Показать сообщение отдельно
  #55  
Старый 25.02.2017, 10:33
Аватар для Rusteam
Rusteam Rusteam вне форума
Местный
 
Регистрация: 12.12.2015
Сообщений: 851
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Rusteam на пути к лучшему
По умолчанию Юрий КОВАЛЁВ

http://www.rusteam.permian.ru/players/kovalev.html
Ковалёв Юрий Фёдорович. Нападающий, полузащитник.

Родился 6 февраля 1934 г. в г. Орехово-Зуево Московской обл. Скончался 25 сентября 1979 г. в г. Москве.

Воспитанник орехово-зуевской команды «Красное знамя».

Выступал за команды «Красное знамя» Гусь-Хрустальный (1953), "Локомотив" Москва (1954 - 1959, 1962 - 1965), "Динамо" Киев (1960), ЦСКА Москва (1961), «Металлург» Липецк (1966), «Москвич» Москва (1967 - 1971).

Обладатель Кубка России 1957 г.

За сборную СССР сыграл 1 матч. За олимпийскую сборную СССР сыграл 3 матча.

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

Есть поговорка: где родился, там и пригодился. Но можно смело утверждать, что Юрий Ковалев пригодился бы любой классной команде в любую футбольную эпоху. Потому что мастер на все руки на поле остается на вес золота при самых разных тактических переворотах в мировом футболе. А при нынешней тотальной универсализации ему наверняка достались бы самые первые роли.

Как это ни парадоксально, но редкий универсализм и не позволил Ковалеву получить твердое место в составе сборной СССР, хотя Гавриил Качалин практически постоянно приглашал его на сборы, а в ноябре 1957 г. выставил на ответственнейший, решавший судьбу путевки на чемпионат мира матч в Лейпциге против сборной Польши. Наши тогда, как известно, выиграли — 2:0, а игра Юрия Ковалева удостоилась самых лестных отзывов. Но к его приходу в сборную весь ее левый фланг уже был занят признанными корифеями своего амплуа: левый полузащитник — Нетто, левый полусредний — Сальников, левый крайний — Ильин, а затем великолепный Месхи. В отличие от Ковалева, все они были узкими специалистами, но зато какими!

В 1959 г. Борис Аркадьев решил использовать разносторонний талант Ковалева в олимпийской сборной. Неудача наших олимпийцев в отборочном турнире в значительной степени смазала впечатление от игры полузащитника «Локомотива». Хотя его-то как раз специалисты и выделяли в составе команды с первых же контрольных матчей. Ковалев открыл счет в матче сборной против бельгийского «Гантуаза» (4:0), а против знаменитого английского «Тоттенхэм Хотспурс» (3:1) сыграл просто блестяще. На 8-й минуте игры он откликнулся на продольную передачу, ворвался в штрафную и открыл счет. А под занавес игры замкнул прострел с правого фланга Метревели. Но главное, как отмечал большой авторитет в нашем футболе, заслуженный мастер спорта Александр Пономарев, он «проявил себя очень работоспособным игроком. В самые напряженные моменты встречи его можно было видеть и в защите, и в нападении. Благодаря ему сборная создавала немало острых ситуаций на подступах к воротам соперников». После еще одного контрольного матча — с первой сборной СССР ее дебютант правый защитник Куликаускас признавался:

— Мои противники — сначала Ковалев, а потом Месхи оказались быстрыми и крайне опасными нападающими. К большому сожалению, мне не удалось их удержать. То и дело они уходили от меня, прорываясь к лицевой линии или в штрафную площадь и создавая выгодные моменты своим партнерам.

— Лучшим в олимпийской команде был, бесспорно, Ковалев, — отмечал Борис Аркадьев. — Он одинаково полезно сыграл и в нападении, и в полузащите.

В большой футбол Ковалев попал волею случая. В родном Орехово-Зуеве молодой форвард — футболист и хоккеист (с мячом) — был на виду, но Москва им не интересовалась. Закончив школу, он поступил в Московский институт инженеров транспорта. Летом 1953 г. каким-то ветром его занесло в команду Гусь-Хрустального, куда «на халтуру» (так назывались тогда гастроли известных клубов в российской глубинке) пожаловал «Локомотив». Тут-то Ковалева и приметили. Пребывание в дубле оказалось недолгим, в первый же свой сезон он закрепился в основном составе команды железнодорожников, среди которых сразу стал своим.

— Иначе и не могло быть, потому что с первого взгляда стало ясно — это большой труженик да еще и человек широкой души, — вспоминает многолетний партнер Ковалева по средней линии Виталий Артемьев. — Он ведь котировался в сборную, выигравшую в 1960 г. первый Кубок Европы, но тогда тренеры предпочли ему на левом фланге Нетто и Месхи. Юру отличала редкая стабильность — он никогда не играл ниже своего уровня. Объем работы на поле выполнял колоссальный. А тактическую установку выполнял как первоклассный инженер проектное задание. И хотя без него трудно было представить наш ансамбль, все время чувствовалось его какое-то недовольство самим собой. Ему хотелось так же мягко владеть мячом, с той же легкостью выполнять сложные приемы, как это удавалось Сальникову или Исаеву, но не хватало технички, как он ни старался ее развивать. Юра запомнился и как замечательный товарищ, готовый отдать ближнему последнюю рубаху.

Возможно, Ковалев действительно недотягивал в технике до первых величин в советском футболе, но с трибуны этого практически не ощущалось. Выглядел он на поле легким, элегантным, заводным. Если игра шла, мог и побравировать непринужденностью исполнения какого-либо финта, всем своим обликом сохраняя полную невозмутимость. Соперников это нередко раздражало. Другой локомотивский ветеран Геннадий Забелин вспоминал:

— В матче с «Зенитом» в 1957 г. опекун Ковалева Гартвиг, противник, мягко говоря, суровый, с ног сбился, но справиться с нашим левым крайним не мог. И вот в борьбе за мяч он как-то снизу вверх резко ударил, но по мячу не попал, а порвал Ковалеву бутсу, гетру, трусы, да еще и руку задел. Пришлось Юре менять экипировку, что вызвало оживление на трибунах. Но и в новых трусах Ковалев, как ни в чем не бывало, продолжал терзать оборону «Зенита». Матч мы выиграли — 2:1. И только вернувшись в раздевалку, Ковалев обратился к доктору. Выяснилось, что у него перелом руки. А на поле и виду не показывал.

После серебряного для «Локомотива» 1959 г. Ковалев перешел в киевское «Динамо» в надежде, что оттуда быстрее попадет в сборную. Затем был ЦСКА и возвращение в «Локомотив». Увы, этот его поход не увенчался успехом. Закончив играть, он надеялся остаться в команде тренером, но вакансий не было, а работать уровнем ниже душа не лежала. И, имея высшее образование, он пошел рабочим на АЗЛК, потом освоил специальность монтажника и в футбол так и не вернулся.

Локомотив-инфо
ПЕРВАЯ ОЛИМП НЕОФИЦ ДАТА МАТЧ ПОЛЕ
и г и г и г


1 24.11.1957 ПОЛЬША - СССР - 0:2 н
1 27.06.1959 СССР - БОЛГАРИЯ - 1:1 д
2 02.08.1959 РУМЫНИЯ - СССР - 0:0 г
3 13.09.1959 БОЛГАРИЯ - СССР - 1:0 г

ПЕРВАЯ ОЛИМП НЕОФИЦ
и г и г и г

1 – 3 – – –
Ответить с цитированием