Показать сообщение отдельно
  #3  
Старый 30.09.2016, 20:59
Аватар для Вanauka.ru
Вanauka.ru Вanauka.ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 27.09.2016
Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 8
Вanauka.ru на пути к лучшему
По умолчанию Природа политики и ее детерминанты

http://banauka.ru/2470.html
Появление политики связывают с уходом общества от такой его социальной организации, в которой целостность и интеграция граждан осуществлялись на основе локальных родственных связей людей без четко выделенных функций правителей и подданных.

В истории существует несколько вех, которые по-своему определяют политику, объясняют особенности ее влияния на общественные отношения, на их прогрессирования.

Античность породила специфическое представление о политическую деятельность как синкретическую систему умений и навыков человека по организации жизни в обществе. Политику рассматривали как одну из доминирующих сфер деятельности, что определяет статус индивида, возможность утвердить свои силы и ум и основывается преимущественно на двух принципах: свободы и традиции. Именно это делало невозможным понимание сущности политики как целостного процесса в его социальном определении. Политика определялась скорее не как целостная, а как тотальная. Ведь жить в обществе означало жить обязательно политически, поскольку политика выступала как всеобщая форма социальных связей.

В средние века доминирующей становится иррациональная идея, в которой политику трактовали как проявление воли и действия Бога (Фома Аквинский, Августин и другие).

И только с началом эпохи европейского Возрождения в системе общественных отношений политику начинают трактовать как категорию, которая связана с действием человека, как борьбу между силой и законом. Если недостаточно действий закона, их может заменить или дополнить сила. Сами же законы только тогда чего стоят, если опираются на силу - на внутреннюю силу подчинения им и силу внешней организации такого подчинения. При этом сила может камуфлюватися под закон, даже если в ее основе заложен несправедливость.

Эпоха Нового времени с позиции рационализма (Гоббс, Локк, Монтескье и другие) определяет политику как отношения с утверждения человеческой свободы за счет права, разума и морали. Общество и государство в такой системе политики выступают как такие, что выстроенные на принципах:

а) атомизации (индивидуализации) отношений;

б) установление договорной интерпретации этих отношений на почве конкретного типа государственности.

19 в. немного трансформирует эту гуманистическую идею ранньобуржуазного либерализма и определяет политику как искусство использования возможностей. Здесь больше не логики разума, а игры, дипломатии и практического расчета. Ведь классический и постклассический этапы развития западных государств демократического типа разрушили идеалистические принципы аристократии и значение политического действия перевели в масштаб политических интересов практической значимости, утилитаризма. Но понимание политики как искусства использования возможностей не лишает ее рационального смысла. В политике важны не только общие, стратегические принципы, но и умение определить свои действия в каждой ситуации, умение интуитивно отыскать средства, пути прогресса, находить компромиссы, умело лавировать во время разработки, принятия и реализации политических решений и т.п.

Выясняя содержание и роль политики как общественного явления, следует исходить прежде всего из роли человека, личности с ее интересами и потребностями, что и выступает первоосновой, первоисточником, детерминантой политической жизни. Именно это способствует формированию сложной системы общественных отношений, которые направлены на регулирование политико-властных проблем и процессов, позволяющих определенным группам людей реализовывать свои цели.

Таким образом, политика в любом обществе, на любых исторических этапах его развития становится средством обеспечения прежде всего собственных интересов индивида или больших групп людей: состояний, территориальных единиц, классов и наций.

Целью политики как осознанной формы деятельности является нацеленность на обеспечение оптимально возможного в данном обществе и конкретных условиях осуществления общественных процессов, их изучение и регулирование и развитие в том направлении, которого желает доминирующая или оппозиционная группа. Политика - это реализация определенной цели преимущественно через отношения противоборства (не обязательно революционности, ведь политический компромисс, например, - это также преодоления, преодоление собственных амбиций одного из сил, преодоление нетерпимости к другим).

Долгое время социальная роль государственных институтов считалась достаточным основанием для признания государства основным ядром политической жизни. Впрочем, опыт революций и особенно установления тоталитарных режимов в 20 веке хоть и подверг сомнению этот тезис, доказав, что в рамках государственно организованного общества власть может принадлежать и партиям и лидерам, и отдельным органам государства, однако и подтвердил определяющую роль государства в политической жизни общества. Ведь общественные группы, реализуя свои интересы, предопределяют изменения в социальных возможностях других слоев населения, а это приводит к обострению внутригрупповых противоречий и даже к возникновению конфликтов, решение которых требует политического вмешательства государства.

При этом заметим, что политика - это сфера не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных и иррациональных форм политического поведения. Соотношение между этими составляющими политической материи зависит от многих факторов, которые и формируют политическую поведение.

В трудах современных политологов, как отечественных, так и зарубежных, можно встретить много определений политики. Давая определение политики, ученые-политологи используют в основном два основных подхода, которые характеризуют ее как сферу человеческой деятельности (загальнонауковий подход) и как направления или способ деятельности (обыденно-публицистический подход). Политику рассматривают:

как систему действий, иерархически выстраивает отношения между различными социальными группами ради завоевания доминирующей роли в обществе;
как отношения между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти (Г. Доуз);
как действие политических институтов, звеньев политического организма по организации найоптимальних условий и норм свободы личности;
как надежду каждого человека участвовать в осуществлении власти или влиять на ее распределение в государстве и всегда находить встречное понимание других членов общества относительно своих действий (Г. Вебер);
как причинно обусловленной, ситуативно переменную по форме и ориентацией деятельность, которая служит практической организации общества; и именно так политика задает обществу соответствующие его сущностной основы структуры и формы, создает институты, законы и правила, меняет ситуацию и дает человеку возможность адаптироваться в условиях, которые изменяются во времени и пространстве (3. Фрейд).

Политику можно определять в соответствии с устоявшимися этическими нормами общественной жизни; эгоистичными целями (циничное понимание политики); классовым подходом (марксистская доктрина); функциональным критериям (формально-институциональная доктрина) и т.д. Среди имеющихся в політологічній литературе определений политики самым удачным следует считать то, которое дано в учебнике "Политология: история и методология". В нем политику определен " ... как особый вид человеческой деятельности, который призван осуществлять долговременные или текущие интересы различных социальных групп посредством планирования воплощения в жизнь, контроля за процессом и результатом соответствующей практической деятельности. Это - деятельность лиц, микро - и макрогруп, которая направлена на установление и удержание политической власти; это - система отношений в общественной организации, которая регулируется нормированной иерархией подчинения. Политика - это специфический инструмент сознательного и целенаправленного саморегулирования общества".

Конечно, есть еще и другие, может, не менее удачные определения сущности политики, которые под разным углом зрения, с различных методологических подходов анализируют одно - деятельностный смысл этой важной сферы и условия человеческого бытия.

Детерминантами политики являются экономические интересы или интересы собственности, а также интересы определенных социальных групп относительно защиты и сохранения их. Однако было бы очевидным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политику. Сущностные источники политики той или иной слои общества преимущественно невозможно однозначно свести к экономических детерминант. Социальная структура вообще составляет основу политики, определяя ее субъекты, характер и направления политических процессов.

Важной детерминантой политики, которая в истории человечества играла важную роль в вопросах осуществления политико-властного процесса, является природно-географическая среда. Именно геополитические факторы могут определить сущность экономических, социальных и, в конечном счете, властных отношений, влияя на общий процесс формирования политических действий, структурных, институциональных образований.

Когда мы анализируем сущность политики как феномена, в котором находит свое проявление исторический состояние властных отношений в социальной среде, в самом государстве, не можем не обратить внимание на специфический влияние на осуществление этого процесса демографических факторов. Направления политических действий, формирование средств, механизмов и условий осуществления их в значительной мере зависит от особенностей социальной структуры и численности населения. Конечно, демографические факторы влияют на политические процессы преимущественно в косвенной форме - через экономику, сферу культуры и традиции. Но в то же время они могут и непосредственно определить определенные черты, структуру, содержание и формы действий субъектов политического процесса

Важным детермінувальним фактором, который определяет сущность политики в государстве, является духовная культура, традиционные нормы. Именно от них могут зависеть особенности структурирования, взаимодействия и функции политических институтов, методов и форм их целевых действий. Государственный строй, характер политической социализации личности, система политических ценностей и политических позиций - все это, в целом, также определяется исторически сложившейся культурой народа, его национальным лицом, традициями относительно восприятия и освоения действительности, особенностями философского и теологического трактовка социально-исторических и общемировых процессов.

Особое место среди факторов, которые определяют политику, занимают социально-психологические факторы. Именно человеческий разум, способность научно познавать мир и воспроизводить его в соответствии с объективной логикой действительности предоставляет политическому процессу целостности и рациональности. Вместе с тем человеческая психология и субъективные интересы, которые определяют поведение человека или определенных социальных групп, предоставляют политической деятельности некоторых иррациональных признаков, определяя ее среди других как специфическую, неординарную.
Ответить с цитированием