Показать сообщение отдельно
  #8  
Старый 12.08.2021, 12:41
Аватар для Общая газета
Общая газета Общая газета вне форума
Местный
 
Регистрация: 12.06.2017
Сообщений: 106
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Общая газета на пути к лучшему
По умолчанию Кризис не ожидается, но тревога остается

https://web.archive.org/web/20010306...6/inter/i1.htm

Российская стабильность за счет западной лояльности

Дмитрий ДОКУЧАЕВ


Известный экономист Александр Лившиц, возглавлявший до последнего времени фонд «Экономическая политика», назначен министром правительства России. В его обязанности вменяется ведение дел с группой ведущих индустриальных государств в рамках «восьмерки». Сразу после назначения Александр Лившиц поделился с «ОГ» своим видением экономической ситуации в стране.

– Александр Яковлевич, какие задачи поставлены перед вами в новой должности?

– У меня еще не было официальной встречи с председателем правительства, были только предварительные переговоры (беседа с Лившицем происходила 28 июня. – Д.Д.). Я понимаю свою задачу так: развить те договоренности, которые были достигнуты на недавнем саммите «восьмерки» в Кельне. После двух тяжелейших событий недавнего прошлого – финансового кризиса в России и войны в Югославии – мы должны вывести отношения с Западом на новый, более высокий уровень.

– Вы упомянули о прошлогоднем кризисе, но в последнее время идут упорные разговоры, что легендарное 17 августа может повториться?

– Повтор невозможен хотя бы по той простой причине, что нет больше рынка госбумаг, который обвалился тогда и потянул за собой всю финансовую систему.

– Хорошо, спрошу иначе: ожидает ли российскую экономику новый кризис?

– Такого прогноза у нас нет. Хотя определенное опасение вызывает валютный курс, который у нас до последнего времени поддерживался практически неизменным. Стабильную ситуацию на валютном рынке определяли два обстоятельства: положительное внешнеторговое сальдо, обеспечивающее приток валюты в страну, и ограничительные меры Центрального банка, принятые им вынужденно минувшей осенью. Тогда это было правильное решение, но сейчас мы от него отказываемся в результате договоренностей с МВФ. В то же время имеются огромные рублевые остатки на корсчетах ЦБ (свыше 50 млрд рублей. – Д.Д.), которые банкам попросту некуда вкладывать и которые нависли над валютным рынком. Все это создает тревожную ситуацию, и, на мой взгляд, было бы правильно не держать рубль любой ценой, а плавно его девальвировать по нескольку копеечек в день.

– Итак, если не считать тревоги за валютный курс, экономическое положение страны достаточно стабильное?

– Ситуацию в экономике определяют два обстоятельства. Во-первых, мощная девальвация рубля, случившаяся в августе прошлого года, – она позволила заметно оживить производство. Во-вторых, тот факт, что уже год правительство ничего не платит по внешнему долгу. По советскому долгу выплаты не производятся вовсе, а по российскому платит не правительство, а Центробанк. Дума приняла в свое время закон, позволяющий ЦБ в первом полугодии выплатить 4,5 млрд долларов долга. Это, между прочим, около 100 млрд рублей. Если бы их вынуждено было платить правительство из бюджетных денег, можно себе представить, какое напряжение было бы сейчас в стране с зарплатами, пенсиями.

Поэтому негоже ругать Запад: мир закрывает глаза на наши «шалости» с внешним долгом, что и позволяет нам поддерживать некоторую стабильность в экономике. Но вечно так продолжаться не может. Наступило второе полугодие, и глава ЦБ Виктор Геращенко уже заявил, что больше не будет тратить золотовалютные резервы на покрытие внешнего долга. Дальше, как и положено в цивилизованных странах, свое умение платить долги, хотя бы частично, должно продемонстрировать именно правительство.

– Как вы считаете, получит ли Россия наконец долгожданный кредит МВФ?

– Я думаю, что у нас на это неплохие шансы после заседания совета директоров МВФ в конце июня. Но совсем безоблачной ситуацию не назовешь. Настораживает факт очередного приезда в Москву миссии МВФ. Еще месяц назад наши ответственные лица говорили, что в таком визите нет необходимости. Раз миссия приезжает – значит, требуются какие-то корректировки в согласованной ранее программе. Возможно, это связано с позицией Госдумы, отклонившей закон о налоге на бензоколонки.

Тут я хотел бы пояснить, что вопреки сложившимся стереотипам МВФ не требует от нас конкретно повышения налога на бензоколонки. Фонд требует от нас повышения доходов бюджета. А уж наша сторона предлагает: давайте их повысим за счет налога на АЗС, акцизов на водку и т.д. МВФ лишь соглашается с нашими предложениями, а затем, естественно, контролирует их выполнение.

– Вас не смущает тот факт, что правительство работает без всякой экономической программы?

– Строго говоря, такая программа есть. Это программа первоочередных мер, согласованных с МВФ. Программа очень жесткая, с цифрами, сроками, фамилиями ответственных, и дай бог ее выполнить. Что касается более долгосрочных программ, их составление – штука, конечно, полезная. Но в условиях приближающихся двойных выборов – особенно президента, наделенного по Конституции огромными полномочиями, – едва ли такая программа будет иметь практический смысл. Если отвлечься от программы, я считаю, есть две главные задачи, которые должно решить правительство. Первое – это удержать экономическую стабильность – то есть низкую инфляцию, стабильную выплату зарплат и пенсий и прочее. Второе – добиться хотя бы предварительных договоренностей с кредиторами по реструктуризации и частичному списанию внешнего долга. Если правительство эти задачи решит, его деятельность смело можно будет признать удачной и эффективной.

– И насколько, по-вашему, реально решение этих задач кабинетом, если учесть, что многие наблюдатели считают экономический блок правительства слабым, а премьера – человеком, далеким от понимания экономических проблем?

– Я так не считаю. По-моему, в кабинете собраны вполне квалифицированные специалисты, и их сил должно хватить на решение и первой, и второй задачи. Что касается премьера, то он, как и президент, должен быть прежде всего политиком. Его дело – организовать работу министров. Если премьер будет разбираться в финансах, как министр финансов, то зачем нужен последний? И потом, Сергей Вадимович – очень толковый человек, он быстро набирает знания и опыт в необходимых областях.

– Александр Яковлевич, как вы оцениваете ситуацию в социальной сфере? Зарплаты бюджетников и пенсии все дальше отстают от жизненного уровня...

– Наши люди так долго жили в условиях срывов плановых платежей, что и без всяких индексаций рады тому, что деньги им выдают вовремя. А что вы хотите, если никаких серьезных реформ в стране не происходит – ни пенсионной, ни налоговой, ни коммунальной? Мы живем, как я уже говорил, только за счет благожелательности кредиторов. Понятно, что в выборный год непопулярные реформы через Думу не пройдут. Но по крайней мере две реформы вполне возможны: налоговая и земельная. И я надеюсь, что на осенней сессии Дума вернется к принятию, соответственно, налогового и земельного кодексов. Помимо всего прочего, это хорошо будет воспринято и инвесторами.

– Вы верите, что в Россию придут в обозримом будущем серьезные инвесторы?

– В ближайший год – нет: это исключено. Хотя обстановка сейчас для них благоприятная, и я не устаю это повторять в ходе своих заграничных визитов. Посмотрите, большинство из тех, кого считают кандидатами в президенты – Примаков, Лужков, Явлинский, Лебедь, – говорят примерно одно и то же: поддержка отечественного товаропроизводителя, стимулирование экспортеров, обязательство платить российский долг и невозможность платить советский... И это как раз то, что сейчас делается. А значит, в Россию вполне можно вкладывать средства. Ситуация предсказуема не только сейчас, но и после 2000 года. Ничего шокирующего не ожидается.
Ответить с цитированием