2030
1. Ситуация в экономике России
Российская экономика примитивней военно-сырьевой советской, но эта простота сообщает ей и значительно большую устойчивость:
- в экономике СССР основным потребителем природных ресурсов была промышленность, преимущественно т.н. «группа А» («машиностроение» - советский эвфимизм ВПК), в результате экспорт природных ресурсов хоть и наличествовал, но был невелик
- экономика России не несет нагрузки в виде огромного чрезмерно раздутого ВПК и высвободившиеся ресурсы направляет на экспорт,
- несмотря на идущие изменения, мировая экономика еще очень долгое время будет потреблять углеводородное сырье, пусть и в ежегодно убывающих обьемах.
Потому даже в 2024 (конец второго президентского срока) - 2028 («ближайшее десятилетие… пройдет под знаком наших ярких побед») - 2030 (конец третьего президентского срока) ситуация в экономике будет лучше, чем в 1990-1991 гг.:
- ЗВР будут насчитывать как минимум несколько десятков миллиардов долларов,
- каналы импорта продовольствия из-за границы будут отлажены, так что голод России угрожать не будет.
2. Две революции
В 2017 и 2018 гг. произошли две оставшиеся практически незамеченными в России, но определяющие ее будущее революции.
В 2017 году электромобили:
- по цене продажи без госдотаций вышли в наиболее продаваемый сегмент $30-35 000,
- совокупная стоимость владения электромобилем стала меньше чем у автомобиля на двигателе внутреннего сгорания.
Осенью 2017 года правительство Китая:
- официально объявило о том, что согласовывает с другими заинтересованными инстанциями дату окончательного запрета на продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
- ввело нормы производства электромобилей средними и крупными автопроизводителями.
К 2019 году 10% продаваемых компаниями (с годовыми продажами более 30000шт.) авто должны либо быть электромобилями, либо гибридными. На 2025 год норма установлена уже на уровне 25%.
Таким образом, к 2025 году все крупные и средние автопроизводители Китая будут обладать серьезными работающими мощностями по выпуску электромобилей и гибридов.
Чуть позже, в 2018 году, правительство Китая запретило выдачу согласований на строительство новых автозаводов, если там планируется производить только автомобили с ДВС.
Здесь стоит отметить, что китайский авторынок составляет 30% мирового. И как показывает опыт Норвегии, где спрос на нефть начал сокращаться в момент, когда доля автомобилей на/с электротягой в новых продажах достигла 7%, даже если Китай несколько запоздает с достижением нормы в 25% - спрос на нефть в нем все равно начнет сокращаться в 2027-2030 году.
Подтверждает это и прогноз исследовательской группы китайской нефтяной госкомпании CNPC, согласно которому:
- пик потребления дизтопливо Китай уже прошел
- пик потребления бензина Китай пройдет в 2025 году
- пик потребления нефти Китай пройдет в 2030 году.
Разрыв между 2025 и 2030 гг. обусловлен тем, что Китай представляет собой «мировую фабрику» и является крупнейшим производителем пластиков, сырьем для производства каковых является нефть.
В недалеком будущем (2020-2022гг) настанет интересный момент когда весь прирост мирового производства автомобилей составит прирост выпуска электромобилей и гибридов - в 2017 таковые дали 50% всего прироста мирового автопарка.
В 2018 году произошла революция и в другой важной для экспорта России отрасли.
Согласно отчету аудиторской компании Deloitte:
- в 2018 году для конечных потребителей ВИЭ сравнялись в цене с углеводородными источниками электроэнергии даже без учета правительственных субсидий (везде кроме Японии).
- солнечные панели на крышах частных домов стали конкуренты с электростанциями везде кроме Индии.
Уже сейчас, в первой половине 2018 года, ВИЭ генерирует электроэнергии:
Испания - 45%
Германия - 40%
Великобритания - 30%
США -10% (только солнце и ветер).
При нынешних темпах прироста мощностей солнечной и ветряной генерации в первых трех странах доля ВИЭ в электрогенерации превысит 50% самое позднее к 2027г.
3. Мировой рынок углеводородов
С того момента, как спрос на нефть в мире начнет устойчиво сокращаться, нефть утратит характер спекулятивного товара и уподобится углю - которого в тоннах в мире ежегодно продают гораздо больше чем нефти, но цена которого зависит в первую (и основную) очередь от баланса реального спроса и предложения.
На сокращение спроса страны-нефтеэкспортеры могут откликнуться двумя путями:
- ценовой конкуренцией за покупателя, чем нанесут себе двойной удар, понеся потери не только в объемах продаж, но и в их цене,
- создание своего рода «суперОПЕК» с включением в нее России, движение к чему мы сейчас на примере сделки «ОПЕК+» возможно и наблюдаем.
Но в любом случае продажи будут падать - в силах ОПЕК/суперОПЕК лишь замедлить этот процесс, на который кроме того накладывается предполагаемый уже в 2020/2021 гг выход главного былого мирового нефтеимпортера на самообеспечение, а затем и превращение США в чистого экспортера не только газа и нефти/нефтепродуктов.
Специально отметим, что сланцевая нефтедобыча США:
- скачкообразно снизила себестоимость в период низких цен 2015-2016гг
- решила финансовые проблемы в период высоких цен 2017-2018
Что может дать мощный синергетический эффект в 2019/2020 - когда будет решена проблема дефицита трубопроводных мощностей в США.
На рынок газа выльется огромный объем газового экспорта из США, вновь «раскупорившего» свои газовые месторождения Катара, Австралии и возможно все той же Саудовской Аравии, собирающейся вплотную заняться разработкой своих крупных залежей сланцевого газа. Будет расти добыча такового и в Китае.
Аргентина во второй половине 2020-х скорее всего так же станет крупным экспортером газа.
Спрос на газ со стороны электроэнергетики будет характеризоваться двумя противоположно направленными трендами:
- солнечная и ветряная генерация будут вытеснять газовую генерацию,
- спрос со стороны растущего мирового парка электромобилей будет предъявлять новый спрос на газ.
Итого имеем: на рынке нефти спад продаж и цен, на рынке газа - некоторый рост. Экспортная выручка от поставок на мировой рынок нефти и нефтепродуктов устойчиво сокращается, от экспорта газа - растет.
|