Показать сообщение отдельно
  #8  
Старый 12.05.2018, 18:57
Аватар для Михаил Горбачев
Михаил Горбачев Михаил Горбачев вне форума
Пользователь
 
Регистрация: 07.07.2014
Сообщений: 98
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 11
Михаил Горбачев на пути к лучшему
По умолчанию

Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС товарища ГОРБАЧЕВА М. С.

Товарищи делегаты!

Как углубить и сделать необратимой революционную перестройку, которая по инициативе и под руководством партии развернулась в нашей стране, - вот коренной вопрос, стоящий перед нами, делегатами XIX Всесоюзной партийной конференции.

Вопрос этот поставлен самой жизнью. Он широко обсуждается в партии и народе. И от того, насколько мы дадим правильный ответ, зависит, в состоянии ли партия выполнить роль политического авангарда на новом этапе развития советского общества.

Три последних года в нашей жизни с полным правом можно назвать поворотными. Усилиями партии, трудящихся удалось остановить сползание страны к кризису в экономической, социальной и духовной сферах. Общество теперь лучше знает и понимает свое прошлое, настоящее и будущее. Политика перестройки, развернутая в конкретные социально-экономические программы, становится практическим делом миллионов. В этом суть политической обстановки в стране.

Мы видим, как воспрянуло общество. Многообразнее, интереснее и богаче стала духовная жизнь страны. Новое прочтение получают многие идеи К. Маркса и В. И. Ленина, которые до недавнего времени либо воспринимались односторонне, либо вовсе замалчивались. В борьбе с догматизмом возрождается творческое начало научного, гуманного социализма.

Люди почувствовали собственную ответственность, освобождаются от апатии и отчужденности. Ветер обновления закаляет нравственное здоровье народа. Демократизация высвободила мощный поток мыслей, эмоций, инициатив. Утверждение правды и гласности очищает общественную атмосферу, окрыляет людей, раскрепощает сознание, стимулирует активную деятельность.

Это, товарищи, яркий, впечатляющий процесс, в который вовлечено все честное, передовое, что есть в нашем народе. Консолидируются силы революционного обновления. Люди поверили в перестройку, они требуют неуклонно двигаться вперед, и только вперед.

20
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Высокую сознательность и организованность проявляет рабочий класс. В процессе вторжения в нашу жизнь необычного, нового и сложного он вновь демонстрирует свои замечательные политические и моральные качества, проявляет подлинно гражданственный, государственный подход к делам, трудом выражает поддержку перестройке. Эта позиция рабочего класса позволяет партии уверенно проводить революционные преобразования.

С большой заинтересованностью откликнулось крестьянство. Съезд колхозников показал, какой мощной перестроечной энергией оно обладает. Поборники перестройки в сельском хозяйстве смело идут на новые формы работы, берут на вооружение науку, эффективную технологию, проявляют готовность пробовать, искать, даже рисковать ради нового дела, с полной отдачей, ответственно и умело работать на себя и на благо Отечества.

Перестройка подтвердила известное ленинское положение об обостренной социальной чуткости интеллигенции, ее отзывчивости к общественным переменам. Она горячо отозвалась на призыв партии в полной мере поставить на службу перестройке интеллектуальный, духовный потенциал общества. Интеллигенция искренне поддержала урок правды, данный XXVII съездом. Партийные решения последних трех лет нашли у нее глубокое понимание.

Итак, главный политический итог послеапрельского периода -изменение всей общественной атмосферы, начавшаяся материализация идей обновления, нарастающая поддержка советским народом курса партии на перестройку.

Но означает ли это, что всюду и полным ходом происходят сдвиги в лучшую сторону, что революционные преобразования стали необратимыми?

Нет, не означает. Если мы хотим оставаться на почве реальности, то должны признать: этого пока не произошло, товарищи. Мы еще не преодолели глубинных причин торможения, не везде подключили, а в чем-то и не выработали механизмы обновления. Дееспособность многих партийных организаций еще не на уровне задач перестройки. Нужны новые, качественные перемены в нашем развитии, а это требует кардинальных решений, активных и инициативных действий.

Перед нами сегодня много сложных вопросов. Но какой из них ключевой? ЦК КПСС считает, что таким вопросом является реформа нашей политической системы.

Центральный Комитет изложил свою платформу в Тезисах к конференции. В них не ставилась задача дать на все готовые ответы. Мы рассчитывали, что в ходе обсуждения возникнут новые идеи и предложения, которые могут быть учтены конференцией. И тогда ее решения будут действительно результатом коллективного творчества всей партии и народа.

21
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

Таким образом, политический прицел нашей конференции - в духе ленинских традиций и опираясь на накопленный опыт, всесторонне и критически осмыслить период после апрельского Пленума ЦК и XXVII съезда КПСС, обогатить стратегию и конкретизировать тактику наших преобразований, определить пути, формы и методы работы, которые обеспечили бы неуклонное развитие и необратимость перестройки.
I. РАЗВИВАТЬ И УГЛУБЛЯТЬ ПЕРЕСТРОЙКУ
1. САМОКРИТИЧНО ОЦЕНИТЬ ДОСТИГНУТОЕ

Товарищи! Процесс революционного обновления все глубже проникает в решающую сферу жизни - экономику.

Мы взялись за глубокую, поистине радикальную по своим целям и масштабам реформу системы управления народным хозяйством. Значительная часть первичных звеньев экономики осваивает принципы полного хозрасчета и самофинансирования в соответствии с Законом о государственном предприятии. Недавно принятый Закон о кооперации в СССР открывает путь к созданию крупного кооперативного сектора в экономике страны, широкому применению разнообразных форм кооперации во всех сферах народного хозяйства.

Началась перестройка трудовых, внутрипроизводственных отношений на основе подряда и аренды, позволяющих соединить преимущества общественной собственности с личным интересом человека, его хозяйским отношением к делу, гражданским самоутверждением. Заметный импульс дан развитию индивидуальной трудовой деятельности.

Принят ряд крупных решений принципиального характера, определивших направления перестройки по основным отраслям народного хозяйства и социальной сферы, которые претворяются в жизнь.

Экономика постепенно набирает обороты. В прошлом году впервые весь прирост национального дохода получен за счет повышения производительности труда. Возобновился рост реальных доходов трудящихся: за два года нынешней пятилетки в расчете на душу населения они увеличились на 4,6 процента.

В сравнении с одиннадцатой пятилеткой ежегодный ввод жилья стал больше на 15 миллионов квадратных метров. Мы серьезно взялись за реорганизацию народного образования и здравоохранения. Повысилась рождаемость и снизилась смертность, что в немалой степени связано с борьбой против пьянства и алкоголизма.

22
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

Тенденция к оздоровлению социально-экономической обстановки получила развитие и в этом году. Национальный доход увеличивается быстрее, чем предусматривалось планом, при абсолютном сокращении численности занятых в материальном производстве. Опережающими темпами растет производство товаров народного потребления, что позволило выполнить пятимесячное задание по объему товарооборота. Продуктов питания и непродовольственных товаров продано на 5,9 процента больше, чем за такой же период прошлого года. Объем бытовых услуг населению увеличился на 13,5 процента.

Ускорилось строительство жилья и социально-бытовых объектов. Квартир и домов построено больше на 6 процентов, общеобразовательных школ - на 22 процента, дошкольных учреждений, клубов и домов культуры - почти на треть, больниц - в 2 раза.

Все это - реальные плоды перестройки. Но мы, товарищи, обязаны быть самокритичными, ясно видеть, что при всех позитивных моментах положение дел в экономике меняется медленно, особенно если судить по конечному результату - уровню жизни народа.

Каковы причины этого?

Надо, товарищи, откровенно сказать: мы недооценили всей глубины и тяжести деформаций и застоя минувших лет. Многого просто не знали и только сейчас видим: запущенность дел в различных сферах экономики оказалась более серьезной, чем представлялось вначале.

Насколько серьезна ситуация, видно, в частности, на финансовом положении страны. В течение многих лет расходы государственного бюджета росли быстрее доходов. Бюджетный дефицит давит на рынок, подрывает устойчивость рубля и всего денежного обращения, порождает инфляционные процессы.

Думаю все же, что, говоря об ошибках и горьких уроках прошлого, мы не менее взыскательно и принципиально, чем к предшественникам, должны относиться к себе, к настоящему, анализировать не только успехи, но и ошибки и уроки своей деятельности на протяжении последних трех лет, ошибки и промахи, сделанные в ходе перестройки. И с этой точки зрения надо самокритично сказать: за три года мы могли бы сделать значительно больше, чем сделали на главных направлениях перестройки, и прежде всего по повышению эффективности нашей экономики, улучшению ее конечных результатов.

Ведь это факт, что и сегодня страна в расчете на единицу национального дохода продолжает слишком много расходовать топлива, электроэнергии, металла. Отсюда - дефицит ресурсов при больших объемах их производства, что вынуждает выделять все новые средства для наращивания сырьевой и топливно-энергетической базы.

23
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

Чтобы вырваться из этого порочного круга, мы начали коренную модернизацию отечественного машиностроения как решающего условия ускорения научно-технического прогресса, реконструкции всего нашего народного хозяйства. Это, можно сказать, беспрецедентная программа. Она требует и неординарных усилий. И не только в самом машиностроении, но и в химической промышленности, металлургии, других отраслях и конечно же в сфере научных исследований и разработок. Работа здесь развернулась, но она еще не соответствует масштабам поставленных задач, ведется медленно, особенно на таких авангардных направлениях, как микроэлектроника, компьютерная техника, создание прогрессивных материалов. Прямую ответственность за это несут Бюро Совета Министров СССР по машиностроению и Государственный комитет СССР по науке и технике, руководящие кадры отрасли. Да и структурные сдвиги в экономике в целом происходят медленно. А это значит, что в ней сохраняется большинство накопившихся в прошлом проблем. Но ведь это тоже отражение нынешних подходов к руководству экономикой.

И еще. На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК, как вы помните, говорилось о необходимости сочетать достижение долговременных стратегических целей с максимальным удовлетворением насущных потребностей народа. Структурная перестройка, радикальная экономическая реформа - процессы фундаментальные. Они потребуют времени, больших усилий и средств. Осуществляя эти задачи, мы в то же время должны без промедления решать и неотложные проблемы повышения благосостояния народа. Эта линия всецело вытекает из установок XXVII съезда партии на усиление социальной направленности нашего развития.

Как же решаются эти задачи?

Начну с продовольственной проблемы, поскольку это, пожалуй, самая болевая точка в жизни общества, самая острая проблема.

Определенные сдвиги здесь есть. Но они не могут нас удовлетворить. В сущности, то увеличение продовольствия, которого мы добились, в значительной мере пошло на покрытие потребностей, связанных с приростом населения. А это значит, товарищи, что нам нужны другие, более высокие темпы наращивания продовольственных ресурсов. У нас нет ни морального, ни политического права мириться с затянувшимся решением продовольственной проблемы.

Возникает справедливый вопрос: почему нам так долго не удается продвинуться здесь вперед? Безусловно, многие причины уходят корнями в прошлое, когда были серьезно подорваны основы развития деревни. Но это никак не оправдывает нынешние упущения в сельском хозяйстве. Кажется, все узлы развязаны, колхозам и совхозам, районам, областям, республикам предоставлены самые широкие права для увеличения производства продукции земледелия и животноводства, а желаемого результата пока нет. Более того, многие решения последнего времени наталкиваются на непонимание, промедление в их реализации, на всевозможные бюрократические препоны, а то и просто на нежелание работать по-новому.

24
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

Правомерность такого вывода подтверждают различия в результатах деятельности многих регионов даже с равными природно-экономическими условиями. Где энергично взялись за дело, где по-настоящему используют новые возможности, там положение заметно поправляется. Возьмите Белоруссию, Литву, Алтайский край, Белгородскую, Волгоградскую, Житомирскую, Липецкую, Орловскую, Хмельницкую, Целиноградскую области. Здесь устойчиво растет производство продуктов животноводства, что позволило заметно улучшить снабжение продовольствием.

Но почему смогли улучшить продовольственное снабжение населения в Белгородской области и не сделали этого в соседней Курской? Почему труженики сел Целиноградской области увеличили поставки в торговлю мяса, молока, овощей, а в Северо-Казахстанской и некоторых других соседних областях этого сделать не сумели?

Подобные примеры, товарищи, имеются, как говорится, сплошь и рядом. Более того, в Вологодской, Калининградской, Кировоградской, Курганской, Ярославской областях, Калмыцкой автономной республике даже допустили снижение производства многих сельскохозяйственных продуктов. Застойные явления сохраняются в сельском хозяйстве Узбекистана, Молдавии, республик Закавказья. Значит, многое кроется в отношении к делу, в компетентности руководства, в умении вести хозяйство по-новому.

Думается, поиск путей улучшения продовольственного дела надо продолжить повсеместно, и в первую очередь в тех областях и республиках, где положение не изменяется или улучшается медленно. Причем делать это надо всенародно - на основе глубокого анализа состояния сельского хозяйства.

На чем должно быть сосредоточено внимание? Опыт показывает, что кратчайший и надежный путь к достатку продовольствия - широкое, повсеместное внедрение арендных и других эффективных форм организации и стимулирования труда. Это - ключевое звено современной аграрной политики.

Итоги работы арендных и подрядных коллективов доказали, что за сравнительно короткие сроки можно быстро поднять урожайность и продуктивность скота, существенно повысить производительность труда, сократить потери и дать продукты хорошего качества. Именно в этом опыте, товарищи, и содержится ответ на главный вопрос: в какие сроки страна решит продовольственную проблему. Все зависит от того, как быстро мы заинтересуем людей и наладим работу арендных и подрядных коллективов, как широко вовлечем тружеников села в этот процесс, сделаем крестьянина подлинным хозяином на земле.

25
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

Разумеется, наряду с этим мы должны продолжать линию на укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и пищевой промышленности. Неотложный характер носят меры по улучшению транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Если мы сумеем вовремя убрать, перевезти, сохранить и переработать урожай, своевременно доставить продукцию потребителю, то уже при нынешнем уровне продуктивности полей и ферм можно на 20-30 процентов увеличить потребление продуктов питания.

Этот очевидный резерв должен быть использован. Мы выработали конкретную программу по улучшению переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции и выделили на эти цели в оставшиеся годы двенадцатой и на тринадцатую пятилетку 77 миллиардов рублей. Теперь предстоит умело организовать дело, эффективно использовать эти ресурсы, чтобы в короткий срок решительно поправить положение.

Широкое развитие кооперации, внедрение хозрасчета, арендного подряда, других прогрессивных форм организации и стимулирования труда объективно требуют коренных перемен в управлении агропромышленным комплексом. Практика показала, что в нынешнем виде агропромышленные органы в районах и областях себя изживают. Видимо, следует пойти по пути, подсказанному жизнью, на который, по примеру тульских хлеборобов, уже встали многие районы, области и республики. Я имею в виду добровольное объединение колхозов и совхозов для создания совместных служб и органов управления. Сельским труженикам виднее, какие им нужны формы управления и организации обслуживания.

Что касается советских и партийных органов, то их задача состоит в том, чтобы оказывать помощь и поддержку хозяйствам в перестройке на селе, в коренном изменении методов управления. А тех работников, которые тормозят дело, стоят на пути нового, надо, как уже говорилось на съезде колхозников, решительно убирать с дороги.

И еще об одной важной проблеме. Какие бы ресурсы мы ни направляли в сельское хозяйство, они не дадут должной отдачи, если не позаботиться о человеке, условиях его труда и быта. Особо хочу сказать о социальном развитии села. Тут у общества есть немалый долг перед сельским жителем. Во многих районах жилищные, социально-культурные условия, медицинское обслуживание деревни находятся на низком уровне. К этому надо добавить неудовлетворительное обустройство сельских домов, трудности с энергоснабжением, использованием бытовой техники, плохое состояние дорог.

В нынешней пятилетке принимаются, как никогда, крупные меры по улучшению социальной сферы села. Большая программа преобразований осуществляется, в частности, и в таком важнейшем регионе страны, как Российское Нечерноземье. Труженики деревни уже в ближайшие годы должны повсеместно почувствовать реальное изменение условий жизни и труда. Эту линию нужно последовательно осуществлять и в дальнейшем. Госплану и Госагропрому СССР надо исходить из этого при подготовке плана на тринадцатую пятилетку.

26
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

Словом, товарищи, суть аграрной политики на нынешнем этапе сводится к тому, чтобы изменить производственные отношения в самой деревне. Мы должны восстановить экономическое равновесие между городом и селом, всемерно раскрыть потенциал колхозов и совхозов через развитие разнообразных форм подряда и аренды, преодолеть отчуждение крестьянина от земли, сделать его полновластным хозяином, оградив от всякого командования, кардинально изменить условия жизни сельских тружеников. Только на этой основе можно резко повысить эффективность агропромышленного производства, обеспечить коренное улучшение продовольственного снабжения в стране.

О жилищной проблеме. Мы приступили к решению исключительно важной задачи - обеспечить к 2000 году практически каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным домом. Для этого, как известно, предстоит построить более 35 миллионов квартир и домов. Хотя обстановка в строительстве жилья стала меняться к лучшему, она остается весьма напряженной, люди годами ждут квартир.

В этой связи мы пошли на неординарные решения - существенно увеличили масштабы сооружения новых домов и квартир за счет государственных ресурсов, сократив капитальные вложения на производственное строительство, а также средств трудовых коллективов, перешедших на хозрасчет. Практические меры приняты по развитию кооперативного и индивидуального жилищного строительства. Их суть в том, чтобы пойти навстречу желаниям людей обзавестись кооперативной квартирой или собственным домом. В этих целях сняты все запреты и ограничения на размеры строений и их этажность. Пусть люди на свои трудовые средства возводят то, что им нужно, с учетом их сегодняшних и будущих потребностей. Обоснованны, думается, и многочисленные предложения о предоставлении гражданам возможности выкупать у государства занимаемые ими квартиры с правом передачи их по наследству.

Принятые решения по ускорению жилищного строительства вызвали одобрение у советских людей. Дело повсеместно начало меняться к лучшему, но рождаются и новые проблемы. Не отвечает возросшим потребностям уровень развития базы строительных организаций и промышленности строительных материалов. И тут надо многое сделать, используя все возможности, которые имеются в областях, краях и республиках. Немало зависит и от машиностроителей, которые обязаны поставить самую современную технику и оборудование для строителей и предприятий индустрии строительных материалов. Все это надо решить не откладывая, по-деловому.

27
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

И наконец, об удовлетворении спроса на товары народного потребления, о развитии торговли и сферы услуг. Наметившиеся здесь изменения не снимают главной проблемы - предложение товаров и услуг продолжает отставать от роста покупательной способности населения, что в немалой мере обусловлено как запущенностью этой сферы, так и отношением к ней.

Многое зависит от работы легкой промышленности. Сегодня мы, как говорится, пожинаем плоды многолетнего пренебрежительного отношения к развитию этой отрасли. На ее предприятиях используется устаревшее оборудование, много тяжелого ручного труда. Все это сказывается на производительности, количестве и качестве продукции, стабильности кадров. Сейчас приняты меры, которые призваны поправить здесь положение. Выделены крупные средства. Модернизация предприятий ведется с использованием как отечественного, так и импортного оборудования.

Но есть и другие причины. Медленное наращивание производства товаров народного потребления во многом объясняется неотлаженностью нашего экономического механизма, слабыми стимулами. Большинство предприятий союзных министерств и ведомств, призванных поставлять на рынок товары длительного пользования, считают эту задачу второстепенной, пытаются под всякими предлогами уйти от ее решения.

Мы должны в короткие сроки создать современную и мощную индустрию производства товаров народного потребления. Это касается не только легкой промышленности, но и оборонных заводов, предприятий тяжелой индустрии, вклад которых в производство и поставки потребительских товаров должен быть решительно увеличен. И речь идет не только о количественных, но и о качественных показателях.

Особая ответственность за обеспечение товарами и услугами лежит на местных органах. В республиках и областях имеется немало примеров настоящей инициативы и предприимчивости в деле насыщения рынка товарами за счет местных возможностей. И все же во многих регионах слишком сильны иждивенческие настроения, попытки "выколотить" фонды даже на те товары, которые вполне можно производить на месте. Такая позиция непростительна сейчас, когда открылись широкие возможности для развития кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Там, где своевременно это поняли и создали необходимые условия, результаты налицо, появляются новые товары и виды услуг. И это можно только приветствовать.

28
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

Короче говоря, отношение к этому делу, затрагивающему жизненные интересы людей, надо менять коренным образом и в центре, и на местах.
2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РАДИКАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ

Товарищи! Рассматривая ход перестройки, надо особо выделить вопрос о том, как осуществляется радикальная экономическая реформа.

Переход предприятий на хозрасчет, самофинансирование и самоуправление дает коллективам возможность по-настоящему почувствовать и свои новые права, и нелегкий груз ответственности. И хотя реформа делает лишь первые шаги, а новые методы хозяйствования еще только осваиваются, они уже начинают положительно сказываться на решении многих производственных и социальных проблем, на всей обстановке в коллективах.

В текущем году предприятия, работающие по-новому, не только обеспечили выполнение плана по выпуску продукции, но и серьезно улучшили свои экономические показатели. Это весьма примечательно.

Но главное сегодня - извлечь уроки из трудностей первоначального этапа реформы. Практика выявила проблемы, которые приводят к пробуксовке нового экономического механизма. В какой-то мере они связаны с тем, что внедрены еще не все его элементы, что осуществлять реформу мы стали, как говорится, на марше, в ходе пятилетки, в условиях, когда уже были определены структурные позиции плана, при сохранении устаревших цен, прежних централизованных методов распределения ресурсов.

И этим многое можно объяснить. Многое, но далеко не все. Возникшие трудности в значительной мере порождены живучестью стереотипов хозяйствования, стремлением сохранить привычные командно-административные методы руководства экономикой, сопротивлением новому со стороны части работников управления. А в ряде случаев мы сталкиваемся и с прямыми попытками извратить суть реформы, наполнить новые формы управления старым содержанием. Сплошь и рядом со стороны министерств и ведомств допускаются отступления от буквы и духа Закона о предприятии, в силу которых он, как признают многие хозяйственники, реализуется не в полной мере.

Именно об этом говорит опыт разработки планов предприятий на текущий год, когда под видом государственных заказов была практически сохранена прежняя система обязательных заданий по объему производства. Это не что иное, как результат произвола министерств при отсутствии должного контроля, а то и при попустительстве со стороны Госплана и постоянных органов Совета Министров СССР.

29
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

И уж совсем недопустимо, когда через государственные заказы вынуждают предприятия выпускать продукцию, не пользующуюся спросом у потребителей. Вынуждают только для того, чтобы обеспечить пресловутый "вал". Подобный диктат был допущен даже в отношении таких крупных коллективов, как Уралмаш, Алтайсельмаш, Курганский завод колесных тягачей, Бакинский шинный завод, не говоря уже о массе средних и мелких предприятий.

Как же много у нас тех, кто верно служит его величеству "валу"!

Надо ли доказывать, что это в корне противоречит смыслу реформы, равносильно сохранению тех методов управления, которые завели нашу экономику в тупик.

Кажется, теперь уже всем должно быть ясно, что возврата к прежним порядкам нет и не будет. Тем не менее и сейчас приходится слышать мнение, что если не "давить" на предприятие планом, то оно, дескать, не станет стремиться к улучшению экономических показателей. На первый взгляд в этих суждениях вроде бы есть какой-то резон. Но реальная жизнь говорит о другом. Приведу лишь один факт. Многие опасались, что расширение прав предприятий, сужение круга директивных показателей приведут к снижению плановых показателей и необходимости пересмотра заданий пятилетки. Действительно, общая сумма прибыли по планам, принятым на этот год промышленными предприятиями, перешедшими на полный хозрасчет, оказалась на 4,5 миллиарда рублей ниже контрольных цифр. Некоторые рьяные приверженцы старых методов не без злорадства потирали руки: вот, мол, к чему приводит стремление полагаться лишь на экономические рычаги и стимулы.

А как же дело пошло на практике? А пошло оно так - за пять месяцев нынешнего года эти предприятия перевыполнили свои планы по прибыли на 2,5 миллиарда рублей. Прирост ее в трудовых коллективах, работающих на полном хозрасчете, составил 12,8 процента против 10,2 процента на предприятиях, действующих по-старому. При этом важно, что увеличение прибыли достигнуто главным образом за счет снижения себестоимости, уменьшения материальных затрат.

Результат этот для нашей экономики в последнее время, прямо скажу, весьма необычный. Он заслуживает того, чтобы его внимательно и всесторонне осмыслить. Что можно сказать по этому поводу? По-видимому, в экономическом механизме еще не создано эффективных стимулов для принятия предприятиями более высоких плановых заданий. И над этим надо подумать. Но, в конце концов, нам ведь важен, товарищи, конечный результат. И если хозяйственный механизм заработал, обеспечивает улучшение реальных результатов, то это как раз то, что требуется. Поучительный урок! Он должен побудить наконец плановые органы решительно пересмотреть подходы к планированию, перенести центр тяжести с "давления планом" на экономические рычаги и стимулы.

30
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

Опыт показывает, товарищи, что ход экономической реформы нуждается в постоянном внимании со стороны ЦК КПСС и правительства. Надо признать, что извращение идеи государственного заказа было обнаружено ими с опозданием. Сигналы, которые поступали, не были своевременно и должным образом оценены. Теперь эта ошибка исправляется. В ближайшее время будут приняты правительственные решения о порядке применения государственных заказов.

В центре внимания трудовых коллективов и органов управления на начальном этапе реформы оказались также вопросы формирования экономических нормативов. И здесь проявились попытки министерств и ведомств сохранить диктаторские замашки по отношению к предприятиям. Многие министерства постарались установить такие нормативы, чтобы с их помощью сохранить возможность, как и прежде, перераспределять средства хорошо работающих предприятий в пользу малоэффективных. .

Наверно, сегодня с учетом разных стартовых возможностей трудовых коллективов, вступающих на путь хозрасчета и самоокупаемости, такое перераспределение в какой-то мере объяснимо. Но ведь главная задача нормативов в другом - так обеспечить прямую увязку доходов с конечными результатами, чтобы любое улучшение качества работы коллектива поощрялось увеличением его доходов. Мы не можем мириться с любыми, явными или скрытыми, формами иждивенчества, возможностью безбедно существовать, плохо работая. Уж очень, товарищи, крепко въелась в нашу психологию и хозяйственную практику уравниловка! Ее, как говорится, гонишь в дверь, а она лезет в окно.

С такой же проблемой мы сталкиваемся в ходе реформы заработной платы. Первые результаты ее вроде бы обнадеживающие. В коллективах, перешедших на новые условия, увеличилась производительность труда, возросла его оплата. Но и здесь уравниловка не сдается. Предприятия, получив право достойно вознаграждать хороших работников и снижать заработки лодырям, бракоделам, бездельникам, тем не менее используют его робко, по принципу: как бы кого не обидеть.

В деятельности трудовых коллективов мы пока не преодолели подходы, унаследованные от периода застоя, при которых рабочим, техникам, инженерам, показывающим пример творческого, высокоэффективного, а порой и уникального труда, заработная плата искусственно ограничивается. Критического отношения заслуживают и некоторые нормативные акты на этот счет. Неужели еще надо доказывать, что самый эффективный путь для искоренения уравнительных тенденций - это последовательное проведение в жизнь принципов хозрасчета не только в деятельности трудовых коллективов, но и всех подразделений, на каждом рабочем месте?

31
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

Попросту говоря, реформа не заработает, не даст результатов, на которые мы рассчитываем, если глубоко не затронет личные интересы буквально каждого трудящегося, не станет его кровным делом.

Одно из магистральных направлений радикальной экономической реформы - широкое развитие кооперативного движения. Эти вопросы довольно обстоятельно обсуждались и на съезде колхозников, и на сессии Верховного Совета, утвердившей Закон о кооперации. Тем самым мы в основном завершили создание необходимых предпосылок для ее всемерного развития. Центральный Комитет исходит из того, что подъем кооперативного движения открывает широкие возможности для решения многих жизненно важных проблем общества.

Мы придали развитию кооперации именно то значение и ту роль, которые отводил ей В. И. Ленин. Сейчас центр тяжести смещается в область практических дел. И прямая обязанность Советов, партийных организаций всячески поддерживать стремление трудящихся на основе кооперации вносить возрастающий вклад в дело перестройки.

Товарищи! Экономическая реформа осуществлялась бы значительно лучше, не будь столь живуч консерватизм в аппарате управления. Командование и администрирование упорно цепляются за свои позиции. В ходе практического проведения реформы мы реально ощущаем сопротивление инерционных сил, и это подчас ведет к принятию половинчатых, компромиссных, а иногда и ошибочных решений.

Это же факт, товарищи, что под видом создания государственных производственных объединений была предпринята попытка возродить систему прежних бюрократических министерских главков. Таким путем идею добровольного объединения самостоятельных предприятий намеревались подменить жестко централизованной организацией с сохранением ведомственных перегородок и раздутым аппаратом управления.

И в центре, и на местах еще немало работников, которые не приемлют новые формы управления, отвечающие условиям демократизации и экономической реформы.

Это проявилось и при сокращении управленческого аппарата союзных и республиканских министерств и ведомств, областных и краевых органов управления. Что тут надо сказать? Для нас это вопрос принципиальный. Мы должны твердо проводить линию на сокращение и удешевление аппарата, повышение эффективности его работы. Одновременно надо позаботиться и о том, чтобы люди, высвобождаемые в результате этих мер, не оседали в других конторах, а шли бы на производство, в сферу обслуживания, кооперативы, торговлю, коммунальное хозяйство - туда, где действительно ощущается недостаток в кадрах.

32
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

Как видим, даже краткий анализ процессов, связанных с началом реформы, показывает, какое это нелегкое дело, какого большого и неослабного внимания оно требует. Да, трудности есть, не исключены они и в будущем, но реформа охватывает все более широкие сферы хозяйства и демонстрирует свою жизнеспособность.

С учетом накопленного опыта нам надо тщательно подготовиться к завершению перехода с начала 1989 года всех предприятий сферы материального производства на новые условия хозяйствования. Это очень серьезный вопрос, в нем нет мелочей, ибо реформа затронет новые и новые миллионы трудящихся.

Самая большая ошибка в прошлом, которую нам никак нельзя повторить, - кабинетная подготовка предприятий к работе в новых условиях. Именно там, где трудящиеся, советы трудовых коллективов оставались в стороне от проведения реформы, где все решалось келейно, сверху, - там обнаружились и самые серьезные промахи, возникло много непредвиденных трудностей. А это отразилось на социальном самочувствии людей, их отношении к реформе.

Опыт нынешнего года утвердил нас и в понимании необходимости ускорить переход к оптовой торговле средствами производства. Что мы наблюдаем сегодня? Для тех, кто перешел на хозрасчет и самофинансирование, оптовая торговля не только желательна, но и жизненно необходима. Поскольку с начала следующего года все предприятия сферы материального производства будут работать на хозрасчете, нам, видимо, надо по-новому подойти и к срокам перехода на оптовую торговлю средствами производства, с тем чтобы не растягивать его на многие годы, а завершить в рамках нынешней пятилетки. Думаю, что и Госплан, и Госснаб СССР внесут на этот счет конкретные предложения.

И конечно же многое сейчас упирается в реформу ценообразования. Я имею в виду пересмотр и оптовых, и закупочных, и розничных цен, и тарифов. Нерешенность этой проблемы очень сильно осложняет осуществление экономической реформы. Без реформы цен мы не сможем создать нормальных экономических отношений в народном хозяйстве, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический прогресс и ресурсосбережение, нормализовать обстановку на рынке и осуществлять справедливое распределение по труду.

33
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

Как можно, например, наладить экономное ведение хозяйства при заниженных ценах на сырье и топливо? Этого сделать просто нельзя. Или другой вопрос. Получая высокую прибыль по одной группе товаров, государство в то же время вынуждено выплачивать десятки миллиардов рублей дотаций из бюджета по другой группе товаров. Между тем хорошо известно, что и низкие дотационные, и неоправданно высокие цены не стимулируют рост производства и крайне отрицательно сказываются на научно-техническом прогрессе.

Необходимо также подчеркнуть, что сама по себе реформа ценообразования не улучшит экономическую ситуацию, если не будут одновременно решены вопросы финансовой сбалансированности, наведения порядка в кредитно-финансовой системе, деятельности банков, бюджете и т. д. Поэтому проведение реформы ценообразования следует тесно увязать с осуществлением программы финансового оздоровления народного хозяйства. А это, в свою очередь, связано с финансовым положением каждого предприятия, с работой каждого трудового коллектива. Об этом тоже забывать нельзя.

Реформа ценообразования не может не затронуть и розничные цены, ибо они находятся в тесной связи со всей системой цен. Сегодня розничные цены на многие продукты питания, и прежде всего на мясо и молоко, значительно ниже реальных затрат на их производство и закупочных цен. Государство вынуждено покрывать эту разницу в виде дотации потребителю. Такое положение является ненормальным. Оно подрывает стимулы производства этих продуктов, порождает нерачительное отношение к ним, особенно к хлебу. Все это мы с вами знаем, товарищи. Поэтому решать эту задачу нам просто необходимо, как бы она ни была трудна, какие бы сомнения и опасения она на первый взгляд ни вызывала. Сейчас идет серьезная проработка вопроса о розничных ценах. Предложения на этот счет будут вынесены на всестороннее обсуждение народа.

Подход тут может быть один - изменение розничных цен ни в коем случае не должно сопровождаться снижением жизненного уровня людей. Вопрос ставится так: те средства, которые государство сегодня выплачивает в виде дотаций, будут полностью отданы населению в виде компенсации. Таким образом, какого-либо прямого финансового выигрыша от пересмотра розничных цен государство не получит и население ничего не потеряет. Речь идет о том, чтобы оздоровить обстановку в народном хозяйстве, создать более благоприятные условия для действия экономических рычагов и стимулов, для увеличения производства и повышения качества продукции, для быстрейшего насыщения рынка продуктами питания.

В рамках перестройки и с учетом проведения радикальной экономической реформы проделана большая работа по переосмыслению внешнеэкономической политики. И здесь оказались необходимыми принципиально новые подходы, которые позволяют лучше использовать преимущества международного разделения труда.

2 Стенографический отчет, т. 1

34
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

Предприятиям и объединениям теперь открыты возможности широкого выхода на внешний рынок, налаживания прямых внешнеэкономических связей, создания совместных предприятий.

Приоритет мы отдаем, как и прежде, отношениям с социалистическими странами. Вместе с друзьями - на двусторонней и многосторонней основе, в рамках Совета Экономической Взаимопомощи - мы беремся за решение ключевых задач научно-технического прогресса, развития современных форм экономического сотрудничества. Перспективу видим в переходе к свободной конвертируемости рубля, в формировании единого социалистического рынка.

Мы будем стремиться и к расширению внешнеэкономических связей с капиталистическими и развивающимися странами на основе взаимной выгоды. Здесь также взят курс на глубокое и комплексное сотрудничество в науке, технике и производстве на базе различных видов международной кооперации и специализации.

Товарищи! Подводя первые итоги экономической реформы, мы должны думать не только о том, как выполнить нынешнюю пятилетку. Принципиально важно использовать уроки первых лет перестройки для разработки стратегии на будущее, и в первую очередь - на тринадцатую пятилетку.

В Центральном Комитете и правительстве складывается единое мнение: в концепции тринадцатой пятилетки и последующего развития страны должна быть глубоко и неуклонно проведена линия апрельского Пленума ЦК, XXVII съезда КПСС на социальную переориентацию нашей экономики.

Это прежде всего удовлетворение потребностей людей в полноценных продуктах питания, насыщение рынка товарами народного потребления и услугами в нужном ассортименте и высокого качества, реализация программ жилищного строительства, улучшения здравоохранения, народного образования и культуры. В числе первоочередных задач - активизация усилий по охране природной среды, кардинальному улучшению экологической обстановки в стране. Только при таком подходе мы можем рассчитаться с долгами, оставшимися от периода застоя, и вывести нашу экономику на рельсы здорового развития в интересах народа.

Социальная переориентация экономического развития, увеличение доли потребления в национальном доходе должны стать стержнем всей структурной и инвестиционной политики, краеугольным камнем формирования темпов и пропорций экономики. Сегодня ясно, что нужны глубокие перемены, охватывающие народное хозяйство в целом, начиная со сферы услуг и кончая тяжелой индустрией и оборонной промышленностью.

ЦК КПСС рассчитывает, что конференция выскажется в поддержку такого курса.

35
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

В связи с этим следует обсудить и еще один вопрос. Речь идет о критериях и показателях экономического развития. Мы уже не первый раз говорим, что важны не сами по себе темпы роста продукции, а их реальное наполнение, действительное удовлетворение потребностей народа.

Что толку от увеличения продукции сырьевых и топливно-энергетических отраслей, если оно "съедается" в результате нерационального, расточительного использования ресурсов? Или - кому нужно увеличение выпуска сельхозмашин, если их не покупают из-за низкой эффективности в работе? И в легкой промышленности нужен не "вал", не сам по себе объем производства, а такой набор изделий, который удовлетворял бы реальный спрос людей.

Мы еще никак не можем отрешиться от старых подходов. Нам нужны не просто миллионы тонн стали, миллионы тонн цемента, миллионы тонн угля, а конкретные конечные результаты. До каких же пор мы будем вращаться в порочном кругу безнадежно устаревших представлений и формул - "производство ради производства" и "план ради плана"?

Госплану, Академии наук СССР необходимо выработать предложения по этому вопросу, на основе которых уже в тринадцатой пятилетке велось бы планирование и оценивались результаты экономического развития.

Таковы, товарищи, некоторые итоги нашей работы в социально-экономической сфере, таковы противоречия и проблемы начального этапа радикальной экономической реформы, таковы некоторые соображения на ближайшее будущее и более отдаленную перспективу.
3. АКТИВИЗИРОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА

Товарищи! Перестройка, обновление социализма немыслимы без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала общества, заключенного в науке, образовании, всей культуре. Но одной этой констатации мало. Надо действовать, причем энергично и масштабно, учитывая еще и то, что во всем мире именно на этом направлении сосредоточиваются огромные усилия, сюда заметно увеличивается поток капиталовложений.

Уже в начале перестройки была выдвинута задача - круто изменить приоритеты, поднять роль духовной сферы, преодолеть ее недооценку. И здесь многое изменилось. Возникла новая общественно-политическая атмосфера - открытости, свободы творчества и дискуссий, объективного, непредвзятого исследования, критики и самокритики. Идет подлинная революция сознания, без которой невозможно созидание новой жизни.

36
ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

Большое значение партия придает вкладу в перестройку наших ученых. В Тезисах ЦК подчеркнуто, что основой экономической и социальной стратегии партии является ускорение научно-технического прогресса, и прежде всего овладение достижениями его современного этапа, связанного с развитием авангардных технологий - микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии и т. д.

В развитии науки и техники наметились позитивные перемены, повысилась требовательность к техническому уровню продукции, сократились сроки освоения разработок научно-исследовательских организаций. Приняты крупные меры по изменению системы планирования, финансирования и материального обеспечения исследований и разработок, ускорению использования научных достижений в практике, стимулированию научного труда. Эти меры оказали свое положительное влияние, но пока еще не удалось радикально изменить обстановку.

Особо сложной она оказалась в фундаментальных исследованиях, которые определяют перспективы науки и научно-технического прогресса. По-прежнему сказываются многие тормозящие факторы, унаследованные от времени господства командно-административных методов руководства, когда науке навязывались нередко такие направления исследований, которые не вытекали из логики ее собственного развития. И напротив, многие новые перспективные области исследований не получили своевременной поддержки или даже запрещались.

Постановка ряда обоснованных задач не обеспечивалась материально и организационно, что компрометировало научную политику в целом. Наука не была включена в необходимой мере в общую государственную плановую систему как неотъемлемый компонент, без которого невозможны разработка и осуществление социально-экономической политики в самом широком смысле этого слова. Ученые редко привлекались для экспертизы проектов, решений, планов, а их мнение, если оно расходилось с интересами ведомств, игнорировалось, а подчас и преследовалось.

В итоге за последние десятилетия общественный статус науки и престиж научной деятельности явно понизились. Самое тревожное состоит в том, что в застойные годы произошло отставание советской науки по ряду ведущих направлений, а преобладающим стало ее <догоняющее> развитие. Ненормальным является то обстоятельство, что на долю академического сектора науки, выполняющего основной объем фундаментальных исследований, приходится всего лишь 6,8 процента средств, выделяемых для научных исследований.

37
ДОКЛАД ЦК КПСС XIX КОНФЕРЕНЦИИ КПСС

Вот почему сегодня недостаточно лишь исправить все^ эти ошибки и упущения в научной политике. Речь идет о глубокой перестройке, о ломке многих устоявшихся структур хозяйственного механизма, о совершенствовании внутренних отношений в науке. Необходимо создать качественно новый отечественный научный потенциал, без чего невозможно в короткие сроки добиться прорывов в фундаментальных исследованиях и на этой основе успешно реализовать весь комплекс намеченных программ социально-экономического переустройства нашего общества.

Требуются решительные меры в совершенствовании управления научно-техническим прогрессом, преодолении ведомственных барьеров. Одним из путей здесь является формирование межотраслевых научно-технических комплексов, инженерных центров, временных коллективов для решения целевых задач. Важное значение имеют и начавшееся органическое включение научных организаций в систему хозрасчетных отношений, создание законченного цикла: научные исследования - техника и технология - инвестиции - производство - сбыт - обслуживание.

Понятно, что потенциал фундаментальных и прикладных наук накапливается годами и десятилетиями, но существуют и факторы ускорения научного развития. Это прежде всего демократизация обстановки в науке, преодоление бюрократизма и администрирования, консерватизма и монополизма. Надо открыть простор для максимального проявления талантов и творческой инициативы, для самоуправления, равноправной состязательности, конкурентности научных идей и мнений. Ряд ученых ставит вопрос и о целесообразности разнообразить способы организации науки, пойти и здесь на разумное сочетание государственных и кооперативных форм.

Особого внимания требует развитие общественных наук. Именно они в наибольшей степени пострадали от культа личности, бюрократических методов руководства, догматизма и некомпетентного вмешательства. Как известно, после XX съезда КПСС произошло заметное оживление обществоведческих исследований. Появились новые научные направления и новые кадры ученых, способных по-новому вести дело. Но вскоре снова стали реанимироваться волевые подходы к формулированию задач обществоведческой мысли, догматические методы их решения.

В условиях перестройки возникла острая социальная потребность в обществоведческих исследованиях. Мы нуждаемся в подлинном подъеме общественных наук на марксистско-ленинской мировоззренческой и методологической основе. Необходимы объективные научные исследования таких проблем перестройки, как экономическая реформа, реконструкция политической системы, демократизация, гуманистическое обновление, межнациональные отношения, новое политическое мышление и многих других. Иными словами, общество, идущее к своему качественно новому состоянию, нуждается в целостной концепции развития, видении диалектики процессов, противоречивости их отражения в массовом сознании, в учете плюрализма мнений, выработке научно обоснованных перспектив.
Ответить с цитированием