https://web.archive.org/web/20000929.../mat/ry1.shtml
Анекдот вместо эпиграфа
Экономика страны обречена топтаться на месте
"Президент Путин наконец-то выбрал модель, по которой будет развивать экономику России - корейскую. В ближайшие месяцы президент обещал уточнить: южнокорейскую или северокорейскую..."
НА СЛЕДУЮЩИЙ день после выборов Владимир Путин собрал зампредов правительства и в очередной раз дал им поручение срочно завершить разработку экономической программы развития страны. Тем самым президент признал, что взошел на престол, так и не имея за душой представления о том, какую экономику он собирается строить в подведомственной ему державе. С помпой открытый в ноябре минувшего года путинский Центр стратегических разработок под руководством Германа Грефа попросту не справился за 4 месяца с возложенной на него функцией: родить хоть какой-то экономический документ, который не стыдно было бы показать стране. Не случайно на прошлой неделе Греф начал судорожно, но не слишком убедительно отчитываться о проделанной в Центре работе. А ведь, вспомним, сначала собирались презентовать программу Путина чуть ли не в феврале, затем - "уж точно до выборов...". Да и сам президент, бывший тогда участником предвыборной гонки, просто темнил, когда заявлял на встречах с народом: мол, программа готова, но обнародовать я ее не буду, чтобы критики не заклевали. Выходит, никакой экономической программы в помине не было ни тогда, ни сейчас. Король оказался голым!
Экспертный совет
МЕЖДУ ТЕМ невозможно откладывать до бесконечности решение насущных экономических проблем: и с зарплатами, и с пенсиями, и с внешним долгом, и с инфляцией, и с курсом рубля, будь они все неладны! А то ведь упустишь какой-нибудь экономический вопрос, и рейтинг сразу вниз покатится. Ведь именно на неразрешимости экономических проблем споткнулись в свое время и первый президент СССР, и первый президент России. Что стоило каждому из них катастрофического снижения рейтинга. Вряд ли Владимир Путин вдохновится повторением этого опыта.
В ходе предвыборного марафона Владимир Путин умудрился обойтись не только без экономической программы, но и без каких бы то ни было устных обещаний, касающихся этой сферы. О последнем сам президент говорит с гордостью. Однако отсутствие внятных заявлений таит в себе и определенную опасность: получается, что Путин, не будучи связан какими-то, пусть даже умозрительными обязательствами перед страной, волен разворачивать ее экономику в любую сторону. Соответственно, до сих пор остается открытым вопрос о том, какие люди будут назначены в экономический блок правительства и получат из рук президента финансовый штурвал страны. Вопрос тем более актуальный, что для самого Владимира Путина экономика - предмет явно не любимый, в отличие, скажем, от военного дела. И поскольку президент держит паузу, ничего не сообщая о характере своей будущей экономической политики и персоналиях, которым он доверит ее реализацию, мы решили самостоятельно смоделировать возможное развитие событий с помощью экспертов.
В роли экспертов "ОГ" согласились выступить депутаты Государственной Думы Павел МЕДВЕДЕВ, Ирина ХАКАМАДА, Григорий ТОМЧИН, директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН, руководитель Рабочего Центра экономических реформ при правительстве РФ Владимир МАУ, директор Экспертного института Андрей НЕЩАДИН, президент Российской финансовой корпорации Андрей НЕЧАЕВ, академик РАН Александр НЕКИПЕЛОВ, зампред РАО "ЕЭС России" Яков УРИНСОН.
Развилка из трех дорог
ЕСЛИ обобщить прогнозы наших экспертов, то президент может выбрать в области экономики один из трех возможных путей, соответственно сделав ставку на различные команды.
Сценарий первый. Усиление либеральных реформ (вероятность реализации - 15 процентов).
Возможно, что подзабытое и изрядно дискредитированное слово "реформа" вернется в обиход новой исполнительной власти. Тем более что, по мнению некоторых экспертов, целый ряд проблем, накопившихся в экономике, иначе как путем энергичного реформирования не решишь. Речь идет о налоговой, структурной, социальной, пенсионной, земельной, жилищно-коммунальной реформах... Естественно, лучше всего для этих целей приглашать людей из правого лагеря. В связи с этим уместно вспомнить о появлении прогнозируемых еще до выборов связок "Путин - Чубайс" или "Путин - Кириенко". Однако сегодня можно рассуждать о таких связках только теоретически. Что, по мнению части наших экспертов, объясняется личными качествами Путина. Вряд ли он готов видеть рядом с собой в роли премьеров ярких людей, способных оставить его "в тени". Тем более вряд ли он готов привлечь непопулярные фигуры для непопулярных действий, рискуя уронить свой рейтинг.
Тем не менее в правительство может быть делегирован ряд персоналий с правого фланга. Например, на роль зампреда по экономике - нынешний заместитель Гайдара по Институту проблем переходного периода Алексей Улюкаев, министра экономики - Андрей Илларионов, министра топлива и энергетики - Сергей Генералов. Главными "переговорщиками" от России могут быть назначены Алексей Можин или Андрей Бугров, нынешние представители России в международных кредитных организациях.
Сценарий второй. "Полевение" экономики (вероятность реализации - 25 процентов).
Сразу после президентских выборов многие влиятельные представители левых сил, типа спикера Госдумы Геннадия Селезнева, вновь заговорили о правительстве "народного доверия". Понятно, что нынче в это словосочетание вкладывается несколько иной смысл, чем при Ельцине. Тогда коммунисты требовали массового рекрутирования в исполнительную власть своих людей, сейчас они вполне могут скромно ограничиться более-менее пропорциональным представительством в кабинете министров значимых политических сил. Идея "полевения" может быть не чужда и Владимиру Путину, судя по его лозунгам резкого усиления руководящей роли государства в экономике и тотальной борьбы с бедностью (непонятно, правда, какими методами). Кадровые ресурсы для правительства "народного доверия" можно черпать в сегодняшней Думе, а ее бюджетный комитет и вовсе может служить прообразом будущего кабинета министров.
Его глава Александр Жуков все чаще рассматривается как реальный кандидат на премьерское кресло. Жуков - безусловный рыночник, однако с репутацией человека умеренного и компромиссного. Под его "знамена" в правительство вполне могут стать депутаты с министерским опытом: Александр Шохин (вице-премьером по экономике), Сергей Глазьев (министром экономики), Михаил Задорнов (министром финансов), Георгий Боос (министром по налогам и сборам), Юрий Маслюков (министром промышленности), Геннадий Райков (министром топлива и энергетики)...
Сценарий третий. Топтание на месте (вероятность реализации - 60 процентов).
Подавляющее большинство экспертов сходится на том, что правительство будет работать так же, как оно работало все последние месяцы, то есть без какой бы то ни было экономической стратегии. Один из наших экспертов назвал этот метод "работой по отклонениям". То есть правительство будет искать пути решения той или иной экономической проблемы по мере ее возникновения. Для этих целей Путину вполне годится уже проверенная команда из тех, кто есть под рукой, с некоторым усилением роли личных друзей и земляков. При таком варианте главой исполнительной власти де-юре становится Михаил Касьянов, макроэкономическим вице-премьером и министром финансов - Алексей Кудрин. Роль "промышленного" вице-премьера достается либо главному "оборонщику" Илье Клебанову, либо нынешнему министру связи Леониду Рейману. Герман Греф возглавляет или Министерство экономики, или Мингосимущества. Социальная сфера достается либо министру здравоохранения Юрию Шевченко, либо главе Пенсионного фонда Александру Зурабову. Минтопэнерго отходит еще одному питерцу - нынешнему вице-губернатору Юрию Антонову. При желании может найтись местечко в этой компании и действующему главе администрации президента Александру Волошину.
Некоторые наши эксперты не исключают симбиоза всех вышеперечисленных сценариев. Иначе говоря, топтание на месте то с левым, то с правым уклоном. Соответственно, возможны и кадровые комбинации. Один из экспертов сравнил такое развитие событий с усилиями муравья, перетаскивающего тяжелый груз. Он никогда не тащит неподъемную ношу по прямой, а подтолкнет ее то налево, то направо. Глядишь, груз и перемещается. Впрочем, большинство остальных наших собеседников настроены не столь благостно. Отсутствие внятной программы и четких шагов в экономической сфере они склонны сравнивать скорее с замершим на месте велосипедистом, пытающимся сохранить равновесие. В велоспорте такое положение называется "сюрпляс", и мастера могут стоять на месте достаточно долго, однако затем все равно вынуждены начинать крутить педали либо падать... А чем оборачивается для страны падение экономики, мы знаем слишком хорошо!