Показать сообщение отдельно
  #17  
Старый 08.05.2012, 11:34
Аватар для Ведомости
Ведомости Ведомости вне форума
Местный
 
Регистрация: 13.08.2011
Сообщений: 662
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 14
Ведомости на пути к лучшему
По умолчанию ОТ РЕДАКЦИИ: Уступки во благо

https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...tupki-vo-blago

13 марта 2002, 00:00

Завтра правительство скорректирует условия, на которых Россия согласна вступить во Всемирную торговую организацию. Согласование "новых уступок" вызвало изрядный общественный ажиотаж и спровоцировало рост активности лоббистов. Оживились доброхоты отечественной промышленности, которым с некоторых пор стало трудно добиваться налоговых льгот, государственных кредитов и гарантий.

Время для лоббистов и впрямь горячее: определяются базовые условия, в которых будет работать экономика после вступления в ВТО. Аграрии желают защитных пошлин и субсидий, страховщики пытаются не пустить на рынок иностранцев, добиваются запретительных пошлин авто- и авиапромышленники. Совсем странные предложения возникли в недрах ФКЦБ: регулятор по определению интернационального рынка акций настаивает на ограничении доли иностранцев в капитале регистраторов (10%) и в совокупном капитале депозитариев и брокеров (25%). Сражаются за импортные барьеры химики и мебельщики.

Большинство импортных ограничений и барьеров (тарифных и нетарифных) дурно влияют на национальную экономику. Ведь она состоит не только из производителей, вытесняемых с рынка импортерами. Есть еще потребители, желающие продукции и услуг подешевле и получше. На примере "АвтоВАЗа" и ГАЗа понятно, что ограждение пуганых и непуганых протекционистов от международной конкуренции позволяет им извлекать прибыль без улучшения качества товара. Поэтому оптимальный вариант для потребителя, частного и корпоративного, - free trade, ликвидация всех барьеров.

Торжеству свободной торговли, сделавшему бы ВТО ненужной, мешает неравенство стартовых условий. Равная конкуренция выгодна сильным, слабые ищут протекции. Баланс между производителем и потребителем каждая страна ищет сама. ВТО - протекционистский интернационал - помогает найти тот же баланс в международных рамках. В ВТО страны согласуют уровень несвободы во взаимной торговле, уровень поддержки производителей. К несчастью для России, через несколько лет средствами поддержки могут считаться не только привычные субсидии, квоты и пошлины, но и уровень зарплат, цены на энергоресурсы и даже валютный курс.

Проще всего дело обстоит как раз с пошлинами и прочими барьерами, вокруг которых сейчас ломаются копья. Посмотрим на отдельные секторы.

Рынок гражданской авиации мы уже проиграли, он поделен американским концерном Boeing и европейским Airbus. Российский авиапром может поставлять этим концернам комплектующие. Настаивать на высоких пошлинах смысла нет. Международные рейсы в обозримом будущем просто закроются для наших неэкологичных самолетов. России стоит добиваться права защищать только то производство, которое может быть конкурентоспособным на мировом уровне, например 30 - 100-местные машины, обслуживающие региональные полеты. И то при условии, что такие меры будут четко ограничены во времени.

В автопромышленности ситуация та же. Самые успешные в лоббизме, автопромышленники долго жили в теплице. Новые ограничения импорта не приведут к скорой постановке на поток качественного "народного автомобиля". Зато открытие рынка может заставить их выпускать что-то получше.

Аграрному бизнесу, вопреки общему мнению, вступление в ВТО вообще не угрожает ничем серьезным. Сейчас страна поддерживает аграриев совсем слабо, а ЕС тратит на это порядка $90 млрд в год. Запрашиваемые нами $16 млрд субсидий в год никого не должны пугать. Это не реальная помощь, а отправная точка для торговли с европейцами, которых надо убеждать в необходимости снизить субсидии. Средний импортный тариф по агропродукции у нас тоже вписывается в нормы ВТО: 14 - 15% при максимальных 37%. Проблема же в искусстве переговорщиков: надо создать виртуальный запас по пошлинам, чтобы было чем козырять в дебатах с партнерами.

Очень вредны ограничения в финансовом секторе. Страховой рынок у нас развит слабо, а перестрахование за рубежом увеличивает издержки потребителей этих услуг. Этот рынок нуждается в капитале, а не в ограничениях. Банковский сектор ЦБ уже почти не защищает от конкуренции, и массированного прихода иностранцев не заметно. А фондовому рынку, возможно, нужны ограничения по оттоку торговли российскими акциями за границу, но точно не нормативы по долям иностранцев в капитале участников рынка. Ограничивать участие в капитале телекоммуникационных компаний тоже не стоит: отрасли нужны инвестиции.

Снижение таких барьеров - или отказ от них - только кажется уступкой. На деле оно выгодно экономике. Использовать ограничения и субсидии надо только в торговых переговорах - как средство добиться от стран-партнеров симметричных уступок нашему экспорту: текстилю, минеральным удобрениям, металлам. Таким образом, в процессе вступления в ВТО Россия может получить двойную выгоду: и от снижения собственных барьеров, и от снижения барьеров в странах, покупающих наши товары.

Последний раз редактировалось Chugunka; 12.12.2024 в 11:36.
Ответить с цитированием