![]() |
#301
|
||||
|
||||
![]()
https://davydov-index.livejournal.com/3349598.html
Пишет Леонид Давыдов (davydov_index) 2018-09-05 20:01:00 ![]() Почти три четверти россиян считают, что российские власти предпринимают недостаточно мер для укрепления рубля. Такие данные приводятся в исследовании холдинга "Ромир". Согласно его результатам, 74% граждан страны считают ослабление рубля проблемой для страны. Кроме того, 65% называют это личной проблемой. И только 35% полагают, что этот фактор лично для них не представляет никаких сложностей. Как показало исследование, чем старше россияне, тем меньшее значение имеют для них колебания курсов валют. Если в возрастной группе от 18 до 34 лет ответ "Да" выбрали большинство — 78% опрошенных, то в группе старше 60 лет мнения разделились почти поровну: 53% заявили, что эта проблема касается их лично, но 47% отвергли утверждение. "При этом доля тех, кто считает снижение курса рубля проблемой не только для себя, но и для государства, оказалась заметно выше. Утвердительно на этот вопрос ответили 74% россиян. Вариант "Нет" выбрали только 26%", — отмечают аналитики "Ромира". Так же, как и при ответе на предыдущий вопрос, снижением курса рубля как проблемой государственного масштаба более обеспокоены молодые респонденты. В возрастной группе 18-24 лет "Да" на этот вопрос ответили 82%, в группе от 25 до 34 лет — 81%. В целом по стране чаще других утвердительный ответ давали в Уральском федеральном округе — 84%, реже — в Северо-Западном: снижение рубля там посчитали проблемой для государства только 63% опрошенных. "Довольно часто можно слышать тезис о том, что если ты зарабатываешь в рублях и рассчитываешься в национальной валюте, то бояться колебаний курса не стоит. Опрос опровергает это утверждение. Две трети населения обеспокоены и следят за ситуацией, причем переживают за свое материальное благополучие даже меньше, чем за страну в целом", — прокомментировал президент исследовательского холдинга "Ромир" Андрей Милехин. При этом менее трети опрошенных считают, что власти делают достаточно, чтобы сохранить стабильным курс рубля и не допустить его резких колебаний. Об этом заявили 29% респондентов, 71% сказали, что усилий можно было бы приложить и больше. Меры правительства по поддержке рубля считают достаточными только 22% граждан в возрасте от 18 до 45 лет. Напротив, среди тех, кто старше 60, утвердительно на этот вопрос ответили 40%. В IVR-опросе холдинга "Ромир" приняли участие более 1400 человек старше 18 лет из всех федеральных округов. IVR (Interactive Voice Response) — система голосовых сообщений, используемых в рамках телефонного интервью для автоматизированного взаимодействия с респондентом. Респондент заполняет анкету без участия оператора, ответы вводятся нажатием клавиш на клавиатуре телефона. Выборка репрезентирует городское население России. 5 сентября стало известно, что что совокупный объем средств, направляемых Минфином РФ на покупку иностранной валюты в рамках бюджетного правила, в период с 7 сентября по 4 октября составит 426,9 млрд рублей. Объем станет рекордным, предыдущий наибольший объем покупок был в период с 7 августа по 6 сентября — 383,2 млрд рублей (по 16,7 млрд рублей в день). Ранее Банк России объявил о своем решении не осуществлять покупку валюты с 23 августа до конца сентября для повышения предсказуемости действий денежных властей и снижения волатильности финансовых рынков. Своими рекомендациями по решению проблемы ослабления рубля на личном уровне делится руководитель Регионального консультационно-методического центра Минфина РФ по повышению финансовой грамотности в Свердловской области Наталья Смирнова (Екатеринбург): "Ругать государство — самая любимая тема россиян, какой бы сферы это не касалось: падения рубля, пенсионного законодательства и так далее. Но при этом мы никак не хотим брать ответственность за свое благосостояние на себя. <...> По исследованию "Ромира", 65% россиян считает для себя проблемой ослабление рубля. Если такая проблема есть, то ее надо решать, только не на уровне государства (правительство без нас этим занимается), а на уровне своего домохозяйства. И поможет нам в этом личное финансовое планирование. Мои рекомендации будут просты и всем давно известны — это диверсификация активов. Не храните все в одной валюте. Если ваши личные финансы зависят от доллара или в ближайшее время вам предстоит отпуск или покупка за валюту, то запаситесь долларами или иной валютой (в зависимости от того, в какой валюте будут расходы) побольше." Результаты опроса оценивает кандидат экономических наук, преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО "Энгельсский политехникум" Елена Кирикуца (Энгельс): "В исследовании "Ромира" могу присоединиться по каждому вопросу к большинству респондентов. Ослабление рубля и резкие колебания курса национальной валюты приводят к изменению ориентиров при принятии решений как для экономических агентов, так и для населения и правительства в целом. Также остается доля экономических агентов, которые в целях сбережения накоплений увеличивают валютные сбережения, защищаясь от неопределенности, что не может способствовать укреплению рубля. Можно констатировать, что привычка ориентироваться на курс рубля как на определенный показатель стабильности дает повод населению сократить потребление, а предпринимателям — инвестиции. <...> Полагаю, что России важен скорее не крепкий, а стабильный рубль." Ну, как-то так. Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут. Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс". Последний раз редактировалось Davydov_index; 01.08.2024 в 14:50. |
#302
|
||||
|
||||
![]() https://www.youtube.com/watch?v=ty0W4fwBkGY 18 396 просмотров 28 авг. 2018 г. От директивной экономики к свободному рынку и "невидимой руке рынка" и снова к директивной экономике, Госплану и .... обратно.С.Ю.Глазьев пророк? Госплан? Опять? История как зачётка экономических ошибок. Кто был духовной матерью либеральных экономистов США? https://neuromir.tv/ помощь каналу https://neuromir.tv/info/donations/ |
#303
|
||||
|
||||
![]()
https://web.archive.org/web/20000929.../mat/ry1.shtml
Анекдот вместо эпиграфа Экономика страны обречена топтаться на месте "Президент Путин наконец-то выбрал модель, по которой будет развивать экономику России - корейскую. В ближайшие месяцы президент обещал уточнить: южнокорейскую или северокорейскую..." НА СЛЕДУЮЩИЙ день после выборов Владимир Путин собрал зампредов правительства и в очередной раз дал им поручение срочно завершить разработку экономической программы развития страны. Тем самым президент признал, что взошел на престол, так и не имея за душой представления о том, какую экономику он собирается строить в подведомственной ему державе. С помпой открытый в ноябре минувшего года путинский Центр стратегических разработок под руководством Германа Грефа попросту не справился за 4 месяца с возложенной на него функцией: родить хоть какой-то экономический документ, который не стыдно было бы показать стране. Не случайно на прошлой неделе Греф начал судорожно, но не слишком убедительно отчитываться о проделанной в Центре работе. А ведь, вспомним, сначала собирались презентовать программу Путина чуть ли не в феврале, затем - "уж точно до выборов...". Да и сам президент, бывший тогда участником предвыборной гонки, просто темнил, когда заявлял на встречах с народом: мол, программа готова, но обнародовать я ее не буду, чтобы критики не заклевали. Выходит, никакой экономической программы в помине не было ни тогда, ни сейчас. Король оказался голым! Экспертный совет МЕЖДУ ТЕМ невозможно откладывать до бесконечности решение насущных экономических проблем: и с зарплатами, и с пенсиями, и с внешним долгом, и с инфляцией, и с курсом рубля, будь они все неладны! А то ведь упустишь какой-нибудь экономический вопрос, и рейтинг сразу вниз покатится. Ведь именно на неразрешимости экономических проблем споткнулись в свое время и первый президент СССР, и первый президент России. Что стоило каждому из них катастрофического снижения рейтинга. Вряд ли Владимир Путин вдохновится повторением этого опыта. В ходе предвыборного марафона Владимир Путин умудрился обойтись не только без экономической программы, но и без каких бы то ни было устных обещаний, касающихся этой сферы. О последнем сам президент говорит с гордостью. Однако отсутствие внятных заявлений таит в себе и определенную опасность: получается, что Путин, не будучи связан какими-то, пусть даже умозрительными обязательствами перед страной, волен разворачивать ее экономику в любую сторону. Соответственно, до сих пор остается открытым вопрос о том, какие люди будут назначены в экономический блок правительства и получат из рук президента финансовый штурвал страны. Вопрос тем более актуальный, что для самого Владимира Путина экономика - предмет явно не любимый, в отличие, скажем, от военного дела. И поскольку президент держит паузу, ничего не сообщая о характере своей будущей экономической политики и персоналиях, которым он доверит ее реализацию, мы решили самостоятельно смоделировать возможное развитие событий с помощью экспертов. В роли экспертов "ОГ" согласились выступить депутаты Государственной Думы Павел МЕДВЕДЕВ, Ирина ХАКАМАДА, Григорий ТОМЧИН, директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН, руководитель Рабочего Центра экономических реформ при правительстве РФ Владимир МАУ, директор Экспертного института Андрей НЕЩАДИН, президент Российской финансовой корпорации Андрей НЕЧАЕВ, академик РАН Александр НЕКИПЕЛОВ, зампред РАО "ЕЭС России" Яков УРИНСОН. Развилка из трех дорог ЕСЛИ обобщить прогнозы наших экспертов, то президент может выбрать в области экономики один из трех возможных путей, соответственно сделав ставку на различные команды. Сценарий первый. Усиление либеральных реформ (вероятность реализации - 15 процентов). Возможно, что подзабытое и изрядно дискредитированное слово "реформа" вернется в обиход новой исполнительной власти. Тем более что, по мнению некоторых экспертов, целый ряд проблем, накопившихся в экономике, иначе как путем энергичного реформирования не решишь. Речь идет о налоговой, структурной, социальной, пенсионной, земельной, жилищно-коммунальной реформах... Естественно, лучше всего для этих целей приглашать людей из правого лагеря. В связи с этим уместно вспомнить о появлении прогнозируемых еще до выборов связок "Путин - Чубайс" или "Путин - Кириенко". Однако сегодня можно рассуждать о таких связках только теоретически. Что, по мнению части наших экспертов, объясняется личными качествами Путина. Вряд ли он готов видеть рядом с собой в роли премьеров ярких людей, способных оставить его "в тени". Тем более вряд ли он готов привлечь непопулярные фигуры для непопулярных действий, рискуя уронить свой рейтинг. Тем не менее в правительство может быть делегирован ряд персоналий с правого фланга. Например, на роль зампреда по экономике - нынешний заместитель Гайдара по Институту проблем переходного периода Алексей Улюкаев, министра экономики - Андрей Илларионов, министра топлива и энергетики - Сергей Генералов. Главными "переговорщиками" от России могут быть назначены Алексей Можин или Андрей Бугров, нынешние представители России в международных кредитных организациях. Сценарий второй. "Полевение" экономики (вероятность реализации - 25 процентов). Сразу после президентских выборов многие влиятельные представители левых сил, типа спикера Госдумы Геннадия Селезнева, вновь заговорили о правительстве "народного доверия". Понятно, что нынче в это словосочетание вкладывается несколько иной смысл, чем при Ельцине. Тогда коммунисты требовали массового рекрутирования в исполнительную власть своих людей, сейчас они вполне могут скромно ограничиться более-менее пропорциональным представительством в кабинете министров значимых политических сил. Идея "полевения" может быть не чужда и Владимиру Путину, судя по его лозунгам резкого усиления руководящей роли государства в экономике и тотальной борьбы с бедностью (непонятно, правда, какими методами). Кадровые ресурсы для правительства "народного доверия" можно черпать в сегодняшней Думе, а ее бюджетный комитет и вовсе может служить прообразом будущего кабинета министров. Его глава Александр Жуков все чаще рассматривается как реальный кандидат на премьерское кресло. Жуков - безусловный рыночник, однако с репутацией человека умеренного и компромиссного. Под его "знамена" в правительство вполне могут стать депутаты с министерским опытом: Александр Шохин (вице-премьером по экономике), Сергей Глазьев (министром экономики), Михаил Задорнов (министром финансов), Георгий Боос (министром по налогам и сборам), Юрий Маслюков (министром промышленности), Геннадий Райков (министром топлива и энергетики)... Сценарий третий. Топтание на месте (вероятность реализации - 60 процентов). Подавляющее большинство экспертов сходится на том, что правительство будет работать так же, как оно работало все последние месяцы, то есть без какой бы то ни было экономической стратегии. Один из наших экспертов назвал этот метод "работой по отклонениям". То есть правительство будет искать пути решения той или иной экономической проблемы по мере ее возникновения. Для этих целей Путину вполне годится уже проверенная команда из тех, кто есть под рукой, с некоторым усилением роли личных друзей и земляков. При таком варианте главой исполнительной власти де-юре становится Михаил Касьянов, макроэкономическим вице-премьером и министром финансов - Алексей Кудрин. Роль "промышленного" вице-премьера достается либо главному "оборонщику" Илье Клебанову, либо нынешнему министру связи Леониду Рейману. Герман Греф возглавляет или Министерство экономики, или Мингосимущества. Социальная сфера достается либо министру здравоохранения Юрию Шевченко, либо главе Пенсионного фонда Александру Зурабову. Минтопэнерго отходит еще одному питерцу - нынешнему вице-губернатору Юрию Антонову. При желании может найтись местечко в этой компании и действующему главе администрации президента Александру Волошину. Некоторые наши эксперты не исключают симбиоза всех вышеперечисленных сценариев. Иначе говоря, топтание на месте то с левым, то с правым уклоном. Соответственно, возможны и кадровые комбинации. Один из экспертов сравнил такое развитие событий с усилиями муравья, перетаскивающего тяжелый груз. Он никогда не тащит неподъемную ношу по прямой, а подтолкнет ее то налево, то направо. Глядишь, груз и перемещается. Впрочем, большинство остальных наших собеседников настроены не столь благостно. Отсутствие внятной программы и четких шагов в экономической сфере они склонны сравнивать скорее с замершим на месте велосипедистом, пытающимся сохранить равновесие. В велоспорте такое положение называется "сюрпляс", и мастера могут стоять на месте достаточно долго, однако затем все равно вынуждены начинать крутить педали либо падать... А чем оборачивается для страны падение экономики, мы знаем слишком хорошо! Последний раз редактировалось Дмитрий Докучаев; 01.02.2025 в 13:37. |
#304
|
|||
|
|||
![]()
https://www.kommersant.ru/doc/76343
Газета «Коммерсантъ» 16.04.1994, 00:00 Брюссель-Оттава-Брюссель: какая следующая остановка? Повышение мировых цен на алюминий, столь бурно происходившее в марте и начале апреля, может захлебнуться, так и не достигнув высот, запланированных его производителями, и выгодных для российских экспортеров. Поводом к появлению таких прогнозов стала публикация данных о мартовском объеме производства алюминия в России, которая, по мнению западных экспертов, подтверждает их опасения о нежелании российских заводов проводить сокращение производства в масштабах, обещанных российской делегацией на международных встречах в Брюсселе и в Оттаве. Однако тот же фактор может стать лишь предпосылкой для недолговременной игры с ценами на алюминий. На следующей неделе в Брюсселе состоится третья в этом году встреча производителей алюминия, на которой соберутся делегации Австралии, Канады, ЕС, Норвегии, США и России. На предшествующие встрече дни пришлись события, которые могут коренным образом изменить конъюнктуру рынка. Некоторые, хотя и незначительные, изменения в худшую сторону уже произошли: цена наличного алюминия на LME за последние два дня упала на $10,5 до $1290,5 за тонну, а трехмесячные форвардные контракты по алюминию понизились в цене на $13 до $1308 за тонну. Причиной же падения цен стала проведенная АО "Алюминий" публикация данных об объеме производства металла российскими заводами. Несмотря на то что опубликованные данные были неполными, они позволили лондонским экспертам сделать вывод, что вместо обещанного Россией сокращения производства на 300 тыс. тонн к концу марта, реальное сокращение составило только 142 тыс. тонн. Впрочем, возможно, что опубликованная информация в первую очередь была использована биржевыми "медведями", и понижение цен явилось лишь следствием краткосрочной игры, однако оно может продолжиться и в дальнейшем. Естественно, прямая зависимость между объемами сокращения российского производства алюминия и ценами на мировых рынках не подлежит сомнению. Однако довольно неожиданной в этом аспекте выглядит позиция АО "Алюминий", в планы которого, естественно, вряд ли входило способствовать падению мировых цены. К тому же именно "Алюминий" доселе очень осторожно подходил к распространению любой информации, даже менее засекреченной, чем эта (открытая публикация данных о производстве алюминия за все время существования СССР и России была проведена впервые). Скорее всего, обнародование информации о производстве алюминия носит в известной степени политический характер. Возможно, ее появление можно интерпретировать как желание бывшего концерна показать, что он по-прежнему сохраняет в России ведущие позиции и рад был бы выполнить все достигнутые договоренности по сокращению — но российские заводы сворачивают свое производство крайне неохотно. Со своей стороны заводы, приватизируясь, обретают большую независимость от бывшего концерна, и ему проконтролировать выполнение обещаний насчет сокращения производства становится все сложнее. Основная аргументация заводов, не желающих сворачивать производство, такова: во-первых, при подписании соглашения их мнения никто не спрашивал, а во-вторых, временно закрыв цеха, заводы рискуют не открыть их никогда — финансовое положение многих предприятий неустойчиво. |
#305
|
||||
|
||||
![]()
https://www.kommersant.ru/doc/3843598
Динамика экономики РФ 28.12.2018, 00:20 Россия вместе с остальным миром вступает в 2019 год без долгосрочных идей После президентских выборов 2018 года идея «догоняющего развития», ранее с оговорками, но остававшаяся главной для всех российских правительств последних десятилетий, практически забыта. Экономический прогрессизм в России не заместили ни правая, ни левая, ни националистическая, ни экологическая идеи, ни борьба с неравенством, ни антиэлитное движение, ни поворот к Китаю, ни циничный меркантилизм. Для России медленный органический рост просто ради улучшения комфорта — вынужденное решение, неторопливое обустройство в идеологическом тупике — результат противостояния с ЕС и США последних лет. Но в этой ситуации страна неожиданно оказалась едина со всем миром. В 2019 год почти все страны мира входят без внятных идей о том, для чего нужен рост ВВП, социальный и технический прогресс, политика, культура, да и в целом развитие. Поиски новой формулы народного счастья в 2018 году вызывали затруднения не только в России, но и во всем мире Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ / купить фото Подготовкой к маю 2018 года власти в России занимались как минимум два года. Теория звучала примерно так: с 2016 года Центр стратегического развития (ЦСР) во главе с Алексеем Кудриным совместно с действующим правительством формулирует стратегию развития РФ после 2018 года, в мае Владимир Путин вновь становится президентом России и назначает новое правительство, с июня новое правительство начинает шестилетнюю программу реализации этой стратегии. Чего ждут от нового правительства Чего ждут от нового правительства Все произошло, вопреки российскому обыкновению, ровно так, как предписано: майский указ Владимира Путина полностью основан на наилучшей программе развития, которую могло создать российское экспертное и академическое сообщество (оно было привлечено ЦСР к работе фактически в полном составе), нацпроекты вполне рациональны и в основном даже недооценены населением — это программы госрасходов, по масштабу сходные с программами 1950–1960-х годов (с поправкой на темпы экономического роста — в те годы в СССР существенно более высокие; они снизились в 1970-х примерно до текущего уровня), и они будут иметь ощутимый эффект. Хрущевки и кукуруза Никиты Хрущева были, по крайней мере формально, частью программы строительства коммунизма — официальной идеологической цели, идеи развития, разделяемой или не разделяемой населением СССР, но существующей. Программа ЦСР так или иначе последняя разработка идеи «догоняющего развития», главной социальной и экономической идеологии РФ еще со времен, когда Борис Ельцин был не президентом страны, а претендентом на власть в 1988 году. Как правительство расставило приоритеты в социальной сфере Как правительство расставило приоритеты в социальной сфере «Догнать Запад», в первую очередь по стандартам потребления, оставалось главной идеей развития — протесты 2011–2012 годов декларировали коррупцию как проблему, мешающую «догоняющему развитию», а события 2014 года были попыткой отступления от этой идеи в сторону то ли реставрации Российской Империи, то ли реанимации СССР. К 2018 году все это стихло и исчезло: правительство Дмитрия Медведева «догонять Запад» не собирается. «Поддержание темпов роста ВВП выше мировых» в майском указе Владимира Путина лишь дань прошлому: Минфин и Минэкономики, спокойно прогнозирующие потолок роста ВВП на уровне 2,5–3% в течение многих лет, не рассматриваются как гнездо пессимистов, прогнозы мирового роста (по которым только и можно сказать, будут наши темпы роста выше или ниже мировых) вообще мало кого интересуют. Мы будем развиваться так, как сможем. Да и кого мы будем догонять — страны, давящие на нас санкциями? Весь 2018 год прошел под знаком подвешенного санкционного режима, причем именно в этом году стало понятно, что последовательное развитие отношений с КНР — это очень хорошо, но стратегических проблем РФ не решит. Мало того, усилия Банка России и Минфина в 2014–2017 годах, создавших из вполне крепкого подручного материала «макроэкономическую крепость» в России, внесли в безыдейность власти в стране свой вклад. Стабильность не бесплатна, она ограничивает варианты развития. Но в целом каковы цели развития России — не цифры, а содержательные цели, какими свершениями страна, согласно майскому указу, должна будет гордиться в 2025 году? На этом вопросе в 2018 году споткнулись многие большие начинания. Так, очень сильный протест против программы реновации Сергея Собянина в Москве во многом объясняется именно отсутствием ответа на вопрос «Вы хотите все перестроить — зачем, для каких целей?». И ответ «Просто ради комфорта» большое число людей не устраивает. Если только ради этого, оставьте все как есть, потому что у любых перемен всегда есть издержки — если нет чего-то большого, что их оправдывает, то их не готовы терпеть. Парадоксально, но это — следствие политики «прямого народовластия», последовательно проводящейся в России с 2000-х годов. Но опора на прямой диалог лидера/властной вертикали с народом в обход слабых и своевольных внутриобщественных институтов к 2018 году стала не столько российским, сколько мировым феноменом. Дональд Трамп в США, Эмманюэль Макрон во Франции, Тереза Мэй в Великобритании, да и принц Сальман в Саудовской Аравии — это лишь несколько примеров той же истории, которую в России начали на десятилетие ранее и на других основаниях. Сейчас во многом ситуация схлопнулась: России и США почти невозможно договориться друг с другом о чем-либо (см. статью «Ложный диалог»), поскольку в США, как и в России, основная идея развития вынужденно, по неимению лучшего, обращена в прошлое. Make America great again! — отлично, но тогда отчего мы удивляемся тому, что главным публичным событием года в ЕС стало празднование завершения Первой мировой? И почему мы удивляемся проблемам «Брексита» — если у свободной от уз ЕС Великобритании не более ясная и увлекательная стратегия развития, чем у самого Евросоюза: выбрать, где будет лучше, снаружи или внутри, действительно сложно. Фотогалерея Настроения–2018 Развернуть на весь экран Смотреть Пожалуй, единственной объединяющей мир идеей в 2018 году осталась нарастающая довольно абстрактная (она характерна больше для богатых стран) ненависть к социальному неравенству и расслоению. Российские «антикоррупционные» настроения, кстати, в 2018 году питались уже в основном той же ненавистью. Но социалистическая идея при этом в том же кризисе, что и все прошлое десятилетие, даже в традиционно толерантной к ней Европе: антиэлитные протесты 2018 года требуют снижения налогов, а не уничтожения богатых или общества с госсобственностью на средства производства. У «желтых жилетов» в Париже не больше идей о том, каким должен быть справедливый мир, чем у правительства РФ или Госдепа США в декабре 2018 года. Не должно быть плохо, а как должно быть хорошо — мы не знаем. Во многом это обнадеживает: 2019 год придется в России, как пришелся и весь 2018 год, на относительно осторожное обустройство в идеологическом тупике. Реклама — продолжение ниже Да, в процессе можно сломать целые рынки, в целом эта «обреченность на мелкие дела» способствует истерическим «выбросам» реформаторской энергии и скандалам. Но есть системное ограничение: надо поосторожнее, в этом тупике, возможно, придется жить долго. И не только нам — и миру тоже некого стало догонять. Недаром 2018 год запомнился прежде всего возрождением мирового интереса к космическим исследованиям. Может, там, на Марсе, лучше знают, к чему нам теперь стремиться? Общество всего улучшающегося Формально 2018 год для российской власти — первый, в котором работа всего госаппарата подчинена четко определенной цели. Если «майские указы» Владимира Путина 2012 года содержали описание средств, которые правительство должно применить для достижения довольно общих целей социально-экономического развития, то «майский указ» 2018 года — это как раз перечень «национальных целей развития» до 2024 года, список 12 нацпроектов и одной инфраструктурной программы, которыми эти цели достигаются, и описание метода их финансирования («в первую очередь — бюджетные расходы на нацпроекты»). Это простая и не допускающая особых толкований программа — определили цифры, которых надо достичь, рассчитали деньги, которые на это есть, разработали методы, как эти деньги потратить, и пошли выполнять план. Президент России Владимир Путин (слева) и премьер-министр России Дмитрий Медведев Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото Несмотря на то что упрощение плана до понятной схемы — довольно непростая задача, она выполнима. В соцсфере нацпроекты сводятся (в грубом упрощении) к поддержке деньгами позитивных демографических перемен и переходу к «социальному контракту» как главному способу ликвидации бедности. В образовании — к цифровой школе и подчинению основной массы среднего качества вузов сети элитных университетов. В здравоохранении — к массовой переаттестации врачей и тиражированию московского опыта 2014–2018 годов в крупных городах («инфарктные» и «инсультные» сети) плюс крупные расходы на онкологию. В повышении производительности труда — к принудительной перестройке управления на средних предприятиях госсектора на основе опыта «Росатома», Минэкономики и Минпромторга. В экологии — к принудительному инвестированию в новые чистые технологии под угрозой штрафов и к госинвестициям в очистку крупных рек. В жилом строительстве — ну, тут проблемы, но надеемся на то, что дешевая ипотека все решит. В инфраструктуре — строим железные и автодороги. Ничего неожиданного, все, что давно откладывалось. Вопрос, однако, не в этом. Предположим, что за всем этим стоит некая идеология: «мы хотим, чтобы сегодняшнее общество изменилось и стало другим» — каким? Идеологическая цель, объявленная на 2024 год, в нацпроектах отсутствует, она заменяется простым соображением — «люди будут жить лучше», и в этом смысле кампания нацпроектов уникальна. И в этом ее слабое место: почти любая идея, овладевшая настроениями, немедля оттесняет идею «лучше жить» на второй план. Пункты «майского указа», провозглашающие приоритет финансирования нацпроектов, вряд ли помогут: остается лишь надеяться, что новая идея не появится. Но она, безусловно, может появиться. |
![]() |
Метки |
экономика россии |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|