![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.echo.msk.ru/blog/mrabuzin/1380380-echo/
15 августа 2014, 11:32 Завтра – в соответствии с законом – начинается 28-мидневный период агитации в СМИ. То есть, с завтрашнего дня в газетах и на телевидении мы увидим официальные агитационные материалы кандидатов, допущенных к мероприятию под названием «выборы депутатов Московской городской Думы шестого созыва». В газетах все будет строго по закону: материалы будут содержать сведения о том, из чьего избирательного фонда они оплачены, а печатная площадь будет выделена строго в равных количествах. О чем, несомненно, нам много раз потом расскажут Горбунов с Чуровым. В действительности ОБЫЧНОЙ практикой российских выборов является агитация в государственных и муниципальных СМИ, начинающаяся намного ранее официального периода агитации в СМИ и осуществляющаяся под видом «ненавязчивого» информирования о поддерживаемых администрацией кандидатах. Я наблюдал эту картину во многих регионах России. Местные газеты и телевидение, задолго до официального начала агитационной кампании в СМИ начинают рассказывать о доблестях и достижениях некоторых кандидатов или избирательных объединений. Иногда создается впечатление, что в редакции этих изданий на период избирательной кампании просто включаются пиарщики определенных избирательных штабов. И если какой-нибудь оппозиционный конкурент оспорит незаконность такой формы агитации, местный же судья в раз докажет ему, что это вовсе не агитация, а ИНФОРМИРОВАНИЕ, обеспеченное конституционной свободой распространения информации. Некоторым интеллигентам, не читающим местную прессу, кажется, что такое информирование мало влияет на волеизъявление избирателей. В действительности при наших условиях, при отсутствии реальной конкурентности выборов, при низкой явке оно является определяющим фактором результата выборов. Социально-демографическая структура голосующих в нашей стране существенно смещена в строну граждан, получающих информацию именно из упомянутых источников. А на всеобщих выборах фактор «узнаваемости» играет решающую роль. В разных регионах России эта технология применяется в разных объемах и видах. Если говорить о федеральных выборах, то здесь основную роль играет накрывшее всю страну Государственное телевидение. В Москве огромную роль играет Империя «лужковских» СМИ (созданная при Ю.М.Лужкове), в виде десятка окружных и полутора сотен районных газет. Все они издаются за бюджетные деньги и бесплатно распространяются по почтовым ящикам москвичей. Общий тираж этой империи как раз совпадает с числом избирателей в городе Москве – около семи миллионов экземпляров. Давно замечено, что анализируя эту прессу, можно сразу после назначения выборов понять, кого будет поддерживать наша «нейтральная» администрация и с вероятностью 90% определить, кто станет депутатом. Интенсивность использования этой административной избирательной технологии меняется от выборов к выборам: она постепенно росла с выборов депутатов МГД в 1997 году, достигла своего пика в 2005-м (захватив тогда еще и полугосударственную газету «Метро»), снизилась в 2009-м и почти исчезла на выборах Мэра 2013 года. На текущих выборах технология применяется не в таких масштабах, как раньше, поскольку свое дело сделала «законодательная подготовка»: в бюллетень не попали основные наиболее яркие оппоненты власти и кандидатский корпус оказался вполне приемлемым. Тем не менее, после чудных выборов Мэра 2013 года, возврат этой технологии заметен. Вот, например, государственная газета Северо-западного административного округа города Москвы «Северо-Запад» (ну, просто живу я здесь). Тираж 300 000 экз. (завидуйте «Новая», «Независимая» и пр.!). Распространяется бесплатно и доходит почти до каждого избирателя. Понятно, что в течение этой избирательной кампании значительно оживилась деятельность депутатов-кандидатов Скобинова и Герасимова, о чем охотно рассказывает упомянутая газета. Ни один выпуск в период избирательной кампании без них не обошелся. Понятно, что и районные газеты информируют население в соответствии с территориальной принадлежностью к определенному избирательному округу. Так, например, «Районный масштаб» (тираж 35 000) регулярно информирует (и даже иллюстрирует) деятельность кандидат-депутата Скобинова. Ну, это – депутаты. Им проще, так сказать – при исполнении должностных обязанностей, но без использования этого положения. А вот, есть еще пара новеньких на Север-Западе - директор школы Ярославская и гендиректор строительной кампании Сорока. С ними сложнее: надо искать специальные поводы для упоминания. Но на то и нанимаются профессиональные политтехнологи в штабы кандидатов. Как это выглядит? Вот газета «Северо-Запад» от 11 июля (официально агитация в СМИ еще не началась). Вот вроде как информационная статья «Лучшие проектировщики поборются за московскую набережную» на третей странице, в которой пару раз упоминается «Генеральный директор направления «Москва» ГК «Пионер» Олег Сорока. А на пятой – информационная заметка «Настоящий народный футбол», где «группа компаний «Пионер», генеральным директором московского филиала которой является Олег Сорока, выступает уже в качестве спонсора соревнований по дворовому футболу. Такую картинку (не с Сорокой, а с кандидатами неформальной, но главной политической партии выборов – партией администрации) можно увидеть во всех окружных и районных московских газетах. И картинка это во многом определит исход того, что называется у нас выборами. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.ng.ru/politics/2014-08-27/1_vybory.html
27.08.2014 00:01:00 Несмотря на зачистку списка оппозиционных кандидатов, ряд выдвиженцев партии власти находятся в неустойчивом положении Политический обозреватель "Независимой газеты" ![]() Власти не сомневаются в переизбрании астраханского губернатора Александра Жилкина. Фото с сайта www.jilkin.ru Скорее всего 14 сентября во всех 30 регионах победу одержат одобренные властью претенденты в губернаторы. Но эксперты «НГ» все же выявили проблемные для Кремля субъекты РФ, где не исключены «чудеса» в виде второго тура или хотя бы приличного результата оппозиции. Это Красноярский край, республики Алтай и Якутия, Мурманская, Астраханская и Кировская области. «Чудеса», впрочем, произойдут не сами по себе, а лишь в результате более высокой, чем обычно, явки избирателей, указали эксперты. Почти во всех вышеуказанных регионах есть сильный запрос на сменяемость власти, который, очевидно, не снимется и после победы выдвинутых властью кандидатов, представляющих собой в основном врио губернаторов. Именно в связи с этими проблемными субъектами РФ в экспертном сообществе даже заговорили о кризисе кадров в «Единой России». Ведь, скажем, в Красноярском крае был выдвинут бывший полпред президента, а ранее глава соседней Новосибирской области Виктор Толоконский. Сейчас его главная забота – это недостаточно высокий рейтинг, который экстренно наращивается в преддверии выборов всеми возможными способами. Вчера, например, местные СМИ анонсировали обещание Толоконского сделать медпомощь населению доступнее. Конкуренцию же Толоконскому, как известно, составляют представители парламентских партий – тоже не слишком популярные. Социология пока также не на стороне бывшего полпреда: его рейтинг невысок не потому, что он плох, просто отношение к нему не сформировалось. Низкая популярность кандидатов от власти вкупе с не самыми низкими антирейтингами теоретически сулят оппозиции некоторые шансы в единый день голосования – 14 сентября. Наглядный пример – это Республика Алтай, где против старожила – главы республики Александра Бердникова – ведут борьбу достаточно известные в регионе политики – ее экс-премьер Владимир Петров («Гражданская сила») и Виктор Ромашкин (КПРФ). Интересной называют эксперты и ситуацию в Якутии. Там все же удалось добиться регистрации кандидату от «Гражданской платформы» Эрнсту Березкину, хотя и муниципальный фильтр дался ему с трудом, и были попытки снять его с выборов. Эксперты утверждают, что речь идет о внутриэлитном расколе, когда часть республиканского истеблишмента поддерживает именно выдвиженца этой партии, а не официального кандидата Егора Борисова. В Астраханской области конкуренцию губернатору Александру Жилкину составит единственный на этой кампании известный на федеральном уровне претендент – Олег Шеин из «Справедливой России». Дело дошло до того, что близкий к кремлевской администрации Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) даже включил Астраханскую область наряду с Якутией и Республикой Алтай к тем регионам, где выборы будут конкурентными и не исключена вероятность второго тура. Некоторые проблемы могут возникнуть у действующих глав Мурманской и Кировской областей Марины Ковтун и Никиты Белых. В Мурманской области, как утверждают эксперты, Ковтун не слишком популярна. Ключевой вопрос в том, сможет ли кандидат от «Справедливой России» Александр Макаревич сплотить вокруг себя недовольных и найти ресурсы на мощный финиш. Его коллега по партии Оксана Дмитриева как раз сейчас активно агитирует мурманчан за Макаревича, утверждая, что в регионе сложилась ситуация, которая реально предполагает второй тур. Недостаточно крепки и позиции Никиты Белых, от которого у населения наблюдается определенная усталость, утверждают эксперты. Но оговариваются, что его главный конкурент Сергей Мамаев из КПРФ едва ли по-настоящему сможет рассчитывать на победу – ведь он не вписывается в представления общественности об идеальном губернаторе. Кампания 14 сентября была бы куда более конкурентной, если бы власть сама столь радикально не зачистила бы сильных кандидатов от оппозиции. Избранный же на таких референдумных выборах губернаторский корпус будет относительно слабым. Однако даже сейчас сюрпризы и своего рода «чудеса» все-таки возможны. Главную роль сыграет резкое повышение явки, которая на региональных выборах обычно редко превышает 50%. В Мурманске, к примеру, высокая явка может сыграть против врио губернатора Марины Ковтун, протестный избиратель может оказаться там значимым фактором, говорит «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев: «В других регионах повышение уровня явки может означать, что идет принуждение голосовать со стороны властей. Но ведь если в таком деле пережать, это может привести к негативному для власти эффекту». «Что касается перспектив врио губернатора Толоконского в Красноярском крае, то тут нужно учитывать такой фактор, как «выбор последнего дня», то есть предпочтения пока неопределившихся избирателей. Они, голосуя за власть исполнительную, обычно выбирают консервативный вариант – кандидата от партии власти», – напоминает эксперт. В то же время оппозиция может воспользоваться высоким антирейтингом того же Бердникова в Республике Алтай, отмечает Калачев. «А, например, в Якутии за преодолевшим муниципальный фильтр Эрнстом Березкиным стоит уважаемый частью якутских элит городской депутат Афанасий Максимов, в прошлом руководитель «Саханефтегаза», – говорит эксперт. – В то же время хотя в Мурманской области Ковтун не очень популярна, но вот сможет ли эсэр Макаревич консолидировать вокруг себя недовольных?» Шеин в Астраханской области, по его мнению, предсказуемо проигрывает Жилкину. Хотя, подчеркнул Калачев, все нынешние оценки основаны в основном на предвыборной социологии, а социологи иногда могут заблуждаться или ошибаться с выводами. «А в жизни бывают и сюрпризы, хотя и крайне редко», – констатировал эксперт. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://www.vedomosti.ru/opinion/news...encii?full#cut
Как прошла избирательная кампания в регионах Александр Кынев, Аркадий Любарев, Андрей Максимов Vedomosti.ru 04.09.2014 Снижение уровня политической конкуренции привело к дефициту новых технологий и ярких инициатив. Многие ходы и даже визуальные образы кампании-2013 («кубы Навального») просто копируются Снижение уровня политической конкуренции привело к дефициту новых технологий и ярких инициатив. Многие ходы и даже визуальные образы кампании-2013 («кубы Навального») просто копируются ![]() Фото: А. Махонин / Ведомости Деятельность Навального Эта публикация основана на статье «Агитация без конкуренции» из газеты «Ведомости» от 04.09.2014, №163 (3667). Второй год подряд региональные и местные выборы пройдут во второе воскресенье сентября. В результате основная фаза избирательной кампании совпала с сезоном летних отпусков. Это касается и агитации в СМИ, которая формально начинается за 28 дней до дня голосования. Это стимулировало партии и потенциальных кандидатов как можно раньше начать избирательную кампанию (до формального назначения выборов). Особенно это важно там, где выборы наиболее конкурентны, и для малоизвестных кандидатов-новичков, которым сложно увеличить известность при отсутствии значительной части избирателей на месте во время формальной агиткампании. Для части кандидатов (особенно оппозиционных) вынужденный ранний старт кампании создавал проблемы. Преждевременная демонстрация серьезности намерений существенно увеличивала их риск недопуска на выборы. Слишком жесткие правила регистрации кандидатов позволяют региональной и местной власти отстранить от выборов практически любого нежелательного конкурента. Именно так произошло с большинством кандидатов неформального оппозиционного блока «За Москву!» на выборах в Мосгордуму. Для кандидатов, поддерживаемых администрацией, регистрация проблемы не составляла. Так, раскрутка будущих кандидатов от власти до начала избирательной кампании — обычная технология московской власти. Она применялась на всех выборах в Мосгордуму начиная с 1997 г., но в этом году — особенно широко. Уже в начале года в окружных, межрайонных и районных газетах, финансируемых из городского бюджета и бесплатно распространяемых по почтовым ящикам, стали появляться материалы о депутатах, работниках образования и медицины и т. п. — многие из них, несмотря на формальные «праймериз», потом стали кандидатами в депутаты. Сверхактивная агитация в апреле — мае (до назначения выборов) сочеталась с резким снижением уровня активности в июле и даже в августе, по завершении регистрации. Во многих регионах (особенно где проходят выборы губернатора) активная агитационная кампания вообще фактически завершилась с регистрацией кандидатов. Исход предстоящих выборов (базовый кандидат против «технических») стал во многом предрешен. Некоторое оживление агитации началось только в конце августа — там, где сохранилась предвыборная интрига или ради повышения явки избирателей на выборы. Активная агитация на подготовительной и начальной стадиях избирательной кампании и ее последующий резкий спад в сочетании со снижением уровня политической конкуренции демотивируют избирателей. У них возникает ощущение, что решение уже принято без них. Это дополнительно способствует снижению явки (основную часть голосующих составляют в этом случае административно зависимые и конформистски настроенные группы избирателей, мобилизуемые иными способами). Риск чрезмерного снижения явки бьет по авторитету властей регионов, поэтому возможны административные перегибы с целью принудительного обеспечения явки, прямые фальсификации и другие махинации. Во многих кампаниях, особенно губернаторских, у действующих руководителей нет явных оппонентов. Это лишает прямую агитацию за участие в выборах реальной мотивации и усиливает и без того доминирующий сценарий преимущественного использования властью косвенной агитации. Она проводится под видом освещения профессиональной деятельности кандидата, связанных с ним и доминирующей партией инициатив и проектов. Реклама достижений администрации призвана повысить уровень социального оптимизма, создать ощущение позитивных изменений и решения проблем, повысить лояльность ключевых целевых групп избирателей. Важным элементом избирательных кампаний стали встречи и. о. глав регионов с президентом. В летние месяцы они проходили почти в ежедневном режиме. С апреля по август Владимир Путин встретился с и. о. губернаторов 27 из 30 регионов, где пройдут выборы глав регионов. С 23 июля по 28 августа президент принял 13 губернаторов. В региональных СМИ эти встречи трактуются как поддержка президентом конкретных губернаторов: им пытаются передать часть рейтинга главы государства. Во многих таких регионах массовой косвенной агитацией дело и ограничивается. Наиболее активно идет агитация на выборах депутатов заксобраний, избираемых по смешанной системе, и на муниципальных выборах. Регионы сильно дифференцированы в зависимости от реальной конкурентности выборов. Почти все время кампании минимальной агитационная активность (кроме косвенной) была в Санкт-Петербурге, Волгоградской, Ивановской, Новосибирской областях, а максимальной — в Республике Алтай, Бурятии, Хабаровском крае, Курганской, Мурманской областях, также можно отметить Иркутскую, Брянскую и Псковскую области, Якутию. Доминирование косвенной агитации не исключает использования «маскировочных технологий» — различных непартийных агитационных брендов и инициатив, отвлекающих внимание от образа конкретных партий и связанного с ними негатива (в первую очередь «партии власти» — там, где она недостаточно популярна). Показательно, что кандидаты самых разных партий (за исключением, пожалуй, КПРФ) во многих случаях не педалируют свою партийную принадлежность, зачастую или не размещая на своих агитматериалах партийную символику выдвинувшей их партии или делая ее максимально незаметной. Наиболее часто избегают указывать свою партийную принадлежность действующие главы региональных администраций на губернаторских выборах. На выборах представительных органов власти тоже массово отмечается умалчивание партийной принадлежности кандидатов. К традиционным маскировочным технологиям относится и имитация лояльными власти партиями и кандидатами протестной риторики и риторики перемен; инициирование скандальных тем, отвлекающих внимание от неудобных власти тем и вопросов. Тема обновления от имени власти наиболее естественно и органично смотрится в регионах, где перед выборами произошла замена губернаторов. Например, в деятельности нового главы Удмуртии Александра Соловьева внимание общественности привлекли общение с протестующими в первые месяцы деятельности, отставка премьера и смена ключевых фигур аппарата, резкая критика намерения депутатов ижевской гордумы присвоить себе звание «Почетный гражданин г. Ижевск», проведение конкурса на должности министров через интернет, в котором мог принять любой желающий (так называемое «открытое правительство»). Новый глава Волгоградской области Андрей Бочаров первостепенным направлением выбрал борьбу с коррупцией, сокращение госдолга региона, создание благоприятной инвестиционной среды, подготовку к ЧМ по футболу 2018 г. Бочаров также стремится повысить свой рейтинг за счет решения проблем ряда крупнейших промышленных предприятий региона. Продолжается массовый переезд органов власти в муниципальные помещения. Ставка на эффект позитивных ожиданий на фоне разочарования многих от ротации представителей традиционных элит в региональной администрации явно сделана в Ставропольском крае (врио губернатора Владимир Владимиров). По сравнению с 2013 г. существенно сократилось применение спойлерских технологий (участие в выборах кандидатов-однофамильцев и партий с названиями, схожими до степени смешения с названиями наиболее известных партий). Снижение уровня политической конкуренции и недопуск на выборы ряда популярных кандидатов, способных к креативным избирательным кампаниям, привел и к менее активному, чем в 2013 г., применению новых информационных технологий и ярких инициатив. Вместо этого многие ходы и даже визуальные образы кампании-2013 («кубы Навального») просто копируются. В то же время отсутствие в ходе кампании реальной дискуссии о проблемах регионов и о планах их развития, критического анализа предложений администрации ведет не только к отсутствию интереса к кампании у граждан, но и к долгосрочным негативным последствиям — неизбежному в подобных условиях снижению качества управления.- Авторы — эксперты Комитета гражданских инициатив Статья подготовлена на основе публикуемого сегодня аналитического доклада КГИ № 4 по долгосрочному наблюдению выборов 14.09.2014 |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://www.gazeta.ru/comments/2014/0..._6214749.shtml
Насколько эффективной окажется законсервированная избирательная система ![]() Выборы в Московскую городскую Думу на избирательном участке №2151 Фотография: РИА «Новости» 15.09.2014, 12:19 | «Газета.Ru» Крупнейшие по количеству избирательных кампаний и первые «посткрымские» выборы прошли без сюрпризов: все действующие и.о. губернаторов победили в первом туре, Москва избрала парламент с большинством провластных кандидатов, а новые субъекты Крым и Севастополь обзавелись привычными для России заксобраниями из ЕР, ЛДПР и немного КПРФ. Стандартные расклады, низкая явка, минимум скандалов, апатия – вот, пожалуй, главные черты прошедшего большого выборного дня. Значение и роль любых выборов важно рассматривать минимум в трех аспектах: что они значат для избирателей, что они значат для региональных элит, что они значат для федерального центра. Для избирателей выборы 14 сентября 2014 года не стали ни референдумом о доверии, ни способом выражения недовольства, ни вообще хоть сколь-нибудь значимым событием. Низкая явка в Москве (20% по сравнению с 30% на выборах мэра в прошлом году) – это, с одной стороны, результат так радующего Кремль процесса снижения протестной активности, с другой – полного отсутствия интереса к Мосгордуме как к органу власти, который хоть на что-то способен повлиять. Впервые при Сергее Собянине москвичи избирали столичный парламент. «Газета.Ru» представляет интерактивную карту, на которой видно... → Не помогли привлечь на участки некогда активно голосующих москвичей ни плакаты с Хазановым, ни эсэмэс от MosSobyanin с призывом последовать примеру градоначальника и прийти на участок. Москва больше других регионов живет федеральной повесткой, но даже пребывание в центре информационного потока не сподвигло жителей активнее бежать к урнам. Крым и Севастополь, которые сегодня есть эпицентр «крымского фактора», проявили не самую плохую мобилизацию новых россиян – пониже референдумных 80%, но выше психологически важных 50%. Впрочем если на референдуме жители полуострова голосовали за собственное будущее, то тут голосовать они могли разве что за прошлое: лидерами списков новообразованных партийных отделений оказались все те же зачастую надоевшие им местные политики из «дороссийской» жизни. Для «старых» же региональных руководителей выборы превратились в гонку за собственной легитимацией. Простого получения приставки и.о. от самого главы государства и публичных встреч с выражением доверия для губернаторского корпуса оказалось недостаточным, и руководители приложили все усилия для получения результатов, достойных президентов иных нацреспублик. Более 88% у губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова, 86% у челябинского главы Бориса Дубровского, 89% у руководителя Орловской области коммуниста Вадима Потомского... Лидеры зашкаливающего голосования – новички на своих постах, назначенные лишь в этом году. Таким образом, они продемонстрировали верность собственного назначения. Скандалы с активным досрочным голосованием, как, к примеру, у губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, кажутся им минимальными репутационными потерями по сравнению с необходимостью демонстрации собственной уместности в данном регионе. Для многих из них главный избиратель один, и сидит он в Кремле. По сравнению с прежней «выборной эпохой» (до отмены губернаторских выборов в 2004 году после трагических событий в Беслане) нынешние перестали даже быть формой борьбы региональных элит. Любые вопросы, включая вопросы выставления кандидатур, теперь решаются в Москве через невидимые глазу избирателя встречи в кабинетах. Любая упертость руководителя и нежелание стабилизировать ситуацию чревато немедленной отставкой, как было в случае с экс-губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем, обладавшим хорошим рейтингом доверия, но не сумевшим справиться с конфликтной ситуацией в регионе. Любое закрытие глаз на коррупционные скандалы вкупе с неумением согласовать с Москвой даже свой предвыборный список – отставкой прямо за пять дней до выборов заксобрания, как случилось с брянским главой Дениным. Даже парламентские партии, для которых победа на губернаторских кампаниях могла бы стать хорошим способом повышения собственной влиятельности, предпочли довольствоваться тем, что есть – «выданными» центром губернаторскими постами, а не проводить масштабную кампанию по мобилизации электората на муниципальные кампании с тем, чтобы после без труда преодолевать муниципальный фильтр. Наконец, если на предыдущем этапе губернаторских назначений руководители регионов выполняли роль стабилизаторов общественно-политических процессов с перспективой получения хороших трансфертов из центра, то теперь и эти задачи стали иными. Задача держать в узде региональный бизнес, договариваться с силовиками и обществом по-прежнему осталась, критерии подбора новых руководителей в этом смысле не изменились, но вот дополнительных денег, похоже, уже можно не ждать. С одной стороны, ситуация для поддержания настроений жителей любого региона довольно стабильна: «пятая колонна» побеждена, патриотическая лояльность высока. С другой – отсутствие долгосрочных кредитов может привести к проблемам на производствах и социальному недовольству, неизбежный рост цен (сдерживаемый в том числе региональными властями накануне выборов) радости не добавит, и тушением федеральными деньгами эти проблемы уже не решаются. Для Москвы (не в смысле столицы, а в смысле федерального центра) прошедшие кампании — хорошая тренировка по конструированию политической системы 2016 года. Во-первых, больше не проводится экспериментов в духе «давайте пустим всю оппозицию на выборы и покажем, чего она стоит»: больше никакого Руцкого и никакой Оксаны Дмитриевой. Кампания Навального и Ройзмана в 2013 году довольно ясно показала, что оппозиция может получить больше, чем ей отводилось в планах. Во-вторых, снижение интереса к выборам (которому способствует и единый день голосования в сентябре) опять же идет, с точки зрения менеджеров политического процесса, лишь на пользу этим выборам: никаких толп независимых наблюдателей на участках и активный поход на выборы лишь тех, кто от власти зависит – пенсионеров, бюджетников, больных и заключенных (в СИЗО и больницах, докладывают в избиркомах, явка на выборы составляет около 90%). В-третьих, консервация партийной системы: при всем обилии новых зарегистрированных партий, победу одерживают по-прежнему привычные четыре парламентские, даже подающая надежды «Родина» не смогла пройти в столь важном для нее Крыму. Интригой к следующему избирательному циклу может стать лишь судьба «Справедливой России», проседающей в различных областях, но и этот бренд с одинаковым эффектом можно сохранить, преобразовать или слить с другим проектом. Последние соцопросы стабильно показывают, что гражданам достаточно двух-трех партий. Правда, насколько эффективна будет законсервированная система и насколько репрезентативны результаты выборов, сказать сложно. Настроения в России могут как продолжать стагнировать, так и внезапно перемениться под воздействием экономических трудностей, политической безысходности или вновь появившихся общественных ожиданий. Потому сегодняшние результаты выборов не могут служить ни долгосрочным ориентиром, ни поводом для гордости правителей. Политика и политические настроения более живой организм, чем формальные цифры и отчеты на бумаге. При отсутствии публичной политики выбор мало осознан, избиратель слабо представляет, за что именно голосует, а значит, этот выбор легко трансформируется в любой другой. Когда парламент и губернаторский корпус стабильно лоялен любому политическому решению руководства страны, единственно осознанное доверие у опрашиваемых – лишь к этому руководству. Не к партиям, губернаторам и даже мэрам. А значит, до сих пор роль главного за все — и хорошее, и плохое — остается лишь у президента. И ему с этим править еще не один год и вести за собой апатично-лояльную нацию. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|