![]() |
9000. Сходня
https://olegfrolov.livejournal.com/74557.html
8 февраля 2015, 21:48 История моей родины, Сходня - Подмосковная Швейцария История Сходни начинается значительно раньше, чем история Москвы. Название этому небольшому живописному городу дала река Сходня, которая находилась на пути оживлённого тракта, связывавшего различные торговые центры Древней Руси. Тогда река Сходня была большой и судоходной, и тракт шёл по ней. Река входила в систему великого водного пути “из Варяг в Греки” наряду с Окой, Волгой, Доном и Днепром... сходня, карта, инфо, информация, история, город, поселок, река, география, экономика, политика, власть, управление Как известно, река Сходня впадает в Москву-реку. Здесь при впадении и начинается “всход” судов по реке Сходня. Поэтому и река эта называлась ранее “Всходня”. Войдя в Сходню, суда шли до места впадения Горетовки в Сходню, а недалеко от этого пункта протекала река Клязьма. Близость двух рек (1,5 – 2 километра) сыграла огромную роль в истории Сходненского района. Эта близость позволила организовать “переволок”, то есть перетаскивание судов по сухому месту. Он начинался от места впадения Горетовки в Сходню и кончался на реке Клязьме, в селении Черкизово. На месте начала переволока было большое поселение, имевшее торговое и административное значение. https://ic.pics.livejournal.com/oleg...2_original.jpg Следы этого посёлка обнаружены в многочисленных раскопках. Эти раскопки говорят о том, что здесь существовало древнейшее поселение славянских племён, главным образом кривичей. Это поселение относится к последним векам первого и начала второго тысячелетия нашей эры. Стоит отметить, что поселения не были расположены на месте теперешнего города Сходня: они помещались на левом берегу реки, против Подрезково и Верескино. Река Сходня начала со временем сильно мелеть, и, в связи с истреблением лесов, водный путь замирает. На его месте появляется гужевой транспорт. Большая дорога пролегала по территории Сходненского района, связывая Москву с Тверью, а затем Москву с Санкт-Петербургом. С проведением шоссе Москва-Петербург эта дорога стала более проезжей. Это была первая шоссейная дорога в России. В 1848 году была начата постройка железной дороги, проходившей по району теперешней Сходни. С постройкой железной дороги и связано возникновение посёлка Сходня. https://trueimages.ru/img/a2/14/8a83ee76.gif В середине века была положена линия Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Осенью 1851 года началось движение поездов. Через речку Сходня сначала был построен деревянный мост. В 1884 году его заменили высокой насыпью.https://ic.pics.livejournal.com/oleg...4_original.jpg Во второй половине века земля в районе Сходни стала продаваться её владельцами богатым московским купцам. С этого времени на территории нынешней Сходни возникают отдельные “усадьбы”, являвшиеся летними домами крупной московской буржуазии. Красивую, здоровую местность, прилегавшую к речке Сходня стали называть “Подмосковной Швейцарией”. В 1870 году был открыт полустанок “Сходня”, получивший своё название от речки Сходня. В 1890 году при полустанке (неподалёку от железной дороги) находились шесть усадеб. https://ic.pics.livejournal.com/oleg...0_original.jpg Усадьба Гучкова. https://ic.pics.livejournal.com/oleg...0_original.jpg В усадьбе Гучкова были самые шикарные ступенчатые фонтаны. https://ic.pics.livejournal.com/oleg...1_original.jpg История моей родины, Сходня - Подмосковная Швейцария Большая часть земли около полустанка принадлежала московскому купцу, почётному гражданину Х. С. Леденцову. Леденцов был культурным и образованным человеком. Он стремился поддержать передовых русских учёных и являлся инициатором создания “Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений”. В 1902 году Леденцов обратился к великому писателю Л. Н. Толстому, выдающимся учёным Тимирязеву, Мечникову с просьбой помочь осуществить это желание. В 1903 году состоялось собрание, где обсуждался предварительный проект устава Общества. Незадолго до своей смерти в 1905 году Леденцов завещал всё своё состояние, насчитывающее около 2 миллионов рублей, в распоряжение Общества. В 1907 году Леденцов умер, а в 1909 году был утверждён устав Общества. Земля у полустанка Сходня, принадлежавшая ранее Леденцову, была разбита на участки и стала продаваться частным лицам. В 1910 году был опубликован “План посёлка при полустанке Сходня”. В нём указывались местоположение, размеры и стоимость участков. Деньги, вырученные от продажи земли, использовались для содействия развитию русской науки и техники. Общество выделяло ассигнования для проведения различных исследований И. П. Павлову, Н. Е. Жуковскому, К. Э. Циолковскому. Так возникло дачное место, а затем небольшой посёлок Сходня. На Сходне есть дачи русского певца, народного артиста Республики Ф. И. Шаляпина, деятеля международного социал-демократического движения, члена ЦК РКП(б) К. Б. Радека (Собельсона), одного из самых молодых вождей октября, политического деятеля, одного из главных авторов Сталинской конституции Н. И. Бухарина. В нашем городе также жил талантливый инженер Николай Карлович фон Мекк, сын известной меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, опекавшей Чайковского. Весной и летом 1917 года в Сходне и Крюково проводились митинги и демонстрации с требованиями окончания войны, провозглашения демократической республики, конфискации и передачи в руки крестьян помещичьих земель. Население Сходни составляло уже около 1200 человек. В Сходню переехала Черкизовская волостная управа, и волость стала называться Сходненской. После Великой Октябрьской социалистической революции в Сходне и на территории волости развернулась работа по созданию и укреплению Советской власти. В это время в Сходне открыта школа самообразования. Позднее создана школа ликвидации неграмотности. В 1918-1922 годах на территории волости неоднократно бывал вождь и создатель Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленин. Летом 1920 года он приезжал в Сходню. Ленин побывал у проживавшего в посёлке члена Президиума ВСНХ и коллегии ВЧК И. П. Жукова (члена партии с 1909 года). В 1921 году Сходня стала центром новой Ульяновской области, образованной в 1919 году. В годы Советской власти в посёлке стала развиваться промышленность. В 1920 году был открыт небольшой мебельный завод, затем стали возникать другие предприятия. Полустанок превратился в железнодорожную станцию, одновременно росло население Сходни. Обратите внимание на карту, все улицы были проспектами, и все проспекты были мощёные. Асфальт появился только после войны. В 1921 году в посёлке насчитывалось 1276 жителей, в 1927 году около двух тысяч. После упразднения волостей Сходня с 1929 года несколько лет была центром Сходненского района Московской области. В его состав было включено 170 населённых пунктов. Всего в районе было около пятидесяти тысяч человек. В годы первой пятилетки город добился крупных успехов в развитии промышленности и сельского хозяйства. Со Сходней связана большая работа по пропаганде методов садоводства. Большую роль здесь сыграла школа Савицкого, цветоводство Губонина, который жил и работал в Сходне. В 1932 году в районе уже было 17 промышленных предприятий, на которых работало около 18 тысяч человек. В связи с тем, что большинство крупных предприятий находилось в южной части района, в декабре 1932 года центр Сходненского района был перенесён в рабочий посёлок Красногорск. Посёлок Сходня вошёл с этого времени в Солнечногорский район, а с июня 1940 года – Химкинский. Большой подъём испытывали сходненские предприятия перед войной: перестраивались существующие и открывались новые. В 1932 году мебельная артель была преобразована в Сходненский мебельный комбинат. В 1933 году была открыта зеркальная фабрика (позднее валяльная, затем галантерейная), верёвочная артель “Красный маяк” (с 1937 года – зеркальная фабрика №2). В посёлке строятся новые дома, появились новые улицы. В 1938 году Сходня стала рабочим посёлком. В 1939 году в посёлке проживало 7,8 тысяч человек. Появились новые артели и промышленные предприятия: Стекольный и Молочный заводы, Деревообрабатывающий комбинат. В бывшей даче Гучкова был открыт детский дом имени М. Горького. В годы Великой Отечественной войны предприятия Сходни выполняли заказы оборонного значения. В здании школы №1 был сформирован химкинский батальон народного ополчения. В конце ноября – начале декабря 1941 года шли ожесточённые бои на Крюковско-Сходненском направлении. На окраине дачного посёлка Сходня был расположен штаб 16-ой Армии генерала К. К. Рокоссовского. Под него был оборудован дом детского сада. Сам Рокоссовский жил в деревянном доме на окраине Сходни. Враг подошёл близко к Сходне. Фашисты бомбили заводы и железнодорожную станцию. Все попытки врага прорваться к Сходне окончились провалом. Войска 16-ой Армии остановили наступление врага и 7 декабря 1941 года перешли в контрнаступление. Во время войны в Сходне находился Белорусский штаб партизанского движения, а в 1943-44 годах работал Белорусский государственный университет. В 1944 году в посёлке открылся зоотехникум. https://ic.pics.livejournal.com/oleg...0_original.jpg История моей родины, Сходня - Подмосковная Швейцария За столетие существования Сходня из небольшого пристанционного посёлка выросла в большой населённый пункт. 18 декабря 1961 года рабочий посёлок Сходня был преобразован в город районного подчинения. https://ic.pics.livejournal.com/oleg...0_original.jpg https://ic.pics.livejournal.com/oleg...6_original.jpg ул.Первомайская 1961 https://ic.pics.livejournal.com/oleg...9_original.jpg В 2004 Сходня стала микрорайоном города Химки. https://ic.pics.livejournal.com/oleg...5_original.jpg https://ic.pics.livejournal.com/oleg...4_original.jpg https://ic.pics.livejournal.com/oleg...9_original.jpg P.S. Это далеко не полная история, продолжение следует... © Фотограф Олег Фролов WWW.OLEGFROLOV.PRO Промышленный фотограф. Архитектурный фотограф. Интерьерный фотограф |
Сходня
http://prorossiu.ru/?page_id=1135
Сходня, в Химкинском районе Московской области, в 29 км к северо-западу от Москвы. Расположен на южных склонах Клинско-Дмитровской гряды, на р. Сходня (приток р. Москва). Железнодорожная станция на линии Москва – Клин. Население 20,1 тыс. человек (1992; 16 тыс. в 1959; 18,5 тыс. в 1970; 17,6 тыс. в 1979). Вырос на месте полустанка Сходня (возник в 1870) Николаевской железной дороги, а также деревень Морщихино, Саврасово и др., известных с XVI в. (ныне в городской черте). С начала XX в. существует одноименный дачный поселок. Промышленное производство развивалось с 1920-х гг. (мебельная артель и др.), в 1938 образован рабочий поселок Сходня; в конце 1940-х гг. построены также промышленные предприятия по производству оконного стекла, зеркал, трикотажных изделий. С 1961 – город. Современная Сходня – центр мебельной промышленности. В городе действуют завод радиоэлектронной аппаратуры, предприятия легкой промышленности (в том числе швейной и трикотажной). Строительство ведется главным образом в южной части города, в районе так называемого Морщихинского поля. В окрестностях Сходни сохранились многочисленные архитектурные памятники и комплексы XVII-XIX вв. Близ Сходни и железнодорожной станции Фирсановка, в 4 км к югу от нее, находится ансамбль бывшей усадьбы Середниково (ныне санаторий «Мцыри»), до 1770-х гг. принадлежавшей князьям Егуповым-Черкасским, в 1775-1805 – князьям Всеволжским (существующий усадебный ансамбль создан при них). На главной оси симметрично распланированного комплекса в стиле классицизма размещен 2-этажный дом с 4 флигелями, образующими парадный двор; по сторонам подъездной аллеи – замкнутые каре скотного и конного дворов (все постройки – конца XVIII в.). К северу от основного ядра усадьбы – обширный пейзажный парк с прудами и кирпичными, облицованными камнем мостами. В 1825-69 усадьба принадлежала родственникам М.Ю. Лермонтова Столыпиным, в 1830-31 поэт неоднократно бывал здесь. При последней владелице усадьбы Середниково В.И. Фирсановой в 1914, к столетию со дня рождения Лермонтова, здесь установлен памятник-обелиск поэту с надписью «Певцу печали и любви». В Середниково и Сходне неоднократно бывал Ф.И. Шаляпин. В 6 км к северу от Сходни, в бывшей вотчине боярина М.С. Артамонова с. Поярково, – небольшая одноглавая, украшенная ярусами кокошников, резными белокаменными наличниками и порталами церковь Рождества Богоматери (1665; в интерьере – фрагменты фресок XVII в.). В 2,5 км к северу от Сходни, в поселке Черная Грязь, – 2-этажное здание почтовой станции на бывшем Петербургском тракте (вторая половина XVIII в., классицизм). Здесь на пути в Санкт-Петербург часто останавливались А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, А.И. Герцен, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов и др. |
Воспоминание о прошлом
https://www.youtube.com/watch?v=6fhQuO8lRE4 Мне предложили делать операцию на Сходне. Я согласился. Сегодня сьездил туда. Ну и заодно решил сходить в свою школу. СШИ она называлась. Сходненская школа интернат. 7 лет я там проучился. Два раза в неделю я от станции шел в школу. Туда и обратно. Вот я решил сегодня проделать этот путь. Я там говорю про деревянное двухэтажное здание на площади. Мы туда ходили что-то покупали. Оно не сохранилось. Ну и церковь тогда была кинотеатром. Я назвал два фильма, которые там смотрел. И еще один назову Генералы песчаных карьеров там смотрел. В этом ролике я не дошел до спуска. Надо было сворачивать влево, а я пошел прямо. Здесь ролик и обрывается. Продолжение в следующем. Токо об одном я не вспомнил. Про здание вокзала. Я после поездки обнаружил у одного френда пост про Сходню. Там есть фото этого вокзала. Постоянно заходил туда ожидаю электричку. Сиденья тогда были из слоеной фанеры. Таких сегодня нет. https://ic.pics.livejournal.com/oleg...9_original.jpg |
Сходня
https://russiantowns.livejournal.com/2704728.html
nordprod написал в russiantowns 21 ноября 2011, 21:11 В 1874 году на территории будущей Сходни была открыта жд станция, при которой вскоре возник поселок. С 1961 по 2004 год Сходня была отдельным городом Московской области, а потом была включена в состав города Химки, хотя и по сей день не совсем с Химками слилась. Сейчас здесь ведется активное строительство, частные домики уступают место многоэтажкам. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49795.jpg Сперва заглянул в часть Сходни, расположенную к западу от железной дороги. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49804.jpg В застройке тут намешаны хрущевки, брежневки и новостройки. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49794.jpg https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49796.jpg https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49807.jpg Кое-где сохранились частные домики. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49825.jpg Но в целом эта часть бывшего города узнается по серым шестнарикам, хорошо видным с железной дороги. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49802.jpg Перехожу пути и иду в восточную часть быв. города. Возле станции - удивительный по безвкусице торговый центр. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49800.jpg https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49797.jpg Чуть в глубине - единственная местная достопримечательность, Троицкая церковь 1909-10 годов. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49809.jpg Главная улица тут зовется Первомайской. На ней и в ее ближайших окрестностях есть некоторое количество послевоенных двухэтажек. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49810.jpg https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49811.jpg Немало и кирпичных хрущовок. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49816.jpg Деревянный многоквартирный дом. Вряд ли ошибусь, если предположу, что лет 40 назад подобных домов тут было во много раз больше. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49814.jpg Вот этот явно доживает последние месяцы. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49822.jpg Школа. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49821.jpg Первый раз в жизни вижу ЗАГС с именем :) https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49815.jpg За башней виден забор стройки. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49820.jpg Скоро стройка наверняка будет и тут. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49817.jpg Это уже ближе к краю бывшего города. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49818.jpg https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49819.jpg Какое-то предприятие на окраине. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49823.jpg Были мысли по Горной улице дойти до Ленинградки, но она действительно горная, дорога узкая с поворотами, а тротуаров нет. Я так подумал, что сходненские пейзажи не стоят Склифа, и вернулся в цивилизацию. А те виды, до которых дошел - симпатичные. https://content.foto.my.mail.ru/mail...ki/h-49824.jpg |
Текущее время: 01:05. Часовой пояс GMT +4. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot