![]() |
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%...81%D1%82%D1%8B
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток[1], мастер, художник, создатель[2]») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами также иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.). Содержание 1 Периодизация и основные представители софистики 2 Источники и фрагменты классической софистики 3 Основные идеи древнегреческой софистики 3.1 Софисты и религия 3.2 Этический релятивизм древних софистов 4 Примечания 5 Источники 5.1 Сочинения 6 Литература 7 См. также Периодизация и основные представители софистики Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него. — Диоген Лаэртский В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики: Классическая или древняя (древнегреческая) софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.), в которой принято различать: старших софистов, их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э. (наиболее известны Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский). младших софистов, их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э. (наиболее известны Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах). Вторая или новая софистика (2 — нач. 3 в. н. э.). Основные представители — Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие. Третья или поздняя софистика (4 в. н. э.). Основные представители — Либаний, Юлиан Отступник. Вторая и третья софистики назывались так лишь по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи и стиль классических софистов. Источники и фрагменты классической софистики От большинства древнегреческих софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты или свидетельства. В более-менее полном виде сохранились лишь следующие тексты: Горгий. Сохранились две речи: «Похвала Елене» и «Защита Паламеда». В настоящее время считают эти речи подложными. Антифонт. Вопрос об идентичности Антифонта-софиста и Антифонта-оратора обсуждается. Второму принадлежит несколько речей (так называемая «тетралогия»), а первому — фрагмент сочинения «Истина»[4]. Критий. Через Секста Эмпирика до нас дошёл фрагмент текста «Сизиф». По мнению большинства современных исследователей, этот текст не принадлежит Критию. Двоякие речи (англ.)русск. анонимного автора. Основными древними источниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Флавий Филострат и другие. Все фрагменты и свидетельства о софистах собраны в труде Дильса — Кранца. На русский язык переведены единственный раз Маковельским. Перевод осуществлялся зачастую с немецкого языка, в настоящий момент считается устаревшим и подвергается критике. Основные идеи древнегреческой софистики В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно[источник не указан 1004 дня]. Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры (и прежде всего нравов, обычаев) от законов природы. Законы природы, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения[5]. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо. Софисты и религия В эпоху Перикла софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусство и риторика вытеснили религию. — Карл Маркс Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов. Протагор был агностиком и приобрел славу безбожника. В своем сочинении «О богах» он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни»[7]. Некоторые софисты (Диагор Мелосский и Феодор Киренский, получивший даже прозвище «безбожник») прямо отрицали существование богов. За голову Диагора была назначена награда — он разгласил таинство элевсинских мистерий. Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всего полезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы. Этический релятивизм древних софистов В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 января 2012. Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание добродетели. Он полагал, что существует два уровня законов: естественный и социально-нравственный. Некоторые софисты полагали, что нравственность является врожденным качеством человека, хотя и проявляется она поздно. Отсюда их негативное отношение к существующей морали как неспособной быть истинной. Они приравнивают искусственное и противоестественное. В результате появляется точка зрения об условности законов морали и общества для человека. Соответственно, нравственное поведение человека заключается, прежде всего, в соблюдении общепринятых норм поведения. Софисты сделали важное наблюдение, характеризующее специфику норм морали как норм, кодирующих неприродные общественные отношения между людьми. Их нарушение связано с позором и наказанием только в том случае, если это нарушение замечено другими людьми. Если оно не замечено, то нарушителю ничего не грозит. В греческом полисе не было разделения на частную и гражданскую жизнь. Закон добродетели равнялся закону полиса. Человек был, прежде всего, гражданином полиса, поэтому в качестве морального субъекта он был публичным человеком. Это было не лицемерие, поскольку наедине с собой он переставал быть нравственным. Примечания ↑ А. Ф. Лосев. Софисты / Большая Советская Энциклопедия. ↑ Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1, ч. 1: Философия древности и средневековья [Ред. коллегия: В. В. Соколов (ред.-составитель, автор вступ.ст.) и др.]. — Москва : Мысль, 1969. — С. 315. ↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов — М., 1986. — С. 348−349. ↑ Антифонт — статья в Новой философской энциклопедии. ↑ Гусейнов А.А. Мораль ↑ Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, 2-е изд. — Т. 1. — С. 99. ↑ DK 74 B 4 Источники Сочинения Diels Н. von, Fragmente der Vorsokratiker — В., 1966. — 12 Aufl. Маковельский А. О. Софисты. Вып. 1−2. — Баку, 1940−1941. Литература Гиляров А. Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. — М., 1888. Гиляров А. Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. — К., 1891. Ягодинский И. И. Софист Протагор //Ученые записки императорского Казанского университета — 1906. — Т. 73. — Кн. 12. — С.1−35. Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук — 1918. — С. 2285−2306. Лурье С. Я. Антифонт, творец древнейшей анархической системы — М., 1925. Чернышев Б. С. Софисты — М., 1929. Осипова В. Г. О природе софистики — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1964. — 136 с. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон — М., 1969. Морозкина З. Н. Софист Горгий и его учение о бытии // Античность и современность : к 80-летию Федора Александровича Петровского / Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР ; ред. М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспаров, Т. И. Кузнецова. М. : Наука, 1972. — 503 с. — С. 126—133. Дубко Е. Л., Зубец О. П., Шклярик Е. А. Человек в системе природных координат у Демокрита и софистов. // Мораль, общество, личность. — М.: Изд-во Московского университета, 1980. — С. 99−102. Светлов В. А. О разрешимости одного неразрешимого спора, или Следовало ли Протагору подавать в суд на Еватла //Философские науки — 1992. — № 2. Максимов А. А. Концептуальное различие теории и техники аргументации софистов и Платона // Жизненные миры философии. — Екатеринбург, 1999. — С. 171−208. Кассен, Барбара. Эффект софистики / Перевод с французского А. Россиуса. — М., СПб., 2000. — 238 с. — ISBN 5-85133-061-9, ISBN 5-7914-0056-4. Медведев А. Ф. Добро и зло в воззрениях софиста // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. — СПб., 2001. — 4. — С. 372−397. Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии и философия софистов: Протагор и Ксениад // Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2001. — № 1. — С. 43−48. Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии: Продик и Критий.// Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 20−23.* Краснопольская А. П. Софистика и софисты // Человек — М., 2004. — № 5. — С. 67−78. Краснопольская А. П. Софистика и софисты // Человек — М., 2004. — № 5. — С. 67−78. Краснопольская А. П. Софистика и педагогика //Противоречие и дискурс — М.: ИФАН, 2005. — С. 157−169. Dupréel, Eugéne. Les sophistes. — Neuchâtel, Éditions du Griffon ; Bruxelles, Les Éditions du Temple, 1948. — 408 pp. Jaeger W. W. Paideia — B., 1959. — Bd 1. Gomperz H. Sophistik und Rhetorik… — Lpz.: Nachdruck, 1965. Guthrie W. K. A history of Greek philosophy — Camb., 1969. — р. 1−322. Reding J. P. Fondements philosophiques de la rhetorique chez les sophists grecs et chez les sophists chinois — Berne, 1985. Содержание темы 1 страница #01. Википедия. Софисты #02. Википедия. Софизм #03. Δημόκριτος. Протагор #04. Δημόκριτος. Протагор #05. Википедия. Протагор #06. Πρωταγόρας. Мои цитаты #07. Википедия. Горгий #08. Γοργίας. Цитаты #09. Википедия. Тисий #10. Δημόκριτος. Софист Тисий 2 страница #11. Википедия. Антифонт #12. Δημόκριτος. Антифонт - враг рабства #13. Википедия. Продик #14. Δημόκριτος. ПРОДИК #15. Vasja143. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик #16. Википедия. Гиппий Элидский #17. Википедия. Ксениад #18. Википедия. Младшие софисты #19. Δημόκριτος. ФРАСИМАХ #20. Википедия. Калликл 3 страница #21. Δημόκριτος. Калликл – один из «младших» софистов, ученик Горгия #22. Википедия. Критий #23. Википедия. Ликофрон #24. Википедия. Алкидамант #25. Михаил Ломоносов. Возникновение и своеобразие софистики #26. Михаил Ломоносов. Наиболее известные софисты #27. Михаил Ломоносов. Скепсис и эристика софистов #28. Михаил Ломоносов. Софистическая этика и риторика #29. Википедия. Эвен Паросский #30. Εὔηνος. Цитаты 4 страница #31. Δημόκριτος. Что такое софистика? #32. Δημόκριτος. Становление софистики #33. Δημόκριτος. Основные сподвижники софистики #34. Δημόκριτος. Взгляды Платона и Аристотеля #35. Михаил Ломоносов. Влияние софистики #36. Михаил Ломоносов. Демократия и софисты #37. Михаил Ломоносов. Протагор – прародитель софистики #38. Михаил Ломоносов. Факты о Протагоре #39. Михаил Ломоносов. Жизнь Горгия #40. Михаил Ломоносов. Великий софист – Продикус 5 страница #41. Михаил Ломоносов. Греческий софист Гиппиус #42. Михаил Ломоносов. Жизнедеятельность Тразимахуса #43. Михаил Ломоносов. Ликофрон #44. Википедия. Ликофрон #45. Δημόκριτος. Антифон Рамнусский #46. Δημόκριτος. Ученик Гераклита – Кратилус #47. Δημόκριτος. Критий #48. Δημόκριτος. Фрасимах #49. Δημόκριτος. Коракс #50. Википедия. Коракс 6 страница #51. Википедия. Алкидамант #52. Википедия. Крокодил (софизм) #53. Михаил Ломоносов. Алкидамант #54. Михаил Ломоносов. Лукиан #55. Википедия. Лукиан Самосатский #56. Википедия. Филострат Старший #57. Δημόκριτος. Династия Флавиев – Филострат Старший #58. Δημόκριτος. Научный метод Протагора #59. Мудрый Философ. Софисты #60. Русская историческая библиотека. 151. Софисты 7 страница #61. Реале Дж. , Антисери Д. Глава третья Софистика и смещение оси философского поиска с космоса на человека #62. Украинский юридический портал. Старшие софисты #63. Новая философская энциклопедия. СОФИСТЫ #64. Новая философская энциклопедия. ПРОТАГОР #65. Новая философская энциклопедия. ГОРГИЙ #66. Новая философская энциклопедия. ГИППИЙ #67. Новая философская энциклопедия. АНТИФОНТ #68. Great_philosophers. #69. Вanauka.ru. Деятельность софистов #70. Открытая реальность. Софисты 08 страница #71. Filosof.historic.ru. Софисты #72 Great_philosophers. Протагор из Абдер #73. #74. #75. #76. #77. #78. #79. #80. Последний раз редактировалось Chugunka; 19.04.2025 в 10:01. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|