Показать сообщение отдельно
  #9273  
Старый 24.07.2018, 22:50
Аватар для Полит. ру
Полит. ру Полит. ру вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.09.2011
Сообщений: 1,356
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Полит. ру на пути к лучшему
По умолчанию Мемория. Владимир Мясищев

http://polit.ru/news/2014/10/11/myasishev/
11 октября 2014, 00:01 Мемория

Владимир Михайлович Мясищев

11 октября (28 сентября) 1902 года родился Владимир Мясищев, авиаконструктор, создатель тяжелых бомбардировщиков.

Личное дело

Владимир Михайлович Мясищев (1902—1978) родился в городе Евремове Тульской губернии. Отец его был богатым купцом, мать — дочерью аптекаря, высланного когда-то из Польши за «неблагонадежность». В 1918 году окончил реальное училище, в 1920-м поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. После окончания училища работал в конструкторском бюро А. Н. Туполева, участвовал в создании самолета АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 года — начальник бригады экспериментальных самолетов, создавшей бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41. В 1937—1938 годах — главный конструктор ОКБ по внедрению в производство лицензионного американского «Дугласа», ставшего в СССР Ли-2.

В 1937 году арестован, до 1940 года находился в заключении, работая в центральном конструкторском бюро НКВД. В конце 1939 года предложил проект дальнего бомбардировщика с герметичными кабинами. Для разработки самолета было создано новое КБ. Мясищев возглавлял его уже на свободе, в 1940—1943 годах.

С 1943 года Мясищев — главный конструктор на казанском заводе №22, производившем пикирующий бомбардировщик Пе-2, и на московском заводе №482 — там он занимался доводкой бомбардировщика ДВБ-102. После войны ОКБ было расформировано и отошло С. В. Ильюшину. Наработки Масищева позволили быстро создать реактивный Ил-22.

Несколько лет был завкафедрой проектирования самолетов Московского авиационного института. В середине 1950-х годов в воссозданном ОКБ-23 разрабатывал сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50 и первый в СССР пассажирский сверхзвуковой самолет М-55. В 1960—1967 годах возглавлял Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В 1966 году стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в подмосковном Жуковском, где проводились летные испытания на аналоге корабля «Буран».

Скончался 14 октября 1978 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Авиаконструктор, создатель советских реактивных стратегических бомбардировщиков. Самолеты КБ В. М. Мясищева до сих пор состоят на вооружении дальней авиации России. Некоторые из них используются для заправки в воздухе истребителей. Один из лайнеров В. М. Мясищева был использован в качестве самолета-носителя для советского космического корабля «Буран»: корабль доставили с завода-изготовителя на космодром Байконур.

О чем надо знать

Владимир Мясищев

В 1937 году Мясищева арестовали вместе с другими видными авиаконструкторами — А. Н. Туполевым, В. М. Петляковым, И. Г. Неманом, С. П. Королевым. Никто из них впоследствии не распространялся на эту тему, поэтому причины арестов точно неизвестны. Многие арестованные инженеры трудились в закрытых КБ — «шарашках». Одна из таких «шарашек» располагалась в Москве на улице Радио в здании конструкторского бюро А. Н. Туполева. Там арестованные конструкторы вместе с Туполевым разрабатывали новые модели военных самолетов. Они жили на верхнем этаже конструкторского бюро, а днем спускались в КБ и работали вместе с гражданскими сотрудниками.

Прямая речь:

«Скорость, высота, дальность, маневренность, экономичность — все это хорошо. Иным самолет и не должен быть. Надежность — тоже одно из обязательных качеств. Но как бы ни решались эти сложнейшие задачи, конструктор всегда стремится, чтобы его машина была красивой… У каждого свое понятие красоты, но без нее самолета нет». Мясищев о прекрасном в самолетостроении.

«Мясищев сделал бомбардировщик, реактивный красавец М-4 (ЗМ). До Америки он долетал, но только в одну сторону, на дорогу обратно, Туполев и тут оказался прав, керосина не оставалось. Тогда Мясищев убедил генералов из ВВС: Отбомбившись на территории США, М-4 должен приземляться в Мексике, интернироваться. Если мексиканцы его, конечно, примут, не собьют. ЗМ, столь эффективно глядевшийся на земле, не только не получился межконтинентальным, но и вообще летал кое-как, отказ следовал за отказом. Оно и понятно, Мясищев, по своей природе сверхноватор, перенасытил самолет всяческими, еще не отработанными и не испытанными новинками: двигателями, насосами, бустерами, электромоторами, приборами. Доведение до ума каждого из них в отдельности требовало и труда, и времени». Сын Н. С. Хрущева Сергей Хрущев о конструкторе.

5 фактов о Владимире Мясищеве

В молодости был участником Ефремовского народного театра, также играл в детской студии драмтеатра.
Владел английским, польским (от мамы) и французским.
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Суворова второй степени, орденом Трудового Красного Знамени.
В 1981 году имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу (ЭМЗ).
На самолетах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов, на истребителях М-17 и М-55 — 25 и 16 мировых рекордов соответственно.

Материалы о Владимире Мясищеве:


Статья о Владимире Мясищеве в Википедии

Мясищев на историко-патриотическом сайте Тулы

Мясищев на сайте «Герои страны»

Н. В. Якубович «Мясищев. Неудобный гений. Забытые победы советской авиации»

С. Н. Хрущев «Никита Хрущев: рождение сверхдержавы»

Последний раз редактировалось Полит. ру; 24.07.2018 в 22:54.
Ответить с цитированием