Тема: 6957. Латвия
Показать сообщение отдельно
  #4  
Старый 22.04.2024, 06:24
Аватар для Отто Лацис
Отто Лацис Отто Лацис вне форума
Новичок
 
Регистрация: 14.09.2014
Сообщений: 6
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Отто Лацис на пути к лучшему
По умолчанию «Рикошет»

http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...arya-1991-goda

«Известия» / Учредитель – журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 22 января, вторник. – № 19 (23285). – 8 полос.
«Рикошет» – страница 3

«Кто и как бьет по своим в Латвии – и не только там»
Автор, первый заместитель главного редактора журнала «Коммунист», член ЦК КПСС

В Роберта Мурниекса не стреляли. Так сказала экспертиза. Пуля, разворотившая мозг 39-летнего шофера, была лишена оболочки. Значит, до того как поразить его, она ударилась обо что-то твердое. Рикошет – таково мнение экспертов.
Стреляли, стало быть, не в него. Неизвестно, в кого. И кто стрелял – не вполне понятно. Очевидцы утверждают, что стреляли бойцы ОМОНа-отряда милиции особого назначения. Они целили по проходившей вблизи их казармы машине, показавшейся им подозрительной. Вроде там были «боевики». Кто такие «боевики», не вполне ясно, боев в Латвии до сих пор не было. Мурмиекс-первая жертва, вычекнувшая еще одно название из быстро тающего списка республик, где еще не пролита кровь. Вслед за Литвой-Латвия. В той машине, где заподозрили «бевиков», ехала семья-родители, двое детей. В машину попали, вспыхнула канистра с бензином, машина горела, но шофер вел ее, пока не увел от выстрелов. Пассажиры и водитель целы, а проезжавшему мимо Мурмиексу досталась шальная пуля.
Омоновцы отрицают свою причастность к этой смерти. Из тумана противоречивых свидетельств выплыли два несомненных факта: покойник и извлеченная из тела пуля. Автономная пуля калибра 5.45 миллиметра со смешанным центром тяжести. По сравнению с обычными боевыми такая пуля резко повышает смртность от ран. Она считается оружием особо жестоким и международными конвенциями осуждена. Автоматами, стреляющими такими пулями, вооружен рижский ОМОН.
О выводах экспертизы я услышал по радио в поезде, подьезжая к Риге утром 18 январ. Выезжая из Москвы в тревоге после событий в Литве 13 января. Была тревога, но была и надежда, что обойдется без новой крови. А она уже, оказывается, пролилась. Только одно мелькнуло у меня в голове после радиоинформации в поезде: зачем же милицейская часть, предназначенная для тушения внутренних конфликтов, вооружена таким страшным оружием? Я хорошо помню, как одна печать ругала за жестокость британских солдат, применявших в Ольстере не боевые-пластиковые пули. Оказывается, и те иногда убивают. А уж выводят из строя участников беспорядков вполне надежно. Зачем же понадобились эти, с особо обширным поражением?
Но прежде чем рассказать об увиденном в Риге, надо напомнить о некоторых событиях предшествующих месяцев. Печать сообщила о них, но за всей информацией уследить трудно, тем более что многие газеты давали лишь ту информацию, которая подтверждает их курс,-тоже своего рода пули со смещением.
ИТАК, в ноябре произошел конфликт в Юрмале: горсовет, десятки лет деливший здание с горкомом КПСС, решил отнять горкомовские комнаты. Законно ли? Не знаю, не исследовал. Умно ли? Несомненно, нет. Пришли грузчики, вынесли партийную мебель. Горком недолго думал, кого звать на помощь. Нет, не суд, не арбитраж и не коммунисты Юрмалы. Как сообщили некоторые газеты, позвали военно-морского санатория и ОМОН. Бойцы победили грузчиков-надо полагать, не ласковым словом-и внесли мебель обратно. В ответ взбешенный Верховный Совет Латвии принял решение с громкими словами о
«преступной деятельности» ОМОНа, а заодно и Вооруженных Сил СССР на территории Латвии, предусматривающее дискриминационные меры в отношении военнослужащих и их семей и отказ от снабжения продовольствием воинских частей. Председатель Верховного Совета Анатолий Горбунов пытался предостеречь депутатов от принятия незаконного и неумного решения, а когда это не удалось-отказался его подписывать. Некоторые московские газеты сообщили ни о предшествующем инцинденте в Юрмале, ни о действиях А.Горбунова, так что читали получили довольно стройную картину неспровоцированного разгула националистических страстей-картину не вполне ложную, но со смещенным центром тяжести.
Что же сделал ЦК Компартии Латвии? Может быть, осудил Юрмальский горком за дискредитацию политики партии? Нет, репетиция в Юрмале, видимо, показалась удачной-вскоре уже сам ЦК применил ОМОН в имущественном споре с правительством республики. И обьект спора был крупнее: принадлежащий издательству ЦК Дом печати ценю 25 миллионов рублей. Одна сторона заявила, что дом построен на деньги ЦК КПСС, и это правда. Другая сторона заявила, что само издательство лет сорок назад отобрано партией у государства и за исекшие годы дало 90 миллионов рублей прибыли, и это тоже похоже на правду. Теперь государство возвращает себе свою былую собственность, и это похоже на правду. Теперь государство возвращает себе свою былую собственность, а капиталовложения партии возмещает, предоставляя ей пакет акций как совладельцу издательства. Партия спорит, требуя себе не долю, а весь Дом печати. И, по-моему, имеет право спорить. В суде или арбитраже. Но она поступает иначе. Второй раз за последнее время Компартия Латвии выясняет отношения с Советской властью Латвии силой оружия: Дом печати берет под охрану ОМОН, выбрасывая оттуда всех не согласных с ЦК К слову, давно уже нет информационной блокады, на которую так сетовали руководители Компартии Латвии. В дополнение к русскоязычной «Советской Латвии» ЦК установил контроль над латышской «Циней». Да вот беда: тираж ее упал разительно. Оказывается, что захватить газету, надо прежде всего захватить ее читателей, а в этом деле воинская сила не помощник.
Дальнейшее произошло уже после 13 января. Насилие в слседней Литве взбудоражило всю Латвию. В считанные часы баррикады перерезали мосты через Даугаву, пересекли узкие улочки Старой Риги, окружили парламент, Совмин, телецентр, Дом радио. Не меньше, чем выстрелы в Вильнюсе, встревожило людей сообщение, что и в Латвии обьявился комитет спасения, который назвал себя государственной властью. По призыву Народного фронта люди со всех концов республики бросились в Ригу спасать свою, законно избранную власть. Они-то и выстроили из тракторов и тяжелых автомашин, они-то и встали у баррикад.
Я увидел все это на пятый день событий. Дым костров стлался над центром города: хоть и мягкая, но зима, людям надо греться. Уже убраны были баррикады с мостов. Проход через баррикады Старого города был свободным-люди с повязками на рукавах останавливали проходящих только у входа в охраняемые здания. Нет, не армия боялись они и не от армии надеялись отгородиться. Они знали, что для армии их заграждения-не препятствие. Знали и другое: Верховный Совет республики приостановил неразумное ноябрьское решение и дискриминации военных.

Последний раз редактировалось Chugunka; 23.04.2024 в 05:13.
Ответить с цитированием