Показать сообщение отдельно
  #17  
Старый 10.12.2016, 23:00
Аватар для Вanauka.ru
Вanauka.ru Вanauka.ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 27.09.2016
Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 8
Вanauka.ru на пути к лучшему
По умолчанию Проблема систематизации законов и категорий философии

http://banauka.ru/2520.html

Философия, как наука, постоянно требует решения проблемы систематизации своих категорий и законов. В эпоху античности первый системный перечень категорий составил Аристотель. Он выделил десять категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдания. Однако был лишь перечень, каталог категорий, механическая совокупность в какой категории не подчинялись никакому восходящем убеждению или закона, не связанные ни друг с другом, ни с загальнофілософськими установками. Ключевые для него категории - "материя", "форма", "причина", "цель" не вошли в этот список. Такое отношение к категориям было обусловлено исторически первой логике, которую он сам и создал. Это была формальная логика. Она воспринимает сходство и различие предметов по их внешней, формально-количественной признаку и равнодушна к качественно-внешних особенностей их. В философии Нового времени звук систему категории И.кант. Их состав такой: количество (единство, множество, целостность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (субстанция, причина, взаимодействие), модальность (возможность, действительность, необходимость). Она полнее от арістотелівської и структурно организована по тріадичним законом: каждая третья категория является результатом взаимодействия (синтеза) первых двух. Но она имеет серьезные недостатки: во-первых, она является статичной, во-вторых, исключает источник возникновения и развития знания, в частности источник развития самих категорий, и, в-третьих, категории Канта - это априорные понятия человеческого усмотрению, то есть исследовательские способности сознания, которые существуют до начала любого познания. Категории кантовской философии лишь подобраны и формально упорядочены, но не выведены с некой общей основы. Такое понимание категорий диктовалось новым пониманием мышления, новой логикой, которую Кант назвал трансцендентальною. Другую, динамическую систему категорий привел Гегель. Он впервые ввел в понимание категорий идею становления. Категории в таком понимании уже не каталог, не таблица, которая покоится, а живое целое, которое развивается. Они связаны единством происхождения и развития: каждая из категорий следует из всего предыдущего движения как его необходимый результат. Гегель обнаружил логическую основу, движущую причину в развитии категорий. Это развитие осуществляется силой внутренних противоречий, которые скрыты в природе самого понятия, так что мышление в целом предстает как постоянное возникновения и разрешения противоречий. Понимание категорий у Гегеля есть мистифицированный: категории представляют собой не средство и орудие человеческого познания, а прежде всего ступени абсолютного духа, такое толкование категорий диктовалось новым способом понимания, а также созданной Гегелем, діалектико - идеалистической логикой, логикой мышления, которая развивается с самого себя. Діалектико-материалистическая философия понимает мышления как одну из человеческих способностей. Соответственно в нее меняется содержание и назначение философских категорий; они определяются как общие нормативы познавательно - світоглядського отношение человека к действительности, в том числе своего собственного бытия. По своим источником категории это отражение общественно развитого человеком реального предметного мира. Поскольку категории является отражением объективного в субъективном, то они имеют отношение и к объекта и субъекта, то есть являются объективными по содержанию и субъективными по форме. Их субъективность означает, что они являются идеальными формоутвореннями сознания, присущие только человеку и имеют смысл и практическую оправданность только в кругу человеческого существования. Однако субъективность категорий не означает их произвольность, случайность. Как формы сознания категории универсальные и необходимы, следовательно, обязательные и принудительные для мышления каждого отдельного индивида. Всеобщность и необходимость их коренятся в социокультурной генезисе, а объективность их основывается на коллективном человеческом опыте. Но завершенной и общепризнанной системы категорий не существует, хотя исходные точки построения такой системы является. Это, прежде всего, принцип отражения, который утверждает опытное происхождение философских понятий; принцип единства диалектики, логики и теории познания, согласно которому категории диалектики является одновременно и универсальными формами бытия, и универсальными формами познания; принцип соответствия исторического и логического, который требует рассматривать логическую последовательность категорий в соответствии с их исторического возникновения и развития. До сих пор нет общепринятой классификации категорий, хотя основа для такой классификации является - это фундаментальные принципы диалектики - принцип универсального связи и развития. Категории, которые отражают сложившийся план бытия и сознания, условно можно назвать связями структуры, и, наоборот, категории, отражающие переменный план бытия и сознания, - связями детерминации. Что касается законов, то они отражают сущность развития и последовательно отвечают на такие существенные вопросы: Каков механизм развития? Какова причина развития? В каком направлении идет развитие? Общепризнанными являются следующие законы: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Ответить с цитированием