http://www.istpravda.ru/chronograph/1225/
"Любимец товарища Сталина", он испытал более 70 типов самолетов и постоянно получал выговоры от начальства, сидел в тюрьме за "поломку самолета". Дважды его увольняли из военной авиации как "воздушного хулигана", который на самом деле испытывал возможности и самолетов, и свои как летчика. Пролет под мостом через Неву показал, что можно уверенно пилотировать на бреющем полете у самой земли, и это знание затем спасло жизни многих советских летчиков во время войны.
В 1937 году после очередной поломки самолета были арестованы 2 механика, обслуживающих машину (поломка произошла по вине завода-изготовителя). Чкалов поехал в НКВД и добился, чтобы их в тот же день освободили.
Перед последними испытаниями НКВД (в том числе агент на заводе и лично Берия) забросал Сталина сообщениями о 48 неполадках на И-180. Секретариат ЦК отправил на завод соответствующую бумагу. Директор завода, убежденный, что все в порядке, отдал приказ об испытаниях. Его дочь вспоминала, что в ноябре-декабре отец ходил мрачнее тучи, о чем-то шептался с матерью. После гибели Чкалова многих инженеров и техников арестовали.