https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...tkaznyj-sposob
11 марта 2002, 00:00
Новые российские промышленные олигархи, ставшие таковыми после эффективного выдавливания с предприятий "красных директоров", успели многому научиться у своих предшественников. Например, лоббизму "по-советски", один из нехитрых приемов которого такой: если тебе отказали, проси в 10 раз больше и получишь то, что нужно.
Когда в январе премьер-министр Михаил Касьянов фактически отказался ввести запретительные пошлины на иномарки старше семи лет, автопромовцы сменили тактику. Они попросили у правительства сразу все: запретительные пошлины на новые и старые иномарки, налоговые льготы и адресные госинвестиции. Профильное министерство, Минпромнауки, поддержало автолоббистов. Хотя их совместный труд "Концепция развития российской автомобильной промышленности" и был порезан в Минэкономразвития, автопромовцам оставили гораздо больше того, на что надеялись еще три месяца назад. В ведомстве Грефа согласились существенно поднять пошлины уже на пятилетние иномарки и поддержали идею создания в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ярославле и Тольятти свободных экономических зон (СЭЗ).
Трудно сказать, поймали опытные лоббисты молодых либералов на советском приемчике "требуй больше" или на обещании инвестиционного бума в автопроме. Логика такая: лишим иностранцев возможности импортировать в Россию машины, "прижмем" отверточную сборку, и тогда они перестанут жадничать и построят нам новые заводы. И даже известно где - там, где будут СЭЗ.
Конечно, на Минэкономразвития слово "инвестиции" оказывает чарующее действие, но при трезвом размышлении возникает вопрос: зачем наше автолобби так стремится "загнать" в Россию иностранцев? Чтобы погибнуть в конкурентной борьбе с ними? Или чтобы выгоднее продать им же свои заводы вкупе с тысячами потенциальных покупателей, измученных невозможностью приобрести качественную машину? Если правительство считает нужным поддержать автопром как отрасль, поддержка должна быть равной для всех и стимулировать конкуренцию. В том числе и с иностранцами. Если автопромовцы говорят об инвестициях, пусть предъявят собственные инвестпланы. Если на это нет денег (хотя у "Русала" за 2001 г. чистая прибыль порядка $600 млн), пусть ищут партнеров. Иначе правительство рискует стать невольным помощником временщиков и врагом собственных граждан.