10.4. Понятие истины, ее виды, пути достижения
10.4. Понятие истины, ее виды, пути достижения
Истина есть правильное отображение субъектом объективной действительности, подтвержденное практикой. Противоположным ей понятием является ошибочное мнение. Ошибочное мнение - это содержание сознания, который не соответствует реальности, но воспринимается за истинное, и его время надо опровергать. Основная проблема теории истины - как можно установить соответствие полученных знаний реальным объектам, которые постоянно развиваются. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть основные характеристики истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность и проверка практикой. Каждая истина, поскольку она достигается субъектом, является субъективным по форме и объективной по своему содержанию. Абсолютизация субъективного момента в наших знаниях ведет к субъективизму, агностицизма. В противовес этим ложным взглядам научная философия произвела понятие объективной истины. Объективная истина - это такое содержание знаний, который не зависит ни от человека, ни от человечества в целом. Объективность истины никак не означает ее независимость от интересов и потребностей человека. Наоборот, истина всегда была и останется одной из важнейших гуманистических ценностей человека. Признание объективной истины с необходимостью обуславливает признания в той или иной форме абсолютной истины. Абсолютная истина означает полное, исчерпывающее знание о нечто. В принципе такое знание возможно. Но поскольку развивается не только познания, но и его объект - окружающий мир, то человечество может только приближаться к нему. В абсолютных истин можно отнести достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т.п., но такие истины не составляют познавательной ценности, их просто называют - вечными истинами. Абсолютная истина - в широком понимании - это всеобъемлющая истина о реальности в целом, или реальность отдельных ее фрагментов. Важно признать, что абсолютная истина существует и что она в принципе узнаваема. Абсолютная истина состоит из суммы относительных истин. Относительная истина - это ограничено правильное знание о нечто. Например, тела состоят из атомов, вода кипит при температуре 1000 и т.д. В каждой относительной истине есть зерно, элемент абсолютной. Абсолютизация момента абсолютного в наших знаниях ведет к догматизму, омертвление знаний, а абсолютизация относительного - к релятивизму /лат. - относительный/, то есть к агностицизма, фактического отказа от познания. Из анализа диалектики абсолютной и относительной истины и выводится следующая ее фундаментальная характеристика - конкретность. Конкретность истины - это такая ее признак, по которому истинность того или иного утверждения зависит от условий, места и времени, а также только в определенной определенной теоретической системе, системе отсчета. Абстрактная постановка вопроса об истинности того или иного утверждения приводит к неточному решение. Так, на вопрос вообще: "Полезен или вреден дождь? "- получим ответ - "и полезен и вреден". Итак, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
|