Карфагенский политик
Неизвестно, чем занимался Ганнибал в годы, непосредственно следовавшие за подписанием мирного договора. Благодаря Сципиону Ганнибал смог остаться на свободе, хотя римляне ещё в 218 году до н. э. требовали выдачи его как зачинщика войны. Согласно Диону Кассию, его привлекли к суду за то, что он не овладел Римом и присвоил себе военную добычу. Ганнибала, несмотря на поражение, продолжали считать национальным героем[199]. Он не подвергся никаким наказаниям за поражение благодаря тому, что группировка Баркидов сохранила своё влияние, и к тому же Карфагену был необходим полководец, способный удержать наёмников, чтобы не повторилась ситуация после окончания первой Пунической войны. Корнелий Непот писал, что он по-прежнему возглавлял армию. Однако упоминание о младшем брате Ганнибала, Магоне, якобы служившем под его началом, хотя точно известно, что Магон умер в 203 г. до н. э., делает это утверждение недостоверным. Непот также писал, что Ганнибал продолжал вести войну в Африке вплоть до 200 года до н. э., но непонятно, против кого. Римский писатель Секст Аврелий Виктор передал легенду о том, что Ганнибал, опасаясь, что в мирное время его солдаты могут морально разложиться, заставил их трудиться на оливковых плантациях. По-видимому, Ганнибал официально возглавлял армию до 199 года до н. э.

Антиох III Великий
В 196 году до н. э. Ганнибал был избран суффетом — высшим должностным лицом Карфагена[203]. Имя его товарища по должности неизвестно. Есть предположение, что Ганнибал стал в этот год единственным суффетом. Сначала он добился с помощью Народного собрания того, чтобы судьи избирались каждый год, причём судья не мог занимать должность два срока подряд. До этой реформы должность судьи была пожизненной, а проход в судейское сословие осуществлялся после занятия должности, которую Тит Ливий по аналогии с Римом именует квестором. Реформа была направлена против олигархов с целью лишить совет старейшин реальной власти. Эта реформа была важной внутриполитической победой Ганнибала.
Карфагену не хватало денег для выплаты контрибуции Риму, и правительство планировало ввести новый налог. Тогда Ганнибал, проверяя финансовые отчётности, обнаружил большое количество нарушений и махинаций, которые позволяли олигархам наживаться за счёт казны. Перед народным собранием Ганнибал заявил, что заставит олигархов вернуть присвоенные суммы. Олигархи, по-видимому, были вынуждены вернуть какую-то часть денег[207]. Этими действиями Ганнибал нажил много врагов. Представители враждебной Баркидам фракции в совете обвинили в Риме Ганнибала в тайных сношениях с сирийским царём Антиохом III, целью которых было развязывание войны с Римом. Римский сенат принял решение отправить посольство, которое должно было призвать Ганнибала к ответу перед Советом старейшин. Ганнибал предвидел вероятность того, что ему придётся бежать, и успел приготовиться. Ночью Ганнибал выехал верхом в своё приморское имение, где уже стоял в готовности корабль[208]. На этом судне Ганнибал доплыл до острова Керкина. На вопросы узнававших его он отвечал, что направляется с важной миссией в Тир. С Керкины Ганнибал уплыл в Тир, который в это время входил в державу Селевкидов.
Изгнание

Римская республика и империя Селевкидов в 200 году до н. э.
В Тире Ганнибал завёл ряд знакомств, впоследствии оказавшихся полезными. Затем он отправился в Антиохию, где намеревался встретиться с царём Антиохом III, но сирийский царь уже выехал в Эфес. К осени 195 года до н. э. Ганнибал наконец встретился с Антиохом в Эфесе.
Антиох вёл в то время «холодную войну» с Римом. Он проводил завоевательную политику, всё более приближаясь к находящейся под римским протекторатом Греции. Антиох опасался возрастания влияния Ганнибала, которое непременно бы произошло, если бы Антиох назначил Ганнибала главнокомандующим.
Зимой 194/193 годов до н. э. Антиох начал переговоры с Римом, надеясь заставить римлян признать его территориальные приобретения. Однако переговоры ни к чему не привели. Осенью 193 года до н. э. переговоры возобновились, но закончились ссорой. Римский посол Публий Виллий Таппул пытался выведать планы Ганнибала, а заодно и скомпрометировать его в глазах Антиоха. Тит Ливий, а следом за ним Аппиан и Плутарх передают рассказ о встрече Ганнибала и Сципиона, произошедшей в Эфесе в конце 193 года до н. э. Вот как выглядит рассказ об этой встрече в изложении Плутарха:
Цитата:
«Рассказывают, что в Эфесе они встретились ещё раз, и когда они вместе прогуливались, Ганнибал шёл впереди, хотя почётное место более приличествовало Сципиону как победителю, но Сципион смолчал и шёл как ни в чём не бывало. А потом он заговорил о полководцах, и Ганнибал объявил, что лучшим из полководцев был Александр, за ним Пирр, а третьим назвал себя. И тут Сципион, тихо улыбнувшись, спросил: „А что бы ты сказал, если бы я не победил тебя?“ — на что Ганнибал ответил: „Тогда бы не третьим, а первым считал я себя среди полководцев“».
|
Ганнибал предложил Антиоху отправить в Африку экспедиционный корпус, который должен был подтолкнуть Карфаген к войне с Римом. Он отправил в Карфаген своего агента, тирийского купца Аристона, который должен был вести агитацию. Но римляне узнали про его план, и он провалился. После эфесской встречи положение Ганнибала при дворе сирийского царя ухудшилось. Антиох стал подозревать его в проримских симпатиях. Ганнибал развеял его сомнения, рассказав про свою клятву, но их отношения не стали намного лучше. В начале 192 года до н. э. Ганнибал предложил Антиоху сосредоточить войска в Эпире и начать подготовку ко вторжению в Италию.
В 192 году до нашей эры началась Сирийская война: Антиох повёл свою армию в Грецию, но потерпел поражение при Фермопилах и был вынужден отступить в Азию. Между тем и сирийский флот серьёзно пострадал в боях с римским флотом. Поэтому Антиох отправил Ганнибала в Тир, поручив ему собрать и оснастить новую эскадру[224]. Ганнибал собрал флот и двинулся в Эгейское море. Близ устья реки Эвримедонт родосский флот встретил флотилию Ганнибала. В завязавшемся сражении родосцы нанесли поражение финикийцам и блокировали их флот в Коракесии[225]. Между тем сирийские войска под командованием Антиоха потерпели в январе 189 года до н. э. поражение при Магнесии. Царь был вынужден заключить мир на условиях римлян, одним из которых была выдача Ганнибала.
Последние годы жизни
Узнав об этом, Ганнибал, по-видимому, уплыл в город Гортина на Крите. Упоминание о его пребывании на Крите есть лишь у Корнелия Непота[227] и Юстина. В связи с этим есть легенда о том, как Ганнибал прятал своё золото от алчных критян:
Цитата:
«Тут этот самый хитрый человек на свете заметил, что угодит в большую беду из-за алчности критян, если не придумает какой-нибудь выход. Дело в том, что он привёз с собой большие богатства и знал, что слух о них уже распространился. Тогда он придумал такой способ: взял множество амфор и наполнил их свинцом, присыпав сверху золотом и серебром. Эти сосуды в присутствии знатнейших граждан он поместил в храме Дианы, притворись, будто вверяет своё состояние честности критян. Введя их в заблуждение, все свои деньги засыпал он в медные статуи, что привёз с собою, и бросил эти фигуры во дворе дома. И вот критяне с великим рвением охраняют храм не столько от чужаков, сколько от Ганнибала, опасаясь, чтобы он без их ведома не извлёк сокровища и не увёз их с собой».
|
После этого Ганнибал отправился в Армению, провозгласившую независимость от империи Селевкидов. Царь Армении Арташес I по совету Ганнибала основал город Артаксату[231] и поручил ему руководство строительными работами.
Примерно в 186 году до н. э. Ганнибал перебрался к царю Вифинии Прусию, который в это время начал войну с пергамским царём Эвменом, союзником римлян. Об участии Ганнибала ничего достоверно не известно, но Корнелий Непот передаёт рассказ о его хитростях в морском бою с пергамским флотом.
Цитата:
«Когда обе эскадры построились, но не был дан ещё сигнал к бою, Ганнибал выслал вперед гонца с жезлом, дабы открыть своим людям местонахождение Эвмена. Подплыв к судам противника, посол предъявил письмо и заявил, что должен вручить его царю. Поскольку никто не усомнился, что в послании содержатся какие-то мирные предложения, его тотчас доставили к царю, а он, обнаружив для своих корабль командующего, возвратился туда, откуда прибыл. Эвмен же, вскрыв письмо, не нашёл в нём ничего, кроме оскорблений. Изумляясь и недоумевая о цели такого посольства, он всё же не замедлил тотчас начать бой. При столкновении противников вифинцы, следуя наказу Ганнибала, дружно атаковали судно Эвмена. Оказавшись не в состоянии выдержать их натиск, тот стал искать спасения в бегстве, и не нашёл бы его, если бы не укрылся в одной из своих укреплённых гаваней, которые были расположены на ближайшем берегу. Остальные пергамские корабли всё ожесточённее теснили противника, как вдруг на них посыпались глиняные горшки, о которых я упомянул выше. Эти метательные снаряды сначала вызвали у бойцов смех, поскольку невозможно было понять, что всё это означает. Когда же они увидели, что суда их кишат змеями, то пришли в ужас от нового оружия и, не зная от чего спасаться в первую очередь, пустились в бегство и возвратились на свои стоянки. Так Ганнибал хитроумно одолел пергамскую рать. И не только в этом бою, но и во многих других уже сухопутных сражениях побеждал он неприятеля с помощью таких же уловок».
|

Монета царя Вифинии Прусия
В это время Прусий вознамерился основать новую столицу своего царства, которая должна была располагаться южнее старой[234]. Неизвестно, кому принадлежала идея построить город в предгорьях горы Улудаг. Город получил название Пруса, а сегодня носит название Брусса. Считается, что первый камень в его основание заложил сам Ганнибал.
В 183 году до н. э. Эвмен отправил послов в Рим. Послы заявили, что вифинский царь Прусий обратился за помощью к Филиппу Македонскому, и в свою очередь просили помощи. Сенат решил отправить Тита Квинкция Фламинина в Вифинию. Плутарх, Аппиан и Тит Ливий писали, что римляне не знали о том, что Ганнибал находится при дворе Прусия, а Фламинин узнал об этом уже в Вифинии[236][237][238]. Корнелий Непот писал другое: Фламинин узнал об этом в Риме от вифинских послов и донёс об этом сенату, и сенат отправил его в Вифинию[239]. В Вифинии Фламинин потребовал от Прусия выдачи Ганнибала. Возможно, сам Прусий выдал Ганнибала, желая выслужиться перед римлянами[240]. Вифинские солдаты окружили укрытие Ганнибала в Либиссе, чуть западнее Никомедии. Ганнибал послал проверить пути отступления. Все выходы были блокированы воинами Прусия. Тогда Ганнибал принял яд из перстня, который на всякий случай носил при себе.
Хронология жизни Ганнибала (247—183 до н. э.)
Личность

Статуя Ганнибала около дворца Шёнбрунн, Вена
Римский историк Тит Ливий так описывал Ганнибала:
Цитата:
«Никогда ещё душа одного и того же человека не была так равномерно приспособлена к обеим, столь разнородным, обязанностям — повелеванию и повиновению; трудно было поэтому различить, кто им более дорожил, главнокомандующий ли, или войско. Никого Гасдрубал не назначал охотнее начальником отряда, которому поручалось дело, требующее отваги и стойкости; но и воины ни под чьим начальством не были более уверенны и более храбры. Насколько он был смел, бросаясь в опасность, настолько же был он осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, при котором он уставал бы телом или падал духом. И зной и холод он переносил с равным терпением; ел и пил столько, сколько требовала природа, а не для удовольствия; распределяя время для бодрствования и сна, не обращая внимания на день и ночь, — он уделял покою те часы, которые у него оставались свободными от работы; притом он не пользовался мягкой постелью и не требовал тишины, чтобы легче заснуть; часто видели его, как он, завернувшись в военный плащ, спал среди воинов, стоявших на карауле или в пикете. Одеждой он ничуть не отличался от ровесников; только по вооружению да по коню его можно было узнать. Как в коннице, так и в пехоте он далеко оставил за собой всех прочих: первым устремлялся в бой, последним после сражения оставлял поле. Но в одинаковой мере с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности, его вероломство превосходило даже пресловутое „пуническое“ вероломство. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святыни».
|
Это «программный портрет» Ганнибала, который представлен у римских историков. Они описывали личность Ганнибала предвзято и необъективно. Признавая его военный талант, они спешат подчеркнуть его недостатки. Это может быть следствием традиционного римского консерватизма. Римские историки подчёркивали достоинства римлян и отсутствие таковых у противника[246].
В римской историографии появились определённые стереотипы описания Ганнибала, которые ясно видны в описании Тита Ливия[245]. Греческий историк Полибий попытался в своём сочинении опровергнуть некоторые обвинения римских авторов.
Эти обвинения включают в себя жадность, жестокость и зверства, сексуальную распущенность и каннибализм[246]. Полибий писал, что обвинения в жадности он слышал от политических противников Баркидов и Массиниссы. По поводу жестокости Полибий считал, что нельзя судить о жестокости полководца, игнорируя конкретные обстоятельства её применения. Многие проявления жестокости Ганнибала, описанные римскими историками, «это жалкие выдумки, сами себя опровергающие», но некоторые обвинения правомерны. При этом римские авторы не останавливают своё внимание на проявлениях жестокости со стороны римских полководцев.
Личная жизнь
О личной жизни Ганнибала известно мало. Тит Ливий сообщил, что время своего пребывания в Испании Ганнибал женился на иберийке родом из Кастулона, но имени её не назвал. Поэт Силий Италик называет её Имилькой. Ганнибал оставил её в Испании, когда уходил в Италийский поход и больше никогда с ней не виделся.
Среди обвинений, выдвинутых римскими историками против Ганнибала, есть обвинение в сексуальной распущенности. Так, Аппиан обвинял Ганнибала в том, что он «предаётся роскоши и любви» в Лукании, а Плиний писал, что в Апулии «есть город под названием Салапия, известный, потому что там у Ганнибала была совершенно особенная проститутка».
Полководческий талант
Ганнибал является одним из крупных полководцев Древнего мира, внёсшим значительный вклад в развитие военного искусства. Стратегия Ганнибала характеризуется умением правильно оценивать военно-политическую обстановку и использовать противоречия в лагере противника; заботой о тыле армии; обеспечением устойчивости коммуникаций и баз снабжения; тщательной организацией разведки и глубоким изучением поля битвы и театра военных действий; всесторонней подготовкой и обеспечением продолжительных переходов войск. Основой армии Ганнибал считал сухопутные войска, главной ударной силой которых была кавалерия. Характерными чертами тактики Ганнибала являются хорошее знание противника и умение использовать его слабые стороны; тщательная подготовка битвы; смелый манёвр силами и стремление к полному разгрому противника; умелое применение внезапности и новых способов действий; учёт особенностей местности. Венцом полководческого искусства Ганнибала является битва при Каннах, ставшая новым этапом в развитии тактики, первым примером окружения крупных сил противника и его полного уничтожения.
Религиозные взгляды
Римские историки обвиняли Ганнибала в вероломстве и неуважении к богам. При этом Тит Ливий противоречит себе, описывая, как Ганнибал поклоняется финикийским богам. Так, Тит Ливий писал, что перед тем, как покинуть Испанию, Ганнибал ездил в Гадес, чтобы вознести дары по обету Мелькарта и «взять на себя новый обет». Мелькарт занимал особое место в семейном пантеоне Баркидов. Историк Д. Пикард считал, что Ливий, часто приводящий примеры религиозности Ганнибала, просто повторил упрёк, зародившийся среди его врагов-карфагенян, и не сумел его критически оценить, потому что плохо разбирался в тонкостях теологических споров карфагенян. По другой версии, Ливий повторил появившееся среди римских историков обвинение в безбожии. В трудах римских историков приводятся и другие примеры религиозности Ганнибала. После перехода через Альпы Ганнибал вознёс благодарственные молитвы. В Италии он демонстрировал уважение к религиозным святыням и не раз спасал храмы от разрушения своими же солдатами. В храме Юноны Лацинии в Кротоне он оставил на алтаре богини надпись с перечислением совершённых подвигов[260].
Литературное наследие
К вифинскому периоду жизни Ганнибала относятся приписываемые ему сочинения. Корнелий Непот писал:
Цитата:
«Добавим, что этот великий муж, обременённый великими военными предприятиями, не жалел времени на учёные занятия, ибо после него осталось несколько сочинений на греческом языке, в том числе книга к родосцам о деяниях Гнея Манлия Вульсона в Азии».
|
Первый известный текст — послание Ганнибала к родосцам в связи с политикой Гнея Манлия Вульсона в Малой Азии. Послание не могло быть написано намного позже 189 года до н. э., когда Вульсон начал Галатскую войну. Ганнибал в своём письме, скорее всего, обращал внимание родосцев на жестокости, творимые римскими солдатами. Текст не сохранился до нашего времени.
До нас дошло фальшивое послание Ганнибала к афинянам на папирусах, ныне хранящихся в Гамбурге. В нём автор от имени Ганнибала представляется «царём карфагенян» и призывает начать восстание греков против Рима. Современные исследователи пришли к выводу, что этот документ был написан между 190 и 185 годами до н. э. Возможно, это письмо было написано и получило распространение сразу после смерти Ганнибала.
Память
Плиний Старший писал, что в его время (середина I века) недалеко от места, где Ганнибал покончил с собой, ещё можно было видеть могильный холм. Византийский историк Цец упоминал, что в правление Септимия Севера, который происходил из Африки, холм был обнесён беломраморной облицовкой. Это событие вполне могло иметь место, так как Септимий Север в 193—195 годах находился близ этих мест, осаждая Византий, где находились сторонники его соперника Песценния Нигера.
Римские историки описывали личность Ганнибала предвзято и необъективно. Признавая его военный талант, они спешат подчеркнуть его недостатки. В римской историографии сложились определённые стереотипы описания Ганнибала, которые ясно видны в описании Тита Ливия. Римская историография, начиная с Ливия, отказалась от критического осмысления сложившего образа, в результате чего образ Ганнибал приобрёл карикатурные черты «военного преступника». Особое значение в его характеристике заняло вероломство, которое, по мнению римлян, сочеталось с характерной чертой всех финикийцев («пунийское вероломство»). Этот эпитет позже стали ассоциировать именно с Ганнибалом, так что Овидию, жившему во времена Августа, не нужно было называть имя, чтобы читатели поняли, о ком он говорит. Также важное место в характеристике Ганнибала в римской традиции заняла его жестокость. Цицерон, сравнивая Ганнибала с Пирром, противопоставлял жестокость первого человечности и мягкосердечию последнего. В том же I веке до н. э. римские писатели сравнивали времена гражданских войн и Ганнибалову войну. Флор в пересказе Тита Ливия отмечал, что вторжения Пирра и Ганнибала принесли Италии меньше горя и разрушений, чем Союзническая война. Цицерон сравнивал поход Цезаря на Рим в 49 году до н. э. с походом Ганнибала, а Марка Антония называл вторым Ганнибалом, нанёсшим больше вреда Италии, чем его предшественник[274]. Лукан сопоставил переход Ганнибала через Альпы и переход Цезаря через Рубикон как два равнозначных подвига. Гораций писал, что Ганнибал был менее опасен, чем продолжавшиеся гражданские войны.
С началом принципата негативный образ Ганнибала стал постепенно тускнеть. Город Карфаген был восстановлен и заново отстроен в I веке до н. э. Когда Римская империя вступила в эпоху расцвета, уже не требовался пугающий образ карфагенского полководца, однако некоторые стереотипы сохранились[277]. Уже Ювенал излагал историю походов Ганнибала в ироническом и насмешливом духе[278].
В эпоху классицизма образ Ганнибала был не очень популярным. Вероятно, это объясняется тем, что в художественной портретистике господствовало эпическое начало и исторические персонажи представали в первую очередь как действующие лица великих битв. Литературный образ Ганнибала «оказался… заперт в рамках единственного амплуа — амплуа эпического героя, трагически гибнущего в последнем акте». Он упоминается в пьесе Пьера Корнеля «Никомед» и является главным героем пьесы Тома Корнеля «Смерть Аннибала». Показать внутренний трагизм судьбы карфагенского полководца попытался Мариво, но эта попытка не увенчалась успехом.
На рубеже XVIII и XIX веков происходит резкий поворот в трактовке образа Ганнибала. Уже Монтескье в «Размышлениях о причинах величия и падения римлян» обнаружил некоторое сходство Карфагена с современной ему Англией. Шатобриан развил это сравнение, проведя параллель между герцогом Мальборо и Ганнибалом. Кардинальный же пересмотр роли и значения Ганнибала пришёлся на наполеоновскую эпоху[280]. Этот пересмотр нашёл своё отражение в официальной портретистике того времени. Художник Давид в левом углу своей картины «Наполеон при переходе через Сен Бернар» начертал имена Ганнибала и Каролинга. Винченцо Монти в «Прометее» (1797) назвал Наполеона «вторым Ганнибалом и освободителем Италии». Сам Наполеон, находясь на острове Святой Елены, сравнивал себя с Ганнибалом. Лишь со второй половины XIX века Ганнибалом заинтересовались историки.
Художественная литература
Ганнибал оставил большой след в искусстве и культуре, как человек, повлиявший на ход европейский истории. Его переход через Альпы остаётся одним из самых монументальных военных подвигов древности, который вдохновлял многих (в том числе деятелей искусства).
Ганнибалу посвящены несколько исторических романов, в частности «Ганнибал» Джека Линдсея, «Ганнибал, сын Гамилькара» Георгия Гулиа, «Слоны Ганнибала» Александра Немировского, «Ганнибал» Р. Лекки (англ.)русск.[282] и «Я шёл с Ганнибалом» (нем.)русск. Ганса Баумана (нем.)русск.[283].
Кинематограф
Год Фильм Примечания
2006 Ганнибал (Hannibal — Rome’s Worst Nightmare)[284] Телевизионный фильм производства BBC с Александром Сиддигом[285]
2005 Ганнибал против Рима[286] Американский документальный фильм производства National Geographic Channel
2005 Правдивая история Ганнибала[287] Американский документальный фильм
2001 Ганнибал — человек, который ненавидел Рим[288] Британский документальный фильм
1997 Великие битвы Ганнибала Английский документальный фильм
1996 Путешествия Гулливера Ганнибал является Гулливеру в магическом зеркале.
1959 Ганнибал (Annibale)[289] Итальянский художественный фильм с Виктором Матуре[290]
1955 Возлюбленная Юпитера[291] Американский художественный фильм с Говардом Килом[292]
1937 Сципион Африканский — поражение Ганнибала (Scipione l’africano)[293] Итальянский художественный фильм
1914 Кабирия[294] Итальянский немой художественный фильм
Примечания
↑ Ayrault Dodge Theodore Hannibal: A History of the Art of War Among the Carthaginians and Romans Down to the Battle of Pydna, 168 BC. — Da Capo Press, 1995.
Benz, Franz L. 1982. Personal Names in the Phoenician and Punic Inscriptions. P. 313—314
Baier, Thomas. 2004. Studien zu Plautus' Poenulus. P. 174
↑ Friedrich, Johannes, Wolfgang Röllig, Maria Giulia Amadasi, and Werner R. Mayer. 1999. Phönizisch-Punische Grammatik. P.53.
Brown, John Pairman. 2000. Israel and Hellas: Sacred institutions with Roman counterparts. P. 126—128
↑ Габриэль, 2012, с. 19
Габриэль, 2012, с. 20
↑ Seibert, 1993, p. 524
↑ Силий Италик, «Пуника», I, 73—80
↑ Кораблев, 1976, с. 12
↑ Лансель, 2002, с. 26
↑ Валерий Максим, IX, 3, 2
↑ Фабий Пиктор, Ганнибал, 2
↑ Аппиан, Ибер., 5
↑ Полибий, II, 1, 5
↑ Тит Ливий, XXI, 1, 4
↑ Полибий, III, 1
↑ Серов Вадим. Аннибалова клятва. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Проверено 2012-01—31. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Габриэль, 2012, с. 21
↑ Лансель, 2002, с. 74
↑ Полибий, II, 1, 6
↑ Габриэль, 2012, с. 23
Габриэль, 2012, с. 25
↑ Корнелий Непот, Ганнибал, 13
Лансель, 2002, с. 77
↑ Лансель, 2002, с. 75
↑ Дион Кассий, фрагмент 46
↑ Шустов В. Е. Войны и сражения Древнего мира. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — С. 250. — ISBN 5-222-09075-2
Диодор, XXV, 10, 3
↑ Лансель, 2002, с. 76
↑ Диодор, XXV, 10, 4
Диодор, XXV, 12
↑ Hoyos, 2003, p. 74
↑ Кораблев, 1976, с. 53
↑ Кораблев, 1976, с. 54
Аннибал, сын Амилькара // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Габриэль, 2012, с. 27
↑ Лансель, 2002, с. 79
↑ Полибий, III, 30, 2
↑ Лансель, 2002, с. 93
↑ Тит Ливий, XXI, 1, 2, 6
↑ Тит Ливий, XXI, 2, 1
↑ Лансель, 2002, с. 90
↑ Тит Ливий, XXI, 5, 4
↑ Полибий, III, 14, 3
↑ Тит Ливий, XXI, 5, 6
↑ Кораблев, 1976, с. 62
↑ Полибий, III, 14, 9
↑ Тит Ливий, XXI, 5, 17
↑ Лансель, 2002, с. 103
↑ Силий Италик, «Пуника», III, 97—105
↑ Тит Ливий, XXI, 6, 2
Полибий, III, 15, 7
↑ Габриэль, 2012, с. 112
↑ Лансель, 2002, с. 94
↑ Аппиан, Исп., 10
↑ Лансель, 2002, с. 95
↑ Тит Ливий, XXI, 7, 10
↑ Тит Ливий, XXI, 6, 8
↑ Полибий, XXI, 6, 8
↑ Аппиан, Исп., 12
↑ Тит Ливий, XXI, 18
Лансель, 2002, с. 102
↑ Габриэль, 2012, с. 133
Кораблев, 1976, с. 76
↑ Hoyos, 2003, p. 104
↑ Lazenby, 1994, p. 51
↑ Габриэль, 2012, с. 151
↑ Лансель, 2002, с. 106
↑ Габриэль, 2012, с. 149
↑ Полибий, III, 35, 1
↑ Лансель, 2002, с. 111
↑ Полибий, III, 35, 7
↑ Лансель, 2002, с. 110
↑ Полибий, III, 35, 2
↑ Тит Ливий, XXI, 24
↑ Лансель, 2002, с. 120
↑ Лансель, 2002, с. 122
↑ Лансель, 2002, с. 124
↑ Тит Ливий, XXI, 35, 9
↑ Лансель, 2002, с. 128
Лансель, 2002, с. 134
↑ Полибий, III, 54, 4—55
↑ Тит Ливий, XXI, 35, 10—37
↑ Полибий, III, 53, 9
↑ Тит Ливий, XXI, 35, 4
↑ Лансель, 2002, с. 136
↑ Полибий, III, 56, 4
↑ Лансель, 2002, с. 139
Кораблев, 1976, с. 89
↑ Полибий, III, 62
↑ Тит Ливий, XXI, 42
↑ Тит Ливий, XXI, 43—44
↑ Полибий, III, 65
↑ Тит Ливий, XXI, 46
↑ Полибий, III, 67
↑ Кораблев, 1976, с. 94
↑ Лансель, 2002, с. 145
↑ Кораблев, 1976, с. 99
↑ Лансель, 2002, с. 151
↑ Лансель, 2002, с. 154
↑ Кораблев, 1976, с. 100
↑ Полибий, III, 77, 1—2
↑ Тит Ливий, XXII, 2,2
↑ Кораблев, 1976, с. 108
↑ Полибий, III, 86, 1—5
↑ Тит Ливий, XXII, 8, 1
↑ Лансель, 2002, с. 161
Габриэль, 2012, с. 122
↑ Габриэль, 2012, с. 191
↑ Полибий, III, 96
↑ Hoyos, 2003, p. 62
↑ Габриэль, 2012, с. 194
↑ Габриэль, 2012, с. 195
↑ Плутарх, Фабий, 3
↑ Полибий, III, 87, 6—9
↑ Тит Ливий, XXII, 8, 6
↑ Полибий, III, 89, 1
↑ Тит Ливий, XXII, 12, 3—4
↑ Кораблев, 1976, с. 114
↑ Тит Ливий, XXII, 12, 4—5
↑ Тит Ливий, XXII, 13, 1
↑ Кораблев, 1976, с. 116
Плутарх, Фабий, 4
↑ Плутарх, Фабий, 8
Плутарх, Фабий, 9
↑ Плутарх, Фабий, 11
↑ Плутарх, Фабий, 12
↑ Кораблев, 1976, с. 128
↑ Тит Ливий, XXII, 36, 1—5
↑ Плутарх, Фабий, 14
↑ Тит Ливий, XXII, 51
↑ Полибий, III, 117, 6
↑ Тит Ливий, XXII, 51, 2
Лансель, 2002, с. 178
↑ Лансель, 2002, с. 160
↑ Кораблев, 1976, с. 162
↑ Лансель, 2002, с. 183
↑ Тит Ливий, XXIII, 15
↑ Плутарх, Марцелл, 11
↑ Тит Ливий, XXIII, 17, 4—7
↑ Лансель, 2002, с. 187
↑ Тит Ливий, XXIII, 18, 11—12
↑ Габриэль, 2012, с. 221
↑ Габриэль, 2012, с. 222
Лансель, 2002, с. 190
↑ Полибий, VII, 9
↑ Лансель, 2002, с. 192
↑ Тит Ливий, XXIII, 43—46
↑ Лансель, 2002, с. 193
↑ Кораблев, 1976, с. 166
↑ Кораблев, 1976, с. 167
Лансель, 2002, с. 199
↑ Тит Ливий, XXIV, 17
Плиний, Естественная история, XVI, 4
↑ Тит Ливий, XXV, 11
↑ Полибий, VIII, 24—34
↑ Лансель, 2002, с. 208
↑ Тит Ливий, XXVI, 8, 5
↑ Серов Вадим. Ганнибал у ворот. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Проверено 31 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Кораблев, 1976, с. 240
↑ Шустов, 2006, с. 270—271
↑ Кораблев, 1976, с. 241
↑ Кораблев, 1976, с. 251
↑ Плутарх, Фабий, 23
↑ Плутарх, Фабий, 21—22
↑ Плутарх, Марцелл, 29
↑ Шустов, 2006, с. 277
Тит Ливий, XXVII, 28
↑ Полибий, X, 33, 7
↑ Аппиан, Ганниб., 51
↑ Лансель, 2002, с. 228
↑ Шустов, 2006, с. 277—278
↑ Тит Ливий, XXX, 20
↑ Тит Ливий, XXVIII, 46
↑ Кораблев, 1976, с. 280
↑ Шустов, 2006, с. 281
↑ Шустов, 2006, с. 283
↑ Лансель, 2002, с. 269
Лансель, 2002, с. 271
↑ Лансель, 2002, с. 270
↑ Кораблев, 1976, с. 298
↑ Полибий, XV, 5, 3
↑ Тит Ливий, XXX, 29, 2
↑ Геродот, VII,146
↑ Шустов, 2006, с. 284—285
↑ Полибий, XV, 14
↑ Тит Ливий, XXX, 35
Кораблев, 1976, с. 300
↑ Аппиан, Лив., 49
Кораблев, 1976, с. 302
↑ Полибий, XV, 19
↑ Тит Ливий, XXX, 37
↑ Тит Ливий, XXX, 42—43
↑ Кораблев, 1976, с. 304
Лансель, 2002, с. 283
↑ Gavin De Beer, 1969, p. 290
↑ Дион Кассий, фрагмент 86
Габриэль, 2012, с. 282
↑ Корнелий Непот, Ганнибал, VII, 1—4
↑ Аврелий Виктор, О цезарях, 37, 3
↑ Габриэль, 2012, с. 283
↑ Тит Ливий, XXXIII, 46
↑ Лансель, 2002, с. 284
↑ Лансель, 2002, с. 285
Кораблев, 1976, с. 309
↑ Тит Ливий, XXXIII, 47, 2
↑ Тит Ливий, XXXIII, 47—48
↑ Лансель, 2002, с. 300
↑ Badian, 1959, p. 81
↑ Тит Ливий, XXXIV, 58, 2
↑ Тит Ливий, XXXV, 17, 2
↑ Тит Ливий, XXV, 14, 2—3
Полибий, III, 11, 2
↑ Плутарх, Фламинин, 21
↑ Тит Ливий, XXXIV, 61
↑ Аппиан, Сир., 8
Габриэль, 2012, с. 285
↑ Лансель, 2002, с. 307
↑ Тит Ливий, XXXV, 14
↑ Тит Ливий, XXXV, 19
↑ Полибий, III, 11, 3—9
↑ Корнелий Непот, Ганнибал, 2, 3—6
↑ Лансель, 2002, с. 315
↑ Тит Ливий, XXXVII, 23
↑ Полибий, XXI, 14, 7
Корнелий Непот, Ганнибал, 9
↑ Юстин, XXXII, 4, 3
↑ Страбон, XI, 14, 6
↑ Плутарх, Лукулл, 31, 4—5
↑ Снисаренко А. Б. Картина четвёртая // Властители античных морей.
↑ Лансель, 2002, с. 321
↑ Корнелий Непот, Ганнибал, 11
Лансель, 2002, с. 322
↑ Плиний, Естественная история, V, 148
↑ Плутарх, Фламинин, 20, 5
↑ Аппиан, Сир., 43
↑ Тит Ливий, XXXIX, 51, 1—2
↑ Корнелий Непот, Ганнибал, 12, 2
↑ Лансель, 2002, с. 327
↑ Плутарх, Фламинин, 20
↑ Корнелий Непот, Ганнибал, 12, 3—5
↑ Орозий, IV, 20, 29
↑ Тит Ливий, XXI, 4
Лансель, 2002, с. 339
Габриэль, 2012, с. 31
Габриэль, 2012, с. 32
Лансель, 2002, с. 340
↑ Mommsen, 1911, p. 244
↑ Габриэль, 2012, с. 34
↑ Габриэль, 2012, с. 36
↑ Тит Ливий, XXIV, 41, 7
↑ Советская военная энциклопедия. — М.: Воениздат, 1976—1980. — (в 8-ми т). — 105 000 экз.
↑ Тит Ливий, XXI, 21, 9
↑ Лансель, 2002, с. 104
↑ Picard, 1967, p. 114
↑ Лансель, 2002, с. 105
↑ Габриэль, 2012, с. 17
↑ Габриэль, 2012, с. 18
↑ Полибий, III, 33, 18
Лансель, 2002, с. 323
↑ Корнелий Непот, Ганнибал, 13, 2
↑ Гамбургские папирусы, 21
Лансель, 2002, с. 324
↑ Brizzi, 1984, p. 101
↑ Плиний Старший. Естественная история. V. 148
↑ Цец. Хил. I. 803
↑ Лансель, 2002, с. 338
↑ Овидий. Фасты. III. 148
↑ Овидий. Фасты. VI. 142
↑ Цицерон. Лелий. 28
↑ Флор. VI. 11
↑ Цицерон. Об Аттике. VII. 11. 1
↑ Цицерон. Филиппики. V. 25-27
↑ Лукан. Фарсала. I. 103
↑ Гораций. Эподы. XVI. 8
↑ Лансель, 2002, с. 343
↑ Ювенал. Сатиры. X. 147—167
↑ Лансель, 2002, с. 346
Лансель, 2002, с. 347
↑ Лансель, 2002, с. 348
↑ Лекки, Р. Ганнибал. — М.: АСТ, 2011. — 345 с. — ISBN 978-5-17-066864-9
↑ Бауман Г. Я шел с Ганнибалом: историко-приключенческая повесть / Пер. с нем. Н. Бурловой и Ю. Коринца. — Москва: Детская литература, 1983. — 191 с. — (Библиотека приключений и научной фантастики).
↑ Hannibal (TV 2006). Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Full cast and crew for Hannibal (2006) (TV). Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Hannibal vs Rome. Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ The True Story of Hannibal. Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Hannibal: The Man Who Hated Rome. Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Annibale. Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Full cast and crew for Annibale. Internet Movie Database. Проверено 30 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Jupiter's Darling. Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Full cast and crew for Jupiter's Darling. Internet Movie Database. Проверено 30 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Scipione l'africano. Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
↑ Cabiria. Internet Movie Database. Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
Литература
Первоисточники
Полибий. Всеобщая история в сорока книгах.
Тит Ливий. История от основания города.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.
Корнелий Непот. О великих иноземных полководцах. Ганнибал.
Аппиан. Сирийская война.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Фабий, Марцелл
Вторичные источники
на русском языке
Габриэль Р. А. Ганнибал. Военная биография величайшего врага Рима = Hannibal: The Military Biography of Rome's Greatest Enemy. — М.: Центрполиграф, 2012. — 318 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-227-03130-3
Кораблев И. Ш. Ганнибал. — М.: Наука, 1976.
Лансель С. Ганнибал. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 356 с. — (Жизнь замечательных людей).
Шустов В. Е. Войны и сражения Древнего мира. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 521 с. — ISBN 5-222-09075-2
Аннибал, сын Амилькара // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
на английском языке
Badian E. Rome and Antiochos the Great: A Study in Cold War // Classical Philology. — Chicago: The University of Chicago Press, 1959. — В. 54. — № 2. — С. 81—99.
De Beer G. Hannibal: Challenging Rome’s Supremacy. — New York: Viking Press, 1969.
Hoyos D. Hannibal’s Dinasty: Power and Politics in the Western Mediterranean, 247 — 183 BC. — London: Routledge, 2003.
Lazenby J. F. Hannibal’s War: A Military History of the Second Punic War. — Norman: Unversity of Oklahoma Press, 1994.
на французском языке
Picard G. Hannibal. — Paris, 1967.
на итальянском языке
Brizzi G. Annibale. Strategia e immagine. — Perouse, 1984.
Ссылки
Ганнибал (рус.). Хронос. Проверено 27 января 2012. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
Состав карфагенского войска во второй Пунической войне. Проверено 11 октября 2012. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012.
Ганнибал: верность клятве. Программа «Эха Москвы» из цикла «Всё так». Проверено 11 октября 2012. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012.
99
|