Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Политика > Философия > Античность

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 13.07.2014, 13:40
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,979
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 16
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию *2666. Софисты

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%...81%D1%82%D1%8B

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток[1], мастер, художник, создатель[2]») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами также иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

Содержание

1 Периодизация и основные представители софистики
2 Источники и фрагменты классической софистики
3 Основные идеи древнегреческой софистики
3.1 Софисты и религия
3.2 Этический релятивизм древних софистов
4 Примечания
5 Источники
5.1 Сочинения
6 Литература
7 См. также

Периодизация и основные представители софистики

Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него.

— Диоген Лаэртский

В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики:

Классическая или древняя (древнегреческая) софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.), в которой принято различать:

старших софистов, их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э. (наиболее известны Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский).
младших софистов, их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э. (наиболее известны Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах).

Вторая или новая софистика (2 — нач. 3 в. н. э.). Основные представители — Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие.
Третья или поздняя софистика (4 в. н. э.). Основные представители — Либаний, Юлиан Отступник.

Вторая и третья софистики назывались так лишь по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи и стиль классических софистов.
Источники и фрагменты классической софистики

От большинства древнегреческих софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты или свидетельства. В более-менее полном виде сохранились лишь следующие тексты:

Горгий. Сохранились две речи: «Похвала Елене» и «Защита Паламеда». В настоящее время считают эти речи подложными.
Антифонт. Вопрос об идентичности Антифонта-софиста и Антифонта-оратора обсуждается. Второму принадлежит несколько речей (так называемая «тетралогия»), а первому — фрагмент сочинения «Истина»[4].
Критий. Через Секста Эмпирика до нас дошёл фрагмент текста «Сизиф». По мнению большинства современных исследователей, этот текст не принадлежит Критию.
Двоякие речи (англ.)русск. анонимного автора.

Основными древними источниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Флавий Филострат и другие.

Все фрагменты и свидетельства о софистах собраны в труде Дильса — Кранца. На русский язык переведены единственный раз Маковельским. Перевод осуществлялся зачастую с немецкого языка, в настоящий момент считается устаревшим и подвергается критике.
Основные идеи древнегреческой софистики

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно[источник не указан 1004 дня].

Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры (и прежде всего нравов, обычаев) от законов природы. Законы природы, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения[5].

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.

Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.
Софисты и религия

В эпоху Перикла софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусство и риторика вытеснили религию.

— Карл Маркс

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.

Протагор был агностиком и приобрел славу безбожника. В своем сочинении «О богах» он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни»[7].

Некоторые софисты (Диагор Мелосский и Феодор Киренский, получивший даже прозвище «безбожник») прямо отрицали существование богов. За голову Диагора была назначена награда — он разгласил таинство элевсинских мистерий.

Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всего полезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы.
Этический релятивизм древних софистов

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 января 2012.

Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание добродетели. Он полагал, что существует два уровня законов: естественный и социально-нравственный.

Некоторые софисты полагали, что нравственность является врожденным качеством человека, хотя и проявляется она поздно. Отсюда их негативное отношение к существующей морали как неспособной быть истинной. Они приравнивают искусственное и противоестественное. В результате появляется точка зрения об условности законов морали и общества для человека. Соответственно, нравственное поведение человека заключается, прежде всего, в соблюдении общепринятых норм поведения.

Софисты сделали важное наблюдение, характеризующее специфику норм морали как норм, кодирующих неприродные общественные отношения между людьми. Их нарушение связано с позором и наказанием только в том случае, если это нарушение замечено другими людьми. Если оно не замечено, то нарушителю ничего не грозит.

В греческом полисе не было разделения на частную и гражданскую жизнь. Закон добродетели равнялся закону полиса. Человек был, прежде всего, гражданином полиса, поэтому в качестве морального субъекта он был публичным человеком. Это было не лицемерие, поскольку наедине с собой он переставал быть нравственным.
Примечания

↑ А. Ф. Лосев. Софисты / Большая Советская Энциклопедия.
↑ Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1, ч. 1: Философия древности и средневековья [Ред. коллегия: В. В. Соколов (ред.-составитель, автор вступ.ст.) и др.]. — Москва : Мысль, 1969. — С. 315.
↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов — М., 1986. — С. 348−349.
↑ Антифонт — статья в Новой философской энциклопедии.
↑ Гусейнов А.А. Мораль
↑ Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, 2-е изд. — Т. 1. — С. 99.
↑ DK 74 B 4

Источники
Сочинения

Diels Н. von, Fragmente der Vorsokratiker — В., 1966. — 12 Aufl.
Маковельский А. О. Софисты. Вып. 1−2. — Баку, 1940−1941.

Литература

Гиляров А. Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. — М., 1888.
Гиляров А. Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. — К., 1891.
Ягодинский И. И. Софист Протагор //Ученые записки императорского Казанского университета — 1906. — Т. 73. — Кн. 12. — С.1−35.
Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук — 1918. — С. 2285−2306.
Лурье С. Я. Антифонт, творец древнейшей анархической системы — М., 1925.
Чернышев Б. С. Софисты — М., 1929.
Осипова В. Г. О природе софистики — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1964. — 136 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон — М., 1969.
Морозкина З. Н. Софист Горгий и его учение о бытии // Античность и современность : к 80-летию Федора Александровича Петровского / Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР ; ред. М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспаров, Т. И. Кузнецова. М. : Наука, 1972. — 503 с. — С. 126—133.
Дубко Е. Л., Зубец О. П., Шклярик Е. А. Человек в системе природных координат у Демокрита и софистов. // Мораль, общество, личность. — М.: Изд-во Московского университета, 1980. — С. 99−102.
Светлов В. А. О разрешимости одного неразрешимого спора, или Следовало ли Протагору подавать в суд на Еватла //Философские науки — 1992. — № 2.
Максимов А. А. Концептуальное различие теории и техники аргументации софистов и Платона // Жизненные миры философии. — Екатеринбург, 1999. — С. 171−208.
Кассен, Барбара. Эффект софистики / Перевод с французского А. Россиуса. — М., СПб., 2000. — 238 с. — ISBN 5-85133-061-9, ISBN 5-7914-0056-4.
Медведев А. Ф. Добро и зло в воззрениях софиста // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. — СПб., 2001. — 4. — С. 372−397.
Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии и философия софистов: Протагор и Ксениад // Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2001. — № 1. — С. 43−48.
Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии: Продик и Критий.// Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 20−23.* Краснопольская А. П. Софистика и софисты // Человек — М., 2004. — № 5. — С. 67−78.
Краснопольская А. П. Софистика и софисты // Человек — М., 2004. — № 5. — С. 67−78.
Краснопольская А. П. Софистика и педагогика //Противоречие и дискурс — М.: ИФАН, 2005. — С. 157−169.
Dupréel, Eugéne. Les sophistes. — Neuchâtel, Éditions du Griffon ; Bruxelles, Les Éditions du Temple, 1948. — 408 pp.
Jaeger W. W. Paideia — B., 1959. — Bd 1.
Gomperz H. Sophistik und Rhetorik… — Lpz.: Nachdruck, 1965.
Guthrie W. K. A history of Greek philosophy — Camb., 1969. — р. 1−322.
Reding J. P. Fondements philosophiques de la rhetorique chez les sophists grecs et chez les sophists chinois — Berne, 1985.

Содержание темы
1 страница

#01. Википедия. Софисты
#02. Википедия. Софизм
#03. Δημόκριτος. Протагор
#04. Δημόκριτος. Протагор
#05. Википедия. Протагор
#06. Πρωταγόρας. Мои цитаты
#07. Википедия. Горгий
#08. Γοργίας. Цитаты
#09. Википедия. Тисий
#10. Δημόκριτος. Софист Тисий
2 страница
#11. Википедия. Антифонт
#12. Δημόκριτος. Антифонт - враг рабства
#13. Википедия. Продик
#14. Δημόκριτος. ПРОДИК
#15. Vasja143. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик
#16. Википедия. Гиппий Элидский
#17. Википедия. Ксениад
#18. Википедия. Младшие софисты
#19. Δημόκριτος. ФРАСИМАХ
#20. Википедия. Калликл
3 страница
#21. Δημόκριτος. Калликл – один из «младших» софистов, ученик Горгия
#22. Википедия. Критий
#23. Википедия. Ликофрон
#24. Википедия. Алкидамант
#25. Михаил Ломоносов. Возникновение и своеобразие софистики
#26. Михаил Ломоносов. Наиболее известные софисты
#27. Михаил Ломоносов. Скепсис и эристика софистов
#28. Михаил Ломоносов. Софистическая этика и риторика
#29. Википедия. Эвен Паросский
#30. Εὔηνος. Цитаты
4 страница
#31. Δημόκριτος. Что такое софистика?
#32. Δημόκριτος. Становление софистики
#33. Δημόκριτος. Основные сподвижники софистики
#34. Δημόκριτος. Взгляды Платона и Аристотеля
#35. Михаил Ломоносов. Влияние софистики
#36. Михаил Ломоносов. Демократия и софисты
#37. Михаил Ломоносов. Протагор – прародитель софистики
#38. Михаил Ломоносов. Факты о Протагоре
#39. Михаил Ломоносов. Жизнь Горгия
#40. Михаил Ломоносов. Великий софист – Продикус
5 страница
#41. Михаил Ломоносов. Греческий софист Гиппиус
#42. Михаил Ломоносов. Жизнедеятельность Тразимахуса
#43. Михаил Ломоносов. Ликофрон
#44. Википедия. Ликофрон
#45. Δημόκριτος. Антифон Рамнусский
#46. Δημόκριτος. Ученик Гераклита – Кратилус
#47. Δημόκριτος. Критий
#48. Δημόκριτος. Фрасимах
#49. Δημόκριτος. Коракс
#50. Википедия. Коракс
6 страница
#51. Википедия. Алкидамант
#52. Википедия. Крокодил (софизм)
#53. Михаил Ломоносов. Алкидамант
#54. Михаил Ломоносов. Лукиан
#55. Википедия. Лукиан Самосатский
#56. Википедия. Филострат Старший
#57. Δημόκριτος. Династия Флавиев – Филострат Старший
#58. Δημόκριτος. Научный метод Протагора
#59. Мудрый Философ. Софисты
#60. Русская историческая библиотека. 151. Софисты
7 страница
#61. Реале Дж. , Антисери Д. Глава третья Софистика и смещение оси философского поиска с космоса на человека
#62. Украинский юридический портал. Старшие софисты
#63. Новая философская энциклопедия. СОФИСТЫ
#64. Новая философская энциклопедия. ПРОТАГОР
#65. Новая философская энциклопедия. ГОРГИЙ
#66. Новая философская энциклопедия. ГИППИЙ
#67. Новая философская энциклопедия. АНТИФОНТ
#68. Great_philosophers.
#69. Вanauka.ru. Деятельность софистов
#70. Открытая реальность. Софисты
08 страница
#71. Filosof.historic.ru. Софисты
#72 Great_philosophers. Протагор из Абдер
#73.
#74.
#75.
#76.
#77.
#78.
#79.
#80.

Последний раз редактировалось Chugunka; 19.04.2025 в 10:01.
Ответить с цитированием
 


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 21:34. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS