ТРЕТЬЯ ВЛАСТЬ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОЙ
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 28 МАРТА 2001 года СРЕДА №54 (2364)
Судебная реформа
ДО СИХ все законодательные инициативы, несмотря на активные усилия сторонников радикальных правовых реформ, оставались, во-первых, в рамках действующей Конституции, а во-вторых, восполняли только те пробелы законодательства, по поводу которых в юридическом сообществе, правоохранительных органах и общественном мнении существовало редкое единодушие. Однако в самое ближайшее время президенту, правительству и законодателям будет представлена новая концепция реформы третьей власти, подготовленная рабочей группой по судебно-правовым вопросам под руководством замглавы президентской администрации Дмитрием Козаком.
Поскольку концепция затрагивает самые животрепещущие проблемы судебно-правовой системы, то к ее подготовке заранее привлекли представителей всех заинтересованных сторон и старались скоординировать концепцию с готовящимися в Госдуме ключевыми законопроектами. Для большей обьективности структура рабочей группы была сформирована так, что ни одно из ведомств не имело в ней большинства. Тем не менее яростных споров и попыток передела сфер влияния между правоохранительными органами и судами, видимо, не удастся избежать. Первым обьектом схватки станут слушания по Уголовно-процессуальному кодексу, которые начнутся в апреле. Правда, в Кремле планируют внести все необходимые (и зачастую противоречащие друг другу) поправки в УПК уже к декабрю. Вероятно, к этому времени кодекс планируют принять.
Источники «НГ» сообщают, что до конца года в парламент будет внесен пакет из девяти законопроектов. Одним из первых станет закон «Об адвокатуре», в котором будет предложено создать в каждом субьекте Федерации Палату адвокатов. Те представители адвокатов, которые не откажутся стать членами Палаты, лишатся возможности выступить в уголовных процессах. Формированием единых Палат займется Минюст.
Кроме того, один из пакетных законопроекта должен будет закрепить статус судей и расширить их полномочия, передав судам право выдачи предписаний на арест. Кстати, один из судей Конституционного суда, комментируя это нововведение, заявил, что считает несостоятельными отговорки Верховного суда о невозможности выполнить это требование из-за отсутвия кадров. В то же время глава комитета Думы по госстроительству Анатолий Лукьянов считает подобное нововведение непродуманным, поскольку, по его мнению, оно не учитывает ни реальных условий обеспечения состязательности процесса, ни места прокуратуры в судопроизводстве.
Неопределенной остается ситуация с введением судов присяжных. Сейчас российские суды выносят 0.4% оправдательных приговоров, в то время как организованные в девяти субьектах Федерации суды присяжных оправдывают 25%. Таким образом, помимо обеспечения равенства прав граждан, проживающих в разных регионах, суды присяжных необходимы и для реальной защиты прав граждан. В то же время совершенно неясно, откуда взять средства на создание этой системы. Пока же в Кремле планируют в течение ближайших нескольких лет инвестировать 4 млрд. руб. (для судов присяжных необходимо более 30 млрд. рублей), и только в материально-техническое обеспечение судов.
В этом споре судей, правоведов и правоприменителей президент остается верховным арбитром, хотя формально третья ветвь власти была достаточна независима для того, что бы самостоятельно инициировать большую часть нововведений в течение последних десяти лет. Общая тенденция намечающейся реформы предполагает расширение поля влияния судов, увеличение полномочий Минюста, преобразование и укрепление адвокатуры и существенную модификацию функций Генпрокуратуры и МВД. Вполне возможно, что в ходе реформы ее инициаторам придется и с неподготовленностью общественного мнения. Ведь предполагаемые преобразования нацелены не столько на борьбу с преступностью, сколько на защиту конституционных прав и интересов отдельных граждан. Более того, стремление власти к либерализации судебно-правовой системы говорит о том, что реформа переходит в принципиально новый этап: третья власть может получить реальные полномочия для защиты прав граждан, обвиняемых и потерпевших, от потенциальных противозаконных действий и ошибок правоохранительных органов.
|