https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...kt-centrobanka
27 апреля 2002, 00:00
Все знают, что в Центробанке теперь новый начальник - некий Сергей Игнатьев, снисходительно называемый "минфиновским назначенцем". И многие думают, по аналогии с путинскими назначениями в "Газпроме" и МПС, что главная цель кадровой революции в ЦБ - не структурные реформы, а установление контроля, захват ключевых позиций по ленинской схеме: вокзалы, мосты, телеграф и банки. Как раз в случае Центробанка очень может оказаться, что смысл отставок и назначений совершенно иной. Новую команду позвали, чтобы полностью перестроить вокзал, а не для замены одних арендаторов и подрядчиков другими. Последствия этой перестройки могут оказаться гораздо серьезнее, чем ожидает общее мнение.
У Игнатьева, при всей ограниченности его политической власти и влияния, есть карт-бланш на мощные преобразования в своей сфере - банковском и денежном регулировании. Как раз этих перемен не могло быть при прежнем ЦБ. У него не было желания что-то менять, зато было достаточно сил, чтобы сопротивляться реформам. Теперь же банковский надзор станет другим. Одни будут этому аплодировать, другим может сильно не понравиться.
До сих пор банковский надзор был чисто формальным, сугубо бухгалтерским феноменом. Это когда надо очень аккуратно заполнить немыслимое количество бумажек, подогнать цифры друг к другу и под нормативы ЦБ, после чего можно быть абсолютно уверенным, что банковский регулятор не полезет разбираться в твоих реальных проблемах. По сути, у прежнего Центробанка был такой "социальный контракт" с подведомственной ему сферой регулирования: банки дотошно имитируют выполнение правил и нормативов, а ЦБ их "покрывает", гарантируя отсутствие жесткого банковского надзора. В результате банковская система стала этаким болотом или свалкой, где рядом здоровые, больные, полумертвые банки и даже мумии банков с неотозванными лицензиями. А Центробанк спокойно себе отслеживает нормативы и выдает разрешения на текущие и капитальные валютные операции. И по мере надобности поддерживает своих, государственных - Сбербанк и Внешторгбанк. То есть налицо полная взаимная адекватность банковской системы и банковского контроля. Поскольку иностранные банки к нам до сих пор особо не стремились, весь этот милый междусобойчик вполне мог продолжаться еще несколько лет. Но именно несколько - навсегда уберечься от международной конкуренции, одновременно вступая в ВТО и интегрируясь с Европой, невозможно. Наши банки проигрывают в глобальном соревновании по нескольким причинам. У них нет дешевых и длинных денег. Наша валюта, гордо девальвирующийся рубль, - весьма нестабильна, и источники самых дешевых денег для банков - за границей. Собственный капитал банков крайне мал, они не отличаются прозрачностью. В результате банки не могут предложить клиентам кредиты по доступным ставкам. Тем не менее многих эта ситуация вполне удовлетворяет. Олигархические, "карманные", банки делают деньги на другом - они "паразитируют" на своих промышленных "родителях", работая их расчетной кассой и помогая им решать нетривиальные задачи, сформированные искаженной рыночной средой: налоговая оптимизация, экспорт и возврат капитала.
Банки активно пользуются административным ресурсом. При помощи чиновников они обходят конкурентов и получают доступ к недоприватизированным или государственным ресурсам. Последний пример - титаническая битва МДМ и "Альфы" за Конверсбанк, т. е. за деньги атомной промышленности. За полугосударственные бизнесы типа таможни, железной дороги или газа битв нет только потому, что они либо "поделены", либо у них есть свои банки и соваться с предложениями просто бесполезно. К этому надо добавить активную работу Сбербанка с населением, на рынке госдолга и кредитном рынке и работу Внешторгбанка в секторе экспортно-импортных операций и международном кредитовании. Плюс Внешэкономбанк - госконтора без банковской лицензии, но осуществляющая весь спектр банковских операций. Да еще ограничение конкуренции губернаторами на региональном уровне. Получается, что сфера, в которой банки могут реально конкурировать, - чрезвычайно узкая. В результате наиболее эффективные, но не располагающие административным ресурсом банки не могут нормально развиваться, а прибыльные сферы удерживаются игроками, не имеющими стимулов увеличивать свою эффективность.
Эти перекосы в регулировании банков и развитии рыночной среды и должен исправить Центробанк. Кажется, что примерно так и понимает свою задачу новое руководство ЦБ. Это должен быть новый контракт ЦБ с банками. ЦБ проводит жесткий надзор и отсев. Взамен он по мере возможности защищает банки от недобросовестной конкуренции и избавляет их от ненужной писанины. Однако успех Игнатьева - вместе с его заместителями Олегом Вьюгиным и Андреем Козловым - не полностью в их власти. Административный ресурс двух крупнейших анклавов, двух тромбов, искажающих конкурентную среду, - госбанков и "карманных" банков, - столь мощен, что без политической поддержки президента и аппаратного консенсуса с кабинетом министров президентские "назначенцы" справиться с болезнью не смогут.