Показать сообщение отдельно
  #5349  
Старый 06.04.2019, 04:42
Аватар для Геродиан
Геродиан Геродиан вне форума
Местный
 
Регистрация: 15.08.2011
Сообщений: 468
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 14
Геродиан на пути к лучшему
По умолчанию Информация Госплана СССР в ЦК ВКП(б) и СНК СССР о предварительных результатах выполнения плана развития народного хозяйства СССР за 1940 г.

https://www.alexanderyakovlev.org/fo...es-doc/1011366

21.01.1941

Секретно


Госплан СССР сообщает предварительные итоги выполнения народнохозяйственного плана 1940 года по промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, товарообороту, капитальному строительству и финансам.

I. Общие итоги

Основные итоги выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1940 году показывают следующее:

а) Дальнейший общий подъем народного хозяйства СССР, укрепление его оборонной мощи и рост материального и культурного уровня трудящихся.

б) Увеличение выпуска промышленной продукции, начиная со II квартала 1940 года, и нарастание темпов промышленного производства при выполнении годового плана выпуска валовой продукции по союзным и союзнореспубликанским промышленным наркоматам на 95,6 %.

Выпуск промышленной продукции по отношению к соответствующим кварталам 1939 года составил: в I квартале около 101 %, во II квартале — 110 %, в III — почти 112 % и в IV квартале 1940 года — 115 %.

в) Наметившееся, начиная со второй половины 1940 года, улучшение в работе угольной промышленности и черной металлургии.

г) Прирост продукции оборонной промышленности в 1940 г. на 33 % по сравнению с прошлым годом.

д) Серьезное отставание в производстве оборудования для черной и цветной металлургии, кранового и кузнечно-прессового оборудования, станков, в производстве паровых турбин и других видов энергооборудования, а также в выпуске товарных вагонов при заметном росте выпуска вагонов в IV квартале 1940 года.

е) Крайне недостаточное развитие производства вольфрама, молибдена, олова и кобальта.

ж) Отставание нефтяной промышленности, не выполнившей план 1940 г. по добыче нефти, и недостаточное материально-техническое обеспечение нефтяной промышленности.

з) Резкое отставание промышленности строительных материалов, особенно цементной и лесной промышленности.

и) Крайне неудовлетворительную работу ряда отраслей химической промышленности, в первую очередь содовой, резино-асбестовой и производства спирта из непищевого сырья.

к) Отставание ряда отраслей, производящих предметы потребления, и особенно неудовлетворительную работу рыбной промышленности, сорвавшей выполнение плана 1940 года.

л) Отставание в создании новых производственных баз: по угольной промышленности — в районах Дальнего Востока; по нефтяной промышленности — в районах «Второго Баку»; по выплавке металла — в восточных районах; по добыче железной руды — в центральных районах и в районах Западной Сибири; по производству цемента — в восточных районах; по текстильной промышленности — в Западной Сибири.

м) Улучшение, начиная со II квартала 1940 года, работы железнодорожного транспорта.

н) Увеличение валового сбора зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля и овощей.

о) Повышение производительности труда, сокращение текучести и укрепление трудовой дисциплины на предприятиях и в учреждениях в результате проведения мероприятий Партии и Правительства.

п) Невыполнение плана по снижению себестоимости промышленной продукции в результате допущенных перерасходов сырья, материалов, топлива, больших потерь от брака и бесхозяйственных расходов.


II. Продукция промышленности

В 1940 г. продукция промышленности союзных и союзно-республиканских наркоматов возросла по сравнению с 1939 г., по предварительным данным, на 9,8 %.

Рост валовой продукции всей промышленности, по предварительным расчетам, составил в 1940 году около 11 %.

Увеличилась в 1940 году продукция промышленности следующих наркоматов, составив по сравнению с 1939 годом:


по Наркомату

судостроительной промышленности

—139 %


–“–

авиационной –“–

— 133 %


–“–

боеприпасов

— 132 %


–“–

вооружения

— 132 %


–“–

тяжелого машиностроения

— 114 %


–“–

угольной промышленности

— 111 %


–“–

среднего машиностроения

— 108 %


–“–

электростанций

— 108 %


–“–

черной металлургии

— 108 %


–“–

легкой промышленности

— 108 %


–“–

цветной металлургии

— 107 %


–“–

пищевой промышленности

— 106 %


–“–

общего машиностроения

— 105 %


–“–

текстильной промышленности

— 104 %


–“–

нефтяной промышленности

— 103 %


по Наркоматам местной промышленности

— 117 %


по промысловой кооперации

— 114 %

Уменьшилась в 1940 году продукция промышленности следующих наркоматов, составив по сравнению с 1939 годом:


по Наркомату

химической промышленности

— 97,5 %


–“–

мясомолочной –“–

— 96 %


–“–

промышленности стройматериалов

— 96 %


–“–

лесной промышленности

— 96 %


–“–

рыбной промышленности

— 91 %

В натуральном выражении производство перечисленных ниже видов продукции в 1940 году по отношению к 1939 году выросло в следующих размерах:


электроэнергия НКЭС

— 109 %


уголь по НКУглю

— 112 %


нефть по НКНефти

— 102 %


чугун

— 103 %


сталь

— 104,5 %


прокат

— 103 %


медь черновая

— 123 %


алюминий

— 123 %


никель

— 198 %


доменное, мартеновское и прокатное оборудование по НКТМашу

— 144 %


вагоны товарные в физическом счете

— 172 %


–“– в 2-осном исчислении

— 153 %


хлопчатобумажные ткани по НКТекстилю

— 105 %


шерстяные ткани по НКТекстилю

— 108 %


обувь кожаная по НКЛегпрому

— 102 %


сахар-песок

— 110 %


растительное масло по НКПП

— 111 %


хлеб и булочные изделия

— 118 %

Добыча угля по Наркомату угольной промышленности возросла на 15,8 млн. тн., добыча нефти без газа по Наркомату нефтяной промышленности — на 589 тыс. тонн, а включая западные области УССР — на 940 тыс. тн. Выплавка чугуна увеличилась на 388 тыс. тонн, стали — на 788 тыс. тонн и производство проката на 351 тыс. тонн. Выплавка меди возросла на 30,7 тыс. тн., производство алюминия — на 11,2 тыс. тн. и никеля на 5050 тн. Выпуск товарных вагонов увеличился в 1940 году на 12,8 тыс. штук в физическом счете.

Однако по многим важнейшим изделиям выпуск продукции в натуральном выражении в 1940 году не только не возрос, но сократился, составив по отношению к 1939 году:


по станкам металлорежущим

— 99 %


в т.ч. автоматам и полуавтоматам

— 96 %


по котлам паровым, по площади нагрева

— 88 %


в т.ч. по котлам высокого и повышенного давления

— 78 %


по стационарным паровым турбинам в квт

— 63 %


по электрогенераторам в квт

— 57 %


по силовым трансформаторам в квт

— 78 %


по паровозам магистральным

— 90 %


по заготовке деловой древесины НКЛесом

— 87 %


по вывозке деловой древесины НКЛесом

— 91 %


по выпуску бумаги НКБумпромом

— 97 %


по выпуску спирта НКПП

— 88 %


по выпуску мяса НКМясомолпромом

— 79 %


по улову рыбы НКРыбпромом

— 86 %

Выполнение плана выпуска валовой продукции в 1940 году по отдельным наркоматам видно из следующих данных:


Наркомат угольной промышленности выполнил план на

— 96 %


–“–

нефтяной –“–

–“–

— 91 %


–“–

электростанций

–“–

— 96 %


–“–

черной металлургии

–“–

— 94 %


–“–

цветной металлургии

–“–

— 91 %


–“–

химической промышленности

–“–

— 84 %


–“–

тяжелого машиностроения

–“–

— 99 %


–“–

среднего –“–

–“–

— 95 %


–“–

общего –“–

–“–

— 91 %


–“–

авиационной промышленности

–“–

— 103 %


–“–

судостроительной –“–

–“–

— 89 %


–“–

вооружения

–“–

— 102 %


–“–

боеприпасов

–“–

— 93 %


–“–

электропромышленности

–“–

— 92 %


–“–

промышленности стройматериалов

–“–

— 84 %


–“–

лесной промышленности

–“–

— 84 %


–“–

бумажной и целлюлозной промышленности

–“–

— 80 %


–“–

текстильной –“–

–“–

— 100 %


–“–

легкой –“–

–“–

— 103 %


–“–

пищевой –“–

–“–

— 100 %


–“–

мясной и молочной –“–

–“–

— 91 %


–“–

рыбной промышленности

–“–

— 84 %


–“–

заготовок (по промышленности)

–“–

— 102 %

Таким образом, большинство наркоматов плана 1940 года не выполнили.


III. Качественные показатели

а) По ряду отраслей промышленности, увеличивших объем производства в 1940 году и выполнивших годовой план по валовой продукции в целом, имело место невыполнение плана и даже снижение производства по ряду важнейших продуктов.

По текстильной промышленности, при выполнении плана по валовой продукции в целом на 100,1 %, план по производству хлопчатобумажных тканей выполнен на 98 %, льняных тканей — 94 % и шерстяных тканей — 99 %.

По пищевой промышленности, при выполнении плана по валовой продукции на 100,4 %, план по сахару-песку выполнен всего на 81 %, сахару-рафинаду — 64 %, макаронным изделиям — 78 %, по консервам — 87 %, по спирту-сырцу — 79 %, по папиросам — 90 %, по кондитерским изделиям — 94 %. При этом выпуск кондитерских изделий, спирта, макарон и папирос в 1940 г. был меньше, чем в 1939 году.

По легкой промышленности, при выполнении плана по валовой продукции на 102,7 %, план по производству обуви выполнен на 93 %, по чулочно-носочным изделиям — 90 %, по трикотажному белью — 96 % и по резиновой подошве — 88 %.

Отмеченный выше разрыв между выполнением плана по валовой продукции и по важнейшим изделиям в натуральном выражении объясняется, как правило, тем, что наркоматы зачастую выполняют план в денежном выражении за счет резкого нарушения планового ассортимента в сторону выпуска менее трудоемких, но более дорогих видов изделий, за счет увеличения выпуска изделий первичной переработки и относительно второстепенной продукции, а также за счет самовольного перерасхода дефицитного сырья, как это было в Наркомате текстильной промышленности, допустившем в IV квартале 1940 г. перерасход установленного ему фонда шерсти.

б) В результате мероприятий Партии и Правительства по укреплению трудовой дисциплины кадры рабочих и служащих стали более устойчивыми, а производительность труда увеличилась. Прогулы рабочих в промышленности в IV квартале 1940 г. сократились по сравнению с IV кварталом 1939 года более чем в 3 раза.

Производительность труда по промышленности союзных и союзнореспубликанских наркоматов возросла в 1940 г. по сравнению с 1939 г. на 9 %, при росте средней зарплаты в 1940 году на 6 %.

Производительность труда в 1940 г. увеличилась по всем наркоматам за исключением мясомолочной промышленности, снизившей производительность труда на 2 %, и рыбной промышленности, снизившей производительность труда на 7 %.

Значительно возросла производительность труда в судостроительной промышленности — на 27 %, в тяжелом машиностроении — на 17 %, в промышленности Наркомата вооружения — на 16 %, Наркомата боеприпасов — на 15 %, в пищевой промышленности — на 12 %, в общем машиностроении — на 12 %, в авиационной промышленности — на 11 % и в среднем машиностроении — на 10 %.

в) Отчетные данные по себестоимости промышленной продукции свидетельствуют о том, что план снижения себестоимости, за исключением оборонной, текстильной и пищевой промышленности, не выполняется.

В ряде отраслей промышленности себестоимость не только не снижена, а, наоборот, возросла по сравнению с 1939 годом: себестоимость тонны угля возросла с 31 р. 56 к. в 1939 году до 32 р. 06 к. в 1940 году; себестоимость тонны нефти увеличилась с 18 р. 18 к. до 20 р. 98 к.

г) Одной из причин невыполнения плана выпуска продукции и снижения себестоимости являются весьма значительные простои оборудования, потери от брака и несоблюдение плана по сортности продукции.

За 11 месяцев 1940 года чистые потери от брака по промышленным наркоматам составили около 2 млрд. рублей, в том числе в оборонной промышленности — 755 млн. руб., в среднем машиностроении — 313 млн. руб. и в черной металлургии — 380 млн. рублей.


IV. Сельское хозяйство

Посевная площадь всех культур составила в 1940 году по всей территории Союза ССР 151,1 млн. га, а в границах 1939 г. 136 млн. га, увеличившись по сравнению с предшествующим годом, в сопоставимых границах, на 2,3 млн. га, или почти на 2 %. Площадь сортовых посевов зерновых культур увеличилась в 1940 году до 81,4 млн. га, что ко всему посеву зерновых составляет 84 % против 76 % в 1939 г.

Валовая продукция зерновых культур по СССР в современных границах составила 7284 млн. пудов при средней урожайности в 10,7 цнт. с гектара. В границах 1939 г. валовая продукция зерновых составляет 6605 млн. пудов при средней урожайности в 10,8 цнт. Как валовая продукция, так и средняя урожайность зерновых культур 1940 года превысила все дореволюционные и послереволюционные годы, за исключением 1937 г.

Валовая продукция хлопка в 1940 году составила 25 млн. центнеров против 27,9 млн. центнеров в 1939 году, валовая продукция льна-волокна — 5,7 млн. центнеров, а в границах 1939 года — 4,8 млн. центнеров против 6,4 млн. центнеров в 1939 году.

Валовая продукция подсолнечника составила в 1940 году 33,4 млн. центнеров по всей территории СССР и 31,7 млн. центнеров по территории в границах 1939 года. Валовая продукция подсолнечника, в сопоставимых границах, выше 1939 г. на 3,7 млн. центнеров, или на 13 %, и является наивысшей за все годы.

Валовая продукция сахарной свеклы составила в 1940 г. 209 млн. центнеров по всей территории СССР и 198 млн. центнеров по территории в границах 1939 года, что превышает урожай прошлого года на 31 млн. центнеров, или на 19 %.

Валовая продукция картофеля по всей территории СССР составила в 1940 году 859 млн. цент., а в границах 1939 г. — 660 млн. цнт., что превышает валовую продукцию прошлого года, в сопоставимых границах, на 173 млн. цнт., или на 36 %. Урожайность картофеля в 1940 году является наивысшей за все годы.

Потери при уборке урожая в 1940 году незначительно уменьшились по сравнению с 1939 г., составив по зерновым культурам в среднем на 1 гектар около 1,8 центнера против 1,9 центнера в 1939 г. Велики также потери при уборке урожая сахарной свеклы, льна-волокна и картофеля.

Крайне неудовлетворительна работа НКЗема СССР и Наркомсовхозов СССР по ремонту и использованию тракторного и машинного парка в сельском хозяйстве, в результате чего во время полевых работ в 1940 г. не работало 20–25 % парка тракторов и комбайнов.

Кормовая база в колхозах улучшилась. Валовой сбор сена в колхозах в 1940 г. исчисляется, примерно, на 15 % и соломы — на 10 % выше сбора 1939 г. План закладки силоса, выполнявшийся за последние годы явно неудовлетворительно, в 1940 году выполнен на 97 %. Заложено силоса в 1940 г. 15,4 млн. тонн против 10,6 млн. тонн в 1939 году.

Рост поголовья продуктивного скота в колхозах за 11 месяцев 1940 г. характеризуется следующими цифрами (в тыс. голов):


Крупный рогатый скот

Свиньи

Овцы и козы

На 1.I-1940 г.

17 794

7126

33 261

На 1. XII-1940 г.

19 606

8698

41 255

В %%

110

122

124

За 11 месяцев 1940 г. было организовано около 42 тыс. новых колхозных товарных ферм. В настоящее время в среднем на 1 колхоз приходится больше 2,5 фермы продуктивного скота.

Закупка скота для колхозных ферм увеличилась и составила за 11 месяцев 1940 г. 2396 тыс. голов крупного рогатого скота, 331 тыс. свиней и 2326 тыс. голов овец и коз. Однако воспроизводство своего стада, в частности воспроизводство крупного рогатого скота, в колхозах проходит явно неудовлетворительно. При покупке 2396 тыс. голов общий прирост крупного рогатого скота в колхозах составил всего лишь 1812 тыс. голов. Чрезмерная выбраковка коров в колхозах (превышающая 20 % в среднем за год) задерживает рост маточного поголовья скота.

Что же касается общей численности скота по СССР, без новых республик и районов, то, по предварительным данным переписи на 1 января 1941 г., — о которой будет представлен специальный доклад ЦК ВКП(б) и СНК СССР, — поголовье лошадей, крупного рогатого скота и свиней в целом не увеличилось и только поголовье овец значительно выросло.

Серьезным недостатком в развитии общественного животноводства является его низкая продуктивность. На протяжении 3–4 последних лет среднегодовые удои молока одной коровы не превышают 1100 литров.

Настриг шерсти с тонкорунных овец уменьшился в 1940 г. на 8 % по сравнению с 1939 г.

Неудовлетворительной следует признать работу совхозов в 1940 г. Наркомат совхозов не обеспечил выполнения основной задачи — превращение совхозов в образцовые и рентабельные хозяйства. Особенно велик падеж молодняка в совхозах. Падеж телят рождения 1940 г. составил 13,5 % по отношению ко всему приплоду 1940 г.; падеж ягнят — соответственно 14,5 % и падеж поросят до двухмесячного возраста — 19,5 %.

Размер сверхплановых убытков по Наркомату совхозов в 1940 г. определяется, по предварительным данным, суммой в 700 млн. рублей.


V. Перевозки

Среднесуточная погрузка по всей сети железных дорог СССР составила в 1940 году 97,9 тыс. вагонов, а без дорог западных областей УССР и БССР, Кишиневской, Литовской, Латвийской и Эстонской — 94,1 тыс. вагонов, или 101 % по отношению к 1939 году.

В приведенные данные о среднесуточной погрузке включено около 5,3 тыс. вагонов балласта, погруженного вне плана и перевезенного в порожнем направлении.

Годовым планом перевозок, утвержденным на 1940 г., среднесуточная погрузка по железнодорожной сети СССР, без Кишиневской, Литовской, Латвийской и Эстонской ж.д., была предусмотрена в размере 101,7 тыс. вагонов. Фактическая же погрузка по этим дорогам, за вычетом 5,3 тыс. вагонов балласта, перевезенного в порожнем направлении вне плана, составила в 1940 г. 91,6 тыс. вагонов, или 90 % к плану 1940 года.

Следует вместе с тем отметить увеличение среднесуточной погрузки во второй половине 1940 г. Среднесуточная погрузка по всей сети железных дорог СССР, включая балласт, составила в I квартале 1940 г. 75,1 тыс. вагонов, во II квартале — 102,1 тыс. вагонов, в III — 108,3 тыс. вагонов и в IV квартале — 105,7 тыс. вагонов.

По речному транспорту Наркомата речного флота перевозки грузов составили в 1940 г. 36,6 млрд. тонно-километров, или 90 % к годовому плану и 106 % по отношению к 1939 году.

По морскому транспорту Наркомата морского флота грузооборот в малом каботаже в 1940 году при плане в 12 млрд. тонно-миль составил 11,5 млрд. тонно-миль, или 96 % к плану и 109 % по отношению к 1939 году.

Необходимо отметить следующие крупнейшие дефекты в организации перевозок в 1940 году:

а) до сих пор имеют место нерациональные и чрезмерно дальние перевозки. Так, за 10 месяцев 1940 г. из Европейской части СССР перевезено по железным дорогам 56,5 тыс. тонн цемента на Дальний Восток.

б) Уральские железные дороги продолжают оставаться узким местом в работе железных дорог СССР и не выполняют плана перевозок, особенно по важнейшим грузам первой категории. План 1940 г. по перевозкам леса выполнен Пермской железной дорогой на 89 %, Южно-Уральской — на 79 %, дорогой им. Л.М. Кагановича — на 92 %. По Южно-Уральской дороге план перевозок руды выполнен в 1940 г. лишь на 88 % и план перевозок металла — на 84 %. План перевозок каменного угля по Пермской дороге выполнен лишь на 90 %.

в) Водный транспорт продолжает отставать от потребностей народного хозяйства.

Общий размер перевозок сухогрузов речным транспортом уменьшился с 12,4 млрд. тонно-километров в 1939 г. до 12,0 млрд. тонно-километров в 1940 г., причем уменьшились перевозки таких грузов, как хлеб, уголь и цемент.

В 1940 г. совершенно не возросли перевозки ряда грузов, излишне загружающих железнодорожный транспорт. Совершенно не перевозились в 1940 г. Наркоматом речного флота — апатиты по Беломорско-Балтийскому каналу им. Сталина, почти не увеличился завоз леса по Волге в районы Кавказа, сократились перевозки хлопка по Каспию.

Необходимо также отметить весьма значительное количество аварий и крушений на железнодорожном и водном транспорте. За 1940 г. на железнодорожном транспорте произошло 1817 крушений, в результате которых совершенно разбито 2757 вагонов и повреждено 3328 вагонов.


VI. Строительство

Объем капитальных работ по сметной стоимости в 1940 г. составляет, по предварительным данным, по основному плану около 32 млрд. руб., или 80 % от годового плана, и по внелимитным капитальным вложениям 5,7 млрд. руб.

Темпы выполнения плана капитальных работ нарастали из квартала в квартал. Объем капитальных работ в I квартале 1940 г. составил 81 % по сравнению с соответствующим кварталом 1939 г., во II квартале — 102 %, в III квартале — 105 % и в IV квартале — 112 %.

Годовой план капитальных работ по ряду важнейших отраслей не выполнен. По черной металлургии выполнение плана составляет 72 %, по угольной промышленности — 82 %, по нефтяной — 65 %, по электростанциям — 77 %, по среднему машиностроению — 76 %, тяжелому машиностроению — 71 %, по электропромышленности — 68 %, химической промышленности — 74 % и по железнодорожному транспорту — 68 %.

Следует отметить, что черная металлургия, не выполнившая годового плана, все же увеличила в 1940 г. объем капитальных работ до 1316 млн. руб. против 951 млн. рублей в 1939 г. Объем капитальных работ по железнодорожному транспорту составил в 1940 г. 4200 млн. руб. против 3312 млн. руб. в 1939 г.

В ряде важнейших отраслей объем работ, выполненный в 1940 г., ниже объема работ 1939 г. и составил по отношению к 1939 г.: по среднему машиностроению — 94 %, по тяжелому машиностроению — 88 %, по химической промышленности — 74 %, по судостроительной промышленности — 86,0 %, по промышленности Наркомата вооружения — 93 %, по промышленности Наркомата боеприпасов — 96 %.

Наркомат строительства вместо 4650 млн. руб. объема капитальных работ, намеченных ему по плану, выполнил в 1940 г. работ лишь на 3624 млн. руб., или на 78 %. При этом Наркомстрой неудовлетворительно производил работы для оборонной промышленности, металлургии и машиностроения.

В связи с недовыполнением плана по объему капитальных работ резко отстает выполнение плана ввода в действие и увеличивается объем незаконченного строительства.

По предварительной оценке введено в действие основных фондов в 1940 г. примерно на 28 млрд. руб. по основному плану и на 5,4 млрд. руб. по внелимитным капитальным вложениям.

По отдельным отраслям народного хозяйства в 1940 году введены в действие следующие мощности:

а) по Наркомату черной металлургии — 4 доменные печи общей мощностью в 1315 тыс. тонн чугуна, 7 мартеновских печей общей мощностью в 807 тыс. тн. стали, 2 прокатных стана и 3 коксовых батареи;

б) по Наркомату угольной промышленности — 65 шахт общей мощностью 12,7 млн. тонн и по наркоматам местной топливной промышленности РСФСР и УССР — 41 шахта общей мощностью 1085 тыс. тонн;

в) по электростанциям — 700 тыс. квт;

г) по Наркомату нефтяной промышленности — пройдено 1325 тыс. метров по эксплуатационному бурению и 498 тыс. метров по разведочному бурению;

д) по наркоматам текстильной и легкой промышленности и по промысловой кооперации — около 300 тыс. прядильных веретен.


VII. Товарооборот

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая оборот общественного питания, составил в 1940 г. 175 млрд. руб., превысив на 9 млрд. руб., или на 5 %, размер товарооборота 1939 г. Без западных областей УССР и БССР товарооборот в 1940 г. составил около 170 млрд. руб., т.е. возрос на 2 % против 1939 года.

Годовой план товарооборота выполнен на 89%. Особенно отставал Центросоюз, который выполнил годовой план розничного товарооборота всего лишь на 74 % и по сравнению с 1939 годом снизил оборот на 6,5 %.

Объем всего розничного товарооборота в ценах 1939 г., включая западные области УССР и БССР, снизился с 166 млрд. руб. в 1939 г. до 159 млрд. руб. в 1940 г., или на 4 %.

Рыночные фонды по ряду основных товаров в 1940 году снизились в сравнении с 1939 г.: хлопчатобумажные ткани на 3 %, резиновая обувь на 18 %, мясо на 23 %, рыба на 33 %, колбасные изделия на 23 %, сахар на 40 %.

Внерыночные фонды в неизменных ценах увеличились в 1940 г. на 12 % по сравнению с 1939 г. В связи с этим удельный вес внерыночного потребления повысился с 28 % в 1939 г. до 32 % в 1940 г.

В организации и работе торговых предприятий за 1940 г. имели место следующие извращения и крупнейшие недостатки:

а) до сих пор крайне велики растраты, хищения и недостачи, составившие в 1940 г. по Центросоюзу около 300 млн. руб., по НКТоргу — около 200 млн. руб., а в целом по торгующим организациям примерно 600 млн. руб.;

б) перерасход по издержкам обращения в розничной торговле, составивший в 1940 г. по НКТоргу, Центросоюзу, Союзтрансторгпиту, Союзлеспродторгу и Золотопродснабу около 700 млн. руб.

Уровень издержек обращения по указанным организациям, хотя и несколько снизился по сравнению с 1939 г., однако превысил плановое задание 1940 г., составив 9 % к обороту в ценах 1939 г., при плане в 8,3 %;

в) по вине НКТорга и местных организаций в ряде городов, в частности на Украине, имеется подмена торговли хлебом бюрократическим распределением его.


VIII. Денежное обращение и бюджет

В результате мероприятий Правительства по частичному ограничению роста фонда заработной платы, сокращению административно-управленческих расходов, изменению цен, тарифов и налогов количество денег, находящихся в обращении, сократилось с 22,2 млрд. руб. на 1 января 1940 г. и 25,3 млрд. руб. на 1 июля 1940 г. до 21,6 млрд. руб. на 1 января 1941 года, не считая 500 млн. руб., выпущенных в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР. При этом за IV квартал 1940 г. изъято из обращения 2,7 млрд. рублей.

Однако мероприятия по некоторому ограничению роста денежных доходов населения коснулись преимущественно города. В то же время на селе происходил рост денежных доходов населения, главным образом за счет роста цен на колхозных рынках.

Государственный бюджет за 1940 г. закончен с остатком на 1 января 1941 г. около 8 млрд. руб., включая средства, переданные в конце года Народным комиссариатом финансов в спецбанки.

Остаток по союзному бюджету, без остатков республиканских и местных бюджетов и без средств, переданных в спецбанки, составляет 5,1 млрд. рублей.

Остаток в бюджете образовался при недовыполнении доходной части бюджета на 6 млрд. рублей и недовыполнении расходной части бюджета на 9,9 млрд. руб. Недовыполнение доходной части бюджета произошло главным образом за счет невыполнения плана по налогу с оборота, по отчислениям от прибылей и в связи с сокращением вкладов в сберегательные кассы.

Недовыполнение бюджета по расходной части произошло главным образом за счет недофинансирования капитального строительства и, частично, социально-культурных мероприятий.

Из недостатков кредитной работы Госбанка СССР необходимо отметить следующее:

а) наличие значительных банковых кредитов, не обеспеченных материальными ценностями. Размер банковых ссуд составил на 1 января 1940 г. — 2345 млн. руб., на 1 октября 1940 г. — 2339 млн. руб. и на 1 января 1941 г., по предварительным данным, — 2500 млн. рублей;

б) большая взаимная задолженность хозорганов и рост просроченной задолженности Госбанку.

Взаимная задолженность хозорганов составила на 1 января 1940 г. — 2,8 млрд. руб., на 1 октября 1940 г. — 6,6 млрд. руб. и на 1 января 1941 г. — 2,6 млрд. руб.

Просроченная задолженность Госбанку возросла с 1,1 млрд. руб. на 1 января 1940 г. до 2,3 млрд. руб. на 1 октября 1940 г. В декабре месяце в связи с выдачей Госбанком специальных кредитов хозорганам размер просроченных ссуд уменьшился до 844 млн. рублей.

в) наличие на протяжении 1940 г. значительной задолженности по заработной плате.

Общая сумма задолженности по заработной плате составляла 225 млн. руб. — на 1 января 1940 г., 600 млн. руб. — на 1 октября 1940 г. и 241,1 млн. руб. — на 1 января 1941 г. При этом задолженность по вине Госбанка составляла 13,4 млн. руб. — на 1 января 1940 г., 56,2 млн. руб. — на 1 октября и лишь 2,3 млн. руб. — на 1 января 1941 г.

Задолженность по вине хозяйственных организаций за это же время определилась в следующих размерах: на 1 января 1940 г. — 212 млн. руб., на 1 октября 1940 г. — 544 млн. руб. и на 1 января 1941 г. — 239 млн. рублей.

Начавшийся подъем в черной металлургии и в угольной промышленности, а также увеличение рабочего времени и укрепление трудовой дисциплины создают полную возможность увеличить в 1941 г. темпы роста промышленности и транспорта по сравнению с 1940 г.

Уроки, вытекающие из результатов выполнения плана 1940 г., нашли свое отражение в плане развития народного хозяйства на 1941 г., предусматривающем в качестве основной задачи 1941 г. дальнейший всемерный рост производства чугуна, стали, проката, алюминия, угля, нефти, оборонной продукции, металлургического оборудования, станкостроения, вагоностроения и энергооборудования. В частности, план 1941 г. предусматривает:

а) увеличение выплавки чугуна до 18,0 млн. тн., выплавки стали — 22,4 млн. тн. и производства проката — 15,8 млн. тн.;

б) обеспечение выплавки в 1941 г. 100 т. тн. алюминия и увеличение мощностей алюминиевой промышленности с расчетом выплавки в 1942 г. не менее 175 т. тн. алюминия, форсированный рост добычи молибденовых и вольфрамовых концентратов, олова и кобальта, исходя из задачи обеспечения потребности отечественным производством;

в) обеспечение форсированного роста производства принятых на вооружение новых самолетов и авиамоторов, крупных калибров боеприпасов, тяжелой и зенитной артиллерии, автоматического стрелкового вооружения, новых типов танков и военного судостроения;

г) увеличение производства товарных вагонов до 60 тыс. шт. и дальнейшее развитие железнодорожного строительства;

д) обеспечение добычи угля по СССР в размере 190,8 млн. тн., нефти с газом — 38,0 млн. тн. и торфа — 38,8 млн. тн;

е) выполнение работ по разведывательному и эксплуатационному бурению в нефтяной промышленности в размере 3,1 млн. мтр. и обеспечение прироста мощностей каменноугольных шахт на 27,1 млн. тн. угля;

ж) обеспечение выпуска 58 тыс. металлорежущих станков с увеличением удельного веса производства квалифицированных и специальных станков;

з) обеспечение прироста мощностей электростанций на 1,75 млн. квт;

и) увеличение мощностей хлопчатобумажной промышленности на 592 тыс. прядильных веретен;

к) выполнение программы капитального строительства в объеме 46–47 млрд. руб., не считая внелимитных капитальных вложений;

л) обеспечение дальнейшего подъема урожайности зерновых и технических культур и роста общественного животноводства в колхозах;

м) увеличение выпуска продукции легкой и пищевой промышленности с обеспечением товарооборота в объеме 193 млрд. руб. (без Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР);

н) обеспечение среднесуточной погрузки на железных дорогах в размере 103 тыс. вагонов и преодоление отставания в развитии перевозок водного транспорта;

о) увеличение производительности труда в промышленности на 12 % и в строительстве на 12 % против 1940 г. с обеспечением опережающего роста производительности труда во всех отраслях народного хозяйства по сравнению с ростом средней заработной платы;

п) снижение себестоимости промышленной продукции на 3,7 % по отношению к среднегодовому уровню себестоимости в 1940 г. и обеспечение экономии за этот счет в промышленности в размере 7,3 млрд. рублей;

р) сокращение непомерно выросших административно-управленческих расходов;

с) дальнейшее увеличение материальных и финансовых государственных резервов.

Н. Вознесенский

В. Старовский


Опубликовано: Известия ЦК КПСС. 1990. № 5. С. 180–190.
Ответить с цитированием