Тема: *2900. Pax Romana
Показать сообщение отдельно
  #362  
Старый 17.05.2022, 21:12
А.В. Коптев А.В. Коптев вне форума
Новичок
 
Регистрация: 17.05.2022
Сообщений: 2
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
А.В. Коптев на пути к лучшему
По умолчанию Об «этрусской династии» архаического Рима

http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1334631856

Межвузовский сборник научных статей «Античность и средневековье Европы».
Пермский ун-т, 1994. С. 68—78.

с.68 В литературе давно отмечено, что царская власть в Риме не передавалась от отца к сыну, хотя в обществе была прочна патрилинейность. Цари как будто выбирались сенатом из достойных претендентов. При этом почти все известные цари являлись родственниками предшественников. Нума был зятем Тация. Анк Марций — внуком Нумы, Сервий Туллий — зятем Тарквиния Приска, Тарквиний Суперб — зятем Сервия Туллия и внуком Приска. Как правило, царями становились либо зятья, либо внуки по дочери предшественников. Это указывает на существование определенного порядка, который, видимо, выражался в матрилинейности передачи царской власти. Носителем царственности была жена или мать царя. Подобная традиция известна и в древнеегипетской, хеттской, греческой архаике1.

Согласно традиции римские цари, исключая Нуму Помпилия и изгнанного Тарквиния, умирали не своей смертью при обстоятельствах, напоминавших жертвоприношения. Ромул вознесся на небо во время бури. Таций погиб в Лавинии, заколотый жертвенными вертелами во время принесения с.69 жертвы. Гостилий сгорел в доме от молнии. Тарквиний убит топорами посланцев сыновей Анка. Сервий погиб при царском беге (Регифугий) и его ритуально пере*еха*ла колес*ни*цей дочь, пере*дав*шая власть мужу. Поэто*му рим*ский мате*ри*ал был исполь*зо*ван Дж. Фрэ*зе*ром для аргу*мен*та*ции кон*цеп*ции сакраль*но*го харак*те*ра пер*во*на*чаль*ной цар*ской вла*сти2. Леген*ды о женить*бе Нумы на Эге*рии, Тарк*ви*ния на Тана*к*виль, люб*ви Сер*вия и Фор*ту*ны явля*ют*ся вос*по*ми*на*ни*я*ми о полу*че*нии рим*ски*ми рек*са*ми вла*сти от их жен — жриц цар*ско*го рода.

Дру*гой леген*дар*ный ком*плекс посвя*щен цар*ским сыно*вьям: Юл от бра*ка Энея и Лави*нии, Ромул/Рем — от бра*ка Мар*са/Аму*лия и Илии/Силь*вии, Сер*вий Тул*лий от бра*ка Окри*зии и Лара. Это дети от свя*щен*но*го бра*ка жри*цы цар*ско*го рода и вер*хов*но*го боже*ства (в лице его жре*ца-царя). Сыно*вья цариц не полу*ча*ли вла*сти в род*ном горо*де, но были осно*ва*те*ля*ми цар*ст*вен*но*сти и пер*вы*ми пре*тен*ден*та*ми на нее на чуж*бине. Про*дол*жи*тель*ность их прав*ле*ния опре*де*ля*лась избран*ным при*род*ным цик*лом, в тече*ние кото*ро*го они были зем*ным вопло*ще*ни*ем глав*но*го бога общи*ны. Оче*вид*на зави*си*мость подоб*ных тра*ди*ций от леген*дар*ных и мифо*ло*ги*че*ских вер*сий, кор*ня*ми ухо*дя*щих в глу*бо*кую пер*во*быт*ность. Это дела*ет кон*цеп*цию сакраль*ной цар*ской вла*сти в чистом виде адек*ват*ной более ран*не*му, дого*род*ско*му пери*о*ду рим*ской исто*рии. В цар*скую же эпо*ху повы*си*лась плот*ность род*ст*вен*ных свя*зей, что поз*во*ли*ло видеть рож*де*ние новой тен*ден*ции. В Риме царя*ми ста*но*ви*лись явно не слу*чай*ные люди: Нума — род*ст*вен*ник Тация. Тулл Гости*лий, по-види*мо*му, Рому*ла, Анк — Нумы, Сер*вий — Тарк*ви*ния При*с*ка, Суперб — двух послед*них. Лишь Тарк*ви*ний Приск не был свя*зан род*ст*вом с Анком, высту*пив как бы осно*ва*те*лем соб*ст*вен*ной дина*стии. Хотя общее пра*ви*ло, про*сле*жи*ваю*ще*е*ся в тече*ние прав*ле*ния пред*ше*ст*вен*ни*ков и пре*ем*ни*ков, поз*во*ля*ет пред*по*ла*гать, что это род*ство име*ло место. Но оно было исклю*че*но ввиду нали*чия у Луку*мо*на/Тарк*ви*ния этрус*ской жены Тана*к*виль. Сюжет же о послед*ней явля*ет*ся объ*яс*ни*тель*ной леген*дой, постро*ен*ной на осно*ве фри*гий*ско-хетт*ско*го мифа о при*об*ре*те*нии цар*ст*вен*но*сти3.

Неиз*вест*но и отно*ше*ние род*ства Тул*ла Гости*лия к пред*ше*ст*ву*ю*щим царям. Одна*ко он был вну*ком круп*ней*ше*го спо*движ*ни*ка Рому*ла — Госта Гости*лия, в кото*ром еще И. В. Нету*шил подо*зре*вал двой*ни*ка Рому*ла4. Древ*ние леген*ды о Тации, Госте Гости*лии, Тар*пейе отра*жа*ют непро*стой про*цесс сли*я*ния в еди*ное вожде*ство латин*ских и сабин*ских общин Пала*ти*на и Капи*то*лия, завер*шив*ший*ся при Нуме Пом*пи*лии. В этом кон*тек*сте вме*сто двух само*сто*я*тель*ных сакраль*ных цен*тров — Юпи*те*ра-Мар*са на Пала*тине и Кви*ри*на на Капи*то*лии — фор*ми*ро*вал*ся еди*ный, с одним сакраль*ным рек*сом. Леген*да о Рому*ле и Тации, пра*вив*ших вме*сте, вос*про*из*во*дит с.70 толь*ко нача*ло это*го пути. В после*дую*щем, види*мо, име*ло место чере*до*ва*ние латин*ско*го и сабин*ско*го став*лен*ни*ков: Ромул — Таций — ? — Нума — Тулл — Анк. Это поз*во*ля*ет подо*зре*вать в Госте Гости*лии латин*ско*го рек*са, пра*вив*ше*го меж*ду саби*ня*на*ми Таци*ем и Нумой. Из тра*ди*ции он исчез, по-види*мо*му, пото*му что зять Нума дол*жен был пра*вить после тестя Тация, но в дей*ст*ви*тель*но*сти в свя*зи со слож*но*стью момен*та сли*я*ния двух вождеств это*го не было. Поэто*му Таций «умер» рань*ше Рому*ла и Нума сле*ду*ет за послед*ним. Под Рому*лом вто*ро*го, после*та*ци*е*во*го, пери*о*да, веро*ят*но, и скры*ва*ет*ся Гост Гости*лий.

В таком слу*чае наблюдав*ший*ся при пер*вых царях порядок пере*да*чи вла*сти состо*ял в допол*не*нии пер*во*на*чаль*ных прав на цар*ство мужа цар*ской доче*ри (зятя царя) пра*ва*ми ее сына (вну*ка царя). Этот порядок воз*ник не слу*чай*но, он был вызван пере*ме*на*ми в обще*ст*вен*ном строе, при*вед*ши*ми к само*му фор*ми*ро*ва*нию вождеств. Повы*ше*ние плот*но*сти насе*ле*ния порож*да*ло нехват*ку зем*ли. Сег*мен*та*ция общин вме*сто обра*зо*ва*ния новых посе*ле*ний вызы*ва*ла деле*ние обще*ства на ран*ги знат*но*сти: пат*ри*ци*ев (ген*ти*лов) и кли*ен*тов. Преж*де высе*ле*ния одно*вре*мен*но про*шед*ших ини*ци*а*ции моло*дых людей воз*глав*лял, ско*рее все*го, быв*ший их ровес*ни*ком сын цар*ской доче*ри, не имев*ший прав дома стать царем (подоб*но Рому*лу на Пала*тине или Мастарне на Целии). Теперь же поло*же*ние оста*вав*ших*ся дома цар*ских сыно*вей сле*до*ва*ло уза*ко*нить. И они при*об*ре*ли пра*ва на цар*ство, но не как наслед*ни*ки отца-царя или мате*ри-цари*цы.

Это было бы нару*ше*ни*ем тра*ди*ции. К цар*ско*му досто*ин*ству их допу*стил кросс-кузен*ный брак, объ*еди*нив*ший цар*ские лини*джи сосед*них общин. Такой порядок воз*ник еще до обра*зо*ва*ния Рима, а в цар*скую эпо*ху он объ*еди*нил лини*джи латин*ско*го, хотя и свя*зан*но*го с затибр*ской обла*стью, Пала*ти*на и сабин*ских обла*стей к севе*ро-восто*ку от Капи*то*лия. При этом мужем цар*ской доче*ри ста*но*вил*ся не слу*чай*ный иска*тель при*клю*че*ний, про*шед*ший обрядо*вые испы*та*ния, а пред*ста*ви*тель бра*чу*ю*ще*го*ся латин*ско*го или сабин*ско*го лини*джа. В сле*дую*щем поко*ле*нии их сыно*вья и доче*ри бра*ли в супру*ги сво*их двою*род*ных сестер и бра*тьев, т. е. детей от бра*ка бра*та цар*ской доче*ри и сест*ры ее мужа. В этом поко*ле*нии цар*скую власть полу*чал сын сест*ры и (или) бра*та цари*цы, ста*но*вив*ший*ся одно*вре*мен*но зятем пред*ше*ст*ву*ю*ще*го царя. Дочь его и цар*ской доче*ри была носи*тель*ни*цей цар*ст*вен*но*сти, пере*да*вав*шей ее сво*е*му мужу, кото*рым был ее двою*род*ный брат — внук ее деда-царя. Так сохра*ня*лась мат*ри*ли*ней*ность пере*да*чи цар*ст*вен*но*сти, соблюда*лась агна*ти*че*ская экзо*га*мия и одно*вре*мен*но реша*лась судь*ба цар*ских сыно*вей. По-преж*не*му не полу*чая вла*сти рек*са на родине, они мог*ли стать тако*вы*ми в свя*зан*ной брач*ным сою*зом общине сво*ей жены, а их сыно*вья воз*вра*ща*лись царя*ми на роди*ну с.71 отцов, будучи там зятья*ми и вну*ка*ми пред*ше*ст*вен*ни*ков.

В таких усло*ви*ях необыч*ной выглядит «карье*ра» Тарк*ви*ния При*с*ка, соглас*но тра*ди*ции при*ехав*ше*го в Рим из дале*ко*го зару*бе*жья и не толь*ко став*ше*го царем, но и осно*вав*ше*го соб*ст*вен*ную «дина*стию»5. Прав*да, оче*вид*ный этрус*кизм это*го царя осно*вы*ва*ет*ся толь*ко на его име*ни да лите*ра*тур*но-мифо*ло*ги*че*ской леген*де о про*ис*хож*де*нии. Послед*няя же свиде*тель*ст*ву*ет, что Тарк*ви*ний Приск напо*ло*ви*ну был то ли элли*ном, то ли пеласгом. Леген*дам свой*ст*вен*но не толь*ко рас*тя*ги*вать вре*мя, удва*и*вая или утра*и*вая чис*ло собы*тий, но и спрес*со*вы*вать его.

Тра*ди*ци*он*ная вер*сия о Тарк*ви*нии и Тана*к*виль состо*ит по мень*шей мере из двух частей. Пер*вая, геро*ем кото*рой явля*ет*ся Дема*рат, веро*ят*но, име*ет исто*ки не в гре*че*ской коло*ни*за*ции VIII—VI вв., а в осво*е*нии запад*но*го Сре*ди*зем*но*мо*рья микен*ца*ми. Вто*рая вычле*ня*ет*ся бла*го*да*ря суще*ст*во*ва*нию леген*ды об орле, схва*тив*шем шап*ку с Тарк*ви*ния на Яни*ку*ле. По-види*мо*му, исто*ри*че*ский Тарк*ви*ний был рек*сом (луку*мо*ном) посе*ле*ния на Яни*ку*ле, свя*зан*ным род*ст*вом с сосед*ни*ми этрус*ски*ми и сабин*ски*ми общи*на*ми. За обра*зом Тана*к*виль скры*ва*ет*ся мест*ная носи*тель*ни*ца цар*ст*вен*но*сти. При Анке Мар*ции Яни*кул был заво*е*ван рим*ля*на*ми и, сле*до*ва*тель*но, само*сто*я*тель*ная цар*ская власть здесь была лик*види*ро*ва*на, а ее носи*те*ли пере*се*ле*ны в Рим.

Воен*ная актив*ность Анка не была слу*чай*ной. Если ее рас*смат*ри*вать сквозь приз*му раз*би*рае*мой про*бле*мы, то она выглядит реак*ци*ей на дея*тель*ность лати*на Тул*ла Гости*лия. Пере*се*ле*ние послед*ним жите*лей Аль*бы-Лон*ги, цар*ский линидж кото*рой еще до Рому*ла был свя*зан с пала*тин*ским Римом, уси*ли*ло потен*ци*ал латин*ской вет*ви рек*сов. Анк, соглас*но тра*ди*ции, не был свя*зан род*ст*вом с Тул*лом. Види*мо, какие-то собы*тия нару*ши*ли уста*но*вив*ший*ся порядок. Отго*лос*ки этих собы*тий, воз*мож*но, сохра*ни*лись в леген*де о сра*же*нии Гора*ци*ев и Кури*а*ци*ев. Хотя Гора*ции счи*та*ют*ся рим*ля*на*ми, а Кури*а*ции аль*бан*ца*ми, ген*ти*ли*ций послед*них ука*зы*ва*ет на сабин*ское про*ис*хож*де*ние. Анк Мар*ций, хотя и был сыном доче*ри Нумы, но не рим*ской цари*цы, а жены Нумы Мар*ция, сына бли*жай*ше*го спо*движ*ни*ка Пом*пи*лия Мар*ка Мар*ция, без*успеш*но оспа*ри*вав*ше*го у Тул*ла Гости*лия цар*скую власть (Liv., I, 20, 5; Plut. Nu*ma, XXI).

Воз*вы*ше*ние боко*вой вет*ви сабин*ско*го цар*ско*го лини*джа, во-пер*вых, гово*рит о том, что основ*ная ветвь, ори*ен*ти*ро*ван*ная на брач*ный союз с пала*тин*ски*ми Гости*ли*я*ми и юго-запад*ны*ми лати*на*ми, пре*сек*лась. С дру*гой же сто*ро*ны, оно может слу*жить инди*ка*то*ром, бла*го*да*ря кото*ро*му в тра*ди*ции как бы про*яв*ля*ет*ся нали*чие мно*гих цар*ских лини*джей Лация и его окрест*но*стей. При Рому*ле рим*ские Гости*лии всту*пи*ли в союз с капи*то*лий*ски*ми Таци*я*ми, затем послед*них сме*ни*ли саби*ны из Кур — Кури*а*ции (Нума), пере*дав*шие пра*во на союз Мар*ци*ям. Хотя в тра*ди*ции Мар*ции с.72 пере*се*ли*лись в Рим вме*сте с Нумой, неко*то*рые сооб*ра*же*ния поз*во*ля*ют сомне*вать*ся в этом. Будучи рим*ским царем, Нума, как извест*но, женил*ся на ним*фе Эге*рии, для встреч с кото*рой уда*лял*ся из Рима. Поэто*му если быть логич*ным, то дочь Нумы долж*на была родить*ся от Эге*рии и вне Рима. Эге*рия же не про*сто мифи*че*ская фигу*ра, но пред*ста*ви*тель*ни*ца цар*ско*го лини*джа сосед*ней с Римом сабин*ской Кол*ла*ции. Поэто*му не будет натяж*кой пред*по*ло*жить, что Нума и Мар*ции нахо*ди*лись в род*стве через пред*ста*ви*те*лей третье*го лини*джа — кол*ла*тин*ских Эге*ри*ев. Таким обра*зом, Анк Мар*ций был не толь*ко вну*ком царя, но и его сыном, хотя царя и не Рима, а Кол*ла*ции.

Став царем, Анк дол*жен был поза*бо*тить*ся о закон*ном с точ*ки зре*ния норм его эпо*хи наслед*ни*ке. Из тра*ди*ции мы ниче*го не зна*ем о его жене и суще*ст*во*ва*нии у него доче*ри. Лишь два сына Анка про*сла*ви*лись тем, что на исхо*де цар*ст*во*ва*ния Тарк*ви*ния При*с*ка яви*лись при*чи*ной его смер*ти. В этом исто*ри*че*ско-гене*а*ло*ги*че*ском кон*тек*сте Тарк*ви*ний не мог быть слу*чай*ной фигу*рой, полу*чив*шей власть в Риме лишь бла*го*да*ря богат*ству, уда*че и про*ис*кам выдаю*щей*ся жены. Быв*ший луку*мон Яни*ку*ла, види*мо, состо*ял в каком-то род*стве с Мар*ци*я*ми. В тра*ди*ции это род*ство про*яв*ля*ет*ся отчет*ли*во. Род*ной брат Тарк*ви*ния Аррунт был женат на одной из пред*ста*ви*тель*ниц кол*ла*тин*ских Эге*ри*ев, и его сын звал*ся Эге*ри*ем (Liv., I, 34, 3; 38, 1). Даже если не было иных свя*зей через жену Анка, отсут*ст*вие у послед*не*го доче*ри и кон*фликт с Гости*ли*я*ми слу*жи*ли доста*точ*ным осно*ва*ни*ем, чтобы рек*сом в Риме стал стар*ший пред*ста*ви*тель еще одной гене*а*ло*ги*че*ской вет*ви сабин*ских лини*джей. Воз*мож*но, он был усы*нов*лен Анком (Aur. Vict. De vir. ill., VI, 5). Тарк*ви*ний полу*чил власть, по-види*мо*му, при усло*вии брач*но*го сою*за с потом*ка*ми Мар*ция. В соот*вет*ст*вии с ним сыно*вья Анка при*об*ре*ли пра*во на руку доче*ри Тарк*ви*ния и цар*скую власть после него. Одна*ко Тарк*ви*ний выбрал зятем Сер*вия Тул*лия — то ли сво*его род*ст*вен*ни*ка, то ли лати*на из Кор*ни*ку*ла. Мар*ции ока*за*лись отстра*не*ны от вла*сти. Это было нару*ше*ни*ем брач*но*го сою*за, след*ст*ви*ем чего яви*лась месть со сто*ро*ны сыно*вей Анка. Соглас*но тра*ди*ции, Тарк*ви*ний не сра*зу по дости*же*нии вла*сти пал жерт*вой их заго*во*ра. Они не пре*пят*ст*во*ва*ли ему цар*ст*во*вать. Но, когда дочь Тарк*ви*ния ста*ла женой Сер*вия, месть свер*ши*лась. Она не была направ*ле*на на Сер*вия Тул*лия, хотя он и был кон*ку*рен*том. Фор*маль*но Сер*вий Тул*лий достиг вла*сти закон*ным путем, а сыно*вья Анка как раз и высту*па*ли защит*ни*ка*ми арха*и*че*ско*го пра*ва, нару*шен*но*го Тарк*ви*ни*ем.

Но, убив Тарк*ви*ния, сыно*вья Анка не мог*ли ниче*го изме*нить. Пол*но*мо*чия рек*сов Рима ускольз*ну*ли из их рук. Полу*чив*ший их Сер*вий Тул*лий вряд ли мог быть слу*чай*ным узур*па*то*ром — леген*дар*ным Мастар*ной. с.73 Попу*ляр*ная в совре*мен*ной лите*ра*ту*ре вер*сия тра*ди*ции об этрус*ке Мастарне и бра*тьях Авле и Целии Вибен*нах, по всей види*мо*сти, подоб*но леген*де о Рому*ле и Реме, отра*жа*ет более ран*ний пери*од осно*ва*ния сег*мен*тар*ных посе*ле*ний на Пала*тине и Целии6. Импе*ра*тор Клав*дий лишь немно*го скоррек*ти*ро*вал ее в сво*ей речи, пре*сле*дуя поли*ти*че*скую цель оправ*да*ния вла*сти в Риме ино*пле*мен*ни*ков. Поэто*му дого*род*ской арха*и*че*ский рекс Целия был заме*нен более выиг*рыш*ной фигу*рой Сер*вия Тул*лия.

Более досто*вер*ной выглядит та часть тра*ди*ции, кото*рая свя*зы*ва*ет Сер*вия с Кор*ни*ку*лом. Кор*ни*кул вме*сте с Фику*ле*ей, Каме*ри*ей, Кру*сту*ме*ри*ем, Аме*рио*лой, Медул*ли*ей и Номен*том были заво*е*ва*ны рим*ля*на*ми при Тарк*ви*нии При*с*ке (Liv., I, 38, 4). Тра*ди*ция счи*та*ет их горо*да*ми «ста*рых лати*нов» (La*ti*ni Pris*ci). Одна*ко они рас*по*ла*га*лись к севе*ро-восто*ку от Рима, в сабин*ско-этрус*ском при*гра*ни*чье, при*мы*кая более к сабин*ской, чем к латин*ской, этни*че*ской терри*то*рии. К тому же само назва*ние La*ti*ni Pris*ci в зна*че*нии «ста*рые лати*ны» вряд ли мог*ло воз*ник*нуть ранее IV в. до н. э., когда ста*ли отдель*но выво*дить*ся коло*нии рим*ско*го и латин*ско*го пра*ва. До это*го выра*же*ние La*ti*ni Pris*ci более соот*вет*ст*ву*ет зна*че*нию «лати*ны (Тарк*ви*ния) При*с*ка». Ливий гово*рит, что послед*ний взял эти горо*да «у ста*рых лати*нов или у тех, кто их под*дер*жи*вал» по завер*ше*нии сабин*ской вой*ны, в резуль*та*те кото*рой к Риму была при*со*еди*не*на Кол*ла*ция. Затем с саби*на*ми был заклю*чен мир. Все это поз*во*ля*ет счи*тать Кор*ни*кул сабин*ским горо*дом, при*чем в силу место*по*ло*же*ния, види*мо, как-то свя*зан*ным с этрус*ка*ми. Поэто*му мать Сер*вия Тул*лия Окри*зия, как жена рек*са Кор*ни*ку*ла, веро*ят*но, была мест*ной носи*тель*ни*цей цар*ст*вен*но*сти.

Тарк*ви*ний посту*пил с Кор*ни*ку*лом и Кол*ла*ци*ей точ*но так же, как в свое вре*мя Анк Мар*ций с Яни*ку*лом, где Тарк*ви*ний был луку*мо*ном. Но в близ*кой к Риму Кол*ла*ции мест*ный рекс Эге*рий — пле*мян*ник Тарк*ви*ния — был остав*лен послед*ним на месте, а из Кор*ни*ку*ла цар*ская семья была пере*се*ле*на в Рим, как в свое вре*мя был пере*се*лен сам Тарк*ви*ний. Не впи*сы*вав*ший*ся в пла*ны Тарк*ви*ния и, види*мо, чуж*дый ему рекс Кол*ла*ции погиб. А вот его бере*мен*ная жена ста*ла жить не про*сто в Риме, а в доме Тарк*ви*ния, что обна*ру*жи*ва*ло его замыс*лы. Как саби*нян*ка цар*ско*го рода, Окри*зия, види*мо, нахо*ди*лась в род*стве с Тарк*ви*ни*я*ми либо через кол*ла*тин*ских Эге*ри*ев, либо через неиз*вест*ную нам сабин*скую ветвь, свя*зан*ную с Яни*ку*лом. Поэто*му ее сын Сер*вий Тул*лий как цар*ский сын и род*ст*вен*ник имел пра*ва на руку доче*ри Тарк*ви*ния и цар*скую власть в Риме.

Одна*ко этим Сер*вий не отли*чал*ся от сыно*вей Анка Мар*ция. Сле*до*ва*тель*но, пред*по*чте*ние, ока*зан*ное ему Тарк*ви*ни*ем, было свя*за*но не с его мате*рью, а с отцом, о кото*ром, кро*ме име*ни и знат*но*го поло*же*ния с.74 в Кор*ни*ку*ле, ниче*го не извест*но. Пре*но*мен Сер*вий, оче*вид*но, был рим*ским про*зви*щем от ser*vus — раб, наме*кав*шим не на поло*же*ние, а на фор*маль*ный ста*тус кор*ни*куль*ских плен*ни*ков в доме Тарк*ви*ния. А вот номен Тул*лий явно свя*зы*ва*ет шесто*го рим*ско*го царя с Тул*лом Гости*ли*ем, судь*ба потом*ства кото*ро*го в силу кон*флик*та с саби*на*ми тра*ди*ци*ей не сохра*не*на. Не столь уж рис*ко*ван*ным будет пред*по*ло*жить, что сын Тул*ла Гости*лия стал мужем доче*ри не близ*ких к Риму род*ст*вен*ни*ков Мар*ци*ев (в Риме, веро*ят*но, место пре*тен*ден*та на пре*стол уже было заня*то Аррун*том Тарк*ви*ни*ем), а царев*ны Окри*зии в отда*лен*ном Кор*ни*ку*ле. Здесь Тулл мог искать под*держ*ки в борь*бе про*тив Мар*ци*ев и Кури*а*ци*ев у иной сабин*ской цар*ской вет*ви, а его сын про*зы*вал*ся мест*ны*ми саби*на*ми Тул*лий, т. е. Тул*ли*ев.

Фигу*ра Сер*вия была чрез*вы*чай*но при*вле*ка*тель*на для Тарк*ви*ния, реор*га*ни*зо*вав*ше*го насе*ле*ние Рима в слож*ное вожде*ство из трех триб. Поэто*му он и взял*ся за вос*пи*та*ние Сер*вия, посе*лив его в сво*ем доме и даже усы*но*вив. Сер*вий Тул*лий стал клю*че*вым зве*ном в рим*ском вожде*стве, поз*во*лив*шим объ*еди*нить латин*ские и сабин*ские три*бы с пра*вя*щим домом Тарк*ви*ни*ев. Имен*но при его посред*стве Тарк*ви*нию уда*лось, лов*ким манев*ром ведя про*са*бин*скую поли*ти*ку («сабин*ская вой*на» тра*ди*ции), при*влечь на свою сто*ро*ну лати*нов Пала*ти*на и Целия, с кото*ры*ми при Анке было отчуж*де*ние. Воз*мож*но, имен*но этот факт зафик*си*ро*ван тра*ди*ци*ей как победа над «ста*ры*ми лати*на*ми», под кото*ры*ми при Тарк*ви*нии мог*ли пони*мать*ся толь*ко быв*шие аль*бан*цы и их былые союз*ни*ки к юго-запа*ду от Рима. Кор*ни*кул же и дру*гие горо*да сабин*ско-этрус*ско*го погра*ни*чья были не «ста*ры*ми лати*на*ми», а все*го лишь их сто*рон*ни*ка*ми в силу ген*тиль*ных свя*зей, опре*де*ляв*ших обще*ст*вен*ные отно*ше*ния в рас*смат*ри*вае*мую эпо*ху.

В каче*стве рим*ско*го рек*са Сер*вий Тул*лий про*дол*жил тра*ди*цию пере*да*чи цар*ской вла*сти по жен*ской линии. Он стал мужем доче*ри Тарк*ви*ния (зятем царя), а одну из сво*их доче*рей, насле*до*вав*шую власть в Риме, выдал за вну*ка Тарк*ви*ния При*с*ка7. Тарк*ви*ний Суперб был сыном выпав*ше*го из тра*ди*ции Тарк*ви*ния При*с*ка, кото*рый не мог пре*тен*до*вать на власть в Риме, но был изве*стен сво*и*ми сыг*рав*ши*ми нема*лую роль в рим*ской исто*рии детьми и вну*ка*ми. Кро*ме став*ше*го царем сына Луция он имел двух доче*рей. Одна из них вышла замуж за Мар*ка Юния и име*ла по мень*шей мере двух сыно*вей, млад*шим из кото*рых был Юний Брут. Дру*гая Тарк*ви*ния явля*лась мате*рью Луция Тарк*ви*ния Кол*ла*ти*на, по всей види*мо*сти, вый*дя замуж за кол*ла*тин*ско*го Тарк*ви*ния, сына Эге*рия. От бра*ка же Тул*лии и Тарк*ви*ния Супер*ба роди*лись три сына — Тит, Аррунт и Секст — и дочь Тарк*ви*ния, выдан*ная замуж в Тускул за Окта*вия Мами*лия, пред*во*ди*те*ля Латин*ской феде*ра*ции.

с.75 При*ме*ча*те*лен послед*ний мат*ри*мо*ни*аль*ный союз, быть может, поз*во*ля*ю*щий приот*крыть пла*ны Тарк*ви*ния Супер*ба. Если после него рим*ским царем ста*но*вил*ся Окта*вий Мами*лий, то Рим пре*вра*щал*ся в центр Латин*ской феде*ра*ции, к чему уже дав*но под*во*ди*ла поли*ти*ка и Тул*ла Гости*лия, пере*се*лив*ше*го аль*бан*цев, и Анка Мар*ция, засе*лив*ше*го Авен*тин лати*на*ми Поли*то*рия, Тел*лен и Фика*ны, и Сер*вия Тул*лия, по согла*со*ва*нию с лати*на*ми устро*ив*ше*го на Авен*тине храм Диа*ны. Сер*вий, осно*вы*ва*ясь на этих пере*ме*нах, про*вел, как извест*но, «цен*ту*ри*ат*ную рефор*му». Он попы*тал*ся реор*га*ни*зо*вать обще*ство по гори*зон*таль*ным клас*сам в про*ти*во*вес вер*ти*каль*ным ген*тиль*ным струк*ту*рам.

В новых обще*ст*вен*ных усло*ви*ях меня*лась соци*аль*ная роль цар*ской вла*сти. Пра*вя*щие лини*джи рим*ской окру*ги (Аль*ба, Яни*кул, Кол*ла*ция, Куры, Кор*ни*кул и др.) пре*вра*ща*лись в рядо*вые gen*tes рим*ско*го обще*ства. Будучи свя*за*ны брач*ны*ми уза*ми с Тарк*ви*ни*я*ми, они, с одной сто*ро*ны, име*ли более высо*кий пре*стиж по срав*не*нию с дру*ги*ми ген*тиль*ны*ми груп*па*ми, а с дру*гой — под*дер*жи*ва*ли Тарк*ви*ни*ев. Мат*ри*мо*ни*аль*ные свя*зи цар*ской семьи из сакраль*ных все более пре*вра*ща*лись в орудие поли*ти*че*ской жиз*ни. Это вело к отры*ву цар*ской вла*сти от исход*ной тра*ди*ци*он*ной осно*вы и ослаб*ле*нию кон*тро*ля за царя*ми со сто*ро*ны носи*те*ля тра*ди*ций — сена*та. В нем же уже зре*ла оппо*зи*ция со сто*ро*ны «отцов» ста*ро*рим*лян и потом*ков аль*бан*цев, обде*лен*ных в резуль*та*те ори*ен*та*ции на саби*нов. А пла*ны в отно*ше*нии лиде*ра лати*нов Окта*вия Мами*лия не мог*ли не встре*во*жить сабин*ских «отцов». Фор*маль*ным пово*дом к их выступ*ле*нию, види*мо, послу*жил тот факт, что туску*лан*ские Мами*лии были участ*ни*ка*ми брач*но*го сою*за с рим*ски*ми Тарк*ви*ни*я*ми. Если у Супер*ба более не было доче*рей, то, выдав Тарк*ви*нию в Тускул, он нару*шил древ*ней*шую тра*ди*цию. Как поли*тик Суперб исхо*дил из под*готов*лен*ной пред*ше*ст*ву*ю*щим раз*ви*ти*ем ситу*а*ции. Но, нахо*дясь под бди*тель*ным при*смот*ром «отцов», Тарк*ви*ний не смог прой*ти меж*ду Сцил*лой поли*ти*ки и Харибдой тра*ди*ции. Его изгна*ние из Рима как бы озна*ча*ло изъ*я*тие из гене*а*ло*ги*че*ской цепи носи*те*лей цар*ско*го досто*ин*ства в Риме. Это было сим*во*ли*че*ское нака*за*ние за отправ*ку из Рима его буду*щей закон*ной цари*цы.

На Тарк*ви*нии цар*ская дина*стия Рима отнюдь не пре*ры*ва*лась. На аре*ну высту*пи*ло сле*дую*щее поко*ле*ние закон*ных наслед*ни*ков цар*ско*го досто*ин*ства. А тако*вы*ми мог*ли быть сыно*вья сестер Тарк*ви*ния — Луций Юний Брут и Луций Тарк*ви*ний Кол*ла*тин. Соб*ст*вен*ные сыно*вья Тарк*ви*ния в соот*вет*ст*вии с тра*ди*ци*ей были исклю*че*ны из чис*ла пре*тен*ден*тов. Судя по источ*ни*кам, Тит и Аррунт и не пыта*лись заме*нить отца. Иная судь*ба у млад*ше*го сына Супер*ба — Секс*та. Став пер*вым лицом в Габи*ях, он ока*зал*ся наи*бо*лее актив*ным из пре*тен*ден*тов. Види*мо, имен*но пре*бы*ва*ние в Габи*ях каким-то обра*зом каче*ст*вен*но выде*ля*ло его из чис*ла сыно*вей с.76 послед*не*го рим*ско*го царя и поче*му-то поз*во*ля*ло, несмот*ря на запрет тра*ди*ции, пре*тен*до*вать на власть в Риме.

Итак, три двою*род*ных бра*та. Наи*бо*лее сочув*ст*вен*но рим*ская исто*рио*гра*фия изо*бра*жа*ет Бру*та, за кото*рым даже утвер*дил*ся почет*ный титул осно*ва*те*ля рес*пуб*ли*ки. Имен*но он был орга*ни*за*то*ром заго*во*ра «отцов» про*тив сво*его дяди, види*мо, пред*по*ла*гая заме*нить его в каче*стве рек*са. Но он не был вну*ком царя по мате*ри, не было у него и жены-цари*цы8. Воз*мож*но, Брут рас*счи*ты*вал на то, что тра*ди*ци*он*ный порядок уже силь*но поко*леб*лен Тарк*ви*ни*ем, а так*же на то, что «отцы» под*дер*жат его кан*дида*ту*ру за заслу*ги в «общем деле» вос*ста*нов*ле*ния тра*ди*ций. Одна*ко в дей*ст*ви*тель*но*сти ока*за*лось ина*че. То, чего не было у Бру*та, имел дру*гой пле*мян*ник Супер*ба — Тарк*ви*ний Кол*ла*тин. По мате*ри он, прав*да, не был вну*ком царя, но по отцу его дедом был кол*ла*тин*ский Эге*рий. Но самое глав*ное, види*мо, состо*я*ло в том, что Тарк*ви*ний Кол*ла*тин стал мужем Лукре*ции, ока*зав*шей*ся по воле антич*ных авто*ров в эпи*цен*тре рас*ска*за об изгна*нии царей из Рима. Неда*ром имен*но к ней так стре*мил*ся и тре*тий пре*тен*дент — Секст Тарк*ви*ний.

Кем же была Лукре*ция, победив*шая в «состя*за*нии жен»? Ее отец Спу*рий Лукре*ций Три*ци*пи*тин при*над*ле*жал к чис*лу тех людей, кото*рых стре*мил*ся при*влечь на свою сто*ро*ну Тарк*ви*ний Суперб. Он зани*мал долж*ность рим*ско*го пре*фек*та. И после изгна*ния Тарк*ви*ния Лукре*ции были в чис*ле наи*бо*лее авто*ри*тет*ных лини*джей — их пред*ста*ви*те*ли неод*но*крат*но ста*но*ви*лись кон*су*ла*ми. По про*ис*хож*де*нию они были саби*на*ми и, воз*мож*но, как-то были свя*за*ны с Вале*ри*я*ми. Плу*тарх (Nu*ma, XXI) сооб*ща*ет, что по одной из вер*сий жену Нумы Пом*пи*лия зва*ли не Эге*рия, а Лукре*ция. Поэто*му оче*вид*но, что Лукре*ции пред*став*ля*ли один из сабин*ских цар*ских лини*джей в окрест*но*стях Рима. До экс*пан*сии Тарк*ви*ни*ев они были свя*за*ны брач*ным сою*зом с кол*ла*тин*ски*ми Эге*ри*я*ми. Мож*но пред*по*ло*жить, что Лукре*ции были цар*ским лини*джем Габий, лежав*ших чуть даль*ше, но в том же направ*ле*нии от Рима, что и Кол*ла*ция. Это поз*во*ли*ло бы объ*яс*нить сопер*ни*че*ство Кол*ла*ти*на и Секс*та Тарк*ви*ния за Лукре*цию. Брак с ней давал и тому, и дру*го*му пра*во пре*тен*до*вать на цар*скую власть. В этом слу*чае Секст урав*ни*вал*ся по месту в гене*а*ло*ги*че*ской цепи с Кол*ла*ти*ном и даже полу*чал опре*де*лен*ное пре*иму*ще*ство перед ним, посколь*ку являл*ся вну*ком царя (к тому же рим*ско*го) не по отцу, а по мате*ри — доче*ри Сер*вия Тул*лия. Одна*ко в Габи*ях Секст Тарк*ви*ний утвер*дил*ся не как пред*ста*ви*тель сво*его лини*джа, всту*пив*ше*го в брач*ный союз с габий*ски*ми Лукре*ци*я*ми, а в каче*стве победи*те*ля в войне, при*чем не совсем чисто*плот*но*го мораль*но. Его же двою*род*ный по мате*ри брат Тарк*ви*ний Кол*ла*тин, напро*тив, был оли*це*тво*ре*ни*ем арха*и*че*ской тра*ди*ции, с.77 свя*зы*вав*шей Габии и Кол*ла*цию, нару*шен*ной рим*ски*ми Тарк*ви*ни*я*ми. Поэто*му есте*ствен*но, что в спо*ре пре*тен*ден*тов на руку Лукре*ции победил не Секст, а Кол*ла*тин.

На то, что такое состя*за*ние име*ло место, наво*дит ряд мыс*лей. Посколь*ку Кол*ла*тин и Лукре*ция не име*ли детей, они явно были моло*до*же*на*ми. Леген*да о бес*че*стии и смер*ти Лукре*ции несет следы явной лите*ра*тур*ной обра*бот*ки. Секс*ту не было смыс*ла бес*че*стить жену Кол*ла*ти*на, ско*рее, он мог желать ее смер*ти. Иное дело, если выбор Кол*ла*ти*на в мужья был сде*лан, но брак не успел свер*шить*ся. Обес*че*стив достав*шу*ю*ся дру*го*му неве*сту, Секст рас*счи*ты*вал таким обра*зом полу*чить ее в жены, при*бег*нув к послед*не*му спо*со*бу удер*жать усколь*зав*шую власть. Мы нико*гда не узна*ем, как погиб*ла Лукре*ция: сама ли зако*ло*ла себя или это сде*лал ее отец (как Вир*ги*ний со сво*ей доче*рью), выпол*нив так пони*мав*ший*ся им долг перед рим*ским наро*дом. Веро*ят*нее послед*нее. Неиз*вест*но лишь, совер*шил ли он это по соб*ст*вен*ной воле или по реше*нию заин*те*ре*со*ван*ных лиц — Кол*ла*ти*на, Бру*та и Пуб*лия Вале*рия (воз*мож*но, еще одно*го пре*тен*ден*та на руку Лукре*ции — см. Liv., I, 58, 6), или — что ско*рее все*го — под дав*ле*ни*ем наи*бо*лее заин*те*ре*со*ван*но*го и авто*ри*тет*но*го Бру*та.

После это*го Брут и Кол*ла*тин, будучи по рож*де*нию одно*го ран*га, при*об*ре*ли рав*ные пра*ва на власть в Риме. Их прав*ле*ние лишь фор*маль*но похо*ди*ло на кон*су*лат. Они не были выбор*ны*ми маги*ст*ра*та*ми. Брут, как извест*но, почти сра*зу начал интри*го*вать про*тив Кол*ла*ти*на и сумел его устра*нить. Но вос*поль*зо*вать*ся достав*шей*ся нако*нец вла*стью не успел, погиб*нув в еди*но*бор*стве с сыном Супер*ба Аррун*том. Это были годы, когда еще питал надеж*ды на воз*вра*ще*ние изгнан*ный Тарк*ви*ний, обра*тив*ший*ся к этрус*кам. Рвав*ший*ся к вла*сти Брут стре*мил*ся лик*види*ро*вать всех воз*мож*ных кон*ку*рен*тов. Он рас*пра*вил*ся даже со сво*и*ми сыно*вья*ми — Титом и Тибе*ри*ем, вну*ча*ты*ми пле*мян*ни*ка*ми Тарк*ви*ния, и пле*мян*ни*ка*ми Кол*ла*ти*на — Луци*ем и Мар*ком, сыно*вья*ми сест*ры Кол*ла*ти*на от бра*ка с Акви*ли*ем.

И толь*ко после того как все воз*мож*ные пре*тен*ден*ты на рим*ский пре*стол сошли с аре*ны, на нее всту*пил Окта*вий Мами*лий. Одна*ко начав*ша*я*ся латин*ская вой*на при*ве*ла его к гибе*ли у Регилль*ско*го озе*ра. Суперб уехал в Кумы, где умер. Так пре*сек*лась цар*ская дина*стия рим*ских Тарк*ви*ни*ев.

После них свои пра*ва пыта*лись уза*ко*нить даль*ние род*ст*вен*ни*ки когда-либо пра*вив*ших в Риме лиц — Гора*ции, Лукре*ции, Вале*рии, Вир*ги*нии, Мар*ции и др. Одна*ко заво*е*ва*ния Тарк*ви*ни*ев и воз*ник*но*ве*ние слож*но*го вожде*ства изме*ни*ли ситу*а*цию в окрест*но*стях Рима, нару*ши*ли арха*и*че*скую систе*му род*ст*вен*ных свя*зей ран*жи*ро*ван*но*го обще*ства и поло*жи*ли нача*ло с.78 фор*ми*ро*ва*нию сосло*вий стра*ти*фи*ци*ро*ван*но*го. Поэто*му сопер*ни*че*ство этих эпи*го*нов цар*ских дина*стий Лация ста*ло одной из при*чин сецес*сии, спо*соб*ст*ву*ю*щей оформ*ле*нию ново*го поряд*ка управ*ле*ния в Риме.



ПРИМЕЧАНИЯ

1Матье М. Э. Следы мат*ри*ар*ха*та в Древ*нем Егип*те // Вопро*сы исто*рии доклас*со*во*го обще*ства. М.; Л., 1936. С. 363—390; Дов*гя*ло Г. И. Пере*ход к насле*до*ва*нию цар*ской вла*сти по отцов*ско-пра*во*во*му прин*ци*пу // СЭ. 1963. № 6. С. 71—72; Грейвс Р. Мифы Древ*ней Гре*ции. М., 1992. С. 166 и др.
2Фрэ*зер Дж. Золотая ветвь. М., 1983. С. 145—156.
3Мои*се*е*ва Т. А. Цар*ская власть у фри*гий*цев // ВДИ. 1982. № 1. С. 119—129.
4Нету*шил И. В. Леген*да о близ*не*цах Рому*ле и Реме // ЖМНП. 1902. Ч. 340 (март). С. 124—125.
5Gantz T. N. The Tar*quin dy*nas*ty // His*to*ria. 1975. Bd. 24, H. 4. S. 539—554.
6Bian*chi L. Il Ma*gis*ter Ser*vio Tul*lio // Aevum. 1985. A. LIX, N 1. P. 58 f.
7Gantz T. N.Op. cit. P. 544.
8Юнии, види*мо, были одним из древ*них цар*ских лини*джей, свя*зан*ных с почи*та*ни*ем Юно*ны. Чтобы ней*тра*ли*зо*вать их, сест*ру Тарк*ви*ния Супер*ба выда*ли замуж за Мар*ка Юния. Извест*но, что брат послед*не*го был убит Тарк*ви*ни*ем, как и стар*ший сын, пле*мян*ник Тарк*ви*ния.

Последний раз редактировалось Δημόκριτος; 25.05.2022 в 06:19.
Ответить с цитированием