы подготовить будущее вторжение на Британские острова. Как говорилось в директиве Гитлера о подготовке вторжения от 16 июля 1940 года, "английские воздушные силы должны быть разгромлены морально и физически, чтобы они не смогли нанести сколь-нибудь существенного удара в момент высадки немецких войск." Кроме того, бомбовые удары Люфтваффе должны были снизить экономический потенциал Британии и нарушить коммуникации.

Перелом наступил 24 августа 1940 года. В этот день германские бомбардировщики сбросили бомбы на центр Лондона. Считается, что это стало следствием ошибки - они целились в доки, но промахнулись (что было довольно частым явлением). На следующий день Королевские ВВС направили более 70 бомбардировщиков на Берлин. Как предсказывал Стэнли Болдуин, противники отвечали друг другу ударом на удар, всё более мощно и жестоко.

Битва за Британию, продолжавшаяся всего несколько месяцев - с 9 июля по 30 октября 1940 года - закончилась поражением Германии. Отчасти оно было предрешено ошибкой Альберта Кессельринга, приоритетом которого были тактические самолеты и истребители, а не дальние бомбардировщики. Другой причиной была общая неорганизованность Люфтваффе, в котором так и не смогли разработать эффективную стратегию против британских ВВС. В конце концов, британское авиационное командование смогло организовать оборону и нейтрализовать удары Люфтваффе.

В результате налетов германских самолетов сильно пострадали многие города - Ливерпуль, Брэдфорд, Бирмингем. Однако самыми известными стали налеты на Лондон и Ковентри. Как и британская столица, этот промышленный город подвергался десяткам налетов, начиная с 15 ноября 1940 года и заканчивая серединой 1942 года. В результате город оказался в руинах, погибли более 1 200 жителей.

Разрушения в результате бомбардировок в самом центре Лондона

Для Люфтваффе Битва за Британию обернулась потерями опытных пилотов. Они были потеряны, даже если не гибли в бою. Выпрыгнув из сбитого самолета, немецкие летчики оказывались в плену, британские - на своей земле.

Кроме того, руины Лондона, Ковентри и других британских городов окончательно похоронили рефлексию британцев по поводу легитимности налетов на германские города. Однако до целенаправленного уничтожения гражданского населения Германии еще было далеко.

"Сломить дух населения"

После Битвы за Британию интенсивность налетов на британские города сильно упала, но не прекратилась. Британские ВВС, наоборот, усилили бомбардировки.

При этом споры вокруг стратегии продолжались. Стоит ли наращивать интенсивность налетов, нужно ли переключаться со стратегических целей на города, надо ли вкладывать средства в авиацию, вместо того, чтобы направить их на создание сухопутной армии или сильного флота? Это были насущные вопросы - Британия была вынуждена вести трудную кампанию на африканском театре, воевать в юго-восточной Азии, помогать СССР, находясь при этом в морской блокаде.

В правительстве и парламенте готовились различные доклады, в которых рассматривались все аспекты будущей стратегии. Именно в этой дискуссии были обнародованы данные об эффективности бомбардировочных рейдов против небольших целей, таких как завод или военная база. Вывод был неутешительным - такие налеты были минимально эффективны.

В немалой степени изменить отношение к налетам против мирного населения помогли действия Люфтваффе в СССР. Хотя германская авиация и не предпринимала разрушительных рейдов с одновременным участием сотен самолетов (бомбардировка Сталинграда в августе 1942 года была еще впереди), но германские самолеты бомбили советские города, и этот аргумент упоминался в спорах.

В результате дебатов в руководстве Британии пришли к выводу о том, что бомбить цель размером меньше города не имеет смысла, и, следовательно, целиться надо по городам. 14 февраля 1942 года Бомбардировочным командованием была выпущена генеральная директива S.46368/D.C.A.S., где целью авиаударов объявлялся "дух вражеского гражданского населения". Именно его отныне намеревались сломить британские бомбардировщики.

"Летающие крепости" 8-й воздушной армии ВВС США во время дневного рейда - бомбить часто приходилось сквозь облака, наводясь по радару
Спустя неделю после выпуска директивы Бомбардировочное командование возглавил сэр Артур Харрис, человек, как никто другой подходивший для этой роли. Харрис свято верил в то, что бомбардировщики могут стать решающей силой в войне против Германии. Он изменил тактику налетов, концентрируя силы на одной цели - при Харрисе Королевские ВВС стали устраивать "рейды тысячи бомбардировщиков" на такие города как Кёльн или Гамбург. Стратегия получила название "бомбардировка по площадям".

Результаты этих бомбардировок убедили Харриса, что сосредоточенная кампания против Берлина может сделать запланированное вторжение в Европу ненужным. В декабре 1943 года он заявил, что бомбардировочная кампания может привести к краху Германии к апрелю 1944 года.

Летом 1942 года военно-воздушные силы США присоединились к стратегической бомбардировке Германии. В отличие от британцев, предпочитавших ночные рейды, американцы, чьи "Летающие крепости" и "Либерейторы" были намного лучше вооружены, совершали налеты днем. Однако летавшие без прикрытия бомбардировщики оказались легкой добычей для немецких истребителей и артиллерии ПВО. Тяжелые потери убедили американцев, что им нужны дальние истребители для защиты своих самолетов. Только к весне 1944 года с появлением истребителей сопровождения ВВС США добились превосходства в воздухе.

После высадки в Нормандии Королевские ВВС и ВВС США дали германским городам небольшую передышку - самолеты были заняты решением насущных задач, поддержкой войск, ударами по коммуникациям и прочим оперативно-тактическим целям. Но уже в конце осени налеты на города возобновились с новой силой. В октябре и ноябре 1944 года британские самолеты сбросили более 60% бомб на немецкие города. К тому времени большинство промышленных центров Германии лежало в руинах.

Avro Lancaster 617-й эскадрильи, наносившей точечные удары по избранным целям
Однако Третий рейх не сдавался. Война шла на земле, она продолжалась и в воздухе. В июне 1944 года у немцев появились крылатые ракеты "Фау-1", которыми они стали обстреливать британские города, прежде всего Лондон. С июня по сентябрь 1944 года были запущены около 10 тысяч "Фау-1", из которых примерно 3 тысячи долетели до Англии. Около 6 тысяч человек погибли в результате взрывов этих ракет, были полностью разрушены около 20 тысяч домов.

В Британии для борьбы с пусковыми установками "Фау" привлекли 617-ю эскадрилью Королевских ВВС, знаменитых "Дамбастеров". Эта эскадрилья была сформирована в марте 1943 года специально для точечной спецоперации в Руре - 17 мая "Ланкастеры" со специально созданными для этого налета бомбами разрушили плотины на реках Мёне и Эдер, затопив значительные площади в области и лишив водоснабжения несколько оборонных заводов.

К концу войны у союзников стали буквально заканчиваться цели. В списки потенциальных объектов удара зачастую попадали города, не имевшие никакого военного значения. Часто их выбирали просто потому, что к ним было удобно проложить маршрут. Таким городом стал Дрезден - столица Саксонии.

13 и 14 февраля 1945 года в ходе двух последовательных рейдов британских ВВС и одного рейда ВВС США город был практически уничтожен. Бомбардировщики высыпали на него фугасные и зажигательные бомбы, и в результате возникшего огненного смерча погибли более 25 тысяч человек. В Дрездене тогда находилось много беженцев, которые спасались от наступления советских войск на востоке, людей, угнанных на работу, военнопленных.

Огромное число погибших в городе, не имевшем стратегического значения, сделало Дрезден символом всей бомбардировочной кампании союзников против Германии.

Даже Уинстон Черчилль понял, что эта кампания зашла слишком далеко. Спустя несколько недель после налета 28 марта 1945 года Черчилль написал: "Мне кажется, настал момент, когда вопрос бомбардировки германских городов с целью устрашения должен быть пересмотрен..." С премьером были согласны и военные, посчитавшие цели, которые ставились перед Бомбардировочным командованием Королевских ВВС, достигнутыми.

Безропотное терпение

Тяжелый бомбардировщик, казавшийся военным перед началом войны "чудо-оружием", оказался именно таковым. И буквально все государства, получившие в руки подобный инструмент, попытались применить его не только против военных целей, но и против гражданского населения.

Летом 1941 года советская дальняя авиация совершала налеты на Берлин, в ходе войны советские тяжелые бомбардировщики бомбили Хельсинки и Кенигсберг. Итальянцы пытались применять свои немногочисленные тяжелые бомбардировщики при налетах на Гибралтар. Японская дальняя авиация с 1937 по 1944 год бомбила города в Китае. Германия продолжала налеты и обстрелы британских городов до самых последних месяцев войны. Бомбардировки мирного населения в качестве меры устрашения или возмездия были слишком большим искушением, чтобы от него отказаться.

Воздушные рейды британских и американских ВВС в Европе против германских городов отличались лишь масштабом. Правда, это отличие было гигантским. Так смогли ли они добиться своих целей? В результате этих налетов в Германии погибли более 400 тысяч человек, большинство - с июля 1944-го по май 1945 года. При этом число жертв бомбардировки Дрездена было не самым большим. В Гамбурге в ходе налетов погибли 49 тысяч, в Берлине - 35 тысяч человек.

Эти бомбардировки, без сомнения, внушали страх мирным жителям, но в Германии за время войны не вспыхнуло ни одного восстания - в тоталитарном государстве в условиях тотальной войны население безропотно терпело налеты самолетов противника. Но дело не только в государственном устройстве - в Лондоне в результате налетов Люфтваффе погибли более 43 тысяч человек, и там тоже не было ни беспорядков, ни восстаний, ни требований прекратить войну. Правда, отсутствие беспорядков и бунтов - не самый яркий показатель состояния, в котором находились жители разбомбленных городов. Однако подробных исследований этого было сделано мало, а однозначных выводов - еще меньше.

Экономический ущерб от налетов вычислить тоже довольно трудно. Сразу после войны в сентябре 1945 года в США вышел масштабный документ "Исследование стратегических бомбардировок Соединенных Штатов" (United States Strategic Bombing Survey), в котором подробно изучались последствия бомбардировок на европейском и азиатском театрах (отдельно - результаты атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки). Согласно этому исследованию, в Европе союзники к 1944 году смогли серьезно нарушить производство стратегического сырья - топлива, горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ. Однако им не удалось добиться значительного снижения производства самолетов и бронетехники.

"Мы подняли наше производство вооружений до рекордного уровня - от среднегодового индекса 98 за 1941 год до 322 в июне 1944 года. При этом занятая рабочая сила возросла всего лишь примерно на 30%. Удалось наполовину сократить расход живого труда на единицу продукции", - писал в мемуарах рейхсминистр вооружений Германии Альберт Шпеер.

Другими словами, бомбить гражданское население, чтобы оно стало хуже работать, тоже было не очень эффективно. Это не удалось сделать Германии во время налетов на британские заводы, это не очень удалось сделать и британцам во время бомбардировок германских промышленных центров.

Впрочем, силы, которые были брошены против Германии, были настолько велики, что в конце концов германская экономика стала давать трещины.

Последний раз редактировалось Ульпиан; 29.04.2022 в 16:13.
Ответить с цитированием
  #5419  
Старый 29.03.2019, 08:40
Аватар для Waralbum.Ru
Waralbum.Ru Waralbum.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 11.05.2017
Сообщений: 3,288
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 11
Waralbum.Ru на пути к лучшему
По умолчанию 14 ноября 1940 г.: английский город Ковентри разрушен немецкой бомбардировкой

http://waralbum.ru/41048/
3 ноября 2011

Фото: Руины английского города Ковентри (Coventry), разрушенного немецкой бомбардировкой 14 ноября 1940 года. 437 немецких самолетов-бомбардировщиков в течение 11 часов сбросили 56 тонн зажигательных бомб, 394 тонны фугасных бомб и 127 парашютных мин. Погибло 554 человека, 865 было ранено. Были полностью уничтожены 4 330 домов и три четверти всех фабрик города.

Последний раз редактировалось Ульпиан; 28.04.2022 в 14:02.
Ответить с цитированием
  #5420  
Старый 29.03.2019, 08:42
Аватар для Waralbum.Ru
Waralbum.Ru Waralbum.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 11.05.2017
Сообщений: 3,288
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 11
Waralbum.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Черчилль осматривает здание в Лондоне, разрушенное налетом немецкой авиации

http://waralbum.ru/367485/
6 МАРТА 2019

Фото: Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (Winston Churchill, 1874—1965) осматривает здание в Лондоне, разрушенное налетом немецкой авиации.

Справа от Черчилля — его жена Клементина (1885—1977). В годы Второй мировой войны она возглавляла «Фонд помощи Красного Креста России».

Категория: Битва за Британию, Лидеры, Жизнь в Великобритании, Другие персоналии
Информация о фото
Место съемки: Лондон, Великобритания
Время съемки: 1940

Последний раз редактировалось Ульпиан; 29.04.2022 в 16:16.
Ответить с цитированием
Ответ

Метки
вмв


Здесь присутствуют: 3 (пользователей: 0 , гостей: 3)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 03:12. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS