http://rusanalit.livejournal.com/2009/03/20/
10:57 am -
Давайте представим что я – Михаил Горбачев, только что пришедший к власти и уже столкнувшийся с серьезным падением экспортной выручки в твердой валюте, помноженной на чернобыльскую катастрофу. Пятно мне в лоб короче. И допустим на минуточку, что народ и аппарат примут все мои действия в области экономики – любые. Чего, конечно в реальности не было и близко.
Начнем с того, чего бы я не делал.
Я бы не начинал антиалкогольной компании, по свидетельству премьера Павлова сократившего доходы бюджета СССР на 200 млрд. рублей – совокупно за несколько лет. Опять-таки, не было бы взрывного роста самогоноварения и не пропал бы из продажи сахар. Таким образом, я если бы и не избежал, то хотя бы резко сократил стартовавший в 1987 году бюджетный дефицит. Что очень важно если понить о том, что госбюджет был крупнейшим заказчиком у экономики, объем его заказа – только напрямую – составлял более 50% ВВП.
Я бы не начинал «ускорения» - программы, предусматривающей резкое наращивание инвестиций в машиностроение, т.е. по сути дела в ВПК – т.е. сохранил бы резерв в двести с лишним миллиардов рублей вкладов граждан в Сбербанке СССР.
Затем я отказался от поддержки зарубежных компартий, вывел войска из Афганистана и сократил бы – увы – закупки импортных товаров.
Далее пошагово.
Реформа торговли.
1. Передал розничную торговлю в собственность директоров магазинов (как вариант - торговых объединений, как прообраз будущих торговых сетей, с акционерами в виде руководства торгобъединения у которых контрольный пакет и директоров магазинов, где у них небольшая часть акций головного предприятия и 49% собственного магазина).
2. Тоже самое – с оптовой торговлей. С разрешением создавать новые оптовые организации – конкуренции ради.
Реформа ВПК. Это самое главное.
Восьмилетний план перехода на гражданскую продукцию.
1. Каждый год государство сокращает на 10% закупки оборонной продукции.
2. При этом поставка физической продукции сокращается вдвое – т.е. по факту выросли вдвое цены (т.е. в первый год отгрузка оборонной продукции в физическом выражении составляет 45% от прошлого года). Со второго года предприятие само ищет потребителей и определяет ассортимент продукции.
3. Вводится налог на прибыль в размере 20% (чтоб привыкали), отменяется выкачивание государством большей части прибыли - но с направлением высвободившейся прибыли на инвестиции в перепрофилирование производства.
Таким образом:
- у предприятий появляется прибыль для осуществления инвестиций, требуемых при переходе с военной продукции на гражданскую
- резко снижается потребность ВПК в природных ресурсах, которые переориентируются на экспорт – за счет увеличения объема добираем валютной выручки.
4. Предприятия преобразуются в ОАО.
5. Прирост гражданской продукции в размере 10% от совокупного выпуска предприятия в 1985 году приносит директору бонус в размере 10% акций предприятия. Таким образом, когда выпуск новой гражданской продукции превысит 50% совокупного выпуска 1985 года директор становится владельцем контрольного пакета предприятия – с землей, зданиями, другими фондами.
6. 25% акций предприятия распределяются среди коллектива.
7. Оставшиеся 25% акций предприятия реализуются государством на фондовом рынке (по создании такового) после того, как доля оборонной продукции падает до 20% от совокупного выпуска предприятия.
8. На восьмой год госзаказ предприятию – в разрезе оборонной продукции – падает на 20% от изначального объема, сократившись за 8 лет в 10 раз (на 70% в первые 7 лет, на 20% - на восьмой год).
9. При необходимости предприятие на инвестиционные цели кредитуется в Сбербанке СССР. Вводится лизинг.
10. 50% прибыли от гражданского производства директор имеет право направлять не на обновление фондов. С уменьшением госзаказа на 90% - получает полное право распоряжаться прибылью.
ЮПД. Основная идея - заинтересовать директорат ВПК в реформе, что превратит ВПК в союзника, а не противника реформы, что в свою очередь избавляет Горбачева от противостояния с ВПК, одновременно привлекая на сторону реформы и сырьевой сектор.
А отсутствие противостояния с ВПК при осуществлении экономической реформы позволяет обойтись (или отсрочить во времени - до более благоприятных с точки зрения экономики времен) без политической составляющей перестройки.