Показать сообщение отдельно
  #796  
Старый 02.04.2025, 08:26
Аватар для Savliy
Savliy Savliy вне форума
Новичок
 
Регистрация: 15.01.2012
Сообщений: 10
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Savliy на пути к лучшему
По умолчанию Сикион (2) Взгляд Павсания (1)

https://savliy.livejournal.com/761517.html

Пишет savliy (savliy)
2016-03-28 18:25:00


Осмотр Сикиона Павсаний начинает с нового акрополя, находящегося выше старого города, от которого остались в основном только руины. Наиболее интересным здесь для Павсания оказывается храм Тихи Акреи (Судьбы "на возвышенности"), а сразу за ним - храм Диоскуров. Ниже акрополя - театр, а за ним - храм Диониса. Несомненно, храм Диониса является центральным. Если в храмах Тихи и Диоскуров стояли деревянные статуи, то статуя Диониса была изготовлена из золота и слоновой кости, а статуи сопровождающих его вакханок - из белого мрамора.
Несомненно, Дионис в поздней истории Сикиона оказался выше всех прочих богов, благодаря политическому выбору его правителей - сменявших друг друга тиранов. Они не очень-то вдавались в верования сикионян, а те уживались со все более привычной традицией поклонения Дионису, установленной Клисфеном Старшим. Таким образом, Сикион сохранял своеобразие среди множества греческих городов.
Для ежегодных мистерий в честь Диониса в храм с пением гимнов и горящими факелами переносили из хранилища статуи Вахка и Диониса Освободителя. Подробности этого ритуала Павсаний не приводит.

Спускаясь ниже акрополя от храма Диониса к площади, Павсаний походил храм Артемиды Лимнейской с обрушившейся крышей, затем - такой же пустой храм богини "Убеждения", где по преданию Аполлон и Артемида намеревались пройти ритуал очищения после убийства Пифона. По какой-то причине в этом месте их охватил страх, и боги бежали на Крит, а жителей древней Эгиалеи поразила болезнь. По преданию эгиалеи отправили семь юношей и семь девушек молить богов к реке Сифос (возможно, в какое-то древнее святилище к границам своих земель), и те убедили богов прибыть на акрополь вновь. Это очень неясное предание перекликается с преданием о лабиринте Минотавра. Возможно, Минос требовал заложников также и в Эгиалее. И, чтобы вернуть божественное покровительство, эигалеям пришлось вступить в противостояние с критянами. И когда они победили в этом противостоянии, то и решили, что покровительство богов вернулось к ним. А от событий древности сохранился ритуал - шествие к реке Сифосу, а потом к храму "Убеждения" и к храму Аполлона, расположенному на площади - на месте древнего храма, возведенного еще царем Аргоса Претом в честь прекращения безумия его дочерей. Древний храм сгорел вместе с реликвиями - копьем Мелеагра и флейтами Марсия. Видимо, сгорела и древняя статуя Аполлона, а современная Павсанию была посвящена в новый храм неким Пифоклом. Какого Пифокла имел в виду Павсаний, трудно сказать.
Видимо, уже на границе площади Сикиона Павсаний видит священный участок, посвященный римским императором, где ранее был дом тирана Клеона. Путешественник поминает, что при Клеоне сиконяне уже жили в верхнем городе. Это означает, что переселение в верхний город происходило задолго до Деметрия, который, видимо, лишь укрепил новый городской центр, после чего нижний город пришел в полный упадок.
Святилище Арата также наверняка примыкало у площади, ибо его и через века Павсаний считал величайшим эллином, достойным героона. Рядом с ним - жертвенник Посейдону Истмийскому, поскольку Сикион длительное время был организатором Истмийских игр. Тут же - безыскусные статуи Зевса Милостивого и Артемиды Отеческой. Первая кажется Павсанию похожей на пирамиду, вторая - на колонну. Рядом с ними - здание совета и Клисфенов портик, построенный из добычи в Священной войне против Кирры. Там же на площади - медная статуя Зевса работы Лисиппа, а рядом с ней - позолоченная статуя Артемиды. Поблизости - разрушенный храм Аполлона Ликейского (волчьего). Затем - медные статуи, которые считали изваяниями дочерей Прета, но надписи, которые прочел Павсаний, свидетельствовали, что это какие-то другие женщины. Тут же - медная статуя Геракла работы Лисиппа и статуя Гермеса Агорея (покровителя торговли).
Недалеко от площади находился гимнасий с мраморной статуей Геракла работы Скопаса. Обычно в греческих городах гимнасий удален от городского центра. Здесь же компактное размещение основных городских построек и соседство с ними гимнасия говорит о том, что Сикион был небольшим городом. Еще один храм Геракла был, видимо вблизи стадиона, поскольку участок назывался «Педиза» (место игр).
Сикион - единственное место в Элладе, где культ Геракла не только являлся наиболее существенным, но и существовал в двух вариантах: ему поклонялись и как герою, и как богу. Павсаний пишет, что поклоняться Гераклу как богу принудил сикионян Фест (видимо, Павсаний имел в виду Гераклида Феста). Вероятно, через какое-то время часть населения продолжала считать Геракла только героем, а потому проводила свои ритуалы. В дальнейшем, когда ритуалы формализовались, оба ритуала слились в один. Принесенную в жертву (овцу) частично сжигали, а частично поджаривали и съедали. Считается, что первое было положено для героев, второе - для богов. Но чуть ниже полное сжигание жертвенного животного Павсаний указывает в ритуале, посвященном Афродите. Также полное сжигание полагалось "подземным богам". Возможно, ритуал в различных греческих городах имел разное значение. Конкретные различия в ритуале могут объясняться тем, что один Геракл находится в Аиде и представляет собой "подземный дух", которому требуется земная пища, а другой - на Олимпе вместе с богами, где ему хватает питания амвросией. Также и Афродита Урания (небесная) также находится на Олимпе, а вот Афродита Порнея (непристойная, земная) как некий дух витает среди людей, и не получает амвросии.
Далее дорога ведет Павсания от площади к святилищу Асклепия. Один из храмов так имел две части - в одной находилась голова Гипноса (остальная часть скульптуры была утрачена), а другая (внутренняя) часть была посвящена Аполлону Карнейскому. Эта часть храма была открыта только для жрецов. В портике храма находился скелет огромного кита, а также фигура Гипноса Епидота (Благостного), усыпляющего льва. При входе в святилище находилась статуя сидящего Пана, а по другую сторону - Артемиды. В храме Асклепия находилась статуя молодого бога из золота и слоновой кости, держащего посох и сосновую шишку. Это изваяние, по свидетельствам сикионян, было привезено из Эпидавра. Небольшие статуи были подвешены к потолку храма. Включая женщину на драконе, которую горожане считали матерью Арата.
Ответить с цитированием