Показать сообщение отдельно
  #10  
Старый 27.04.2016, 12:09
Аватар для Gumer.info
Gumer.info Gumer.info вне форума
Новичок
 
Регистрация: 28.10.2015
Сообщений: 18
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Gumer.info на пути к лучшему
По умолчанию

ГЛАВА XX

СУД О ХОЛОПЕХ

а в ней 119 статей

1. Которые дети боярские неверстаны, и у розбору и в

служилых списках и ни в какой государеве службе нигде не

обьявилися, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они

по кабалам в боярских дворех, а били челом они в боярския дворы в

прошлых годех, до нынешняго государева указу, и тем детем

боярским неверстаным и впередь быти в боярских дворех попрежнему.

2. А впередь детей боярских верстаных и неверстаных никому в

холопи не приимати, и в Холопье приказе на них, без государева

имянного указу, кабал не давати.

3. А будет которые дети боярские после сего государева указу

бьют челом кому в холопство, и по государеву указу и по боярскому

приговору ис холопства они будут свобожены, и велят им государеву

службу служити в городом и они воровством, не хотя государевы

службы служити, учнут бити челом в и(ы)ные в боярские дворы, и

всяких чинов людем, и тех детей боярских отдавати в холопи тем

людем, у кого они преже того в холопстве были.

4. А которые люди, бегаючи от всяких чинов людей, живут за

бояры, и за околничими, и за думными людьми, и за столники, и за

стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за

городовыми дворяны и детьми боярскими, и за дворовыми людьми, и

за иноземцы, и за подьячими и всяких чинов за служилыми людьми, и

приходя к тем людем, из за кого они вышли, и иных их людей и

крестьян подговаривают, и домы их разоряют, и грабят, и пожигают,

и тем людем, кого они разоряют, искати розоренья в Судных

приказех на тех людех, у кого они живут в бегах. Да которые

беглые люди кому доведутся по суду и по сыску отдати в холопство,

и тех беглых людей, по полным грамотам и по иным крепостям,

отдавати в холопство з женами и з детми, которые дети со отцами

писаны в одной крепости, и которые у кого в холопстве породилися.

5. А которые дети родилися до холопства, и учнут жити у кого

иного, или учнут жити собою, и те холопьи дети от тех людей, у

которых служат отцы их и матери, свободны.

6. А будет из за кого выбежат крестьяне, или бобыли и

крестьянские и бобыльские дети, и бегая бьют челом в боярские

дворы, и дадут на себя служилые кабалы, а за тем, из за кого они

выбежат, написаны они до побегу в писцовых, или в переписных

книгах, и ис тех книг в выписях во крестьянех или в бобылях, и

таких беглых крестьян и бобылей и крестьянских и бобыльских

детей, по суду и по сыску и по книгам и по выписям отдавати тем

помещиком и вотчинником, из-за кого они выбежат. И о таких беглых

крестьянех и бобылях ежегод ис Холопъя приказу посылати в городы

к воеводам и к приказным людем государевы грамоты, чтобы в

городех воеводы и приказные люди на крестьян и на крестьянских

детей кабал никому не давали.

7. А будет к кому придут какие люди и учнут бити челом в

холопство, а скажутся, что они волные люди, и тем людем, к кому

они придут, роспрашивати их, какие они волные люди, и где они

родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов

дети, и в государеве службе и в тягле они не бывали ли, и не

беглые ли чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие

люди в роспросе скажут, что они не служилых отцов дети и в

государеве службе и в тягле нигде и в холопех и во крестьянех и в

бобылях ни у кого не бывали, и тем людем, к кому такие люди учнут

в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей приказ,

а в Холопье приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в

Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся

тем людем, которые их в Холопей приказ приведут, и те их речи

записав, велеть на них давати служилые кабалы. И которые грамоте

умеют, и тем велеть к тем служилым кабалам и к книгам руки

прикладывати.

8. А которые люди учнут к кому приходить и бити челом в

холопство после кого умерших, и отпускные умерших, или их

прикащиков с собою принесут, и таких людей с теми отпускными по

тому же приводити в Холопей приказ, а в Холопье приказе тех людей

роспрося и взяв с отпускных списки, велети на них тем людем, кому

они учнут бить челом в холопство, давати служилые кабалы, а

отпускные велеть клеити к кабалам, и закрепляти дьячьею рукою. А

списки с тех отпускных оставливати в Холопье приказе, за дьячьею

же приписью, и те кабалы и отпускные и холопей в рожеи и в

приметы записывать в книги.

9. А у которых людей на холопей будут служилые кабалы, и те

люди тех своих холопей, хотя укрепить у детей своих в холопстве,

пришлют в Приказ Холопья суда, на тех же своих холопей имати

новых кабал, на имя детей своих, а отпускных тем холопем своим не

дадут, и на тех людей, без отпускных, кабал детем их не давать.

10. А которые холопи по смерти прежних своих бояр будут

отпущены на волю, и отпускные им даны будут и они с теми

отпускными пришед к кому бьют челом в холопство, и отпускные свои

ему отдадут, а после того, покиня они те свои отпускные, кому

отдадут, отшед от них, бьют челом в холопство иному кому, и учнут

на себя служилые кабалы давать, и на них тем людем, к кому они

без отпускных придут, служилых кабал не давать, а давать на них

служилые кабалы тем людем, к кому они напередь с отпускными

придут.

11. А кто скажетца, что он напередь того у кого служивал, да

отпущен, а отпускные не положит, и его по тому же роспросить, для

чего у него отпускные нет и у кого он напередь того служил и тот

жив ли, и будет жив, и для чего он его от себя отпустил, а

отпускные ему не дал, или тот, у кого он напередь того служил,

умер, и будет умер, и жена и дети после его осталися ли, и почему

он у него служил, по старинному ли холопству, или по кабале, и

будет по кабале, и где на него кабала взята, и для чего ему по

смерти того прежняго его боярина отпускныя не дано. Да будет тот

холоп, у кого отпускныя не будет, в роспросе скажет, что первой

его боярин, которой отпустил, жив, а отпускныя ему тот его боярин

не дал, и на него без отпускныя никому кабалы не давати.

12. А будет такой холоп в роспросе скажет, что прежней его

боярин умер, а он служил у него по кабале, а где на него, и в

котором году кабала взята, про то он скажет имянно, и по тем его

речем досмотрити в кабалных записных книгах, есть ли на него

кабала в записке. Да будет на него в холопьих записных книгах

кабала записана, а про прежняго его боярина сыщется допряма, что

он умер, и спору о том холопе ни у кого ни с кем не будет, и на

него по кабалным книгам тому, кому он после первого своего

боярина бьет челом в холопство, дати кабала и без отпускные.

13. А будет того холопа первой боярин и умер, а после его

осталися дети, а на того холопа в кабалных записных книгах кабалы

в записке не объявится, а дети перваго его боярина учнут об нем

бити челом государю по старинному, а не по кабалному холопству, и

старинные крепости на него положат, и того холопа по старинному

холопству и по старинным крепостям отдати в холопство тем детем

прежняго его боярина, а кому он внов бил челом в холопство, и

тому отказати, и кабалы на него не давати.

14. А будет кто прикажет детем своим, или братье, или

прикащиком, по смерти своей кабалных своих людей отпустити на

волю, и те дети его, или братия, или прикащики тех его людей на

волю не отпустят, и похотят их у себя удержати, и тем людем,

которых после умершаго дети его, или братья, или прикащики на

волю не отпустят, бити челом на них государю, и о том подавати

челобитные в Холопье приказе, а ис Холопья приказу судьям по тех

людей, на которых те холопи учнут бити челом, посылати приставов

и велеть их сыскивая ставити с теми челобитчики с очей на очи и

роспрашивая велеть тем холопем отпускные давати безо всякого

задержания.

15. А будет кого судом Божиим не станет скорою смертию, а

после его останутся кабалные люди, а жена и дети, или братия того

умершаго тех кабалных людей от себя отпустити не похотят, и

отпускных им не дадут, и те люди о том учнут на них бити челом

государю, и по тому их челобитью, сыскав про то допряма, что они

у боярина своего служили по кабалному, а не по старинному

холопъству, и их того умершаго боярина от жены и от детей и от

братии свободить, и дати им волю. И кому они учнут с воли бити

челом в холопъство, и тем людем на них дати кабалы, по сыску, и

без отпускных.

16. А будет которые волные люди на Москве и в городех бьют

челом кому в холопство доброволно, и бив челом, учнут у тех

людей, кому они бьют челом в холопство, жити бескабално месец,

или два, или три месяцы, а те люди, кому они бьют челом в

холопство, приведут их в Холопей приказ, и учнут на них бити

челом государю, что они служат у них многое время, а служилых

кабал на себя не дадут, и чтобы на тех людей указал государь дати

им кабалы, и будет приводные люди кабал на себя дати не похотят,

а жили они у тех людей менши тpex месец, и тех людей отпущать на

волю, а служилых кабал на них не давати потому, что они жили у

них бескабално немногое время. А будет сыщется, что жили болши

трех месец, и на тех людей кабалы давати и поневоле, хотя они к

ним итти в холопи и не похотят.

17. А будет такие волные люди, у кого живучи в холопстве

доброволно, бес крепости, пойдут от них прочь с отказом, или без

отказу, и те люди, от которых они пойдут, учнут на них искати

сносов, хотя их тем у себя удержати, и им на тех людей, которые

от них отойдут, в сносе суда не давать для того, на что он холопу

верил, и у себя его держал бес крепости.

18. А которой человек живет у кого бескабално, а грамоте он

умеет, и учнет тот человек во всяких писмах писатися холопом того

человека, у кого он живет бескабално, а после того он у того

человека жити не похочет, и отшед от него даст кому иному

служилую кабалу, и тот человек крепок тому, кому он даст на себя

кабалу. А будет тот, у кого он жил бескабално до тоя кабалы,

учнет на него бити челом, и станет его уличать по грамоткам руки

его, и ему отказать потому, бес кабалы держать не велено. А что

он в писмах писался холопом того человека, у кого он жил

бескабално, и тех писем таким людем в крепости не ставити.

19. А писати служилыя кабалы площадным подьячим на одного

человека в трех рублех, а болши и менши не писати. А пошлин имать

в государеву казну с рубля по алтыну.

20. А давати служилыя кабалы на холопей, которые будут в

пятнатцать лет, а которые будут менши пятинатцати лет, и на тех

служилых кабал не давать. А кто служилую кабалу оболживит, и та

кабала вершити по суду.

21. А кто возмет на полного, или на докладного, или на

старинного холопа кабалу, не опытав без отпускныя, и того холопа

по сыску отдать тому, чья крепость старее.

22. А что холоп, бегаючи от старого своего боярина, бил

челом во двор иному, и тем учинил ссору, и за то бити его перед

Холопьим приказом кнутом на козле нещадно, чтобы на то смотря

иным не повадно было так воровать.

23. А которые люди учнут на кого имати кабалы воровски

заочно подставою, и про таких в Холопье приказе сыскивать

кабалными книгами, и осматривать спорных людей в приказе в рожей

и в приметы. Да которые люди в рожей и в приметы с кабалными

книгами не сойдутся, и тех людей в холопство никому не отдавать,

и по тем кабалам исцом отказывати. И кто кабалу возьмет

подставою, а сыщется про то допряма, и тем людем за то чинити

наказание, бити кнутом. А кто имя переменит и тому не верить.

24. А будет которой холоп, или крестьянин от кого побежит,

покиня отца своего, или матерь, и даст на себя иному кому

служилую кабалу вновь, и про таких беглых старинных и кабалных

людей и про крестьянских детей по челобитью тех людей, от кого

они збежат, сыскивати отцами их и матерми, и ставить с ними отцов

их и матерей с очей на очи. Да будет про то сыщется подлинно, что

те спорные люди и крестьяне родилися у кого в старинном

холопстве, или во крестьянстве, и тех холопей по старине и по

крепости, и с очной ставки отдавати тем людем, у которых отцы их

и матери, а по новым кабалам отказывати. А крестьян и

крестьянских детей отдавать ко отцом и к матерем по тому же

государеву указу.

25. А будет которые холопьи в роспросе на суде и на очной

ставке учнут отцов своих и матерей, или братьев, или сестр, или

дядьев, или теток родных отпиратися, а отцы их и матери, или

братья, или сестры, или дядья, или тетки родныя учнут на них

говорити, что они отпираются их воровством, не хотя быти с ними в

холопстве, и тех людей, которые учнут отцов своих и матерей, и

братьев, и сестр, и дядьев, и теток отпиратися, пытать. Да будет

они с первой пытки не повинятся, и их пытати и в другие, да будет

и з другия пытки не повинятся же, и их отдать тем людем, у кого

на них будут служилые кабалы.

26. А будет от кого побежит холоп, или крестьянин, покинув

жон, и в бегах поженятся на иных женах, а первых своих жен учнут

отпиратися, или которая раба, или крестьянка от кого збежит,

покиня мужа, и выйдут за иных мужей, а первых своих мужей

воровством учнут отпиратися, и им указ чинити против того же, как

о том писано выше сего в холопье статье.

27. А от кого збежат кабалные и иные крепостные девки, и

вдовы, и крестьянския дочери, и выйдут замуж Украйнных городов за

служилых людей, и за тех дворовых беглых вдов и девок на тех

людех, за кого они замужь выдут, имать выводу за вдову, и за

девку по пятидесять рублев за человека, а за крестьянскую дочь

девку, или вдову по десяти рублев.

28. А кто у кого поимается за холопа, и положит кто на

которого холопа городскую кабалу, и скажет, что та кабала в

городе в книгах записана, и на кабале подписано, что кабала в

книгах записана, а в книгах та кабала, на которые книги он

пошлется, в записке не объявится, а воеводская, или приказного

человека, или губного старосты рука у той кабалы есть, и по той

кабале того, кто такую кабалу в суде положит, не винити, и велеть

ему на холопа, или на рабу, вместо тоя кабалы, дати новую кабалу,

а тому, кто на кабале подпишет, что кабала в книге записана, а в

книги не запишет, за то учинить наказание, что государь укажет.

29. А у которых людей на старинных холопей старинныя

крепости утерялися в Московское розорение, в прошлых годех, до

121-го году, и по указу блаженныя памяти великого государя царя и

великого князя Михаила Феодоровича всея Русии велено тем людем в

прошлых во 121-м и во 122-м годех на те холопьи старинные

крепости давати явки, и будет которые люди учнут на ком искати

старинного холопъства, а старинных крепостей на тех людей в суде

не положат, а скажут, что у них на тех людей старинные крепости

пропали в московское разорение, и в том учнут они слатися на

явки, которых даваны в указные годы во 121-м, да во 122-м годех,

и те явки будет сыщутся, и по тем явкам таких старинных холопей

отдавати тем людем, которые на них те явки подавали. А будет кто

учнет искати старинного холопства, а в суде крепостей никаких на

спорных холопей не положит, а скажет, что у него на тех людей

крепости в разорение пропали, а явок он на те крепости в указные

годы не давал, и учнет он про старину тех людей слатися в обыск,

и по той ссылке тех людей про старинное холопство сыскивати

всякими сыски накрепко, и отдавати таких старинных холопей по

обыском тем людем, у кого обыскные люди в старинном холопстве

кого знали.

30. А у которых людей холопи породилися от кабалных их

людей, а живут они у них многие годы бескабално, и на таких

холопей тем людем, у кого они живут бескабално, имати кабалы. А

будет те холопи из воли кабал дати не похотят, и на них кабалы

дати и в неволю, потому что они живут у них бескабално многие

годы.

31. А кто будет в какой крепости в холопстве написан, и те

люди по рабе холоп и по холопе раба. А которые старинные холопи

написаны кому в духовной и порядной в приданых, и те люди, по

духовной и порядной записи, по рабе холоп, и по холопе раба.

32. А будет положат на одного холопа две полные, или две

докладные, и которая будет крепость старее, и того холопа по

сыску тому и отдати.

33. А будет кто изменит, из Московскаго господарства отъедет

в и(ы)ное господарство, а после его людем его по государеву указу

и по боярскому приговору дана будет воля, и те его люди с воли

бьют челом кому в холопство, а после того тот изменник из

и(ы)змены воротится, и государь пожалует его, положит на милость,

за ту его измену смертью казнити его не велит, и ему людей к себе

приимати внов, кто у него в холопстве быти похочет, а до тех его

людей, которым без него дана будет воля, дела ему нет.

34. А будет чьего холопа возмут в полон в и(ы)ную в которую

землю, а после того тот холоп ис полону выидет, и он старому

боярину не холоп, и жену его и дети для полонского терпения

отдати ему. А похочет тот холоп к старому своему боярину, и того

холопа старому боярину привести к записке в Холопей приказ, и

роспрося его, подписывати на старой крепости, что он идет к нему

волею, а пошлин имати з головы по алтыну.

35. А которой холоп изменит, побежит в и(ы)ное господарство,

а после того выидет он ис того господарства в Московское

государство собою, и он старому боярину холоп по старому

холопству потому, что он в и(ы)ной земле был в бегах, а не

полоном взят.

36. А будет которой холоп, или раба от кого збежат, и бьют

челом в холопство иному кому, и у того, кому они в бегах бьют

челом в холопство, взяты будут в полон, а после того они ис

полону выдут, и их отдавати прежним их бояром, по первым

крепостям, а тем людем, у кого их в полон возмут, в холопство их

не отдавати.

37. А которые полоняники, которых земель нибудь служилых

иноземцов дети крестятся в православную християнскую веру, а

государю в службу не пригодятся, и которые службу государеву

служили, да от службы отставлены, а похотят кому в службу бити

челом, и кабалу на себя дати похотят, и тому на того новокрещена

взяти крепость, и в книги записати.

38. А кто новокрещена приимет к себе в службу, и крепость на

него возмет, а в приказе той крепости не запишет, а после того

тот новокрещен от него збежит, и он по той незаписной крепости

учнет на нем искать сносу, и тем крепостям не верить, и в сносе

на тех новокрещенов суда никому не давать потому, что та крепость

взята не по государеву указу.

39. А будет кто на ком ищет по кабалам заемных денег, или по

записям за рост служить, да сносов, и заимщики, которые учнут в

и(ы)сцовых искех по кабалам, и по записям, и в сносе винитися,

или в которых в и(ы)сцовых искех кого судом обвинят, и доправити

будет исцовых исков на тех людех не мочно, и поруки и переводу по

них в и(ы)сцовых искех не будет, и тех ответчиков в и(ы)скех

исцом выдавати головою до искупу.

40. А за работу тем людем зачитать в окуп исцова иску

мужскому полу по пяти рублев на год, а жонкам и срослым девкам

против того вполы, а детем их, которые у них будут болши десяти

лет, по два рубли за год, а. которые дети у них будут недоросли

менши десяти лет, и тем недорослям в окуп исцова иску ничего не

зачитать потому, что такие недоросли в таковы лета не работают. А

как такие люди у исцов своих иски их заработают сполна, и их от

тех исцов отпустить на волю. А будет исцы их помрут, а после их

останутся дети, а они исков их до тех мест сполна не заработают,

и им против того, чего они не заработают, доживать тех умерших

исцов у детей, а как они от тех исцовых детей отработаются, и их

потому же отпустить на волю.

41. А которые всяких чинов люди в голодное, или в и(ы)ное в

какое время, не хотя холопей своих кормить, сошлют их з двора, а

отпускных им не дадут, и крепостей не выдадут, а велят им

кормится собою, проча их впредь себе, и за тем тех их людей во

двор иные никто не примет, что у них отпускных нет, и в том на

них от тех их холопей челобитье будет, и по тому холопью

челобитью ис приказу Холопья суда судьям посылати по тех их бояр,

которые их з дворов сошлют, и тех их бояр роспрашивати, прямо ли

они их з дворов от себя сослали. Да будет те их бояре в роспросе

скажут, что они тех своих людей з дворов от себя отпустили, и

впередь им до тех холопей дела нет, и им к тем своим роспросным

речам велеть руки приложити. А которые грамоте не умеют, и они бы

в свое место к тем своим роспросным речам велели руки приложити,

кому они верят. А которые к тем роспросным речам рук прикладывати

не учнут упрямством своим, и им к тем роспросным речам велеть

руки приложити по неволе. Да как они к роспросным речам руки

приложат, и в Холопье приказе тех их холопей записав в книги,

дати им воля, и отпускные им дати ис Холопья приказу, и кому они

с воли бьют челом в холопство, тому они и холопи. А не

роспрашивая про таких холопей тех людей, на кого те холопи учнут

бити челом, воли им не давати.

42. А будет про тех холопей бояре их, на которых учнут бити

челом, скажут, что на них те их холопи бьют челом ложно, а они их

з двора от себя не ссылали, и тех холопей отдати тем их бояром, и

приказать тем их бояром, чтобы они их в голодное время кормили, а

голодом не морили, и за то что они на них били челом, дурна над

ними никакова не учинити.

43. А будет кто в голодное время сам себя з женою, или сына,

или дочь отдаст кому в работу за прокорм, и запись на себя в том

даст, или в записи напишет на себя и на детей своих заемныя

денги, и по той записи жити им у того, кому они в работу дадутся

до тех мест, покаместа они окупятся, или отработаются. А за

работу того долгу зачитати им по указу, как о том писано выше

сего.

44. А которые люди учнут у кого жити в дворех по записям, а

в записи написано будет имя того одного, кому запись будет дана,

а жити им у них по их живот или урочныя лета, а не доживут

урочных лет, и на них взять по записи заряд. А жен и детей тех,

кому они на себя такия записи дадут, в тех записях будет не

написано, и они по таким записям женам и детем тех, кому они

такия записи на себя дадут, не крепки, и жить им по тем записям у

тех людей, кому они те записи на себя дадут, по их живот, а по

смерти их женам их и детем до них дела нет.

45. А кто отец или мати отдаст кому в работу сына или дочь

на урочныя лета, и по тех своих детех ручаются и дадут на себя

записи за руками в том, что тем их детем от тех людей, кому они

их отдадут, не збежати, и никакова дурна не учинить, и в Холопье

приказе те записи в книгах будут записаны, или кто по ком в таком

дворовом житье ручается сторонней человек, а те люди, по ком они

ручаются, не дожив урочных лет, от тех людей, кому они во двор

будут даны, збежат, а после того те люди, от кого они збежат, их

сыщут и к себе возмут, а на порутчиках их учнут по записям искати

заряду или сносу, а порутчики скажут, что те беглые люди от них

ничего не снесли, а сыскать будет про то неким, и им в сносе с

порутчики учинить вера, крестное целованье. А заряду по записи на

тех порутчиках править не велеть, а велеть тем людем, по ком они

ручались, у тех людей, кому они отданы в работу, доживать по

записям урочные годы. А которые жилые записи в Холопье приказе в

книгах будут не записаны, и по тем записям исцом отказывать.

46. А которые люди учнут искать на ком по записям, а в тех

записях написано, что они тех людей скупили в долгех с правежу, а

тем людем жити у них, и у детей их во дворе служити и женитися, и

женясь потому же служити во дворе, а сколко лет служить, того

будет в записи не написано, и тех людей по таким записям отдавать

во двор тем людем, кому они на себя такия жилые затписи дали, по

тому что он тое запись дал на себя из воли.

47. А кто на холопа возьмет кабалу отец с сыном, или брат з

братом или дядя с племянником вместе, и учнут на тех людех по тем

кабалам холопства искати, и тем исцом по таким кабалам

отказывати, и таких людей, на кого они такия кабалы в суде

положат, от них свободити на волю потому, что по государеву указу

велено веем людем служилыя кабалы имати порознь, а дву человеком

вместе отцу с сыном, и брату з братом, и дяде с племяняиком на

одного холопа кабал имати не велено.

48. А будет у кого на холопей такия служилыя кабалы взяты до

сего государева указу, и им те кабалы приносити и холопей

приводити на Москве в Холопей приказ, а в городех к воеводам и к

приказным людем и к губным старостам в сьезжие избы, и на тех

холопей имати новыя кабалы по сему государеву указу, а старые

кабалы у них взяти в приказ, а воли по тем старым кабалам тем их

холопем не давати.

49. А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех

людех запрется, и скажет, что у него тех людей нет, и в тех людех

тот ответчик отцелуется, а после того те люди объявятся у него, а

истец тех своих людей у него вымет, и таким ответчиком за то, что

он накриве крест поцеловал, чинити указ против того, как написано

в суде о крестьянех выше сего.

50. А будет которой ответчик про чюжого холопа в ответе

скажет, что у него тот чюжой холоп был, да збежал до исцова

челобитья, и живет он в и(ы)ном городе. и тому ответчику того

чюжаго беглого холопа велети сыскивати, и для сыску дати ему

поверстной срок по указу. Да как он того чюжаго холопа сыщет, и

ему поставити его в Холопье приказе, а ис Холопья приказу того

холопа отдати тому, у кого на него крепость будет старее.

51. А которые ответчики в беглых в чюжих холопех не запрутся

же, а скажут, что от них тех люди збежали же, а где они живут,

того не ведают, и тем людем тех беглых людей сыскивати же, а

сроку давати им впервые на два месяца, а в другой после дву

месяцев на четыре месяца, а будет в полгода не сыщет, и им дати

третей срок другую полгода. А давати такия болшия сроки тем

ответчиком, которые скажут беглых людей в далних городех. А будет

кто и во все в три сроки беглых людей не поставит, и на них взяти

денгами по государеву указу за всякого человека по пятидесят

рублев и отдати исцу. А будет ответчик того человека сыщет, и

того человека отдати исцу, а денги пятьдесят рублев взяв у исца,

отдати ответчику.

52. А которые люди учнут у себя холопей держати по отцовским

кабалам, а отцы их померли, и тех отцовских людей от них отпущати

на волю, а с воли те люди кому дадут на себя служилыя кабалы,

тому они будут и холопи.

53. А кто старинного своего холопа или рабу отпустит на волю

при себе, или по смерти его таких старинных холопей по его

приказу отпустят прикащики его, и впредь до тех людей детем его и

братии и племянником дела нет.

54. А кто у кого за холопа поимается и приведет того холопа

к роопросу в Холопей приказ, и после роспросу на того холопа

подаст челобитную о суде, а тот, у кого он за того холопа

поимается, учнет говорити, что он тому холопу в ответе не верит,

и учнет в том холопе сам отвечати, и ему в том дати на волю, а

холопу у суда быти же. А будет тот ответчик скажет, что холоп сам

за себя отвечает, и против исцовы исковой челобитной велети

холопу отвечати и с суда, прав ли или виноват будет, верити

холопу, что ни станет в суде говорити.

55. А которые люди к кому приставя в беглых людех и в сносе

подъписав челобитную, или приставную память, не станут искати

неделю, или ответчики дав по себе поруку к суду да не учнет

отвечати неделю же, и тем исцом или ответчиком указ чинити по

тому же, как о том писано выше сего в судной статье.

56. А которые всяких чинов люди станут искати на холопех

холопъства, а кабалу положит на того холопа 120-го году за дьячею

рукою и за подьячих справкою, хотя тех кабал и книг нет, или

будет которыя кабалы у кого взяты на холопей и старее того, а те

кабалы за дьячьими же руками и за подьяческими справками, а книг

на те кабалы нет же, и тем кабалам верить и людей по тем кабалам,

на чье имя те кабалы писаны, отдавать потому, что те кабалы

писаны до тех мест, как на Московском государстве учинился

блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михайло

Феодоровичь всеа Русии.

57. А которые люди учнут на ком искать беглых людей, а сносу

втепоры искать не учнет, а в и(ы)сковой челобитной напишет, что

он сносу учнет впередь искать доискався холопства, и таким исцом

после того в сносе суда не давать.

58. А которые люди будучи в городех по воеводствам и по

приказом, возмут на кого служилые кабалы в тех же городех, и те

кабалы не в кабалы, потому что воеводам и приказным людем, будучи

в городех, ни на кого служилых кабал и никаких крепостей имати не

велено.

59. А будет кто на ком ищет холопства, и после суда тех

спорных холопей давать на поруки з записми мимо исца и ответчика.

А будет по ком поруки не будет и тех холопей до вершения судного

дела держать приставу.

60. А которой боярской человек, или раба, которому исцу или

ответчику крепчае, и по суду доведется отдать мужа, а тот будет

холоп женат, отдать с ним и жена. А будет доведется отдать кому

по крепости жену, а у нея есть муж, отдать за жонкою и мужа да с

них же взять головные пошлины.

61. А в приданые давати и женам, и детем, и внучатом, и

правнучатом в надел в духовных и в даных и в рядных писати полных

и докладных и купленых людей и полонеников иных земель. И кому

такие люди будут в приданые или в надел даны, и тем людем такие

люди крепки и женам их, и детем, и внучатом, и правнучатом а

кабалных людей в приданые не давать и в духовные и в рядные и в

даные не писать. А будет кто кому кабалного холопа или рабу в

приданые даст, или в духовную, или в рядную, или в даную напишет,

а таким кабалным холопем и рабам давать волю.

62. А кто кому старинных своих или купленых людей даст в

приданые за сестрою, или за дочерью, и судом Божиим тоя его

сестры или дочери не станет, а детей после их не останется, и тех

умерших мужьем таких приданых людей по рядым записям отдавати тем

людем, кто их в приданые даст, хотя будет у кого приданые жонки,

или девки замуж выданы, а мужики поженилися, и их отдать совсем

по тому, по правилу Святых Апостол и Святых Отец жены с мужем

розводить не велено, где муж, тут и жена, кому жена, тому и муж.

63. А которые люди отходя сего света напишут в духовной

кабалных своих людей по своем животе жене и детем своим, а те его

кабалные люди у жены и у детей его жить не похотят, и учнут по

смерти бити челом в холопство кому иному, и служилые кабалы на

себя дадут, и те люди тому и крепки, кому они после смерти

первого своего боярина дадут на себя кабалы. А духовным прежних

их бояр не верить, потому что всяких чинов людем холопи крепки по

кабалам по смерть бояр своих, а женам их и детем те холопи по

прежним кабалам некрепки, и отпускать таких холопей после умерших

на волю.

64. А которые люди отходя сего света в духовную жене, или

детем своим в наделок людей своих напишет их старинными, или

иными какими крепостными, а не кабалными, и та духовная будет

свидетельствована, а у свидетелства та духовная будет не

оспорена, а после того с кем в тех людех, или с теми холопи

умершаго у жены и у детей спор учинится, а на старину крепостей

опричь духовныя на тех холопей не положат, а холопи учнут

оказывать, что они у того, кто их в духовной своей написал в

наделок жене своей или детем, служили по кабалному холопству, и

тех холопей роспрашивати, где на них и в котором году кабалы

иманы. Да будет те спорные холопи скажут про то, где на них, и в

котором году кабалы взяты, и против тех их речей сыскати про них

кабалными записными книгами. Да будет на тех спорных людей в

кабалных записных книгах кабалы в записке объявятся, а иманы на

них те кабалы имянем того, кто их в духовной напишет жене и

детем, и тех холопей того умершаго от жены и от детей свободити,

и дать им воля. А будет на тех людей в записных кабалных книгах

кабал в записке не объявится, и тех холопей по духовной отдати

тому, кому они после умершаго в духовной его будут написаны.

65. А которые холопи после умерших своих бояр будут отпущены

на волю, и с воли учнут приставливать умерших своих бояр к женам

и к детем в животах, в грабежах, для того что они отпущены без

животов, и тем холопем в том суда не давати.

66. А которые боярские люди в прошлых во 141-м и во 142-м

годех з бояры своими были на государеве службе под Смоленским, и

на боех, и в загонех взяты были в полон в Литву, и ис полону

вышли, и тем боярским людем для полонского терпения дана воля, и

жены их отданы им же, а детем их, которые у кого в холопстве

породилися, и на которых их детей у кого есть кабалы и иные

крепости, велено быть во дворех в холопстве попрежнему. А которые

боярские люди ис под Смоленска, и с и(ы)ных государевых служеб от

бояр своих збежали в казаки, или в и(ы)ное какое воровство, и в

воровстве взяты в полон, и ис полону вышли, и тем боярским людем

велено быть во дворех у прежних же своих бояр. А которые боярские

люди бегали с службы, и служили у иных дворян и детей боярских, и

у всяких людей, и были в полону же, и тех холопей велено отдавати

прежним их бояром по старым крепостям. А ныне и впередь о таких

холопех указ чинить по томужь, как указано преже сего.

67. А которые холопи или рабы збежав от кого постригутца,

или которые холопи в бегах станут в попы, или во дьяконы, а те

люди, от кого они збежат, учнут за них иматца, и похотят на них

искати холопства и сносу, и на таких беглых людей бояром их в

холопстве и в сносе давать суд в Холопъе приказе. Да будет по

суду и по сыску на таких беглых людех холопства и сносу доищутца,

и на них снос доправя, отдати исцом, а их отослати к патриарху,

или в котором городе ко властем, а патриарх и иные власти учинят

об них указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец.

68. А будет такие беглые люди чернеческое платье или скуфьи

сами на себя положат, и сыщетца про то подлинно, и с них по сыску

чернеческое платье и скуфьи сняв, отдать в холопство тем людем,

от кого они збежат.

69. А которые литовские полоняники женаты в боярских дворех

на руских крепостных и на старинных робах, или которые жонки или

девки литовские полонянъки в бояръских дворех выданы замуж за

крепостных, или за кабалпых холопей, а в приводе те литовские

полоняники и полонянки перед бояры в роспросе сказалися, что они

в Литву итти, и у тех своих бояр, где они поженилися на русских,

и полонянки, которые выданы замуж за русских, жить не хотят, и те

литовские полоняники с женами с рускими жонками, и полонянки с

мужьями, с рускими людьми из боярских дворов и ото всяких чинов

людей свобожены и велено жить им на воле, где кто похочет. А

которые литовские полоняники были у записки перед бояры, а

похотели жить у тех же, у кого преже того жили, и те отданы тем

же людем, кто у кого живет. А впредь толко те полоняники и

полонянки учнут бити челом, чтоб им дати воля, и тех литовских

полоняников по тем запискам велено отдавати тем же людем, у кого

они жили. А ныне о таких литовских полоняникех и о полонянъках

чинить указ против того же, как об них указано напередь сего.

70. А иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у

себя во дворех в работе иноземцев же всяких розных вер, а руским

людем у иноземцев некрещенных, по крепостям и доброволно, в

холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м году ведомо

учинилося, блаженныя памяти великому государю царю и великому

князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии, и отцу его государеву,

блаженныя памяти, великому государю святейшему Филарету Никитичю,

патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве и в городех у

иноверных у некрещеных иноземцев служат православные християне, и

тем православным християном от иноверцов чинитца теснота и

осквернение, и многие бес покаяния, без отцов духовных помирают,

и в великой пост и в и(ы)ные посты мясо и всякой скором едят

неволею. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь

Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его государев блаженные жь

памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь патриарх

Московский и всеа Русии указали православных християн у иноземцев

некрещеных из дворов взять, и вперед тем православным христианом

у иноверных, у некрещеных у иноземцев, во дворех быти не велели,

чтоб в том христианским душам осквернения не было и бес покаяния

не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев некрещеных русским

людем во дворех не быть никоторыми делы. А будет которые русские

люди учнут у некрещеных иноземцев во дворех служити по крепостям,

или доброволно, и тех сыскивая, чинити им жестокое наказанье,

чтоб им и иным таким не повадно было так делати.

71. А которые иноземцы розных вер некрещены живут на Москве

и в городех у иноземцев же некрещеных розных же вер по купчим,

или полоняники, и похотят те иноземцы креститися в православную

християнскую веру, и учнут о том бити челом государю, чтобы

государь пожаловал велел их, взяв у тех иноземцов, у кого они во

дворех живут, крестити в православную християнскую веру, и по

тому челобитью тех иноземцов крестити в православную

християнъскую веру, а окупу за них давать иноземъцом по

пятинатцати рублев за человека, и платить те денги им собою. А

будет у иноземцов в купчих, как они их купили, написано будет

болши пятинатцати рублев, и тем купчим не верить потому, что в

купчих денги пишут с прибавкою.

72. А в городех воеводам и всяким приказным людем и губным

старостам давать на холопей служилые кабалы за своими руками, а

не за печатьми. И выбирати в губные старосты, которые грамоте

умеют, а кто грамоте не умеет, и тех в губные старосты не

выбирать, А будет в котором городе воевода или приказной человек

грамоте не умеет, а губного старосты в том городе нет, и тем

воеводам и приказным людем на холопей служилых кабал никому не

давать, а имать тех городов всяких чинов людем на холопей

служилые кабалы в и(ы)ных городех, в которых городех будут

воеводы и приказные люди, которые грамоте умеют и где будут

губные старосты.

73. Да и кабалные записные книги из городов присылати к

Москве воеводам и приказным людем и губным старостам за своими же

руками, а не за печатьми ежегод. А которые кабалные книги учнут

присылать к Москве из городов воеводы и приказные люди и губные

старосты за своими печатьми, а рук их у тех книг не будет, и тем

книгам и кабалам, которые будут за печатьми, а не за руками, не

верить, а верить тем книгам и кабалам, у которых будут воеводские

и приказных людей и губных старост руки.

74. А которые люди в Холопье приказе положат купчие на

татар, и бьют челом, чтобы те купчие в Холопье приказе записати в

книги, а татарове, на кого имянем те купчие написаны, тех купчих

не лживят, и те купчие в книги записати. А будет в тех купчих

учинится какой спор, и те купчие записывати, по сыску, будет

доведется, а будет по сыску те купчие нарядные, или писаны за

очи, и тех купчих в Холопье приказе в книги не записывати, а

чинити по них указ, до чего доведется.

75. А которые люди положат в суде на одного холопа две

кабалы московские и в книги те обе кабалы записаны, а в рожей и в

приметы тот человек сойдется с книгами по одной кабале, а по

другой не сойдется, и того спорного человека отдати в холопи по

той кабале, по которой он с книгами в рожей и в приметы сойдется,

хотя будет та кабала и после тоя кабалы взята, по которой кабале

тот холоп в приметы с книгами не сойдется.

76. А впредь с нынешнего Уложения для таких споров холопьи

приметы описывати в кабалах имянно. чтобы всякой человек холопу

своему приметы ведал, а как холопьи приметы в кабалах будут

описаны имянно, и впредь ни у кого таких споров о холопех не

будет.

77. А кто старинных своих, или купленых людей напишет в

духовной своей кому в наделок, и духовная будет свидетельствована

и запечатана, и те люди не хотя жити у тех людей, кому они в

духовной будут написаны, збежав от них, дадут на себя служилые

кабалы иному кому, и тех старинных и купленых людей отдавати тем

людем, кому они в духовной написаны, а кому они после духовных

дадут на себя кабалы внов, и те кабалы не в кабалы.

78. А которой холоп бьет челом кому в холопство, и служилую

кабалу на себя напишет, и тот, кому он в холопство бьет челом,

приведет его с тою кабалою для записки в Холопей приказ, а иной в

те же поры учнет на того холопа бити челом, что тот холоп

напередь того ему в холопство бил челом и служилую кабалу на себя

ему дати хотел, и он ему и жалованье дал, и таким челобитчиком

отказывати, а давати на таких холопей кабалы тем людем, кто их в

приказ с кабалою приведет. А кто холопу жалованье даст не взяв

кабалы, и он то сам от себя потерял, не взяв кабалы, не давай

жалованья.

79. А кто истец, или ответчик в суде на холопа никакой

крепости не положит, и ничего про крепости не скажет, а после

суда на того спорного холопа крепости объявит, и у таких людей

после суда к судным делам крепостей не приимати, а вершити те

судные дела по тому, что в суде положено.
Ответить с цитированием