![]() |
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://izvestia.ru/news/609018
7 апреля 2016, 08:22 | Экономика | Будущее надо создавать, а не прогнозировать Экономист — о том, почему не стоит полагаться на «солидные» прогнозы МВФ вновь пересмотрел свой прогноз по России, сделанный тремя месяцами раньше. Если в январе фонд обещал в 2016 году экономический спад на 1,0%, а в будущем году — рост на 1,0%, то теперь МВФ ожидает сокращения российской экономики в текущем году на 1,8%, а в будущем — роста на 0,8%. Но сейчас, к сожалению, и нашим, и тем более заграничным прогнозам экономического развития верить не приходится. Не так давно я прочитал замечательную фразу: «Лучший способ точно прогнозировать будущее — это создать его». Строить более-менее уверенные прогнозы можно будет только после того, как государство приступит к реализации конкретных мер по стимулированию нашей экономики. Пока же любой прогноз — не более чем гадание. Сегодня наша экономика замерла, инвестиционный спрос — вялый, личное потребление — тоже. Две трети населения выживают, а одна треть не хочет ничего покупать, даже если деньги у нее есть. Чтобы хотя бы примерно оценивать перспективы развития экономики, надо понимать действия государства. Прогнозы будут иметь значение только тогда, когда правительство примет решение, что именно оно намерено сделать. Как говорил один из видных политических деятелей прошлого века, за какое звено в цепи надо схватиться, чтобы вытащить всю цепь. На мой взгляд, это звено — государственные инвестиции, мегапроекты, строительство железных и автомобильных дорог, массовое жилищное строительство. Сейчас мы подписали меморандум с китайцами об укреплении регионального производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке. Это хорошая новость. Сотрудничество с Китаем, да и с другими инвесторами, надо развивать. Но при этом необходимо следить, чтобы между нами и нашими партнерами сохранялись равноправные отношения. Безусловно, необходимо вкладывать деньги в совместное строительство высокоскоростной железной дороги Азия — Европа, которая пройдет через Россию, точнее, по ее южным областям. Но нам нужно строить и ветку высокоскоростной железной дороги, которая пройдет по территории 25–26 наших регионов и губерний. Это не исключает нашего участия в строительстве южной магистрали, но не снимает потребности в северной ветке. Строительство автомагистралей — отдельный вопрос. У нас положение в этой области катастрофическое. В 1990-е годы в Китае было построено 180 тыс. км скоростных автомобильных магистралей. А у нас общая протяженность построенных за этот период автомобильных трасс — 15 тыс. км. У нас остро не хватает хороших дорог между городами, между регионами. А ведь они, образно выражаясь, «стягивают» пространство. А когда пространство стягивается, возникает много возможностей, возникают позитивные мультипликативные эффекты. Появляются новые бизнесы, которые создавали бы благоприятные условия для активного импортозамещения. Чтобы отделаться от унизительной зависимости от цен на нефть, надо заняться перевозками. Развитая транспортная инфраструктура позволила бы в восемь раз быстрее перевозить грузы из Азии в Европу и наоборот. Возможности стимулировать экономику у нас есть, и их не так мало, как может показаться. Нам надо использовать пространственный потенциал страны и приступать к реализации масштабных задач. Конечно, в таких масштабных начинаниях всегда существуют риски нецелевого использования выделяемых средств, но отказ от таких проектов лишает нас всякой надежды добиться устойчивого экономического роста. Риски от бездействия выше, чем риски от формирования и финансирования мощных мегапроектов. Автор — членкор РАН, научный руководитель Института экономики РАН Последний раз редактировалось Chugunka; 17.06.2025 в 12:54. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.aif.ru/money/economy/ekon...atna?from=main
00:02 10/02/2017 Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 08/02/2017 Дональд Трамп возобновляет строительство *неф*тепроводов в США. Это под*держит американских нефтяников и сократит импорт нефти в страну. А значит, цены на сырьё снизятся. ![]() Руслан Гринберг. © / Антон Денисов / РИА Новости О том, готова ли наша экономика к очередному удару и как защитить её от внешних шоков, в интервью «АиФ» рассказал Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН. Груз неуверенности Виктория Гудкова, «АиФ»: Руслан Семёнович, какова вероятность падения цен на нефть и девальвации рубля? Руслан Гринберг: Всё будет зависеть от соотношения факторов удорожания и удешевления на мировом рынке нефти. Полагаю, что первые уже исчерпали себя, а вот вторые начнут действовать с нарастающей силой. Гадание на нефти. Что ждёт рынок «чёрного золота» в 2017 г.? Во-первых, нет признаков ускорения вялого экономического роста в мире в целом. Во-вторых, впервые за 15 лет наблюдается серьёзное замедление хозяйственной активности в Китае, а это едва ли не самый мощный потребитель энергоресурсов в мире. В-треть*их, установка США на освобождение от импорта неф*ти, судя по всему, начнёт скоро реализовываться через масштабное увеличение добычи сланцевой нефти. Это расширит разрыв между растущим предложением и неувеличивающимся спросом. Наконец, в-четвёртых, вряд ли долго продержится ценовая солидарность стран — членов ОПЕК, взявших на себя обязательство не увеличивать объём продаж добываемой ими нефти. Так что угроз для цен на главный товар российского экспорта хватает. Поэтому успокаиваться и радоваться пока стабильным ценам на нефть не стоит. Что касается возможной девальвации рубля, то она в свете сказанного вполне вероятна. Я считаю, что из-за слишком большой зависимости от неф*тяных цен мы просто ещё не доросли до режима свободно плавающего курса нашей валюты. Рубль надо поддерживать. Стагнация экономики и отсутствие инвестиций во многом вызваны неуверенностью в завтрашнем дне, а неуверенность — переживаниями по поводу будущего курса рубля. В нашей экономике настолько велики экспортная и импортная составляющие, что ей просто противопоказана хроническая неустойчивость нацио*нальной валюты. На развилке — Давно говорят: надо слезать с неф*тяной иглы. А как это сделать, понимание есть? — Понимание-то есть. Больше того, есть убеждённость в том, что страна должна выйти на устойчивый экономический рост и преодолеть примитивную структуру экономики и экспорта. Расхождения начинаются при выборе способов решения этой задачи. Здесь спорят две школы мышления. Одна, которую принято называть либеральной, считает, что нужно усовершенст*вовать условия ведения бизнеса. Понизить налоги, уменьшить админист*ративную нагрузку, обеспечить гарантии частной собственности, независимость судов. Плюс провести структурные реформы в образовании, здравоохранении, культуре, науке. Реформы эти, по сути, сводятся к тому, чтобы человек сам за всё платил от роддома до могилы. Яркий представитель этой школы — Алексей Кудрин, который сейчас готовит подробную программу. Но установка исключительно на частный бизнес, и это признают сами сторонники такого подхода, не поможет экономике сделать резкий рывок. Если она и будет расти, то крайне низкими темпами — не больше 1% в год. Понимаю озабоченность нашего президента, поставившего правительству задачу обеспечить скорость экономического роста выше мирового показателя (ныне это 3%). Мы в Институте экономики придерживаемся другого подхода. Полностью согласны, что нужно создавать условия для ведения бизнеса, но этого недостаточно. У нас в стране пока нет бизнеса, который вытащил бы страну из трясины застоя. Это под силу только государ*ственным инвестициям. Преж*де всего — в инфраструктуру и мегапроекты. Надо строить порты, туннели, сеть автодорог и высокоскоростных железных дорог. Заниматься именно инфраструктурными проектами нужно ещё и потому, что за последнюю четверть века мы сильно отстали по потребительским готовым изделиям. Очень трудно конкурировать, например, с Китаем. А в строительстве инфраструктуры конкуренции нет. ![]() Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев — Значит ли это, что России нужно отказаться от идеи массового производ*ства серийных продуктов — самолётов, автомобилей, холодильников? — Нет, но у нас должна быть селективная промышленная политика с чёткими приоритетами. Надо провести честную инвентаризацию постсоветского научно-технического потенциала и понять, где у нас есть производственные возможности для создания конкурентоспособной продукции, а где мы безнадёжно отстали. Думаю, мы способны запустить порядка 10 брендов типа «Нокии» или «Самсунга». Россия могла бы также снизить зависимость от сырьевого экспорта. Я говорю о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали для транзита грузов из Азии в Европу. Это и ментально нам очень близко. Мы любим делать что-то уникальное, грандиозное — вроде Транссиба, космодрома или Северного морского пути. — А нужен ли такой коридор в условиях, когда лидер самой свободной страны мира говорит об ограничении торговых связей? — Это ирония истории. США, которые больше всего призывали к глобализации, собираются перейти к изоляционизму, а лидер авторитарного Китая на форуме в Давосе призвал к открытости. Лучший прогноз сделали в одной из авторитетных консультационных фирм: «Многое зависит от того, что будет делать Трамп. Но дело в том, что он сам не знает, что он будет делать». Но в США есть система сдержек и противовесов. Надеюсь, чудачества президента будут сдерживать. Повод для оптимизма — Вы не раз говорили, что с оптимизмом смотрите на будущее нашей экономики. Что внушает вам этот оптимизм? — Мы независимое государ*ство, у нас есть ресурсы, немного потрёпанный, но неплохой человеческий потенциал. Если бочка нефти не сильно подешевеет в этом году, будет обеспечена более-менее обнадёживающая стабильность. Что ещё хорошего? Люди привыкли не только жить, но и выживать. Это показывают все опросы. Инстинктивно чувствуют, что революции не нужны. В общем, как заметил один мой иностранный друг, «положение у вас блестящее, но не безнадёжное». — А что мешает двигаться дальше? — Отсутствие договороспособности, культуры диалога и компромисса, неумение признавать свою ошибку. Когда-то смеялись над горбачёвским «консенсусом», а ведь он правильно говорил, мудро. Конечно, маленьким странам легче договориться, а нас много, и мы разные. Но делать это необходимо. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|